09.08.2011 9330

Разграничение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и их отграничение от преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (статья)

 

Разграничение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и их отграничение от преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предполагает решение соответственно двух вопросов: 1) о разграничении и квалификации преступлений, ответственность за которые установлена нормами, содержащимися в ст. 201, 202, 203, чч. 3 и 4 ст. 204, включенных в главу 23, именуемую «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», раздела VIII с наименованием «Преступления в сфере экономики» УК РФ 1996 г., и 2) об отграничении этих преступлений от преступлений, имеющих смежные составы, предусмотренных нормами, содержащимися в ранее перечисленных статьях, объединенных в главе 30 раздела X данного УК.

Решение первого из поставленных вопросов сводится, по существу, к разграничению норм, содержащихся, с одной стороны, в ч. 1 ст. 201 УК РФ 1996 г. и, с другой - ч. 2 этой статьи и ст. 202, 203, чч. 3 и 4 ст. 204 данного УК, и обусловлено тем, что норма, установленная ч. 1 ст. 201 названного УК, является общей по отношению к нормам, предусмотренным ч. 2 ст. 201, ст. 202, 203, чч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ 1996 г., которые представляют собой специальные нормы. Признание нормы, установленной ч. 1 ст. 201, общей по отношению к предусмотренной ст. 203, обусловлено отсутствием в главе 23 нормы о превышении служебных полномочий, соответствующей ст. 286, помещенной в главу 30 названного УК, в связи с чем превышение служебных полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ 1996 г. Применение при этом насилия или угрозы насилием, признаваемых преступлениями, квалифицируется самостоятельно, а содеянное в целом -по совокупности преступлений. Как уже отмечалось в предыдущем изложении, в случаях, когда ответственность за одно и то же преступление предусмотрена одновременно двумя нормами, одна из которых является общей, а другая - специальной, то есть при конкуренции общей и специальной норм, содеянное квалифицируется только по одной специальной норме. В иных случаях составы преступлений, предусмотренные указанными статьями, помещенными в главу 23 УК РФ 1996 г., существенно различаются между собой, в частности, по признакам, характеризующим объективную сторону, составы преступлений, предусмотренные ст. 201, 202, 203, чч. 3 и 4 ст. 204 этого УК, а по признакам, присущим субъекту, составы преступлений, предусмотренные ст. 201, чч. 3 и 4 ст. 204 данного УК, отличаются от предусмотренных ст. 202 и 203 названного УК и два последних друг от друга.

Второй из обозначенных вопросов касается! отграничения составов преступлений, предусмотренных ст. 201 и чч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ 1996 г., от составов преступлений, предусмотренных соответственно ст. 285 и 290 данного УК. Указанные составы преступлений отличаются друг от друга по объекту и субъекту этих преступных деяний. Непосредственными объектами преступлений, ответственность за которые установлена ст. 201, чч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ 1996 г., являются общественные отношения, обеспечивающие интересы службы в коммерческих или иных организациях, а преступлений, предусмотренных ст. 285 и 290 названного УК, - общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной власти, государственной службы или службы в органах местного самоуправления, причем предусмотренного ст. 290- еще и общественные отношения, обеспечивающие авторитет государственной власти, государственной службы или службы в органах местного самоуправления. В качестве субъекта преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 201, чч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ 1996 г., выступает лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а преступлений, запрещенных ст. 285 и 290 этого УК, -должностное лицо. При этом необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в ч. 1 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», согласно которому «поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами...», и п. 7 этого постановления, где указано, что «под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ, следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ)». На основании цитированных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ возможно констатировать, что лицо признается должностным, если оно не только наделено функциями, описанными в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г., но еще и осуществляет эти функции именно и только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ, но не в коммерческих или иных организациях, в частности, государственных или муниципальных унитарных предприятиях. В последнем случае такое лицо при наличии других необходимых условий может выступать в качестве выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Иные составы преступлений, то есть кроме предусмотренных, с одной стороны, ст. 201, чч. 3 и 4 ст. 204 и, с другой - ст. 285 и 290, признаки которых описаны в нормах, содержащихся в статьях, включенных соответственно в главы 23 и 30 УК РФ 1996 г., существенно отличаются друг от друга. Это обусловлено, в частности, тем, что в главе 23 данного УК отсутствуют, во-первых, общие нормы, соответствующие установленным ст. 286 и 293 его главы 30, и, во-вторых, специальные нормы, соответствующие предусмотренным ст. 285, 285, 287, 289 и 292 главы 30 названного УК, а в последней - специальные нормы, соответствующие содержащимся в ст. 202 и 203 главы 23 УК РФ 1996 г.

Определение четких, носящих прикладной характер критериев разграничения преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и их отграничения от преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является необходимым условием законного и обоснованного применения норм УК РФ 1996 г. об ответственности за рассматриваемые преступные деяния.

 

АВТОР: Аснис А.Я.