01.09.2010 11794

Модель педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста

 

Сегодня возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства, по мнению академика И.И. Брехмана, имеет для нас определяющее значение.

В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды на основе экологических и валеологических программ. Интерес к экологии человека в последнее десятилетие определил подход не только к решению проблемы формирования гармоничных отношений человека с окружающей социоприродной средой, но и к его здоровью как интегративному показателю их взаимоотношений (М.А. Аршавский, И.И. Брехман, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева и др.), что способствовало развитию эколого-валеологического образования. Его значение обусловливается тем, что оно строится на интеграции экологических и валеологических знаний во имя решения проблемы формирования гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды, критерием оптимальности которых является его здоровье.

Экологическое образование (и его ответвления: эколого-социальное, эколого-валеологическое) в период детства как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического образования стало приоритетным направлением в деятельности многих образовательных учреждений. Поэтому возникла проблема проектирования педагогического процесса. Проектирование процесса развития здоровьесберегающей компетентности включает следующие направления: разработку характеристики старшего дошкольника, обладающего здоровьесберегающей компетентностью, интегрированного содержания, диагностического инструментария. Л.Т. кузнецовой спроектирована следующая модель педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста (рис. 1).

Модель процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Модель процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста

 

Процесс развития здоровьесберегающей компетентности как и любой педагогический процесс включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативный.

Целевой компонент включает все многообразие целей педагогической деятельности: от генеральной цели – целостного развития личности – до конкретных задач развития отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Для определения содержания процесса развития здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста, мы проанализировали действующие программы с точки зрения отражения в них задач формирования взаимоотношений дошкольников с окружающей социоприродной средой, самим собой, исходя из эколого-валеологического единства организма.

В общеобразовательных комплексных программах «Детство», «Истоки», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду» в качестве основных задач определяется разностороннее развитие ребенка. В данных программах выделяются разделы, ориентированные на формирование экологических представлений и физическое воспитание дошкольников, однако ни в одной из указанных программ не говорится о формировании отношения ребенка к своему здоровью.

В разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» программы «Детство» раскрываются задачи и содержание физического воспитания, объем культурно-гигиенических навыков, подлежащих освоению ребенком, определяются требования к закаливанию и организации двигательного режима в группе. В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» представлены идеи целостности и системного подхода к природе, единства живого и неживого. Однако идеи единства человека и природы, зависимость его здоровья от состояния природы не представлены.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» в разделе «Физическое воспитание» выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интерес к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры. В разделе «Умственное воспитание» ставятся задачи формирования у ребенка целостной картины окружающего мира, развитие интереса к местам обитания человека, формирование первоначальных представлений о явлениях природы, экологических представлений, ценностных основ отношения к миру.

Целью программы «Истоки» является разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; сохранение и укрепление их здоровья. В разделе «Здоровье» программы отражены современные представления о здоровье ребенка. Оно рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки. Большое внимание уделяется охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с которыми нужно познакомить детей (поведение на улице, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой).

Программа «Развитие», разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического образования. Дети посредством моделирования, тем не менее, знакомятся со связью организма со средой, связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. Человек как часть природы в программе не представлен. Задачи физического воспитания и формирования бережного отношения к своему здоровью в программе отсутствуют.

Одной из основных задач программы «Радуга» является сохранение и укрепление здоровья детей. Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого в программе каждой возрастной группы запланированы разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни» (первая младшая группа); «Формируем привычку к здоровому образу жизни» (вторая младшая группа); «Формирование привычки к здоровому образу жизни – важнейшая задача воспитания» (старшая группа). Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания. Однако в данной программе не выдержана четкая структура разделов для каждой возрастной группы, непоследовательно описываются организация бодрствования, особенности режима дня, организация питания. Содержание работы по формированию здорового образа жизни отсутствует.

Законом об образовании в России утвердилось право педагогическому коллективу, руководителю и воспитателю выбирать образовательную программу для развития ребенка, что повлекло за собой создание многочисленных вариативных комплексных и парциальных образовательных программ.

Программа «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой нацелена на воспитание гуманного, социально-активного и творческого начала в детях 5-6- лет. Содержание программы представлено в 10 блоках, половина из которых рассматривает область неживой природы, три блока посвящены растениям и животным, два – взаимодействию человека с природой. Достоинством данной программы является то, что в ней реализована идея единства человека и природы, человек представлен как ее часть; сделана попытка показать, что жизнь человека и его здоровье зависят от состояния природы. Однако в целом не раскрывается сущность живого организма, отсутствует взаимосвязь между разделами. Программа не в полной мере обеспечивает формирование основ здорового образа жизни и активного отношения детей к своему здоровью.

Программа биоэкологической направленности «Юный эколог» С.Н. Николаевой соединяет две подпрограммы: программу экологического образования дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников. Содержание программы прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как конвергентное сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Человек и его здоровье в программе представлены недостаточно полно.

В социально-экологической региональной программе «Экология для малышей» Е.В. Гончаровой решается задача развития потребностей у детей в здоровом образе жизни в пятом разделе «Человек и его здоровье». В условиях сурового климата и экологического неблагополучия важным является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

В парциальной программе «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановский предлагает комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединены в понятии «здоровый образ жизни» ребенка; дает физиологическое обоснование каждого из разделов программы с учетом закономерностей возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. В программе представлены 6 разделов: в первом определены показатели состояния здоровья и физического развития дошкольников. Во втором – рациональная организация двигательной деятельности детей. Система эффективного закаливания детей презентована в третьем разделе. В четвертом разделе предлагается комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. В пятом разделе характеризуется рациональное питание детей. Шестой раздел посвящен созданию условий для оздоровительных режимов детей.

В.Г. Алямовская в программе «Воспитание здорового ребенка» представила систему воспитания дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Программа включает четыре направления, в основе каждого лежит своя программа:

– физическое здоровье – программа «Группы здоровья»;

– психологическое благополучие – программа «Комфорт»;

– духовное здоровье – программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»;

– нравственное здоровье – программы «Этикет», «Личность».

Созданию программы «Группы здоровья» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении. В противовес этому автор создала систему физического воспитания, решающую вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, связанную с другими видами деятельности детей. Задачами программы являются:

– укрепление здоровья;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– развитие физических качеств;

– создание условий для реализации потребности в двигательной активности;

– выявление интересов, склонностей, способностей;

– приобщение к традициям большого спорта.

Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям:

а) утренняя гимнастика;

б) физкультурное занятие «Забочусь о своем здоровье»;

в) гимнастика после сна.

Однако отдельные заявленные аспекты представлены неполно. Так, остается под вопросом: в чем заключается преемственность в работе воспитателя и тренера-профессионала каковы минимум и максимум по каждому направлению программы, какова тематика серии занятий «Забочусь о своем здоровье». На наш взгляд, анализируемое пособие относится не к программам, а является технологией оздоровления ребенка.

Отличительной чертой программы «Театр физического воспитания» Н.Н. Ефименко является новый подход к физическому воспитанию – оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый. Представляет интерес и выдвинутая автором идея о разнополом физическом воспитании детей. Отмечается, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на среднестатистического ребенка, а не конкретно на мальчика и девочку. В связи с этим автор предлагает характеристику мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек.

Как и предыдущая, данная программа, на наш взгляд, является технологией оздоровления детей через раскрытие их двигательных способностей.

В целом, содержание педагогического процесса по развитию здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста представляет собой интеграцию социально-экологических, эколого-валеологических знаний, ценностного отношения к своему здоровью. Программа должна включать в себя информацию о системе природы (факты о неживой природе, растительном и животном мире, человеке как биологическом организме); о системе «Я» - представления о себе самом как личности, социальном организме, переживание самого себя как субъекта деятельности; о системе социума – сведения о людях, экологических, правовых отношениях; о системе способов познания окружающего мира.

Технологический компонент педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста представлен педагогической технологией. Педагогическая технология развития базируется на трёх важнейших принципах: вариативности, гибкости и открытости.

Технология развития здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников включает три этапа. В ходе подготовительного этапе детям даются первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств для формирования у дошкольников заботливого отношения к своему организму с помощью интегрированных, обобщающих, традиционных занятий, дидактических игр, познавательных минуток.

Основной этап способствует расширению знаний, касающихся единства человека и природы, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, самоценности здоровья и включает экскурсии, экологические проекты, чтение экологических сказок, речевые логические задачи.

Заключительный этап направлен формирование активного отношения к своему здоровью через устремлённость к здоровому образу жизни. Дети закрепляют культурно-гигиенические навыки с помощью игровых обучающих ситуаций, оздоровительных минуток, а также праздников, досугов и развлечений.

В качестве основных субъектов процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста являются педагоги, ребенок, родители. Традиционным является представление о том, что оздоровление детей должно осуществляться гигиеническими или медицинскими средствами. Однако реалии современного образовательного учреждения доказывают неэффективность использования вышеназванных подходов. Поэтому одним из важнейших педагогических условий мы считаем повышение компетентности, формирование ценностных ориентаций и смысловых установок основных субъектов педагогического процесса через их систематическое обучение.

Вторым педагогическим условием развития здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста является гуманизация отношений субъектов образовательного процесса в системе «педагог-ребенок-родитель» на основе ценностей: уважение, достоинство, учет интересов, потребностей, доверие, самостоятельность, ответственность и др.

Третьим педагогическим условием, способствующим эффективному развитию здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста, является создание детско-родительского сообщества. В современных исследованиях семейного воспитания семья выступает не как фон, контекст индивидуального развития ребенка, а как единый психологический субъект (В.И. Слободчиков, В.Т. Кудрявцев, Т.В. Фуряева и др.). В последнее время в образовательном пространстве ДОУ получают развитие новые формы со-деятельности, со-творчества взрослых и детей.

И, наконец, четвертое педагогическое условие – создание здоровьесберегающей среды развития ребенка, под которой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную, насыщенную совокупностью образовательных факторов, развивающих ребенка в процессе пребывания его в ДОУ.

Принципами создания здоровьесберегающей среды развития ребенка являются:

принцип доступности, обуславливающий расположение предметов в пространстве таким образом, что это дает возможность достичь их независимо от высоты их расположения и уровня развития физических качеств ребенка. Для этого используются спортивный комплекс для развития движений детей старшего дошкольного возраста (веревочная лестница, кольца, перекладины, канат на относительно небольшой площади в 4-х квадратных метрах);

принцип дополнительности, состоящий в том, что дошкольник может использовать каждый предмет многофункционально, что обеспечивает не только его физическое, но и интеллектуальное и эстетическое развитие (атрибуты народной подвижной игры, макеты для реализации игр драматизаций, иллюстрации, помогающие ребенку понять, как заботиться о своем здоровье и др.);

принцип повышенной трудности, предполагающий такое расположение предметов в пространстве, которое обуславливает развитие двигательной активности, ориентированное на зону ближайшего развития ребенка. Все снаряды и пособия, предметы предполагают выполнение движений разными способами, т.е. отличаются степенью сложности;

принцип результативности, дающий возможность каждому ребенку успешно выполнить движение, развернуть деятельность, удовлетворить его интерес и выразить к этому отношение. Его реализация гарантирует достижение результата независимо от уровня развития ребенка;

принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка, означающий удовлетворение потребности ребенка в движении, общении и познании. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования (зонирования): центр игры, центр здоровья, центр науки и т.д.;

принцип уважения к мнению ребенка, учитывающий мнение каждого ребенка, всех детей группы. Необходимо выслушивать предложения детей и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснить причину отказа;

функциональности, означающий подбор только тех материалов, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию;

принцип динамичности-статичности, предполагающий построение среды и ее реорганизацию через два месяца.