07.12.2010 5576

Использование компьютера на уроках русского языка (повторение темы «Имя существительное»)

 

На этом уроке было использовано программированное освоение учебного материала. Ученикам предстояло охарактеризовать грамматические категории имени существительного, потренироваться в правописании слов этой части речи, а также расширить имеющиеся у них знания о существительных одушевленных и неодушевленных. Они-то и были в центре внимания на занятии. На материале учебных текстов ребята отрабатывали навыки определения лексико-грамматических признаков одушевленных и неодушевленных существительных и правильного употребления их в общении на русском языке.

Такой обширный объем работы, требовал и особой методики его проведения: рациональной и четкой организации, предельной экономии времени, использования схем в обобщении материала, а главное – вовлечения каждого учащегося в активную учебную деятельность.

Всего этого помог нам достигнуть программированный метод подачи и закрепления материала темы, использование возможностей компьютера.

Компьютерная программа темы была составлена на основе разработанного «сценария». Она включала в себя учебные тексты, обобщающие таблицы и схемы, учебные задания. Образец выполнения задания по карточкам-тренажерам. Вес этот материал, записанный на дискете, в ходе урока проецировался на экран дисплея, с которым работали учащиеся, когда выполняли учебные задания. Их работу учитель контролировал на своем дисплее.

Работа с компьютером по-настоящему увлекает их, дает высокий эффект в овладении знаниями. Особенно это проявляется тогда, когда учебная программа становится и основной, и органической частью всего занятия.

На экран дисплея проецируется фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», в котором ее главный персонаж Митрофан дает свое определение частям речи: прилагательному и существительному.

Ученики дают правильное определение существительному, акцентируя внимание на его грамматических особенностях. Например, стихотворение «Веселая грамматика», которое помогает учащимся вспомнить названия знаменательных и незнаменательных частей речи русского языка.

Веселая грамматика  (О.Высотская)

Существительное- школа,

Просыпается- глагол,

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы- местоименье,

Бьет числительное семь,

Заниматься надо всем .

Мы наречием отлично

На уроках дорожим

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

После чтения стихотворения на экране дисплея появляется следующая таблица 1:

Ученики читают таблицу, идет пояснение.

В русском языке к одушевленным существительным относятся слова, обозначающие живые существа. В основном они отвечают на вопрос кто?. А неодушевленным относятся русские существительные, называющие предметы, т.е. вещи и явления неживого мира.

В русском языке из этого правила есть исключения.

Таблица 2

Существительные

Одушевленные

(кто?)

ученик, жираф, конь

комар (что?)

Исключение: существительные одушевленные и неодушевленные.

Неодушевленные

(что?)

Клубок, компьютер, народ, молодежь, отряд, войско

Вирус, микроб, бактерия

 

После объяснения ученики тренируются в определении одушевленности – неодушевленности существительных по их лексическому значению.

На дисплее появляется задание: «Определите одушевленность и неодушевленность существительных». Эти слова с помощью нажатия нужной клавиши дисплея учащиеся распределяют в два столбика

Таблица 3

1. Одушевленные

Врач

Судья

Девочка

Директор

Мать

Сестра

Писатель

Бабочка

Пчела

2. Неодушевленные

фабрика

словарь

автобус

концерт

лекция

опера

страна

свобода

войско

 

Компьютер фиксирует правильность выполнения задания каждым учеником, указывая общее количество допущенных ошибок, которые, в свою очередь, контролирует учитель.

Следующий – основной - этап работы по теме - это развитие навыков правильного образования и употребления учащимся в речи падежных форм одушевленных и неодушевленных существительных.

Во множественном числе окончания винительного падежа одушевленных существительных совпадают с окончаниями родительного падежа, а окончания винительного падежа неодушевленных существительных совпадают с окончаниями именительного падежа. Эти сведения обобщаются на дисплее.

Выполняя задание, ученики вновь повторили падежные окончания одушевленных и неодушевленных существительных, практиковались в определении категории одушевленности.

Завершился наш урок выполнением заданий по обобщенной грамматической характеристике существительного с помощью карточек-тренажеров.

Однако перед выполнением этого задания вы вновь повторили материал о типах склонения существительных – на основе таблицы на экране дисплея (таблица 4).

Таблица 4

Ученики комментируют таблицу. Только после этого на экране возникает образец выполнения задания по карточкам-тренажерам. Их я раздаю учащимся для самостоятельного заполнения. Вот образец такой карточки.

Таблица 5

В обычных условиях, без помощи компьютера, эффективно повторить и освоить такой объемной учебный материал практически невозможно. Поэтому компьютер здесь становится прямо–таки незаменимым помощником, и особенно – на занятиях посвященных обобщенному повторению больших тем или разделов курса.

Вот и на нашем занятии с помощью компьютерной программы учебный материал был представлен концентрированно и наглядно. Ребятам не пришлось тратить много времени на записи в тетрадях: компьютер сделал это за них. Он обеспечивал и четкий контроль за работой каждого ученика. И сами ребята выполняли задания заинтересовано, так как сразу - очень наглядно! - видели результаты своего труда.