13.08.2011 23446

Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с политическим терроризмом (статья)

 

Борьба с международным терроризмом ведётся в двух правовых сферах: межгосударственной (на универсальном, региональном и двустороннем уровнях) и внутригосударственной. Формы, средства и методы могут быть самыми разными. Сам механизм международно-правовой борьбы с международным терроризмом довольно сложен и включает в себя две взаимосвязанные стороны: правовую и институционную. Первую образует совокупность международно-правовых норм, регулирующих вопросы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом.

Практика международного сотрудничества свидетельствует о следующем. Международное сообщество не стало закреплять в соглашениях определения международного терроризма. В международных соглашениях стали закреплять признаки состава преступлений, в борьбе с которыми осуществляется сотрудничество, т. е. основное внимание было уделено вопросу индивидуальной уголовной преступности террористов. Достигнута договорённость, что в интересах сотрудничества государств преследование будет вестись независимо от мотивов и целей совершения преступлений. Таким образом, для целей выдачи, преступления международного терроризма стали рассматриваться как обычные уголовные преступления, а лица, виновные в их совершении, - как уголовные преступники. Именно на такой основе стало возможно сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.

Вместе с тем необходимость выработки определения международного терроризма для целей сотрудничества в борьбе с ним остаётся весьма актуальной и необходимой.

XXI век принёс человечеству новые вызовы и угрозы, среди которых особое место занимает международный терроризм.

В целях поддержания международной законности и правопорядка мировое сообщество ведёт принципиальную борьбу с преступлением международного терроризма. 3 июля 2001г. в Докладе Генерального Секретаря ООН «Меры по ликвидации международного терроризма» было отмечено, что в настоящее время существует двенадцать международных конвенций, касающихся международного терроризма. Двенадцать конвенций - это специальные международно-правовые акты универсального характера по различным аспектам преступления международного терроризма, а семь конвенций представляют собой региональные соглашения по регламентированию борьбы с международным терроризмом практически по всем регионам мира. Российская Федерация, занимающая активную позицию в общемировой борьбе с преступлением международного терроризма, является стороной десяти универсальных конвенций по борьбе с терроризмом и двух региональных. В международных документах ООН зафиксирован основополагающий принцип международного сотрудничества - всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты. Если первая часть данного принципа ещё только обретает своё утверждение, то признание противоправности терроризма без каких-либо изъятий практически уже закреплено во всех универсальных соглашениях в этой области.

В настоящее время сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество государств и взаимодействие их правоохранительных органов и специальных служб на глобальном (универсальном), региональном и двухстороннем уровнях.

Институционную составляющую механизма международно-правовой борьбы с международным терроризмом образует система международных органов и организаций, занимающихся изучением всех аспектов данной проблемы, вопросами выработки указанных конвенций и содействия их эффективной реализации. В данную систему входят органы ООН и ряд её специализированных организаций (ИКАО, ИМО, МАГАТЭ и др.); такие региональные организаций, как ОАГ, ЕС, ОАЕ, ЛАГ, СААРК. Важную роль должны играть в борьбе с международным терроризмом Интерпол и Европол.

В современных условиях лишь на уровне международного сообщества в целом возможно решение проблем, стоящих перед всем человечеством. Это объединяло стремление государств к заключению универсальной общей антитеррористической конвенции. Данные усилия государств не привели к общему успеху. И в первую очередь это связано с отсутствием общепринятого определения международного терроризма.

В целях выработки единого определения международного терроризма на 42-ой сессии Государственной Ассамблеи ООН Сирия предложила провести специальную международную конференцию. Эта инициатива была поддержана странами третьего мира, но западные страны категорически её отвергли. Причина - разный подход стран к оценке актов международного терроризма и актов насилия, используемого национально-освободительными движениями. Поэтому выход нашли в создании ряда соглашений, затрагивающих отдельные аспекты борьбы с международным терроризмом.

Несмотря на отсутствие общепринятого международно-правового понятия «международный терроризм», не возникает сомнений, что предметом 12 универсальных концепций является борьба с проявлением, по сути, одного и того же явления - совершение незаконных насильственных актов, сопряжённых с устрашением и запугиванием населения. «Одна из главных целей террористов - запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности и безопасности жизни». В научной литературе встречаются мнения, согласно которым, за террористическими деяниями отрицается разнообразие форм.

В. П. Панов отмечает: «В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространённости и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера».

Такая точка зрения не получила поддержки среди экспертов ООН и других международных организаций, занимающихся систематизацией конвенций по борьбе с международным терроризмом.

На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что совокупность международно-правовых средств, закреплённых в нормах международных универсальных конвенций, применяемых для наказания и пресечения отдельных актов международного терроризма, и составляет конвенционный механизм борьбы с международным терроризмом.

Мы не будем перечислять все соглашения, которые международное сообщество рассматривает в качестве антитеррористических и давать им подробный анализ. Это хотя и входит в предмет нашего исследования, но превышает его объём. Поэтому мы будем останавливаться фрагментарно на тех из них, которые были ратифицированы Россией и их положения нуждаются в закреплении в национальном законодательстве.

Так, 12 января 1998 года была принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Она ратифицирована Федеральным Собранием. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 7 июня 2001 года. Ратификация Конвенции требует от России принятия правообеспечительных мер. Они сводятся к тому, что на основе выработки юридической квалификации, соответствующей конвенционному стандарту в уголовном законодательстве Российской Федерации в конкретной форме следует установить вид и размер наказания за совершения актов бомбового терроризма.

К разновидностям террористических акций относятся и преступления, зафиксированные в нормах Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., ратифицированной Россией 10 июля 2002 года. Речь идёт, прежде всего, о лицах, которые любыми методами незаконно и умышленно предоставляют средства или осуществляют их сбор с намерением их использования при совершении деяний, обозначенных в договорах о пресечении актов терроризма. Эффективными средствами обеспечения конвенции могут стать международный контроль, презюмированный её нормами, а также внесение поправок в уголовное законодательство государств-участников. Согласно ст. 8 Конвенции каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.

Отдельные договорно-правовые нормы, на которых базируется сотрудничество государств по борьбе с терроризмом, содержатся в Женевской конвенции по морскому праву 1958 г.; Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.; Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г.; Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и др.

Нормы международного права, направленные на пресечение терроризма во время вооружённых конфликтов, содержатся в декларации о морской войне 1856 г., конвенциях, законах и обычаях войны 1907 г.; Женевских конвенциях о защите жертв войны 1943 г.; Статуте Нюрбергского трибунала; Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае военного конфликта 1954.

В Докладе Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли ООН в связи с терроризмом (6 августа 2002 г.) отмечается, что «в большинстве случаев терроризм по существу представляет собой политический акт. Он предназначен для неожиданного причинения смертоносных увечий мирным жителям и создания атмосферы страха в целом ради достижения какой-либо политической или идеологической (будь то религиозной или нерелигиозной) цели. Терроризм является преступным актом, однако, нечто большим, чем простое уголовное деяние. Для преодоления проблемы терроризма необходимо уяснить его политическую подоплёку, а также его основные преступные корни и психологию. Организации Объединённых Наций необходимо заняться обеими частями этого уравнения».

В ст. 5 Проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (проект представлен в ООН на 55 сессии, Шестой комитет, пункт 166 повестки дня «Меры по ликвидации международного терроризма» 28 августа 2000 г.) отмечается, что «каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы преступные деяния, подпадающие под действия настоящей Конвенции, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по каким бы то ни было соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера».

Формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

Вопросы активизации международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом также неоднократно рассматривались на региональном уровне. Так, вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках ОБСЕ, ЕС, Совета Европы, организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др.

В настоящее время существует 7 региональных конвенций по борьбе с терроризмом. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне; итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

Особого внимания заслуживает договорно-правовая база и механизм взаимодействия государств, их правоохранительных органов и спецслужб, действующих в рамках Шенгенской группы, Европейского Союза и Совета Европы. Такое внимание объясняется двумя факторами. Во-первых, указанная база и механизм являются наиболее совершенными из ныне существующих и они могут представлять определённый интерес для аналогичного сотрудничества и взаимодействия в рамках СНГ. Во-вторых, Российская Федерация вступила в Совет Европы и может стать участницей европейских соглашений, ранее закрытых для неё.

На 1 января 2001 года СЕ разработано 177 международных документов, которые охватывают практически все стороны европейской жизни (за исключением вопросов обороны). Договоры СЕ - важный вклад в формирование общеевропейского правового пространства. В качестве многосторонних документов они заменяют несколько тысяч двусторонних европейских соглашений.

В преамбуле Европейской конвенции по пресечению терроризма отмечается, что государства-участники Конвенции подписали её, сознавая растущую тревогу, вызванную увеличением числа актов терроризма; желая принять эффективные меры для обеспечения неотвратимости наказания в отношении лиц, совершающих такие акты. Одной из главных тенденций развития Европейских сообществ и Союза с момента их основания является «разработка законодательства и принятие организационных мер в уголовно-правовой сфере с целью превратить Европейский Союз в целом в пространство свободы, безопасности и правосудия» (ст. 2 Договора о Европейском Союзе).

Ведущую роль в области полицейского и судебного сотрудничества взял на себя Европейский Союз, во многом благодаря высокой степени интеграции этой организации.

Это позволило установить общие процедуры выдачи, определить цель сотрудничества и призыв к осуществлению обмена информацией.

В результате данного сотрудничества достигнуто следующее:

- принят общий ордер на арест; установлен общий перечень террористических организаций;

- достигнут постоянный обмен информацией между государствами-членами и Европейским управлением полиции (Европолом);

- создан Евроюст (координационный орган, состоящий из магистратов, прокуроров и офицеров полиции);

- совместные следственные бригады полиции и магистратов, совершающие трансграничные действия; и усилия по выработке общего определения террористической деятельности для целей уголовного правосудия. В более широком плане Интерпол осуществляет важную работу, на которую могут опираться региональные организации. Интерпол, членами которого являются 179 государств, собирает, хранит, анализирует и распространяет разведывательную информацию о подозрительных лицах и группах и их деятельности.

Интерпол - сокращенное название Международной организации уголовной полиции (МОУП) - был создан в 1923 году как Международная комиссия уголовной полиции (МКУП) для координации с центром в Вене. В 1938 году она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией. В современном виде воссоздана в 1946 году. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция). В 1990 году, благодаря усилиям наших ученых-юристов, среди которых особую роль сыграл Заслуженный работник МВД СССР, доктор юридических наук, профессор Яков Михайлович Бельсон, СССР вступил в Интерпол.

Официально НЦБ Интерпола в России приступило к работе с 1 января 1991 года, т.е. спустя несколько месяцев с момента подписания представителями тогда еще советского МВД международных правовых обязательств, определивших порядок взаимодействия отечественных мастеров уголовного розыска с их зарубежными партнерами.

Сотрудничество государств и взаимодействие их правоохранительных органов и спецслужб на двухсторонней основе осуществляется, как правило, на базе двухсторонних соглашений, которые могут заключаться на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях как в области противодействия международному терроризму, так и в борьбе с конкретными его формами проявления.

Как правило, двухсторонние соглашения, рассматривающие в качестве предмета договоренностей взаимодействия государств и их спецслужб в борьбе с организованной преступностью, включая терроризм, не указывают при этом не только конкретный состав терроризма как преступной деятельности, но и не определяют само понятие.

С одной стороны, такой подход позволяет сглаживать существующие разночтения в законодательствах различных государств по поводу определения терроризма, что, безусловно, положительно сказывается на развитии двухсторонних отношений в данной области борьбы с преступностью, а с другой стороны, отсутствие четко очерченного предмета взаимодействия не способствует концентрации усилий двух государств по искоренению этого опасного явления. Международный правовой опыт борьбы с терроризмом показывает, что на сегодняшний день сложились следующие направления сотрудничества в данной сфере:

1. Конвенционный механизм сотрудничества, включающий универсальные, региональные и двухсторонние соглашения и связанный с ними институт выдачи.

2. Сотрудничество в рамках международных организаций.

3. Сотрудничество в рамках региональных объединений и групп государств.

4. Сотрудничество государств в рамках института правовой помощи.

5. Учреждение и деятельность международных органов для преследования и наказания лиц, виновных в совершении террористических актов.

По мнению СВ. Глотовой, конвенционный механизм и институт выдачи, в силу различных причин, будучи эффективными в пресечении общеуголовных преступлений, теряет свою эффективность применительно к борьбе с терроризмом. Если учесть, что деятельность международных судебных органов связана в основном с реализацией ответственности за терроризм, то в плане организации практической борьбы с проявлениями терроризма перспективными представляются второе, третье и четвертое направления сотрудничества.

В последние годы проблема терроризма стала весьма актуальной для всех государств СНГ.

Это обстоятельство нашло отражение во многих совместных документах, принимаемых на самом высоком уровне в рамках Содружества (Концепция коллективной безопасности, Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, Модельный закон «О борьбе с терроризмом» от 8 декабря 1998 г., Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г., Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003­2004 годы и др.), в которых государства СНГ декларировали свою готовность к тесному сотрудничеству в области противодействия террористическим угрозам.

Для государств СНГ, их сплоченности и поступательного развития непосредственную опасность сегодня представляют экстремистские организации «Братья-мусульмане», чья сеть террористических групп прикрывается названиями «Общество социальных реформ», «Комитет исламского призыва», «Аль-Игаса» (действует на территории России и Центральной Азии, Закавказья); «Комитет мусульман Азии», функционирующий на территории России и Центральной Азии; «Хизб ут-Тархир аль-Ислами», проявляющий себя в России, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Украине; «Хамаз», действующий в местах компактного проживания мусульман в России и в странах Центральной Азии; благотворительный фонд «Ибрагима Бен Абдул Азиз аль-Ибрагима», активно действующий в основном в России; религиозное течение «Акромиды», действующее главным образом в Узбекистане; «Центр исламского развития», оперирующий на территории Кыргызстана; «Адолат уюшмаси», облюбовавший территорию Узбекистана. Цель этих и других радикальных мусульманских организаций - постановка под свой контроль новых государств в регионах Кавказа, Центральной Азии, на Балканах. Об этом свидетельствуют многочисленные попытки вторжения незаконных вооруженных формирований на территорию Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.

В прессе отмечалось о существовании у террористов планов борьбы с «мировым порядком» от Кавказа до Памира, суть которых заключается в осуществлении агрессии, направленной на разрушение СНГ и установление на территории государств Содружества военно-диктаторских режимов. Имеются сведения о поддержке террористов со стороны официальных государственных институтов стран с теократическими режимами правления.

Страны СНГ неоднократно заявляли о возможности создания единого правового пространства. Это нашло отражение в целом ряде договоров, программ, модельных законодательных актов. В результате сложилась единая система правовых документов СНГ (многосторонние договоры, двухсторонние соглашения, протоколы, правовые документы главных органов СНГ), которую, по мнению ученых и специалистов, можно назвать «правом СНГ».Значение права СНГ повышается в связи с признанием Содружества в качестве международной межгосударственной организации, призванной поддерживать мир и безопасность в пределах евразийского региона.

Проблема борьбы с терроризмом - задача ответственная и многоаспектная. Только специальным службам и правоохранительным органам решить данную проблему не под силу. Террористические проявления, бороться с которыми они призваны, произрастают из тех сфер общественных отношений, на которые силовые структуры влиять не должны (экономика, политика, социальные и межнациональные отношения и т.п.)

Здесь нужны взаимосвязанные межгосударственные и общегосударственные программы, включающие в себя не только оперативные, специальные, военные меры, но и меры политические, идеологические, социальные, экономические, воспитательные, пропагандистские и иные, системно направленные в первую очередь на профилактику террористических проявлений.

Общее понимание опасности международного терроризма странами СНГ выражено в совместном политическом заявлении глав государств Армении, Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана - членов Договора о коллективной безопасности от 25 мая 2001 г. «Терроризм и экстремизм выступают рука об руку с организованной преступностью, наркобизнесом и контрабандой оружия, тормозят развитие демократических процессов, посягая на основные права и свободы человека».

Государства-участники СНГ решили одними из первых скоординировать свои усилия по борьбе в международным терроризмом. Первым договором в сфере борьбы с терроризмом можно считать Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 26 мая 1995 г, подписанное всеми государствами-участниками СНГ.

Содержание Соглашения в целом не имеет особых отличий от универсальных международных конвенций в этой сфере.

25 января 2000 г. Совет глав государств-участников СНГ принял решение о разработке Международной целевой программы совместной борьбы с международным терроризмом, создании Антитеррористического центра (АТЦ), утвердил Программу совместных мер борьбы с преступностью на период до 2003 года, а также Положения о Координационном совете генеральных прокуроров. Под эгидой Исполнительного комитета СНГ разработана целевая Межгосударственная программа совместных мер борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Итогом двух встреч экспертов в Минске (17-18 февраля и 2-3- марта 2000 г.) было создание рабочих проектов Положения об Антитеррористическом центре СНГ (АТЦ) и Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. В развитие вышеуказанной Программы была разработана и утверждена Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003-2004 годы.

Большую роль в деле предупреждения террористических актов и борьбе с терроризмом играет «Шанхайская пятерка», созданная в 1996 г. с целью объединения усилий государств для коллективного решения проблем пограничного урегулирования и обеспечения мер повышения доверия между соседними государствами. На встрече глав государств в Шанхае (Китай) президенты России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Председатель Китайской Народной Республики подписали соглашение об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах.

Уникальность этого международно-правового документа состоит в том, что впервые пяти государствам Азиатско-Тихоокеанского региона удалось путем равноправных переговоров, преследовавших цель не ослабления друг друга, а создания на совместной границе спокойной добрососедской обстановки, решить ряд острых проблем, относящихся к такой важной области, как национальная безопасность. «Пятерка» превратилась в мощную региональную организацию. Ряд стран этого региона выразили желание стать членами этой организации. О своей заинтересованности заявили Индия и Иран. В 2001 году в Шанхае (Китай) к «Шанхайской пятерке» в качестве полноправного члена организации присоединился Узбекистан. Главы шести государств приняли решение об учреждении на основе «Шанхайской пятерки» региональной организации сотрудничества (ШОС). Была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

7 июня 2002 года государства-члены ШОС подписали Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (далее - РАТС) содействия координации взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом.

11 декабря 1998 года Указом президента Украины был создан Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины (далее АТЦ). Структурно АТЦ состоит из Межведомственной координационной комиссии, штаба АТЦ и координационных органов Службы безопасности Украины. Структурные компоненты АТЦ в комплексе составляют основу общегосударственной системы борьбы с терроризмом. Для координации борьбы с терроризмом на общегосударственном уровне Указом президента Украины от 5 ноября 2002 года был создан постоянно действующий совещательный орган - Антикризисный центр (АКЦ). Антикризисный центр возглавляет президент Украины. Рабочим органом Антикризисного центра определен Штаб Антикризисного центра при Службе безопасности Украины. Таким образом, на Украине создана такая система организации борьбы с терроризмом, которая может служить моделью для всех государств-участников СНГ.

Мировой опыт свидетельствует, что терроризм набирает силу в тех регионах, где обостряются противоречия в социально-политической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройства отсутствует стабильность. Убедительным примером является нынешняя ситуация в Российской Федерации и в других государствах-участниках СНГ, прежде всего в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане.В государствах СНГ антитеррористическое сотрудничество организуется по линии Совета руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ), Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны и Совета командующих пограничными войсками, Консультативного совета генеральных прокуроров. В 1998 году Межпарламентская Ассамблея приняла модельный закон «О борьбе с терроризмом». В этом законе впервые на межгосударственном уровне было дано определение терроризма, закреплены основные принципы борьбы с ним.

19 апреля 2004 года МПА СНГ приняла новый модельный закон «О борьбе с терроризмом», в котором предложены основные понятия, в т.ч. терроризм, международный терроризм, основные принципы борьбы с терроризмом, основы организации борьбы с терроризмом, вопросы информационного обеспечения борьбы с терроризмом, защита объектов от возможных террористических посягательств, проведение контртеррористических операций, борьбы с финансированием террористической деятельности, международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Данные нормативные акты, хотя и носят рекомендательный характер, они окажут большую помощь при создании национальных нормативно-правовых источников, регламентирующих борьбу с терроризмом. Вместе с тем следует отметить, что антитеррористическое сотрудничество государств, как в рамках СНГ, так и в более широком масштабе, осложняется действием ряда факторов. Одним из них является скрытый характер террористических угроз, предопределяющий необходимость более тесного сотрудничества специальных служб.

Другим фактором является нежелание некоторых государств принимать на себя конкретные обязательства и выполнять ранее заключенные соглашения и договоренности в полном объеме. Это касается, например, отношения властей некоторых европейских государств к деятельности на их территории представителей чеченских «сепаратистов», выдачи которых требуют правоохранительные органы России. Координированное и полноценное сотрудничество и деятельность антитеррористических органов и систем предполагает преодоление противоречий, существующих между национальными правовыми системами и международным правом. Стоит задача создания межсистемных групп правовых норм, нацеленных на борьбу с терроризмом. Речь идёт о необходимости формирования специальной межсистемной отрасли - «Антитеррористическое право».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы борьбы с терроризмом как в законодательной, так и правоприменительной сферах далеки от своего разрешения. Антитеррористическое законодательство, созданное в последние годы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Международные действия против терроризма могут быть эффективными, если они пользуются максимальной поддержкой государств на основе тесного сотрудничества на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. Наиболее эффективным способом борьбы с политическим терроризмом является использование международных и государственных правовых институтов. Существующие международные договоры по борьбе с терроризмом являются основой международного сотрудничества по его противодействию. Необходимо доработать и принять ООН Всеобъемлющую конвенцию о борьбе с терроризмом. В ней необходимо сформулировать взаимоприемлемое определение терроризма, чётко разграничить законные и незаконные методы борьбы с ним, скоординировать интерпретацию, основные положения и порядок исполнения 12 имеющихся на сегодняшний день разрозненных конвенций, так или иначе трактующих частое проявление терроризма. Принятие такой конвенции стало бы стимулом для развития и унификации внутренних национальных антитеррористических законодательств.

Требуют серьёзного осмысления и развития взаимоотношения АТЦ СНГ с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом. В этой связи необходимо разработать предложения по унификации и развитию национальных законодательств в области противодействия терроризму, ввести единые термины и понятия, смоделировать совместные антитеррористические мероприятия, продолжить практику международных антитеррористических учений.

 

АВТОР: Янгол В.Н.