12.08.2011 12983

Уголовно-правовая, криминологическая и оперативно-розыскная характеристика терроризма и преступлений террористического характера (статья)

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» к преступлениям террористического характера отнесены преступления, предусмотренные статьями 205 - 208, 277 и 360 УК РФ, а также предусмотрено, что к таковым могут быть отнесены и иные преступления, если они совершены в террористических целях. Данный закон не содержит в себе норм уголовно-правового характера и отсылает правоприменителя к действующему УК РФ. В юридической науке не выработалось единого подхода к вопросу о необходимости моделирования самостоятельного состава терроризма. «Суть проблемы, - как считает профессор С.А. Денисов, - заключается в том, что Особенная часть Уголовного закона знает случаи, когда в отдельных составах присутствуют элементы терроризма». К таким видам можно отнести статьи 277, 278, 279, 360 УК РФ и ряд других преступлений. «В связи с этим, отмечает профессор С.А. Денисов, - полагается, что специальные нормы призваны бороться с отдельными, конкретными проявлениями терроризма». Законодатель, исходя из необходимости формирования самостоятельного состава, установил ответственность за терроризм (статья 205 УК РФ).

В рамках анализа терроризма возможно разделение всех преступлений с элементами терроризма на три большие группы: 1. терроризм как самостоятельный состав преступления (ст. 205 УК РФ); 2. преступления террористического характера (ст. ст. 206-208, 277, 360 УК РФ); 3. иные виды преступлений, где элементы терроризма выступают в качестве цели или способа совершения преступления (вымогательство, все виды угроз, посягательств либо убийств в отношении должностных лиц различных звеньев государственного аппарата и т.п.).Все эти виды объединяют следующие черты: во-первых, характерная для всех преступлений с элементами терроризма открытость, а зачастую и ультимативность действий и требований; во-вторых, применение психического или физического насилия в отношении неопределенного круга лиц, в том числе и случайных жертв; в-третьих, подрыв престижа и авторитета власти, угроза общественной безопасности как средство воздействия на людей и общественные институты; в-четвертых, обще-опасный способ совершения преступлений, и в-пятых, транснациональный (международный) характер.

Объектом терроризма выступает общественная безопасность. Понятие и содержание безопасности определяется в Законе Российской Федерации от 18 марта 1992 года «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Безопасность - понятие очень сложное, широкое и многоаспектное. В зависимости от содержания различаются стороны безопасности. Так, выделяются экономическая, политическая, правовая, экологическая информационная, военная, государственная, личная и т. д. Общественная безопасность как объект преступления, - это система отношений, возникающих по поводу создания безопасных условий жизнедеятельности общества, развитие различных ее институтов. Исследователи различают объективный и субъективный критерии общественной безопасности. Объективный критерий - это уровень реальной защищенности системы законодательного регулирования, организационные меры по использования материальных средств, реализация этих мер правоохранительными и другими органами. Субъективный критерий отражает часть общественной психологии. В нем находит выражение ощущения своей безопасности и безопасности других лиц, состояние спокойствия, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов власти и управления. В качестве дополнительного объекта в рассматриваемом составе могут выступать личные и имущественные интересы граждан и юридических лиц.

Объективная сторона терроризма является сложной и может быть выражена в совершении одного из трех видов действий, указанных в диспозиции ст. 205 УК РФ: 1. совершение взрыва, поджога; 2. совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, либо наступление общественно опасных последствий; 3. угроза совершения указанных действий. Совершение взрыва - это действие, сопряженное с использованием взрывных устройств или взрывчатых веществ. Поджог - это искусственное вызывание пожара с использованием воспламеняющихся средств. Взрывные устройства - это самодельные, кустарного либо заводского изготовления мины, бомбы, снаряды, конструктивно предназначенные для производства взрывов. Взрывчатые вещества - это химические соединения, или механические смеси веществ, способные к быстрому взрыву (тротил, аммониты, пластиды, различные типы пороха). Взрыв - мгновенное, мощное самораспространяющееся химическое превращение взрывчатых веществ, сопровождающееся взрывной волной, возгоранием и громким звуком.

Иные действия - это самые различные активные действия, сопряженные с использованием радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих веществ, посягательство на информационные, энергетические, продуктовые ресурсы, системы жизнеобеспечения общества. Угроза совершения указанных действий выражается в реальном, возможном обещании выполнить указанные выше действия. Признаки терроризма будут иметь место лишь тогда, когда у одного или нескольких лиц существует реальная возможность выполнить указанные выше действия. Обязательным признаком терроризма является создание опасности наступления следующих видов последствий: 1. опасность гибели людей; 2. опасность причинения значительного имущественного ущерба; 3. наступление иных общественно-опасных последствий.

Опасность - это универсальная уголовно-правовая категория, которая в смысле рассматриваемого состава понимается как угроза наступления указанных в диспозиции статьи последствий. Опасность гибели людей означает совершение таких действий, которые бы объективно, в силу своих внутренних свойств вызвали реальную возможность гибели двух и более людей, или фактическую смерть хотя бы одного человека. Опасность значительного имущественного ущерба, как последствие действий, содержанием которых является терроризм - сугубо оценочное понятие. Это означает, что значительность, либо, напротив, незначительность ущерба рассматривается в каждом конкретном случае совершения терроризма.

В уголовно-правовой литературе существует предложение по квалификации и установлению этой разновидности последствий терроризма аналогично толкованию этих преступлений против собственности. «Эта позиция, - как считает профессор С.А. Денисов, - представляется не совсем верной». Ибо, значительность причинения имущественного ущерба в таком преступлении как, например, кража, устанавливается с учетом не только стоимости самого похищенного, но и с учетом материального положения лица, у которого совершено хищение. Естественно, данный критерий не может быть применим в случае квалификации терроризма. Данный признак устанавливается с учетом целого ряда обстоятельств. Во-первых, с какими целями совершаются террористические действия; во-вторых, какие средства необходимо затратить на их предотвращение и расследование. Иные общественно-опасные последствия в своем содержании могут заключать срыв работы государственных учреждений, предприятий, блокирование аэропортов, автомобильных и железнодорожных магистралей, вокзалов, создание паники среди населения и т.п.

Названный состав является формальным, т.е. уголовная ответственность может наступить при совершении какого-либо из указанных в диспозиции действий или угрозы их совершения, но в обозначенных целях. Другими словами можно сказать, что законодатель так сконструировал модель объективной стороны терроризма, что преступление признается оконченным, завершенным уже при наличии таких действий, которые создали опасность наступления последствий в виде гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо иных последствий. К такой конструкции законодатель прибегает в следующих случаях: во-первых, - установление последствий от совершенного действия невозможно, поскольку они находятся в толще различных проявлений (моральный, имущественный, организационно-управленческий и т.п.) во-вторых, само по себе действие настолько опасно, что законодатель не считает возможным связывать момент окончания преступления с наличием фактически причиненного вреда. Терроризм, с объективной стороны, подпадает под оба указанных выше случая. Опасность причинения указанных в законе последствий выступает, таким образом, сама как специфическое последствие. В соответствии с этим, при квалификации признаков, характеризующих объективную сторону терроризма, необходимо установление и причинной связи между действиями и причинно-обоснованной опасностью наступления последствий.

С субъективной стороны терроризм характеризуется умышленной формой вины и, более того, это преступление может быть совершено только с прямым умыслом. На это обстоятельство указывают следующие признаки: во-первых, наличие специальной цели при совершении терроризма и, во­вторых, конструкция объективных признаков. Прямой умысел означает, что лицо при совершении этого преступления сознает, что оно совершает взрывы, поджоги, иные действия, либо угрожает подобного рода действиями, предвидит неизбежность создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и иных последствий, и желает совершения подобного вида действий, преследуя при этом специальные цели: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти.

По мнению отдельных авторов, все цели в совершении терроризма условно разделяются на две группы: 1. основная цель - оказание воздействия на принятие решений органами власти. Именно ради этих целей совершаются в подавляющем большинстве все акты терроризма. Подтверждением этому являются акты терроризма, совершенные в последнее время представителями бандформирований самопровозглашенной Республики Ичкерия на территории России в городах Буденовске, Буйнакске, Волгодонске, Москве и др. 2. вспомогательные или промежуточные цели. К ним мы относим нарушение общественной безопасности и устрашение населения. Именно через достижение этих целей решается и основная задача террористов - воздействовать на решения, принимаемые органами власти.

Следует иметь в виду, что мотивация терроризма не обязательно носит политический характер в собственном смысле этого слова. К тому же то, что в источниках в настоящее время обозначается как явление терроризма, имеющее политические мотивы (осложнение международных отношений, воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства, дестабилизация обстановки и т.д.), является скорее целью. Мотивы же, т.е. внутренние побуждения участников, могут быть самыми разнообразными -от фундаменталистского или сектантского, религиозного, националистического, социального фанатизма до стремления к самоутверждению, «прославлению» себя, мести и т.д. Эти мотивы надо иметь в виду и во взаимодействии с собственно политическими мотивами, связанными с оппозиционной деятельностью, конфронтацией относительно существующего строя и органов власти. Поэтому мы солидарны с мнением профессора С.А. Денисова, который считает, что «мотивация проявлений терроризма уголовно-правового квалифицирующего значения не имеет. В качестве побудительных мотивов совершения терроризма, как правило, желание достигнуть каких-либо экономических, политических, сепаратистских, криминальных целей».

Субъектом терроризма выступает террорист, т. е. лицо, непосредственно участвующее в совершении действий, указанных с диспозиции ст. 205 УК РФ. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», подписанный Президентом России 25 июля 1998г., содержит в себе несколько расширенное понятие террориста - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой её форме. Анализ положений этого закона даёт основание полагать, что здесь мы имеем дело с более общим представлением о лице, совершившим террористические действия. В орбиту этого определения входит не только сам исполнитель, но и целый круг лиц, причинно и виновно обуславливающих совершение преступления. Обращает на себя внимание предельно низкий возраст уголовной ответственности за терроризм (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Данное обстоятельство лишний раз доказывает специфическое свойство терроризма - его повышенную общественную опасность.

Квалифицированные виды терроризма содержаться в ч. 2 ст.205 УК РФ. К ним относятся: совершение терроризма по предварительному сговору группой лиц; неоднократно; с применением огнестрельного оружия. При установлении, совершён ли терроризм группой лиц по предварительному сговору или нет, необходимо руководствоваться положением ст. 35 УК РФ, которая даёт определение разновидности простого соучастия. Для его наличия необходимо установление следующих признаков: во-первых, в совершении преступления участвуют два или более вменяемых, достигших 14-летнего возраста лица; во-вторых, до совершения преступления либо на стадии приготовительных действий заранее договорились о выполнении действий, составляющих объективную сторону терроризма; в-третьих, два или более лица полностью или хотя бы частично выполняют действия, перечисленные в ст. 205 УК РФ. Федеральным законом №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» из УК России исключена статья 16, определявшая неоднократность преступлений. «Принятие этой законодательной инициативы президента России произвело декриминализацию около 60 квалифицированных состава по признакам неоднократности и наличия судимости преступлений». В связи с введением данной новеллы доктор юридических наук С.У. Дикаев отмечает: «Криминологическую значимость этого новшества можно будет оценить нескоро, но можно предположить, что существенного влияния на общую тенденцию роста преступности, в целом, на проявление терроризма, в частности, оно мало скажется».

Применение огнестрельного оружия также значительно усиливает общественную опасность терроризма и, соответственно, выведено законодателем в квалифицированный вид этого преступления.

Наличие в ст. 205 УК РФ такого квалифицирующего признака, как применение огнестрельного оружия при совершении акта терроризма (ч. 2 п. «в») вызывает у учёных справедливую критику. Ибо взрывчатые вещества и огнестрельное оружие оказались разъединенными, тем самым нарушена законодательная логика, требующая в квалифицированных составах учитывать разрушительный потенциал предмета преступления. Вряд ли огнестрельное оружие представляет большую опасность, чем поджоги, использование при терроризме взрывчатых веществ и взрывных устройств, способных вызвать часто массовые по своему характеру бедствия. Поражающие свойства взрывных устройств, с помощью которых устраивается взрыв, квалифицируемый по ч. 1 ст. 205 УК РФ, практически всегда намного превосходят поражающие свойства огнестрельного оружия. Являющаяся квалифицирующим признаком законодательная конструкция данной уголовно-правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что стрельба из огнестрельного оружия по зданию, скажем, аэропорта является более опасным, чем взрыв всего здания аэропорта при помощи взрывного устройства.

Доктор юридических наук С.У. Дикаев предлагает пункт «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ дополнить и включить в него также использование боевых припасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Мы вполне солидарны с предложением учёного. Профессор СФ. Милюков также придерживается данной точки зрения, при этом он считает, что необходимо указать в норме на их большую поражающую силу. Законодатель, конструируя правовую норму, поступает предельно экономно, поэтому, мы полагаем, что такое указание будет излишним. Законодатель в пункте «в» части 2 ст. 205 УК РФ говорит не об использовании оружия, а о его применении в ходе совершения акта терроризма, тем самым значительно сужает круг террористических деяний, совершаемых с оружием, поскольку содержание понятия «применение» уже понятие «использование» оружия. Применение огнестрельного оружия предполагает производство из него стрельбы, создающей опасность гибели людей. Законодатель имеет в виду непосредственное применение оружия, стрельбу из него для достижения исключительно террористических целей. Из этого следует, что захват какого-либо объекта, произведённого вооружёнными людьми без единого выстрела, преследуя террористические цели, квалифицируется по части 1 ст. 205 УК РФ, а если был произведён хоть один выстрел, то по пункту «в» части 2 ст. 205 УК РФ.

Статья 205 УК РФ содержит в себе особо квалифицированные виды, которые резко повышают общественную опасность терроризма. К ним относятся: совершение организованной группой деяний, указанных в ч. 1 или 2 ст. 205 УК РФ; смерть по неосторожности человека, как результат действий; иные тяжкие последствия. Совершение терроризма организованной группой означает, что устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 205 УК РФ, участвует в акте терроризма. Устойчивость - это качественный критерий организованной группы, он устанавливается с помощью таких признаков, как стабильный численный состав, наличие внутренней дисциплины, однородность способов совершения преступлений и т. д. Международная и национальная практика борьбы с терроризмом показывает, что государству приходится иметь дело именно с организованными преступными группами, существующими не один год («Красные бригады» в Италии, Германии, «Серые волки» в Турции, баскская ЭТА в Испании, бандформирования самопровозглашённой Республики Ичкерия в России и др.).

Неосторожное причинение смерти представляет собой следующий признак особо квалифицированного вида. Этот признак имеет место тогда, когда в результате действий, подпадающих под терроризм «по неосторожности», наступает смерть одного человека. Умышленное убийство при терроризме делает его более опасным и образует квалификацию по ст. 105 УК РФ. Особенность квалификации этого признака лежит в плоскости субъективной стороны преступления. Этот случай образует собой наличие двойной формы вины. Иные тяжкие последствия, как квалификационный признак, являются оценочным признаком, который должен устанавливаться в каждом конкретном случае совершения и установления терроризма. Этот особо квалифицированный вид напрямую корреспондируется с признаками опасности причинения значительного имущественного ущерба. Отличие между ними заключается в следующем: во-первых, тяжкие последствия в отличие от имущественного вреда материализуются, т. е. фактически наступают, и, во-вторых, по своему количеству, размеру причинённого ущерба тяжкие последствия могут включать в себя также и физический вред здоровью потерпевшего. Изначально часть 3 ст. 205 УК РФ этим и заканчивалась.

Если мы проследим генезис терроризма по средствам, используемым в ходе террористических актов, то мы увидим следующее. В начале терроризм зародился в виде «плаща и кинжала». Именно кинжал стал неотъемлемой частью первых террористических актов в истории человечества. Затем арсенал холодного оружия террористов пополнился самодельными бомбами и огнестрельным оружием. Современные террористы широко используют бомбы-письма, бомбы-посылки, снайперские винтовки, контактные бомбы и бомбы замедленного действия, что позволяет преступникам оставаться неуловимыми, а следовательно, и безнаказанными, что чрезвычайно затрудняет борьбу с ними. Террористы в Чечне и Афганистане широко используют в своей террористической деятельности переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) «Стрела-2 (2М)» и «Стрела-3».

В 1999г. в интервью еженедельнику «Тайм» «террорист №1» Усама бен Ладен заявил, что собирается обзавестись оружием массового уничтожения: «Приобретение оружия для защиты ислама - религиозный долг каждого мусульманина. И если я найду такое оружие, я выполню свой долг».

Таким образом, применение оружия массового поражения в террористических целях стало серьёзной угрозой для мирового сообщества. Ядерный терроризм чрезвычайно опасен, так как вероятной угрозе смерти подвергается множество людей.

Порядок использования атомной энергии определён Законом Российской Федерации от 20 октября 1995г. (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1997 года) «Об использовании ядерной энергии». Закон, учитывая исключительную опасность ядерных материалов и радиоактивных веществ, жёстко определил условия, которые позволяют обеспечивать безопасность их хранения, перевозки, использования и утилизации. Главную угрозу безопасности указанных материалов представляют лица, пытающиеся завладеть ими в целях использования в преступных террористических целях.

К ядерным материалам относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (например, иод - 131, цезий - 137, плутоний, уран - 233, уран - 235, уран, содержащий смесь изотопов, встречающихся в природе в форме, отличной от руды или рудных остатков, и любой материал, содержащий один из вышеназванных элементов, в том числе и оборудование, подвергшееся облучению).

Радиоактивными веществами являются вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение - радий, плутоний, кобальт-60, стронций и другие.

Источниками радиоактивного излучения являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Последнее определяется как излучение, которое издаётся при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении ядерных частиц в веществе и образуется при взаимодействии со средой ионов разных знаков.

При посягательстве на объекты атомной энергии (атомные электростанции, атомные морские суда, хранилища отходов ядерной энергии и др.) создаётся угроза наступления таких последствий, устранение которых либо вообще невозможно, так как в результате загрязнения ядерными материалами может измениться генофонд флоры и фауны, либо оно потребует от государства непомерных затрат. Преступные посягательства террористов на объекты атомной энергии создают угрозу радиационной безопасности (вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения) как настоящего, так и будущих поколений людей.11 сентября 2001 года во время террористической атаки на США террористы планировали направить один из захваченных «Боингов» на здание АЭС. Осенью 2005 года террористы пытались захватить аэропорт в Нальчике, а затем направить захваченные самолёты на различные объекты в России, в том числе и на Ново-Воронежскую АЭС. Увеличение в последние годы числа угроз взрывов АЭС и других объектов вынудило российское законодательство внести дополнения в часть 3 статьи 205 УК России.

«Совершенно неуместно нахождение терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - считает С.У. Дикаев, - рядом с умышленными действиями в виде посягательств на объекты использования атомной энергии, с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения». Очевидно, высказывание учёного вполне справедливо. Но законодатель, ощутив особую угрозу, решил быстро и адекватно прореагировать на неё. Тем более, что на наш взгляд, российский уголовный закон нуждается в дальнейшем совершенствовании в целом и в отношении уголовно-правовой защиты от терроризма в частности. Так, например, в ч. 1 ст. 205 УК РФ законодатель, конструируя состав терроризма, употребил словосочетание «эти действия». В.В. Мальцев усматривает в этом то, что законодатель, употребив данное словосочетание, предполагал активную форму преступного поведения человека. Хотя известно, что террористическая акция иногда может быть осуществлена и путём бездействия (например, посредством невыполнения обязанностей, связанных со своевременным отключением производственных и технологических процессов в энергетике, на транспорте либо в добывающей промышленности).

Доктор юридических наук СУ. Дикаев еще в 2004 году отмечал: «В этом смысле диспозиция ч. 2 и ч. 3 ст. 205 УК РФ лучше сформирована законодателем, поскольку использует выражения «те же деяния» и «деяния», своим содержанием охватывающие и действия, и бездействие людей. Поэтому в части 1 ст. 205 слово «действия» следует заменить словом «деяния». Законодатель оставил данное предложение ученого без внимания. Поэтому, через год, в 2005 году в Санкт-Петербургском Университете МВД России, была защищена А.Н. Слипушенко кандидатская диссертация на тему: «Уголовно-правовая характеристика терроризма». Соискатель предложил коренным образом реконструировать статью 205 УК РФ и в частности в диспозиции части первой этой статьи термин «действия» заменить термином «деяния», который охватывает и действие и бездействие. И вновь прошел целый год, но данные предложения соискателя остались не реализованы.

Мы солидарны с данными исследователями и вновь ставим вопрос о необходимости введения такой корректировки в данную статью. Ст. 205 УК РФ содержит в себе примечание, содержанием которого выступает компромиссная норма уголовного права. Законодатель с целью снижения латентности терроризма и выявления его на ранних стадиях развития предоставляет возможность освободиться от уголовной ответственности лицам, если они своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовали предотвращению осуществления акта терроризма, и если в действия этих лиц не содержится другого состава преступления.

Некоторые авторы предлагают изменить содержание данного приложения. Так, например А.Н. Слипушенко предлагает внести такие изменения: «... предотвратило наступление общественно опасных последствий...». Когда лицо, участвующее в совершении террористического акта принимает решение сообщить об этом органам власти путем предоставления информации, то оно участвует в предотвращении и имеет шанс быть освобожденным от уголовной ответственности. В предложении А.Н. Слипушенко речь идет о предотвращенном преступлении, что порой целиком не зависит от одного конкретного лица. И если последний не уверен, что удастся полностью предотвратить, и он рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, то это заставит его отказаться от риска. Такое изменение в примечании приведет к тому, что органы, ведущие борьбу с терроризмом, лишатся оперативной информации. Так, во время пресечения терактов в Нальчике в 2005 году правоохранительные органы располагали определенной упреждающей информацией. Антитеррористическая операция проведена относительно успешно, хотя предотвратить террористические акты полностью не удалось.

Более того, по конструкции объективной стороны терроризм признается оконченным уже с момента совершения действий, создающих реальную опасность наступления указанных в диспозиции ст. 205 УК РФ последствий. Правильная квалификация и установление признаков, характеризующих терроризм, позволяет вести успешную уголовно-правовую борьбу с этим видом преступления против общественной безопасности.

Профессор Л.А. Моджорян отмечает, если в прошлом терроризм «сводился в основном к убийству, ранению или запугиванию государственных и общественных деятелей, то в настоящее время он принимает такие формы, как угон самолета, захват заложников, повреждение и взрывы путей сообщения и других средств передвижения, взрывы публичных и общественных учреждений и жилых домов; ограбление складов оружия и предприятий, оккупация посольств, нападение на места международных встреч, штаб-квартиры международных организаций и др.». Таким образом, мы видим, что на смену террористам-одиночкам приходят хорошо организованные преступные группы. Характерной особенностью данных террористических групп является то, что они имеют высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, высокий уровень управления, подчинения и распределения функций между преступниками. В большинстве случаев эти террористические организации имеют структуру пирамиды, на вершине которой находится лидер (лидеры), а в непосредственном его окружении небольшая группа лиц, принимающих основные решения. Здесь существуют жесткие системы, обеспечивающие устойчивость, разделение «труда», специализацию, хорошую управляемость. Определена схема распределения ролей, задач и ответственности.

Большое внимание, как правило, уделяется средствам поддержания дисциплины, в результате чего угроза применения наказаний со стороны руководства корпоративных формирований является более реальной, чем риск привлечения к уголовной ответственности. Более того, террористические бандформирования ведут целенаправленное и активное противодействие правоохранительным органам. Ими применяются различные методы: подкуп, угрозы, шантаж, компрометация, физическое воздействие. К сожалению, иногда они добиваются успеха. Создание террористических бандформирований свидетельствует не только о количественном, но и качественном сдвиге в сторону увеличения социальной опасности. В ряде случаев личность чисто технически не в состоянии в одиночку выполнить весь план преступных действий. Так, например, захват палестинскими террористами 3 октября 1985 года итальянского лайнера «Акилле Лауро», на борту которого находилось более 750 пассажиров разных национальностей и 331 член экипажа.При анализе преступной группы выделяются следующие фигуры его участников:

1. организатор группы (лидер или лидеры);

2. исполнитель на «ответственном участке»;

3. второстепенный исполнитель;

4. оппозиционер, «слабое звено» группы - субъект, внутренне не согласный с совершением терроризма, в котором он принимает участие, но вынужден скрывать свои намерения из-за боязни репрессий в отношении себя или семьи.

Важнейшим компонентом террористической деятельности являются свойства личности террориста и мотивы его действий. Согласно данному критерию преступников-террористов можно разделить на четыре основные группы: террористы-фанатики, террористы-уголовники, террористы-наемники, террористы-душевнобольные.

Мотивы, побуждающие преступников совершать террористические акты, делятся на три основные группы:

1. политические (враждебное отношение к существующему конституционному строю);

2. месть (прежде всего кровная месть);

3. корысть (экономико-финансовый интерес, совершение преступления по найму).

Одна из обязательных норм жизни террористических группировок -конспирация. Это достигается сокрытием баз нахождения, организацией тайных складов оружия и боеприпасов, снаряжение, широкое использование на корыстной основе лиц «втемную» и т.д. Кроме того, они осуществляют разведку и контрразведку, широко применяя при этом современные технические средства связи, визуально-слухового контроля. Террористы используют зачастую официальную информацию.

Профессор Л.А. Моджорян пишет: «...морские террористы не могут действовать в одиночку, а составляют группировки, пользующиеся поддержкой заинтересованных в их деятельности правительств либо самостоятельных людей и даже организаций». Часто террористы имеют хорошо налаженные контакты со спецслужбами. Так, например, характеризуя деятельность террористических организаций «Омега-7», «Альфа-66», «Эльнадер Кубана», П.С. Шиллер пишет, что «три четверти инцидентов, с 1961 по 1971 год, приписываются антикастровским группировкам. Некоторые члены этих группировок прошли обучение в ЦРУ и пользовались финансовой поддержкой эмигрантской общины в Соединенных Штатах Америки». Успешная борьба с терроризмом не возможна без своевременной, упреждающей и достоверной информации о преступных планах. Но, как справедливо заметил профессор В. В. Устинов, к сожалению, системы раннего предупреждения в настоящее время не существует.

В заключение можно сделать вывод о том, что терроризм - один из вызовов, брошенных человечеству, и от того, сможет ли оно эффективно контролировать это явление, во многом зависит его судьба. Мировое сообщество не достигло единства в понимании этого сложного социального явления, что серьезно препятствует борьбе с терроризмом. В результате зачастую становится невозможным вовремя обезвредить источник террористического насилия. Российское государство последовательно выступает за международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Эта борьба «требует совместных усилий многих государств, что тоже признается необходимым и, соответственно, без государственных соглашении в данной области борьба с международным терроризмом практически не представляется возможной».

 

АВТОР: Янгол В.Н.