26.11.2010 4556

Развитие ассоциативного мышления учащихся при изучении лирики А.С. Пушкина

 

Анализ поэтического произведения вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ емок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на протяжении изучения литературы - развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учеников. Они должны почувствовать, что мир поэзии - это прекрасный, в чем-то необычный мир.

Уже при знакомстве с прологом из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» в Vклассе можно предложить детям отправиться в сказочную страну Лукоморье. Конкретизировать их впечатления поможет рисунок Крамского «У лукоморья дуб зеленый...». Здесь они найдут пушкинские образы и картины. Однако чрезвычайно важно обратить внимание на то, что каждый художник увидел эти образы по-своему.

Атмосфера рисунка Крамского более мрачная, таинственная, Пушкин слушает сказки ученого кота под мощным развесистым дубом, ветви которого сплелись в порыве ветра, а корявые корни, как змеи, ползут по земле. Деревья отбрасывают причудливые тени. На переднем плане тела погибших витязей, в туманной дали, на фоне звездного неба, силуэты сказочных богатырей. Рисунок выполнен тушью с белилами, что придает ему строгий, суровый характер. Так мы подведем школьника к мысли о возможности разных прочтений художественного произведения. И это относится не только к художникам: у каждого из нас возникают свои представления, свои картины. После этого можно предложить ученикам нарисовать картины Лукоморья, взяв за основу известные им сказки Пушкина и русские народные сказки.

Весьма популярный в последнее время прием устного словесного рисования способствует развитию ассоциативного мышления. Однако при изучении поэзии, и особенно лирики, к нему следует обращаться осторожно: в практике устное рисование часто ведет к прозаическому пересказу текста и поэтическое настроение стихотворения исчезает. «Нельзя рассказать своими словами «Ненастный день потух» Пушкина, «Над вечным покоем» Левитана или «Воздушный корабль» Лермонтова. Это так же бесполезно, как проверять сухой алгеброй гармонии Моцарта и других великих композиторов от XIV века до Стравинского»,- писал К. Паустовский. Предлагая развернуть картины, нарисованные в стихотворении, мы игнорируем своеобразие поэтических образов, их лаконизм, прекрасную недосказанность. В то же время правомерны задания, помогающие представить то, что нарисовал сам поэт. При этом нужно исходить из особенностей авторского замысла.

Предложим несколько заданий к уроку внеклассного чтения в V классе на тему «Русская природа в поэзии и живописи».

Проводя наблюдения над отрывком из романа Пушкина «Евгений Онегин» «Гонимы вешними лучами...», нужно иметь в виду, что природа изображена поэтом в динамике и развернутые статичные описания какого-либо одного момента расходились бы с замыслом автора (не говорим уже об опасности огрубить акварельные пушкинские зарисовки).

И все же, чтобы показать мастерство Пушкина-живописца, можно предложить пятиклассникам подумать, какими красками воспользовались бы они, иллюстрируя пушкинские описания неба, лесов, полей.

Ученики этого возраста обычно предпочитают сочные, определенные тона. В ходе беседы учитель обратит их внимание на тонкость, нежность цвета, оттенков. Небо дети предлагают нарисовать синим. «Так в стихотворении»,- говорят они. Так ли? У Пушкина: «синея, блещут небеса», и перед нашим взором возникает картина глубокого, бездонного, сверкающего в лучах солнца неба. Деревья зеленые? Но зелень лишь начинает пробиваться на ветвях («как будто пухом зеленеют»), а в следующей картине долины, кажется, на наших глазах «сохнут и пестреют», начинают покрываться цветами. Характерен выбор глаголов несовершенного вида, передающих переход природы из одного состояния в другое, наступление весны. Живопись стихотворения основывается на полутонах, и в нашем сознании рождается впечатление особенной чистоты, прозрачности, легкости.

А как ученики изобразят ветер, ну хотя бы ветер, с которым разговаривает королевич Елисей в сказке Пушкина? Через описание деревьев, кустарников, травы, склонившихся под ветром? Или же дадут условное, цветовое решение? Уточняя видение учащихся, можно привлечь репродукции картин.

Задания такого рода - своеобразная школа поэтического искусства. Практиковать их целесообразно и на уроках, прежде всего на уроках развития речи, внеклассного чтения, и во внеклассной работе.

Для постижения чувств и мыслей лирического героя произведений Пушкина особенно необходимо хорошее знакомство с личностью поэта, своеобразием его творчества, с эпохой, в которую он жил, и литературными традициями, которым следовал. Этим во многом предопределяется и характер ассоциаций, которые учитель постарается вызвать в сознании учеников. При изучении лирического стихотворения важно также установить ассоциативные связи между его отдельными звеньями.

Обратимся к вершине пушкинского лирического творчества – стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Ввести школьников в поэтический мир стихотворения поможет прежде всего рассказ учителя о последних годах жизни поэта, об интригах двора, суде «глупцов», наперебой твердивших о падении его таланта. Но целесообразно и заранее предложить восьмиклассникам для сообщений индивидуальные или групповые задания, направляющие на раскрытие емкого подтекста пушкинских стихов. Примерные темы этих заданий, основанных на изученных произведениях: «Чувства добрые я лирой пробуждал», «В мой жестокий век восславил я свободу» или «Слова свобода, воля, вольность в стихах Пушкина» (при подготовке этого сообщения поможет «Словарь языка Пушкина»), «Народная тропа к поэту». Углубленному изучению стихотворения будет способствовать также его сопоставление с «Памятником» Державина и другими стихотворениями Пушкина, посвященными поэтическому творчеству.

Обратившись к тексту стихотворения «Я памятник себе воздвиг...», предложим ученикам найти в первой строфе ключевые слова (нерукотворный, народная тропа, непокорной), стоящие в ударной позиции, в конце стихотворных строк. При дальнейшем анализе предстоит открыть в них ту «бездну пространства», о которой говорил Гоголь, характеризуя особенности творчества Пушкина, проследить за тем, как развертываются воплощенные в этих словах лирические мотивы. Каждому мотиву соответствует одна из строф стихотворения, благодаря чему стихотворение приобретает исключительную стройность.

Эпитет нерукотворный (у Державина - чудесный, вечный) указывает на значение в жизни людей духовного начала - литературы, поэзии. Эта мысль подхвачена во второй строфе: «Душа в заветной лире мой прах переживет...». Далее Пушкин говорит о преемственности поэтических традиций. Слава поэта будет жить, пока существует поэзия. Рассказу о поэтическом творчестве соответствуют лексика и фразеология строфы: лира, в подлунном мире, пиит.

В третьей строфе конкретизируется образ народной тропы к памятнику поэта. Однако только ли о своей посмертной славе говорит Пушкин? С какой целью упоминает он о народах, населяющих Россию? Очевидно, речь идет о великой миссии искусства объединять людей и целые народы. В признательности к поэту сольются «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой / Тунгус, и друг степей калмык». В лаконичных определениях возникает образ будущей России, достойной гордости просвещенной державы, в которой каждый народ приобщится к сокровищнице культуры.

В чем видит поэт заслуги перед народом? Прослушаем сообщения учеников на первые две темы, предложенные для самостоятельной работы, а затем вернемся к тексту стихотворения.

Уже эпитет в первой строфе «главою непокорной» указывает на позицию поэта. Сопоставляя первую строфу стихотворений Горация («Мельпомене»), Державина («Памятник») и Пушкина, обратим внимание на одну деталь: у Горация и Державина памятник соотнесен с далекими египетскими пирамидами, у Пушкина - с воздвигнутым в 1830-1834 годах в Петербурге Александрийским столпом, символом величия и мощи царской власти. В стихотворение входит антитеза - поэзия и самовластье, поэт и царь. Этот мотив развертывается в четвертой строфе. Показательна перекличка ключевых слов строфы: «чувства добрые» поэт пробуждает в «жестокий век» и всем пафосом своего творчества провозглашает свободу.

В первой строфе стихотворения были намечены основные лирические мотивы, пятая строфа - итоговая, завершающая. Более того, она вбирает в себя мысли ряда стихотворений Пушкина о назначении поэзии и судьбе поэта, с которыми ученики в той или иной мере уже знакомились на предшествующих уроках. В «Памятнике» вновь воссоздается образ поэта-пророка, послушного «веленью божию» (сравните в стихотворении «Пророк»: «Исполнись волею моей...»). Эта высокая миссия противостоит «заботам суетного света» («Поэт»), мелочной борьбе интриг, «хвале и клевете». Заключительные слова стихотворения соотносятся с заветами в стихотворении «Поэту»:

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Таким образом, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» действительно итоговое в творчестве Пушкина стихотворение, в нем по-новому зазвучали излюбленные им мотивы. Глубоко и многогранно раскрываются в нем как критерии истинной поэзии ее народность и гражданственность.

Содержание стихотворения раскрывается в постижении его художественной формы. М. П. Алексеев устанавливает связь стиля стихотворения «Я памятник себе воздвиг...» со стилистической традицией Державина, Жуковского, Карамзина, оказавшей влияние на раннее творчество поэтов-лицеистов - Дельвига, Кюхельбекера и Пушкина.

Конечно, глубина подтекста у разных поэтов и в разных произведениях различна. Поэт может достичь высокого художественного эффекта, обращаясь к прямым значениям слова, и было бы ошибкой отыскивать ассоциации в каждом элементе произведения. Следует также сказать, что установление ассоциативных связей плодотворно лишь тогда, когда оно сочетается с другими формами анализа, органически входит в целостное изучение художественного произведения, проводится систематически и на доступном уровне.

Таким образом, задача учителя при изучении поэтических произведений А.С.Пушкина - познакомить учеников со спецификой образного пушкинского языка, дать им ориентир к самостоятельному анализу сложных явлений классической литературы.