01.12.2011 1803

Роль вопроса в процессе формирования и развития проблемы

 

Ряд исследователей подчёркивают большую роль вопроса в процессе формулирования, постановки и поиска решения задачи (Л.М. Веккер, В.В. Чебышева, Н.Б. Шумакова, D. Dorner). «Вопрос является первым и исходным звеном познавательного процесса, первым признаком начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания... выступает в качестве связующей единицы между общением и мышлением... Всегда находится на границе между знанием и незнанием и выражает тенденцию перехода от знания неполного и неточного к более полному и точному». Интересные результаты в исследовании роли вопроса в процессе решения задач были получены Н.Б. Шумаковой в эксперименте по идентификации изображения на ряде фотоснимков. Испытуемые попадали в ситуацию неопределённости, так как изображения были весьма необычны. Автор делает вывод, что вопрос, являясь формой выражения проблемной ситуации, служит «как средство самостоятельного поиска, так и средством получения информации от другого... для расширения знаний об объекте... Занимает центральное место в структуре процесса мышления... Вопрос либо предшествует гипотезе, либо сам выступает как гипотеза, либо следует за ней. Без него невозможен продуктивный поиск и решение проблемы, что также отмечается рядом авторов (Л.М. Веккер, Н.С. Мансуров, А.Ф. Эсаулов). Система вопросов характеризует динамику процесса мышления, осуществляемого в форме внутреннего или внешнего диалога». Кроме того, можно выделить различные типы вопросов, отличающиеся не только содержанием, но и функцией в структуре решения. Это, прежде всего: 1) вопросы, выделяющие некоторый объект; 2) вопросы, направленные на определение временных, пространственных количественных характеристик и свойств; 3) вопросы, направленные на познание объекта в его многосторонних связях и отношениях, на выявление происхождения, сущности, причин, связей и смысла явлений. Эти эксперименты показывают, что: 1) ситуации взаимодействия экспериментатора и испытуемого позволяет получить много такой информации о процессе мышления, которая в другом случае выделяется с большим трудом; 2) вопросы испытуемого отражают процесс воссоздания объекта, указывая, какие признаки последнего являются актуальными в данный момент.

Вопрос характеризует мышление не только как процесс, деятельность, но и как познавательную мотивацию. «Собственно ход мышления создаёт не только предпосылки для ответа на встающие перед человеком вопросы, но и ставит эти вопросы, - создаёт не только средства дальнейшего движения мысли, но и мотивы, побуждения к нему».

Функция вопроса в структуре практического мышления рассматривалась еще в работе В.В. Чебышевой. Она отмечает, что поисковые действия в ходе решения практических задач имеют форму вопроса, направленного к тому или иному аспекту проблемной ситуации. В практической деятельности большое значение играют диагностические задачи, в которых «по совокупности признаков, являющихся следствием определённых причин, устанавливается из ряда возможных та, которая соответствует данному сочетанию признаков». Пробно-поисковые действия, направленные на те или иные стороны ситуации, отражают процесс взаимодействия с ней с целью построения и разрешения проблемной ситуации и служат для получения ответа на определённые вопросы. Она выделяет следующие виды пробных действий:

1. пробные действия, являющиеся попыткой случайно угадать правильное решение задачи (при отсутствии необходимых условий);

2. пробно-поисковые действия, с помощью которых ищется ответ на определённый вопрос;

3. пробные разведывательные действия, применяемые для предварительного выяснения определённых данных, от которых зависят последующие действия;

4. пробные действия проблемного типа, необходимые в случаях, когда возникло несколько предположений, каждое из которых требует проверки.

Такого рода поисковые действия необходимы во всех случаях, когда предполагаемое свойство проблемной ситуации требует проверки, эксперимента и не может быть выведено только путем рассуждения. Поскольку задачи, которые приходится решать в повседневной или профессиональной практике, предполагают в качестве необходимой постоянную ориентировку в ситуации как до, так и после момента возникновения проблемной ситуации, вопрос играет здесь основную роль, независимо от того, выражен он вербально или через поисковое действие. Например, в ходе решения задач по управлению такая ориентировка непрерывно происходит как посредством вопросов, направленных к подчинённым (с помощью средств связи или непосредственно), так посредством изучения производственной ситуации (осмотр цехов, документации...).

Дёрнер Д. отмечает, что в реальной деятельности многие признаки ситуации или совсем недоступны тем, кто планирует и принимает решения, или доступны непрямо. Человек стоит, образно говоря, перед матовым стеклом. Он должен выносить решения, касающиеся системы, актуальные признаки которой видит лишь частично, схематически, расплывчато, а иногда и совсем не видит. При этом продуцирование большого числа вопросов, требующих ответа является неотъемлемым качеством «хорошего» практика в отличие от «плохого», продуцирующего не вопросы, а истины. Своевременная и точная постановка вопроса к тому или иному аспекту ситуации - залог построения адекватной модели происходящих событий и, значит, точного контроля ситуации в целом. К подобному выводу приходит и Аэбли X., отмечающий, что в практической деятельности субъект не может полагаться только на вывод из некоторых посылок, на чём строится теоретическая деятельность, практика всегда предполагает проверку, испытание, а значит - вопрос, обращенный к реальности.

В силу естественности и постоянной включённости вопроса в структуру практической деятельности, мы рассматриваем его как наиболее удобное средство объективации процесса мышления при решении задач, связанных с практикой. Как было сказано выше, объективирование посредством вербализации в данном случае также предпочтительно.

 

АВТОР: Васищев А.А.