06.04.2012 12214

Сущность и содержание опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса

 

В.И. Даль определяет происхождение понятие «нравственность» от слова «НРАВ - вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр.». По определению, данному в «Русском толковом словаре», нравственность - это совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении. «Нравственный - противоположный плотскому; душевный, духовный; относящийся к одной половине духовного быта; противоположный умственному, но составляющий с ним общее духовное начало добродетельный, добронравный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды и достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина».

Понятие «нравственность» (мораль) относится к этической категории. «Русский толковый словарь» определяет мораль (франц.) как нравоучение, нравственное учение; правило для воли, совести человека».

В современном толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова под нравственностью понимаются «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами», а мораль - это нравственные нормы отношений с людьми, а также - сама нравственность».

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. «Нравственность выполняет незаменимую для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни» - считает И.А. Каиров. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» - пишет И.Ф. Харламов. Нравственное, отмечал В. Соловьев, «не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт».

Такие же определения сохраняются и в этике. Так, в «Философском словаре» мораль определяется как нормы, принципы, правила поведения людей. А также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений между людьми и с общественным целым (коллективом, народом, обществом.

Военный педагог Н.С. Костоусов поясняет, что понятие «нравственность» является русским аналогом слова «мораль». Первоисточником является слово «нрав».

В.А. Сахаров рассматривает два подхода к трактовке понятий «мораль» и «нравственность». Если в первом случае (О.Г. Дробницкий) наблюдается синонимия данных определений: мораль - нравственность, то во втором (И.С. Кон) - такого подхода мы и будем придерживаться - нравственность определяется как внутренняя духовная характеристика личности, а мораль - как внешние правила для нравственного поведения.

Как отмечает исследователь В.А. Сахаров, сердцевиной нравственности, по определению В.А. Сухомлинского являются нравственные чувства личности как эмоциональная составляющая и мотивы нравственно-ценной деятельности и поведения. Нравственные чувства - это устойчивые переживания субъекта, выражающие его отношение к нормам морали, к значимым для него объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения моральных норм. В содержание понятия «нравственные чувства» входит:

- чувство справедливости, чувство собственного достоинства, уважение, ревность, зависть, самолюбие, стыд, чувство чести, чувство хозяина (В.А. Блюмкин);

- гнев, гордость, зависть, любовь, ненависть, ревность, самолюбие, сочувствие, стыд, совесть, страх, сострадание, тщеславие, честолюбие, целомудрие (А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон);

- совесть, дружбу, чувство собственного достоинства, чувство справедливости, родительскую любовь, гуманизм, коллективизм (А.Г. Ковалев);

- человечность, оптимизм, патриотизм (Г.П. Гаврилова);

- морально-политические чувства; к которым относится все, что связано с эмоциональным отношением человека к Родине, государству, форме общественного устройства, социальным учреждениям (П.М. Якобсон);

- гуманные чувства: сочувствие, сострадательность, доброжелательность, отзывчивость, жалость (В.А. Блюмкин, Г.П. Гаврилова).

В.П. Кобляков выделяет четыре уровня нравственности личности:

- Гражданская ответственность, восприятие общественного долга как своего личного морального долга, личная убежденность в истинности и ценности социальных нормативов.

- Осознанное с позиции необходимости и целесообразности отношение к общественным нормативам, подчинение общественным требованиям, поддерживаемое системой материального и морального стимулирования.

- Восприятие общественных нормативов как внешних, чуждых.

- Тип преступного поведения, игнорирующего не только моральные, но и правовые нормы.

Российская педагогическая энциклопедия трактует поведение как совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. и человека. Традиционно поведение понимают как соблюдение человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнение определенных форм действий.

По В.И. Далю, «поведенье, образ, каким ведет себя человек; нравственный род жизни, правила и поступки человека». Согласно определению, данному в «Русском толковом словаре», поведение трактуется как характер поступков, действий.

Дж. Роттер выделяет пять групп вариантов поведения:

- направленные на достижение успеха и служащие основанием социального признания;

- адаптационные (приспособленческие), которые используются как техники согласования с требованиями других людей, общественными норами;

- защитные, используемые в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент;

- направленные не выход из поля напряжения техники избегания;

- различные формы агрессивных проявлений.

Как отмечает в своих исследованиях Н.С. Костоусов, с наибольшей полнотой и очевидностью нравственные качества человека проявляются в его поведении. В то время как отдельные поступки могут быть не типичными для данной личности, поведение, поскольку оно представляет собой комплекс поступков, совершаемых в течение более или менее продолжительного периода времени, с достаточной точностью и полнотой раскрывает нравственную ориентацию человека, его устремления и намерения. Поведение не следует смешивать с той деятельностью личности, которая определяется принципами технологии, законами науки, художественного творчества и так далее. Правила поведения по нескольким признакам можно разделить на несколько типов. Во-первых, по социальным общностям: сословиям, классам, корпорациям и тому подобное. Во-вторых, правила поведения следует различить по полу и возрасту (старшие и младшие, мужчины и женщины, юноши и девушки). В-третьих, поведение с точки зрения этики следует различить на два больших класса: поведение нравственное и поведение безнравственное. Нравственным или высоконравственным поведением считается такое поведение, которое более или менее строго соответствует действующим нравственным нормам, закрепленным в обычаях, традициях. Однако в силу тех или иных исторических обстоятельств нормы нравственности изменяются, следовательно, изменчивы и представления о нравственном и безнравственном поведении.

Существует понимание о нравственном, социально-одобряемом, приемлемом, безнравственном поведении.

В современной научной литературе сущность нравственного воспитания описывается как обретение воспитанниками личностных смыслов поведения, соответствующего нормам морали (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова).

Личностный смысл - субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл, смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из этих особенностей - производность личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

На основании анализа существующих подходов, под нравственным поведением представляется возможным понимать соблюдение требований нравственности, соответствие этим требованиям; поведение, соотносящееся с внутренней, духовной жизнью человека. Сущность нравственного поведения состоит в осознании человеком всего того узла связей и отношений, которые характеризуют его как представителя различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный коллектив) и до больших социальных групп (нация, народ). Особенности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса связаны с ориентацией юношей на военную профессию, поэтому определяются спецификой этики военнослужащего.

Категория «опыт поведения воспитанника» широко используется в отечественной педагогической литературе для определения результатов воспитания. Исследователи применяют такие категории как жизненный опыт, индивидуальный опыт, социально-специфический опыт личности.

На основе подходов к определению сущности содержательных характеристик индивидуального опыта Дж. Гилфорда, Р. Килменна, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, Дж. Роттера, К. Томаса, мы можем характеризовать опыт как, во-первых, совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умения; во-вторых, воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания; в-третьих, попытку осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.

Н.И. Болдырев главным критерием оценки нравственной воспитанности учащихся считает их дела, действия (поступок, поведение, отношение к старшим и товарищам) не по внешним проявлениям личности, а по результатам деятельности, по отношению к людям. В старшем школьном возрасте часто внешнее поведение учащихся противоречит его подлинным переживаниям. Так, подростки и юноши нередко проявляют чрезмерную развязность, а порой допускают и грубость в отношении к сверстницам, к которым сами внутренне питают симпатию. Другой критерий - мотивы поступков.

В реальной жизни уровень воспитанности учащихся одного и того же возраста обычно неодинаков. Объясняется это тем, что процесс воспитания протекает неравномерно. Это зависит от условий жизни и воспитания. Окружающая микросреда неодинакова и по-разному влияет на развитие личности. В исследованиях, посвященных вопросам нравственного воспитания, характеризуются различные уровни воспитанности личности. Чаще всего: высокий, средний, низкий. К учащимся с высоким уровнем воспитанности относятся те, кто успешно выполняет все основные требования к поведению. Учащиеся среднего уровня не всегда и не все требования соблюдают. А учащиеся с низким уровнем обычно нарушают эти требования, систематически не выполняют свои обязанности.

Н.И. Болдырев подчеркивает, что при изучении нравственной воспитанности следует обратить внимание прежде всего на наличие у школьников таких качеств: - любовь к Родине; - добросовестное отношение к деятельности; - коллективизм и взаимопомощь; - сознание и чувство долга, наличие ответственности за порученное дело; - правдивость и честность по отношению к другим людям; - скромность; - дисциплинированность и организованность; - уважение к старшим; - добросовестность, умение доводить начатое дело до конца.

Классификация, предложенная А.С. Белкиным, подразделяет опыт, приобретаемый ребенком в процессе социализации, на общечеловеческий, жизненный, социальный. Под общечеловеческим он понимает опыт, накопленный человечеством за длительный путь развития, представляющий собой совокупность знаний, умений и навыков, относящихся ко всему окружающему миру. Этот опыт, и как часть его, общественно-исторический опыт, является базой для формирования человеческих отношений. «Этот опыт представляет систему временных связей человека, определяет и опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его как бы инициативное и самостоятельное поведение». Правомерно говорить о социально-специфическом самосознании личности. Это проявляется, прежде всего, в том, как человек осознает свое социальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентации. Социально-специфический опыт, таким образом, представляется как способность человека к осознанию всего того узла связей и отношений, которые характеризуют его как представителя и функционера самых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный коллектив) и до больших социальных групп (нация, народ). Степень интернализации (усвоения) человеком системы социального опыта различна. Она зависит от целого ряда моментов, в том числе и от эффективности функционирования средств, культивирующих те или иные значения.

Индивидуальный социальный опыт А.В. Мудрик трактует как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок». М.И. Рожков определяет социальный опыт как «совокупность ценностей и установок личности, сложившаяся в результате взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром в экономической, политической и духовной сферах его жизнедеятельности».

Б.В. Куприянов характеризует социальный опыт как совокупность форм осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавших свою приемлемость, как в плане непосредственной утилитарной эффективности, так и в плане поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности. М.И. Бобнева и Э.А. Орлова отмечают также, что процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в известном смысле миниатюрными аналогами взаимодействий между сообществами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их социального опыта. Исследователи отмечают, что в основе социального опыта лежит способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей (М.И. Бобнева, А. Бодалев, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Э.А. Орлова, К.К. Платонов, А. Ядов).

В своем исследовании И.В. Протасова рассматривает социальный опыт в двух формах: 1) объективированной, как опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, традициях, обычаях, правилах, нормах поведения; 2) индивидуализированной, как опыт участия личности в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, сказывающихся на ее понимании, отношении к различным явлениям, определяющих содержание установок, знаний, уровень развития умений и навыков. На основе этого деления автор вводит понятие индивидуального опыта, который является результатом жизнедеятельности и самореализации, получаемый в результате целенаправленного обучения и стихийного взаимодействия с миром людей и вещей.

Л.В. Мардахаев понимает социальный (объективный) опыт как опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном.

А.В. Бондаренко в исследовании формирования социального опыта курсантов военного вуза предлагает рассматривать категорию социальный опыт как освоенную личностью социальную информацию, совокупность знаний и переживаний, обеспечивающих ее готовность к адекватным действиям в конкретной ситуации.

Б.Д. Парыгин считает, что от общечеловеческого необходимо отличать социально-специфический опыт личности. Имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей. За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа предписанного извне поведения, которое находит выражение в системе требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нормы, ценности и символы. Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида. При определении понятия «опыт нравственного поведения» мы исходили из представлений о структуре социального опыта (К.К. Платонов); о критериях нравственного воспитания (Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, З.И. Васильева, М.И. Шилова, И.С. Марьенко); из идеи взаимосвязи нравственного поведения и нравственного сознания, мышления, чувств и воли (И.С. Ерухова, Б.Т. Лихачев, В.А. Сахаров).

И.С. Ерухова, ссылаясь на мнение Б.Т. Лихачева указывает, что основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Заслуживает внимания и подход Б.Д. Парыгина к выделению элементов социально-специфического опыта личности: 1) ценностные ориентации; 2) социальные роли; 3) социальные нормы; 4) символы.

Следуя в русле существующих научных подходов (М.В. Богуславский, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, А.В. Мудрик, З.И. Равкин, Я.С. Турбовсккой, Е.Ф. Ященко), представляется возможным рассматривать ценностные ориентации как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении; как то, что человек больше всего ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

По определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, ценностные ориентации - 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и у ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Согласно общеметодологическими положениями можно выделить систему ценностей, первостепенных для воспитанника кадетского корпуса:

- личностные ценности ребенка (развитие и саморазвитие, взгляды, мировосприятие, поступки, самооценка);

- ценности родного дома, родного очага (семья, дом, книги, воспоминания детства);

- ценности малой родины (родная улица, язык, культура, искусство, природа родного края);

- ценности большой Родины (менталитет русского народа, самобытность, традиции, культура и история);

- общечеловеческие ценности (космическая уникальность Земли, человек, человечество, мировая культура, выдающиеся цивилизации);

- ценности воинского сообщества (символы, ритуалы, традиции). Под социальными ролями подразумевается совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе. В своем исследовании С.Н. Смирнов выдвигает предположение о том, что динамика социальных ролей воспитанников кадетского корпуса заключается в том, как изменяется представление кадета о себе носителе определённой совокупности ролей, за период обучения в кадетском корпусе. Применительно к опыту нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса адекватным компонентом является формы поведения кадет.

Социальные нормы - это принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей. Философский

словарь трактует данное понятие как форму нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. В процессе формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса происходит присвоение определенных групп социальных норм, в числе которых: «я - родители», «я - сверстники», «я - командиры и начальники», «я - Родина».

Особое место в изучении категории «поведение» отводится понятию «нормы поведения». В «Русском толковом словаре» понятие «норма» - это: 1) узаконенное, установление, признанный обязательным порядок, состояние; образец, правило. 2) установленная мера, средняя величина чего-либо. Таким образом, применительно к нормам поведения - это правило, образец, одна из норм нравственного требования. С одной стороны, норма является элементом человеческих отношений, с другой, формой морального сознания. Норма воспринимается людьми как своеобразный нравственный закон, обязательный для каждого. К нравственным нормам, соответственно, относятся нормы поведения, которые постоянно воспроизводятся в однотипных поступках людей в аналогичных ситуациях. Особое отношение нормы поведения имеют, по мнению А.В. Мудрика, в общении старшеклассников. С одной стороны, нормы регулируют их общение, определяя, о чем, где, как и с кем можно, позволительно и нужно общаться. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми школьники узнают, «схватывают» и усваивают самый широкий спектр норм, регулирующих жизнь человека в обществе.

С.И. Ожегов определяет символ как условный знак какого-нибудь понятия, явления, идеи. Значение символа заключается не в его собственном наглядном содержании, а в другом содержании (предмете, процессе, отношении и т.д.), которое он, символ, означает, символизирует.

К.О. Карагезов даёт следующее определение: символ - продукт общественного сознания. Его основой служит объективная реальность.

Благодаря способности человека к обобщениям, его чувственное восприятие поднимается до уровня мысли, идеи и в то же время материализуется на конвенциальной основе в наглядно осязаемых, эмоционально воздействующих факторах - словах, предметах, действиях. Символ представляет собой материальное явление, которое в наглядно - образной форме выражает абстрактные идеи и понятия. Иначе говоря, предмет, действие или слово становится символом, знаком не в силу своих природных особенностей, а в результате того, что они начинают выполнять особую роль в человеческой деятельности, превращая обобщенное содержание в наглядно-осязаемый, эмоционально воздействующий фактор. Способность символики условно, посредством наглядного образа передавать заключённое в ней обобщённое содержание, оказывать целенаправленное воздействие на сознание человека обусловила её применение в разнообразных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальном общении. Кроме того, возможность с помощью символики замещать сложные понятия, явления сравнительно простыми и внешне привлекательными предметами, образами, выразительными жестами, действиями, а также в силу возможности внушить подрастающему поколению определённые идеи обеспечила активное использование символики и ритуалов в различных системах воспитания.

А.3. Рахимов делает вывод о том, что под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов.

А.В. Тищенко в исследовании нравственного самоопределения старшеклассников сельской школы вводит понятие нравственной устойчивости. Нравственная устойчивость - это одно из важнейших личностных качеств, выражающее самоотношение человека к себе как самостоятельного, независимого и нравственно активного агента при взаимодействии с окружающим миром. На основании проведенного эксперимента сделан вывод, что главным источником формирования нравственной позиции является взаимосвязь интереса к нравственной жизни людей и нравственный образ их жизни. Когда они сформированы, нравственная воспитанность проявляется одновременно в нравственном сознании, поведении, устойчивости нравственных позиций, добровольности выполнения общественных норм морали, согласовании личных и общественных интересов, стремлений, потребностей.

Анализируя подходы к нравственному воспитанию в отечественной истории педагогики, А.З. Рахимов, выделяет четыре основных правила нравственного поведения:

- Не делай другим того, чего не желаешь себе.

- Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.

- Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.

- Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.

В качестве критериев нравственного воспитания старшеклассников автор определяет следующие ценностные отношения:

- отношение к «Я» как к ценности (показатель адекватности самооценки подростка);

- утверждение ценности другого человека (показатель обладания подростком культурой межличностных отношений);

- ценностное отношение к окружающему миру (показатель социально-нравственной активности подростка).

По каждому показателю, согласно В.И. Бочаровой, можно определить три уровня нравственного воспитания: желаемый, допустимый, критический.

Поэтому потенциально процесс нравственного воспитания должен быть так инструментован и технологически обеспечен, чтобы возникла потребностная установка личности - в рефлексии. Рефлексия - это синтез знаний о конкретных нравственных ценностях, направленных «вовнутрь» личности; это самоанализ, самооценка, самостимулирование, самокоррекция. В основе личностной направленности самооценочных действий лежит воссоединение социально-ценного и личностно-значимого мотива; личностная же значимость - это есть эмоционально-ценностный компонент нравственного поведения.

Рассмотрев феномен опыта нравственного поведения в общем виде остановимся на специфике, которая определяется заданностью содержания воспитания в кадетском корпусе его основной задачей - ориентацией юношей на выбор военно-служебного поприща. В этом смысле весьма показательна нравственная идеология воинов Юго-Восточной Азии.

Основанием законов в древних государствах Китае и Японии должны были служить незыблемые моральные категории, неизменные на вечные времена. У самураев существовало понятие «бусидо» - целый комплекс верований, обычаев, правил, церемоний, которые образовали фундамент поведения класса воинов. Модель поведения была крайне регламентирована и подчинена в те времена исключительно идее служения своему господину. Самураи считали нравственно полноценными только себя, т.к. их поведением всегда руководило чувство долга и высокие идеалы. Самурай - великий воин - должен быть эстетичен и стоек, это означает, что у него прекрасная душа и железная воля. Он обладал огромным чувством личной гордости, обладал обостренным чувством чести, которое было совершенно естественно духу и поведению воина.

Исследование сущности и содержания групп нравственных обязанностей дает возможность утверждать, что в военной школе дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века был разработан своеобразный кодекс поведения, имеющий целью сформировать у обучаемых необходимые русскому офицеру общечеловеческие и профессионально-этические качества личности. Сам по себе такой подход, выделивший морально-нравственные нормы поведения из всех требований, предъявляемых к офицерскому составу, в отдельную группу требований, на наш взгляд заслуживает внимания, дальнейшего изучения и возможного использования в современных условиях при разработке кодекса чести современного офицера.

Историк А.И. Каменев в работе «История подготовки офицерских кадров в России» показывает, как трактовались нравственные добродетели человека: «С древнейших времен установилось разделение нравственных добродетелей на 4 группы: мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Мудростью называется такая добродетель, при которой человеческий разум приобретает способность верно определить, насколько в каждом отдельном случае известные действия находятся в соответствии или противоречии с требованиями нравственного закона. В общее понятие мудрости входит благоразумие, рассудительность, осторожность и предусмотрительность. Справедливость есть добродетель, при которой воля человека приобретает привычное направление к такому образу действий, когда он воздает всякому должное и делает всегда то, что обязан, как по отношению к отдельным лицам, так и по отношению ко всякому человеческому обществу. К разнообразным видам, в: которых проявляется добродетель справедливости, принадлежат: человеколюбие, смирение, правдивость, милосердие, трудолюбие, почтительность, беспристрастность и признательность. Мужество помогает человеку смело встречать опасности и препятствия на пути неуклонного стремления к осуществлению требований нравственности, в интересах которой он с твердостью переносит все постигающие его тяготы и бедствия. Под понятием добродетели мужество подводятся следующие ее виды: великодушие, которое обнаруживается преимущественно в свободе от всякого своекорыстия, расчетов и колебаний в виду предстоящего совершения честного и бодрого дела, а также в устранении мелочной щекотливости и злопамятства в тех случаях, когда речь идет о прощении чужой несправедливости; самоотвержение, как благородная готовность человека к пожертвованию своими интересами и даже самой жизнью, когда необходимо для общего и частного блага; терпение, которое среди бедствий и лишений предохраняет душу от уныния и отчаяния и, несмотря на всю тяжесть испытанных страданий, удерживает человека на пути добра. Умеренность есть такая добродетель, при помощи которой человек, удерживая в границах нравственности и естественной необходимости все стремления строго сохраняет себя от всяких излишеств и чувственных увлечений. К этой области добродетели относятся: скромность, целомудрие, благопристойность, воздержание и трезвость».

По мнению А.И. Каменева интерес представляют и нравственные обязанности человека. Обязанности человека к самому себе:

- По отношению к своей душе: постоянное самоусовершенствование в религиозном, нравственном и умственном отношениях; познание своего характера, своих наклонностей и страстей, чтобы твердо управлять ими и удерживать их в границах нравственного закона; самоуважение, обязывающее человека всегда мыслить и поступать так, чтобы неизменно сохранить перед судом собственной совести своей человеческое достоинством; заботливость о приобретении знаний и умений, необходимых для успешного выполнения человеком его земного призвания и самообладание, в котором заключается истинная нравственная свобода человека; владение собой, сохранение в равновесии всех своих сил, постоянная готовность действовать по указаниям разума.

- Обязанность правдивого отношения к ближним, состоящая в том, что каждый человек должен стремиться к истинному просвещению других, особенно же близких ему людей, в религиозном, нравственном и умственном отношениях.

- Обязанность стремиться к нравственному улучшению близких: добрый пример, действующий всегда назидательно.

- Обязанность воздерживаться от таких действий, которые могут способствовать нравственной порче ближнего. Эта обязанность запрещает соблазнять другого ко всякому злу и принимать какое-либо участие в безнравственных поступках других.

- Обязанность благотворительности, состоящая в оказании материальной помощи нуждающимся в ней людям.

Проблеме нравственного воспитания будущих офицеров уделялось внимание и при воспитании командования частей. В этом отношении поучительны мысли генерал-лейтенанта П. Карцева относительно нравственного влияния командира части: «Командовать отдельной частью - значит быть ее начальником во всех отношениях, вести ее служебно-военное образование, направлять ее нравственно, заботиться об ее благоустройстве, знать достоинства и недостатки, отвечать за все в ней происходящее. Принимающий на себя обязанности не по силам и способностям, забывает, что он вредить этим не только себе и порученному ему делу, но и всем тем, которые в нем должны участвовать. Ни в какой отрасли службы это так не вредно, как в военном, потому что в ней все неправильное, фальшивое и неразумно-практическое, все, не согласуемое с духом и основами военных требований вредит не непременно, а продолжительно, пускает глубокие корни, вывести которые будет гораздо труднее, чем посеять их. Учиться быть командиром части перед ее получением поздно, а получивши ее преступно. Командиру части необходимо умение научить офицеров тому, что не дало им учебное заведение; вселить в них любовь к военному званию, привязать к нему, передать личную энергию своим помощникам и так руководить ими, чтобы они были прочны на службе. Важнее всего достичь того, чтобы офицеры, безусловно, исполняли все от них требуемое службою, не только по букве и из страха взыскания, а с сердечным участием к тому, что исполняют». Эта и другие работы нацеливали офицерский состав на решение важнейшего вопроса обучения и воспитания формирование и развитие нравственности.

Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие офицерской чести. «Обладать честью во все времена было признано необходимостью для офицерского кадра. При всех остальных хороших качествах офицер не может быть терпим, если он неразборчив в добывании средств к жизни и марает мундир. Кто не может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть лучше откажется от звания офицера». В.О. Ключевский в «Собрании писем старого офицера к своему сыну» писал: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям; поэтому ты не должен равнодушно относится к чести, так как равнодушие к ней унижает тебя и исключает из общества достойных уважения людей».

Л.Н. Ховрина отмечает, что воинская честь - это самая главная добродетель военного человека. Она заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе. Неизменными на протяжении веков оставались верность присяге, воинскому долгу и чести. «В службе честь» - вот главный завет Петра Великого, ставший основой воспитательной работы. Главной обязанностью полкового командира считалось «честь и право полка своего весьма удерживать». Офицера и солдатская честь понимались русскими полководцами как высшее проявление всех добродетелей военного человека. Русский полководец П.А. Румянцев писал в своих воспоминаниях: «Офицеры только тогда достойны звания защитника Отечества, когда они и ревность к службе и собственную свою честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат». С именем выдающегося военного деятеля России М.И. Драгомирова связано появление и становление в русской армии целой военно-педагогической школы. М.И. Драгомиров видел несколько задач в области нравственного воспитания: привитие военнослужащим боевого духа («нравственной энергии»), необходимого для одержания победы в бою, патриотизма и дисциплины. «Старайтесь, прежде всего, вскоренить в солдате чувство военного долга, развейте в его голове идеи чести и честности, - подчеркивал Драгомиров, - укрепите и возвысьте его сердце, а остальное придет само собою». Цель подготовки образованного, честного, трудолюбивого и добронравного человека, верного слуги Отечества определялась в уставе первого кадетского корпуса: «Сделать добродетельными и благочестивыми воспитанников; привить им точное исполнение обязанностей, прочное усвоение учебных дисциплин, чувство долга, чести, преданности государю, повиновению начальству, почтительность к родителям, уважение к старшим, любовь к ближним».

Духовно-нравственные характеристики армии естественным путем вытекают из духовности соответствующего общества, при этом, имея свои особенности, которые определены известным русским православным мыслителем И.А. Ильиным.

Во-первых, армия - это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее - к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, «каждый воин должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «принятие». Поэтому служение в вооруженных силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».

В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых не возможна армия и с которыми сопряжено воинское звание. Отсюда - «воин должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела» и черпать свои силы и решимость в самой государственной цели и воле к ней. Духовное единство военнослужащих порождает волевую активность, что ведет к успеху коллективных действий в мирное время и военное время.

В-четвертых, военная подготовка нелепа и гибельна без духовно-нравственного воспитания человека, «армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели».

Кадетские корпуса как учебно-воспитательные заведения, являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров русской армии, возникли в 1731 г. По представлению генерал-аншефа Б.Х. Миниха императрицей Анной Иоанновной был издан указ об учреждении Корпуса кадет, который открылся в 1732 г. Воспитанники кадетских корпусов, по аналогии с европейскими странами, стали называться «кадетами» (от фран. cadet - маленький, младший). Появлению первого в России кадетского корпуса предшествовало создание Петром I специализированных военных дворянских школ - навигационных, артиллерийских, инженерных.

24 декабря 1848 года было опубликовано «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений». В первом пункте его говорится: «Цель воспитания кадета... обозначена ясно, отчетливо, в высшей степени религиозно-нравственно и патриотически». «Основа всего воспитания и учения укреплена на развитии нравственности и умственном, а не на труде одной памяти; все преподавание проникнуто любовью к Вере, Государю, России, Закону и Добру». Я.И. Ростовцев так характеризовал идеальную цель образования кадет: «Христианин; верноподданный; русский; добрый сын; надежный товарищ; скромный и образованный юноша; исполнительный; терпеливый и расторопный».

Военный историк П.А. Сохацкий в «Слове о главной цели воспитания» (1793 г.) отмечает, что главная и единственная цель воспитания - «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствах и побуждениях, мудрость и решимость, важность в предприятиях, воздержанность среди изобилия, довольство среди скудности, умеренность и кротость на высочайших степенях знаменитости и славы, непоколебимое мужество и бодрость в несчастиях и опасностях и во всем течении подвигов жизни непрестанно присутствующий пред умными очами и всю душу наполняющий светлый вид бессмертия».

Русский просветитель Н.И. Новиков определял главный предмет воспитания, как «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами», полагал, что нравственное воспитание имеет своим предметом «образование сердца», т.е. образование и управление чувствами и волей детей. Если человек не может напрягать свою волю, если не может подчинить волевой регуляции свои действия, то это приведет к неуправляемости эмоций и чувств, что неприемлемо для благовоспитанного и добросердечного человека. Образование сердца состоит в развитии духа, воспитании чувства справедливости и доброты.

Основу содержания всего нравственного воспитания в военно-учебных заведениях и в армии России в целом составляло раскрытие нравственных категорий и идеалов. К ним относятся, прежде всего: долг, честь, совесть, уважение, добродетель, скромность, благородство, патриотизм, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда.

С учетом нравственных категорий и идеалов в дореволюционной России был определен круг основных нравственных обязанностей, которые должен был усвоить обучаемый и в дальнейшем руководствоваться в своей службе. Анализ руководящих документов и литературных источников позволяет условно разделить эти обязанности на несколько групп:

- обязанности по отношению к товарищам и к равным себе;

- обязанности по отношению к начальникам и подчиненным;

- обязанности по отношению к другим людям;

- обязанности по отношению к царю и отечеству;

- обязанности по отношению к самому себе.

«Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» (издана в 1886 году и переиздана в 1905 году) требовала от офицеров-воспитателей воспитывать у кадет такие добродетели, как:

- светлое и бодрое душевное настроение;

- терпение и самообладание, стойкое перенесение невзгод; сдерживание себялюбивых стремлений;

- искреннее отношение к ближнему;

- справедливое чувство признательности за заботу об их благе, за деятельное участие, помощь и услуги;

- способность к верной самооценке, свободной от самомнения;

- привычка к строгой критике его качеств со стороны других;

- умение беспристрастно уважать чужое превосходство, знания и опытность;

- точная исполнительность, привычка к порядку, бережливости;

- внимание к приличиям, приветливость и вежливость.

Согласно названной инструкции, изучение нравственных качеств и внутреннего миросозерцания новобранца, с которыми он является на службу, и дальнейшее наблюдение над ним - вот исходная точка воспитательной работы офицера. Так как развитие военно-нравственных качеств солдата возможно только через влияние на его ум, чувство и волю, то каждое воспитательное средство должно действовать хотя бы на одно из этих проявлений душевной жизни человека. Высокий «дух» части, внутренний порядок и дисциплина - эти лучшие воинские добродетели в тысячу раз легче и надежнее усваиваются, как язык, из обращения с окружающими людьми, чем из ряда отвлеченных поучений и наставлений. Вот почему внутренний порядок и обстановка казарменной жизни солдата должны содействовать поддержанию у него «бодрого» настроения, обеспечивать определенный отдых и доставлять достаточно умственной пищи для ответов не только на военные вопросы, возникающие у него из нового интереса к службе, но и удовлетворять подчас простой любознательности, связанной с прежними его интересами. Таким образом, педагогика ставит требование начальнику быть очень внимательным ко всем мелочам казарменного быта солдата для того, чтобы создать ему из казармы второй дом, из товарищей и ближайших начальников - вторую семью, а из всего уклада жизни - образец трудового дня на пользу государству. Наконец, присутствие определенного порядка во всей обстановке есть как бы призыв и самого воспитываемого к порядку, иногда в силу физической неизбежности: открытая дверь приглашает войти; затворенная - наводит на мысль, что, может быть, туда идти не следует! Все увлекающее к дурным действиям должно быть отдалено и затруднено самим порядком вещей. Вместо того, чтобы постоянно повторять солдату: «этого не делай, туда не ходи», лучше позаботиться, чтобы он не имел возможности поступать так. Нередко и в жизни приходится из необходимости «быть добродетельным»; и наоборот, сознавая бессилие своей воли при исполнении долга, часто человек желает, чтобы все доброе навязывалось его воле с неотразимою силой физической необходимости.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие компоненты опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса:

- ценностные ориентации (категории, определяющие то, что человек больше всего ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл);

- этические нормы (форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки);

- формы поведения, характеризующие типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе;

- символы (условные обозначения понятий, явлений) и нравственный контекст (общую идею, определяющую их значения). Нравственный контекст соединяет в одно целое все компоненты содержания опыта в сферах отношений: к окружающим людям, к Родине, к родителям, семье, к самому себе, к воинской службе, к труду.

Опыт нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса предполагает ориентацию на такие ценности, как: взаимопомощь, дом, культура, любовь, победа, Родина, семья, воинское служение, труд, честность, честь.

Содержание опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса составляют моральные нормы: «будь дисциплинирован», «будь мужествен и смел», «будь самостоятелен», «будь скромен», «будь честен», «выполняй воинский долг», «доводи начатое дело до конца», «заботься о здоровье», «защищай Родину», «не предавай», «охраняй интересы государства и общества», «следуй своим принципам», «соблюдай субординацию», «стремись к нравственной чистоте», «стремись плодотворно прожить свою жизнь», «стремись к совершенству», «уважай родителей», «уважай себя», «чти мать и отца». Опыт нравственного поведения кадет включает также адекватные нравственным ценностям формы поведения воспитанников по отношению к друзьям, приятелям, родителям, родственникам, самому себе, соседям, сослуживцам, старшим по званию.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- Нравственное поведение можно определить как соблюдение требований нравственности, соответствие этим требованиям; поведение, соотносящееся с внутренней, духовной жизнью человека.

- Сущность нравственного поведения состоит в осознании человеком всего того узла связей и отношений, который характеризует его как представителя различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный коллектив) и до больших социальных групп (нация, народ).

- Особенности опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса связаны с ориентацией юношей на военную профессию, поэтому во многом определяются спецификой этики военнослужащего.

- Компонентами опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса являются: ценностные ориентации; этические нормы; формы поведения; символы.

- Определены следующие критерии сформированное опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса: аксиологический, компетентностный, субъективный.

 

АВТОР: Пашканова Н.А.