13.08.2011 5212

Понятие и сущность оперативно-розыскного противодействия терроризму (статья)

 

Из анализа террористических актов, например, в США 11 сентября 2001 года; захват заложников в театральном центре «Норд-Ост» в Москве и др. можно сделать вывод о том, что террористы стремятся к получению большого общественного резонанса и этим самым оказать давление на власть. Для этих целей террористам нужна широкая аудитория.

«Главным, смыслообразующим результатом для организаторов акта терроризма, - подчёркивает С.У. Дикаев, - являются не взрывы, не устрашение, не жертвы, а реакция адресата (власти) на неординарные события». Исходя из этого цель контртеррористов должна заключаться в минимизации резонанса от акта терроризма, что позволит снизить давление на власть со стороны возбуждённой общественности и избежать принятия ею не до конца просчитанных решений. При любом исходе дела доля вины в случившемся акте насилия лежит на органах государственной власти, не сумевших предотвратить акты терроризма. Их вина в том, что они допустили конфликт, позволили террористам сгруппироваться, обзавестись взрывными устройствами и иными средствами осуществления акта терроризма, не обеспечили безопасности объектов возможных террористических целей, предоставили террористам через СМИ возможность приобрести широкую аудиторию и т. п. «В невыгодном положении оказывается государство не потому, что оно нарушает закон, - пишет В. В. Устинов, - а просто потому, что оно государство».

Поэтому государству необходимо создать такую постоянно действующую систему противодействия проявлениям терроризма, которая, во-первых, исключает всякую случайность возникновения политических сил (партий, движений), во-вторых, делает политически невыгодной конфронтацию политических сил, в-третьих, позволяет на ранней стадии выявлять и сглаживать возникающие в обществе социально-политические противоречия и, в-четвёртых, обеспечивает подлинную защиту и безопасность личности. Необходим комплексный подход к решению стоящих перед государством и обществом задач. Целенаправленное воздействие на все подсистемы терроризма со стороны государственной власти может создать объективные предпосылки для успешной защиты национальных интересов России.

Система государственного противодействия проявлениям терроризма в России начала формироваться с начала 1990-х годов, и сегодня можно считать, что она сформирована, но ещё далека от совершенства. Она является подсистемой другой системы - системы национальной безопасности Российской Федерации, основными объектами которой являются «личность -её права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Элементами системы национальной безопасности являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Созданная система противодействия терроризму нуждается в совершенствовании в плане повышения её эффективности.

Общегосударственная система противодействия проявлениям терроризма в России предполагает два уровня:

1. Управление и контроль за антитеррористической деятельностью со стороны Президента России с привлечением Совета безопасности, Правительства, Федерального собрания и судов;

2. Совокупность конкретных мер федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих конкретную работу или мероприятия антитеррористической направленности. Эти мероприятия предполагают:

а) нормотворчество (совершенствование нормативной базы противодействия проявлениям терроризма в различных социальных системах и подсистемах);

б) институциональность (создание структур, способных анализировать, прогнозировать проявления терроризма и противодействовать им);

в) функциональность (установление организаторов и исполнителей терроризма, определение среды его порождения, устранение социальной базы).

Россия провела огромную деятельность по созданию антитеррористического законодательства, по развитию международного сотрудничества в деле противодействия проявлениям терроризма.

Положением о Федеральной антитеррористической комиссии, утверждённым Постановлением Правительства России от 10 декабря 2002 года №879, определён статус антитеррористической комиссии, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Данная комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Силовыми структурами постоянно принимаются меры, направленные на повышение эффективности борьбы с проявлениями терроризма. Работа по совершенствованию системы позволила в 2002 году предотвратить около 300 актов терроризма, выявить около 40 тысяч преступлений, связанных с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В 2003 году изъято из преступного оборота 3,2 тонны взрывчатых веществ. В 2003 году на территории России на 15,7% возросло число зарегистрированных преступлений, квалифицируемых как терроризм. По стране по ст. 205 УК РФ (терроризм) поставлено на учёт 354 преступления. Количество нераскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов на территории Российской Федерации увеличилось на 75% (всего на 5237). За совершение преступлений террористического характера в России в Федеральный розыск объявлено 216 лиц. В 2003 году из них разыскано лишь 60 преступников. Но реальность такова, что в настоящее время «эффективность» террористов в 6-7 раз выше эффективности антитеррористической деятельности. Из года в год растёт число актов терроризма и число жертв от них, тогда как раскрываемость таких преступлений составляет не более 20%, 80-90% актов терроризма достигают целей. Проверка деятельности субъектов, несущих основную ответственность за выполнение Закона РФ «О борьбе с терроризмом», проведённая в конце 2002 года Главным контрольным управлением президента России совместно с аппаратом Совета Безопасности страны показала, что «в целом на этом участке борьбы с преступностью существенных изменений в лучшую сторону не произошло. Терроризм остаётся серьёзной государственной проблемой».

Представляется, что не совершенство государственной системы определяется тем, что она рассчитана на недопущение террористических проявлений в конкретной сфере социальной жизни общества, на то, чтобы не дать терроризму проявиться. Хотя в статье 2 Закона «О борьбе с терроризмом» и содержится принцип, определяющий приоритет мер предупреждения терроризма, практическая реализация данного принципа в большей степени нацелена на самоорганизацию общества. Благодаря терроризму становится возможным оптимизация функционирования общественных процессов, как на национальном, так и на международном уровне. Из-за террористических угроз в обществе происходят изменения: принимаются более совершенные законы, становится более результативной работа правоохранительных органов и всех других общественных структур, призванных служить противовесом всевозможным угрозам социальной системе. Практически все ведомственные нормативно-правовые акты, принятые за последнее десятилетие в России, нацелены на усложнение совершения акта терроризма, на повышение защищённости объектов возможных террористических атак, на организацию противодействия. В систему противодействия проявлениям терроризма не включены меры по установлению и устранению причин, порождающих терроризм, по ликвидации её социальной базы. Надо отметить, что практическая реализация государственных мероприятий (самоорганизация общества) объективно должна привести и к устранению причин. Но решению этой задачи придаётся второстепенное значение, тогда как система противодействия должна иметь комплексный характер и должна включать в число своих задач и предупредительную деятельность. Если не устранить причины, порождающие терроризм и террористов, не ликвидировать их социальную базу, то любая, даже самая совершенная защита будет рано или поздно преодолена, поскольку противостоящая нелегальная система постоянно самосовершенствуется.

Не лишена недостатков и международная система противодействия терроризму. Имеющиеся проблемы в идеологизации системы противодействия во многом связаны с политическими стереотипами в международных отношениях, амбициозностью лидеров мировых держав, но, во многом, нежеланием лишиться идеального инструмента решения политических, в том числе и геополитических задач. Поэтому представляется, что проблемы принятия действенных мер против проявлений терроризма решаемы, а препятствия преодолимы, но не в скором времени, ибо терроризму отведена ключевая роль в глобализации, предполагающей, помимо прочего, и унификации человечества. Посредством намеренной дисгармонии и дисфункции легальной международной системы гармонизируется человечество, в котором национальные, религиозные, географические и иные особенности социальных групп рассматриваются как изжившие и тормозящие процесс унификации, рассматриваемый как прогресс. Глобализация диктует, чтобы Национальные правительства стремились к заключению соглашений с другими национальными правительствами, международными организациями, в том числе военными, неправительственными организациями и многонациональными корпорациями, роль которых чрезвычайно усиливается. Они диктуют подчинение национальным образованиям (но не ООН) и ограничение власти национальных правительств. Процесс глобализации несёт в себе существенные условия для разрастания организованной преступности и её террористической деятельности в ситуации выживания. Это позволяет прогнозировать в ближайшее будущее нарастание террористической угрозы в мире, что обуславливает необходимость создания действенной, постоянно совершенствующейся национальной системы государственной безопасности России в широком смысле слова.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно предложить ряд опорных дефиниций, характеризующих процесс противодействия терроризму.

Противодействие проявлениям терроризма - это система государственных мер правового, институционального и функционального характера по созданию антитеррористической нормативной базы и государственных структур её применения, а также установления и устранения причин террористических проявлений. А механизм противодействия представляет собой совокупность организационных, управленческих, законодательных, правоохранительных и правоприменительных мер, нацеленных на прогнозирование, предупреждение и нейтрализацию социально-политических факторов, обуславливающих терроризм.

Преступления террористического характера во многих случаях совершаются организованными группами, детально планируются, им предшествует тщательная подготовка. И если в ходе осуществления террористического акта преступники стремятся к широкой огласке, чтобы вызвать большой общественный резонанс и тем самым оказать давление на власть и достигнуть поставленной им цели, то в процессе подготовки теракта соблюдается глубокая конспирация. Вести успешную борьбу с терроризмом невозможно без наличия своевременной, упреждающей, достоверной информации, полученной из различных источников, и, прежде всего, оперативно-розыскным путём. При этом именно использование агентуры, негласного содействия отдельных граждан является «стержнем» всей оперативно-розыскной деятельности.

Как отмечал И. И. Карпец, сколько бы ни были активны и умелы сыщики, осуществляющие так называемый личный сыск, где огромное значение имеет личная подвижность и смекалка, умение, находясь в массе людей, видеть и слышать то, что не слышат и не видят другие, умение анализировать увиденное и услышанное, принимать немедленно необходимые решения, -они не смогут проникнуть в замыслы, вынашиваемые хорошо законспирированными, сплочёнными преступными группами, не смогут предвидеть или раскрыть преступление, если не будут иметь агентуру, способную помочь «изнутри» знать, что замышляют преступники. В полной мере эти слова видного отечественного учёного и практика И.И. Карпеца относятся и к преступлениям террористического характера. Сущность оперативно-розыскного противодействия заключается в исследовании тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойств, которые и определяют его природу и назначение.

С этой точки зрения оперативно-розыскное противодействие терроризму выступает как часть (подсистема) целостного противодействия преступности в целом.

Термин «противодействие преступности» в криминологической теории используется достаточно широко, поскольку более точно определяет содержание деятельности государства и общества по противостоянию преступности, чем иные традиционные для нашей науки и так называемой «профилактической деятельности» термины. В реальном воплощении противодействие преступности - система форм и методов воздействия общества и государства на детерминанты преступности, мер, осуществляемых специализированными и иными субъектами правоохранительной системы, которая, в свою очередь, входит уже как подсистема в систему обеспечения законности и через неё реализуется социальная функция правоохраны, обеспечение законности и правопорядка.

Оперативно-розыскное противодействие осуществляется в основном с использованием оперативно-розыскных возможностей. Оно направлено на преодоление криминального противодействия.

Криминальное противодействие порой является целенаправленным и весьма изощрённым. Преступные формирования проводят целые комплексы превентивного характера, направленные на обеспечение безопасности и скрытости проведения подготовки террористических актов. В структуре многих группировок создаются и функционируют специальные службы безопасности. В 90-е годы прошлого века из правоохранительных органов ушло много первоклассных профессионалов, которые нашли свое применение в охранных подразделениях, в том числе и в асоциальных группировках. Поэтому в процессе оперативно-розыскного противодействия терроризму спецслужбы сталкиваются с активным противодействием преступных элементов, имеющих хорошую профессиональную подготовку, владеющих теми же средствами и методами, что и представители закона.

Неслучайно оперативно-розыскная деятельность и криминалистика вновь обратились к исследованию вопросов противодействия, как особой проблеме, хотя проблема криминального противодействия не нова и ранее привлекала внимание исследователей и практиков. Оперативно-розыскная практика даёт достаточно примеров проявления криминального противодействия правоохранительным органам. Причём криминальное противодействие в некоторых случаях в тактическом и психологическом аспектах не уступает оперативно-розыскным мероприятиям.

Современный терроризм характеризуется формированием глобальных и региональных координирующих центров, осуществляющих планирование и организацию террористических операций, проникновением в политические, экономические и силовые структуры с применением информационно-психологического воздействия на широкие слои населения, срастанием с организованными преступными организациями, специализирующихся в наркобизнесе, автобизнесе и торговле оружием, искусственным созданием конфликтных и кризисных ситуаций в обществе.

Опыт борьбы с террористическими организациями, действующими на территории России, как и в иных странах, показывает, что для финансового обеспечения своего функционирования данные структуры используют различные источники, одним из которых является совершение преступлений, напрямую не связанных с их террористической деятельностью, с последующим отмыванием денежных средств через финансовые структуры.

В интервью по вопросу борьбы с отмыванием денег Хиллари Бенн, заместитель госсекретаря Департамента международного сотрудничества и развития Великобритании отметила: «Масштаб этого бизнеса поражает - по разным оценкам, в мире ежегодно «отмывается» от 600 млрд. долларов до 1,8 трлн. долларов».

Криминальное противодействие осуществляется не только в процессе расследования преступлений, судебного разбирательства, но и наиболее ранних стадиях в процессе выявления и раскрытия преступлений.

Определение криминального противодействия как умышленной деятельности с целью воспрепятствования решению задач расследования и, в конечном счете, установлению истины по уголовному делу, даваемое в криминалистической литературе, по нашему мнению, в неполной мере подходит для оперативно-розыскной деятельности. В нём не учтена такая составляющая как противодействие коррупции, что применительно к оперативно-розыскному противодействию приобретает первостепенное значение. Коррупция в стране достигла таких масштабов, что стала представлять угрозу для национальной безопасности страны. В связи с чем особую актуальность приобретают вопросы о возможности оперативно-розыскного обеспечения противодействия организованной преступности. В настоящее время наблюдаются процессы сращивания правоохранительных органов с преступностью. Коррумпированные представители правоохранительных органов зачастую выполняют функцию защиты. Создаются «синдикаты», нередко зарабатывающие деньги на развале уголовных дел и т. д.

Так, по данным независимых исследований в настоящее время среди привлечённых к ответственности коррумпированных должностных лиц в структуре МВД работники министерств, комитетов и структур на местах составляют примерно 24,1%, сотрудники правоохранительных органов -36,5%, работники кредитно-финансовой системы - 21,7%, работники контролирующих органов - 6,9%, работники таможенной службы - 5,2%}

По данным анализа А. Б. Осипова: «Коэффициент коррупционных преступлений сотрудников органов внутренних дел составил 15,1 преступлений на 10 тыс. сотрудников в 1999 г. и 15,9 преступлений в 2002 году». К особенностям коррумпированных преступлений сотрудников ОВД можно отнести «продажу служебной информации».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что криминальное противодействие правоохранительной, в целом, и оперативно-розыскной деятельности, в частности - это умышленное, целенаправленное совершение действий, в ряде случаев коррупционного характера, препятствующих осуществлению мер, направленных на противодействие и раскрытие преступлений, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, общества и государства.

Наиболее активное противодействие оперативным подразделениям в выявлении и раскрытии преступлений оказывают организованные преступные формирования, в частности, незаконные вооружённые формирования террористической направленности.

Противодействие этих преступных структур представляет собой сложный комплекс разнообразных по формам и приёмам действий, препятствующих эффективному предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию и судебному рассмотрению совершённых ими преступлений с целью избежать уголовной ответственности.

Большое значение для разоблачения преступной деятельности террористических организаций и сообществ имеет своевременное выявление и преодоление противодействия оперативным подразделениям со стороны участников указанных преступных формирований и связанных с ними лиц.

Для исследования противодействия криминальной среды, как объекта и предмета теории ОРД, необходимо наряду с его определением обозначить и те его структурно-содержательные элементы, которые охватываются оперативно-розыскной функцией борьбы с преступностью.

Можно выделить четыре формы криминального противодействия: а) сокрытие и фальсификация следов преступления; б) воздействие на лиц-носителей оперативной и доказательственной информации; в) действия коррупционного характера; г) разведывательная и контрразведывательная деятельность, направленная на выявление информаторов, планов и мероприятий, проводимых правоохранительными органами.

Мы не будем детально анализировать каждую из вышеуказанных форм вследствие ограниченного объёма данного исследования. Остановимся лишь на фрагментарном анализе отдельных моментов.

По мнению Г. Н. Мудьюгина, сокрытие преступления - это комплекс действий преступника в целях уклонения от ответственности за содеянное. Эти действия могут быть направлены на сокрытие: самого события преступления, его преступного характера, участия в нём преступника.Такой подход в оценке данного явления к терроризму имеет лишь частичное применение. «Цель террориста, - отмечают А. В. Кузьмин и Е. А. Козловских, - не просто убить человека, а вызвать всеобщее замешательство, тотальный страх. Философия данных действий известна: великая цель оправдывает средства, какими бы жестокими они не были». Обычный преступник чаще всего руководствуется жаждой наживы и по возможности избегает убийства. Политический терроризм нового типа охотно проповедует братство людей и нередко ведёт себя соответственно. Однако гораздо чаще он отбрасывает бремя моральных принципов и убеждает себя, что ему всё дозволено. В момент совершения террористического акта террористы не скрывают событие преступления, стараются придать его массовой огласке для достижения своих целей. Но в дальнейшем пытаются скрыть своё персонофикационное участие в конкретном террористическом акте путём взятия ответственности на себя за содеянное той или другой экстремистской организацией. Здесь решаются два вопроса. Первый - взятие на себя ответственности преступной организацией, известной особой жестокостью, усиливает психологическое давление на общество. Террористические акции, - как отмечает В. И. Самарин, - оказывают психологическое воздействие на оценку населением страны состояния внутренней безопасности и правопорядка. Второй - сокрытие конкретных участников преступления под крышей преступной организации, которая, в лучшем случае, представлена глубоко законспирированными руководителями, хотя и известными широкой общественности, но не доступные правоохранительным органам до определённого времени. Это такие, как террорист №1 Усама Бен Ладен, Басаев и др.

В научной литературе приводятся различные классификации способов сокрытия преступлений. На наш взгляд наиболее оптимальная классификация, разработанная известным отечественным ученым-криминалистом Р.С. Белкиным. По содержательной стороне Р.С. Белкин способы сокрытия преступления разделил на ряд групп, включающих сокрытие преступлений путем: 1) утаивания информации и (или) ее носителей; 2) уничтожения информации и (или) ее носителей; 3) маскировки информации и (или) ее носителей; 4) фальсификации информации и (или) ее носителей; 5) смешанные способы. Данная точка зрения полностью нами поддерживается, так как предложенная ученым классификация применима и в теории оперативно-розыскной деятельности.

Практика показывает, что в случаях, когда скрыть информацию от правоохранительных органов не представляется возможным, то преступники прибегают к другим способам воздействия, как на свидетелей и потерпевших, так и на лиц, производящих раскрытие и расследование преступлений. Преступники в процессе воздействия на лиц, производящих раскрытие преступлений (оперативные работники, следователи и др.) прибегают к физическому и психическому насилию, подкупу, шантажу. По данным исследователей, чаще всего встречается подкуп (80 %), шантаж (6%) и угрозы (14 %). Все эти действия совершаются специально выделенными лицами в преступных группах, которые собирают досье с компрометирующими сведениями на сотрудников правоохранительных органов. Причем данной работой занимаются профессионалы, среди которых бывшие работники оперативно-розыскных подразделений (15 %) или следственных органов (8 %).

Действия преступников представляют собой хорошо продуманную и активную систему, а факты использования уголовно-преступными элементами ухищрений, контроперативных действий необходимо рассматривать как элементы профессионализма, практикуемые в новых социально-исторических условиях. Из этого вытекает еще одна современная коммуникативная форма противодействия.

Она заключается в действиях контрразведывательного и разведывательного характера, направленных на выявление конфидентов, планов и мероприятий, проводимых оперативными подразделениями.

Сотрудники правоохранительных органов в процессе оперативно-розыскного противодействия терроризму чаще всего встречаются с данной формой контрпротиводействия со стороны преступников. Поэтому мы более подробно остановимся на ее характеристике.

1. Действия контрразведывательного характера, направлены на обнаружение разведывательной деятельности оперативных подразделений в преступной группе, конкретных лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел. Проводя комплекс мероприятий, преступники стараются выявить в своей среде лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, с целью их нейтрализации, либо организации канала передачи дезинформации.

2. Действия, носящие разведывательный характер. Преступники получают необходимую информацию в правоохранительных органах и используют ее в своих интересах. В этих целях они могут использовать работников правоохранительных органов, попавших к ним в материальную или иную зависимость (оперативные работники, секретари, машинистки и т.д.) К этой группе относятся действия, связанные с использованием технических средств. Это и звукозаписывающая, и кино-, фото-, видеоаппаратура, которая устанавливается в жилых и служебных помещениях работников правоохранительных органов, а также используемом ими транспорте. Наличие мощных радиосредств позволяет собирать необходимую информацию путем прослушивания радиопереговоров служебных автомашин правоохранительных органов.

Таким образом, мы выделяем четыре основные формы противодействия: а) сокрытие и фальсификация следов преступления; б) воздействие на лиц -носителей оперативной и доказательственной информации; в) действия коррупционного характера; г) разведывательная и контрразведывательная деятельность, направленная на выявление информаторов, планов и мероприятий, проводимых органами внутренних дел.

Оперативно-розыскная деятельность в отличие от других видов государственно-правовых форм борьбы с преступностью вторгается в действия криминальной среды на самых ранних стадиях подготовки и совершения преступлений, используя при этом конспиративное проникновение в нее в соответствии с действующим Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», что порождает не только конфликтные ситуации, но и приобретает формы борьбы противостоящих субъектов на всех этапах разведывательно-поисковых мероприятий, от естественно развивающегося процесса события преступления к поэтапному исполнению правоохранительной функции борьбы.

Изложенные формы и приемы, используемые криминальной средой для противодействия раскрытию терроризма, свидетельствует о необходимости и целесообразности их преодоления с помощью комплекса оперативно-розыскных мероприятий. В силу этого обстоятельства оба указанных направления (действия субъектов ОРД и противодействия криминальной среды) образуют блок общественных отношений противоборства и борьбы, которые составляют объект исследования теории оперативно-розыскной деятельности.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что оперативно-розыскное противодействие терроризму - это меры, направленные на непосредственное предупреждение, пресечение, раскрытие и оперативно-розыскное сопровождение их, и расследования, осуществляемые с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, а также деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин терроризма, условий ему способствующих, явлений и процессов, обуславливающих рост преступности в целом, проводимая уполномоченными на то оперативными подразделениями правоохранительных органов.

Следует отметить, что понятие «оперативно-розыскное противодействие» шире понятий «профилактика», «предупреждение», «предотвращение», поскольку они в качестве составных элементов входят в понятие «противодействие», которое включает также меры по раскрытию и расследованию преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.

 

АВТОР: Янгол В.Н.