28.04.2012 6753

Роль и место физической культуры курсантов в системе высшего военного образования

 

Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками и стремительно развивающий новые технологии познания окружающего мира. Это требует адекватного повышения уровня образования различных категорий людей, включая военных специалистов.

В современном понимании образование представляет собой, во-первых, получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; во-вторых, совокупность знаний, полученных в результате обучения. Отсюда, двухзначное толкование понятия «образование» определено двумя компонентами: статическим (результирующим) - «совокупность знаний, полученных в результате обучения» и динамическим (процессуальным) - «получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение».

Анализ факторов наличия в системе военного образования связей взаимодействия и взаимовлияния внешней (социальной) и внутренней (образовательной) среды показывает, что в процессе его получения на курсанта проявляются и специфическим образом действуют общесоциологические закономерности развития общества и военного дела.

К этой группе закономерностей необходимо отнести зависимости военного образования:

- от политико-военных, социально-экономических, идеологических и других общественных условий;

- от концепции национальной безопасности, военной доктрины, численности, состава и предназначения ВС РФ, уровня развития военного искусства, средств и способов ведения современной вооруженной борьбы;

- от государственных и общественных потребностей в армии и флоте, системы их комплектования высококвалифицированными офицерами;

- от эффективности функционирования систем высшего профессионального образования и военного образования РФ, иностранных систем высшего военного образования и др.

Так, наличие объективно существующих и закономерных связей между высшими системами образования и системой военного образования показывает, что первые оказывают влияние как на каждую ее подсистему и их элементы, так и в целом на процесс образования офицеров. Они определяют, а предшествующий опыт и современная практика подтверждают правомерность того, что с изменением типа государства, его армии и флота закономерно изменяются цель и направленность образования. Из этого следует, что при организации и осуществлении высшего военного образования необходимо стремиться к тому, чтобы в полной мере учитывать особенности современного периода общественно-экономического и социально-политического развития России, изменения в состоянии армии и флота, их потребности в высококвалифицированных офицерах и другие обстоятельства.

Современная реальность в сфере высшего образования определена повышением требований к личности, максимально полно выражающей потенциал человека, что и характеризует стратегии личностного развития как приоритеты образовательной деятельности, формируя педагогические концепции и парадигмы, которые и определяют направления современного образования.

В связи с этим актуально определить приоритеты личностного развития посредством образовательной деятельности, которая призвана активировать существенные свойства личности, обусловленные ее внутренней сущностью.

Философско-антропологический ракурс рассматривает в феномене «человек» сочетание трех компонентов: духовного, социального и физического, что в онтологическом плане можно представить как соответствующие группы качеств человека, которые в свою очередь формируются за счет освоения и преобразования элементов культуры, социума, природы.

Характеристики выше представленных компонентов традиционно представляются в ценностно-нормативной и технологической плоскости, формирующимися в процессе освоения и преобразования элементов культуры, социума и природы, что с точки зрения современной образовательной практики и выступают основными стратегиями развития

Духовное развитие традиционно ориентированно на формирование трех сфер: ценностно-нормативной, когнитивной (рациональной), и деятельностной (технологической).

Важнейшей составляющей духовного развития является ценностно-нормативная сфера сознания личности. Способность образования формировать данный компонент и является наиболее существенной его функцией. Образование выступает здесь транслятором наиболее значимых и исторически устойчивых норм и ценностей бытия.

Когнитивная (рациональная) сфера предполагает формирование не менее важной составляющей человеческой духовности - рациональности как мыследеятельностной способности воспроизводить мир и производить мир в интерсубъективной плоскости. В основе данного качества лежит категория интеллект. Именно интеллект является важнейшим признаком человека, обеспечивая поступательный ход цивилизации за счет преодоления энтропийных процессов.

Деятельностный (технологический) компонент духовности включает совокупность технологий, обусловленных предметной областью специалиста, конкретной специальностью, профессией.

Социальное развитие предполагает формирование профессиональных умений и навыков будущего специалиста, а также освоение форм и способов успешной коммуникации личности в качестве субъекта социальных отношений. Ведущим компонентом в социальном развитии является социально-ролевое развитие личности, которое предполагает становление личности как субъекта социальной коммуникации. Один из самых высоких уровней, который обеспечивает транслирование и усвоение социально-нормативных способов и образцов деятельности и взаимодействий, накопленных знаний и ценностей, сконцентрированных в социально-культурных институтах и конкретных областях духовно-практической деятельности (наука, искусство, политика, религия и т.п.).

Физическое развитие, как одна из составляющих задач образования, предполагает высокий уровень развития физической культуры человека и общества, обеспечивая тем самым более эффективное противостояние неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства общества.

К сожалению, как отмечается в исследованиях многочисленных авторов, сложившаяся система физического образования и воспитания в вузах не способна решать обозначенные проблемы. Помимо того, как утверждают те же авторы, уровень психофизической культуры снижается, что обусловлено с одной стороны, резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, приводящих к значительному ухудшению психического самочувствия, повышению тревожности и отчужденности человека, с другой стороны, недостаточным уровнем технологической оснащенности, не позволяющей преодолевать субъекту стрессовые ситуации.

Причины столь неоптимального функционирования данной сферы образования исследователи усматривают в двух плоскостях, первая это низкая организация изучения специальной дисциплины «Физическая культура» в вузах по различным причинам: низкая обеспеченность спортсооружениями, спортинвентарем, недостаточно высокий уровень компетенции и научной квалификации преподавателей.

Вторая причина носит более общий характер и выражается в том, что педагогика не смогла отрефлексировать подлинную суть физической культуры, сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека.

Обозначенные выше причины общетеоретического характера порождают проблемы и более частного характера.

Наглядным тому примером служат «противоборство» культурологов, исследования которых игнорируют физическую культуру, акцентируя внимание на социокультурных аспектах личности и оставляют без внимания соматопсихическую ее сторону, и наоборот специалисты в сфере физической культуры обращают внимание на соматопсихическую, упуская из поля зрения социокультурную сторону.

Все это негативным образом отражается на целостном восприятии категории «человек» и, как следствие, приводит к издержкам организации педагогического процесса в системе высшего образования.

Многие ученые выражают мнение о том, что существующий разрыв между социокультурной и соматопсихической составляющей человека обусловлен усиленным акцентом при изучении физической культуры знаниями частного порядка (медико-биологического, психологического, педагогического, и социологического аспектов) без которых, однако, сложно оценить и понять подлинную суть и сущность физического воспитания. Мнения данных ученых основаны на необходимости преподавания знаний в данной сфере в интегративной форме.

Однако наиболее характерной ситуацией для современной системы образования в сфере физической культуры является то, что традиционная система физического воспитания складывалась под влиянием практических потребностей общества и требований к полноценной физической готовности человека, к выполнению служебных или трудовых обязанностей. В системы высшего образования физическая культура входила как средство развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. Данная ситуация определила узость учебной проблематики, ориентируя педагогический процесс в основном на технологическую сторону физической культуры, опуская ее духовно-ценностное и интеллектуальное богатство. Ситуация усугублялась еще тем, что уровень физической подготовленности, а самое главное - уровень сформированности физической культуры личности (в которой одной из ведущих составляющих является отношение к самостоятельным занятиям), не рассматривался как полноценная составляющая профессиональной готовности. В педагогический процесс физического воспитания в вузе крайне недостаточно были включены методики самостоятельных занятий, а также проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности.

В результате общество приобрело значительное снижение культурного потенциала физической культуры как важнейшей сферы человеческой практики, недооценку ее возможностей в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека.

Методология восприятия обществом феномена физической культуры все более акцентирует свое внимание на парадигмы, которые складываются сегодня в сфере культурологического знания.

Данный акцент предопределен чрезвычайной сложностью данного феномена и невозможностью полного и адекватного понимания физической культуры в рамках только одной педагогической науки.

Изучение физической культуры в культурологическом аспекте является, как считают ученные, логическим продолжением основной тенденции развития знания, обеспечивая тем самым раскрытие потенциальных возможностей в формировании у человека единства его физической и духовной природы.

Наметившийся переход от медико-биологических и педагогических к психологическим и социологическим аспектам в изучении физической культуры не дань современной моде на данные науки, а попытка преодолеть узкоспециализированный подход к изучению культурных явлений и сформировать системную методологию, в которой человек рассматривается как единая целостная, и интегративная система.

С данной позиции мы и осуществим процесс рассмотрения учебной дисциплины «Физическая подготовка (культура)» представленной в военном вузе в разделе социогуманитарных дисциплин, ее роль и место в системе высшего военного образования.

Традиционные критерии оценки содержания дисциплины «Физическая подготовка» в высших военных учебных заведениях соотносят со следующими требованиями, определенными к военнослужащему руководящими документами, обеспечивающими его боеспособность за счет уровней:

- физического развития,

- функционального состояния,

- физической подготовленности,

- устойчивости организма к неблагоприятным факторам,

- морально-психологического состояния.

Все выше перечисленные составляющие являются характеристиками физической готовности военнослужащих к выполнению своих функциональных обязанностей. Следует подчеркнуть, что высокий уровень готовности военнослужащих может быть обеспечен только при определенном уровне всех ее компонентов. Никакое преимущество в одном из них не способно компенсировать выраженную недостаточность в другом.

Таким образом, физическая готовность военнослужащих к боевой деятельности определяется целостным состоянием, характеризующимся оптимальной взаимосвязью всех компонентов, что и позволяет нам выявить высокое значение дисциплины «Физическая подготовка (культура)» в системе воинского обучения и воспитания.

Исходя из этого положения, для понимания подлинной сути феномена физической культуры и изучения на этой основе образовательной практики в этой сфере будущего офицерского состава Вооружённых Сил Российской Федерации, представляется весьма продуктивно и комплексно использовать в основе трехуровневую модель культуры, которая характеризуется следующими аспектами культурологического знания: ценностно-нормативным, институциональным и технологическим.

Ценностно-нормативный аспект позволяет установить уровень развития и использования средств физической культуры как совокупности ценностей, норм, идеалов человека.

Точка зрения технологического и институционального аспекта позволит нам рассмотреть физическую культуру как процесс и соответственно результат образовательной деятельности в системе высшего военного образования.

Для того, чтобы проанализировать ценностную составляющую физической культуры в системе образовательной деятельности, необходимо установить, что в данной сфере культуры может выступить в виде показателей развития и сформированности ценностей.

С одной стороны, носителем ценностей может выступать непосредственно сам человек в виде реализации категории «физическое совершенство», в которое включены такие характеристики как показатели физического развития (соматические, соматоскопические, физиометрические показатели), уровень развития основных физических качеств и двигательных навыков.

С другой стороны, если рассматривать человека с позиции личностного развития, то в этом случае в качестве ценностной составляющей физической культуры в системе образовательной деятельности может выступать, согласно современному представлению цели физического воспитания, физическая культура личности. Соответственно параметры и описательный категориальный аппарат физической культуры будет выглядеть как формирование следующих составляющих: знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, социально-духовных ценностей.

Процесс физического совершенствования, если рассматривать его в широком смысле, включает в себя процесс физического развития и в узком смысле - психомоторное развитие. Физическое развитие - процесс соматического созревания, развертывания форм и функций организма. Его можно охарактеризовать возрастной динамикой и взаимосвязями трех групп показателей:

- Соматометрические показатели (длина и вес тела, окружность грудной клетки, рост сидя и др.);

- Соматоскопические показатели (форма грудной клетки, спины, ног стопы, осанка, жироотложения, рельеф мускулатуры, половое созревание и т.п.);

- Физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила и др.).

Следующая составляющая физического совершенства психомоторное развитие. Психомоторное развитие - развитие двигательной системы человека его «психомоторной организации как единой системы движений, действий, деятельности...».

Основные компоненты психомоторного развития, по исследованиям Стамбуловой Н.Б., включают:

- Развитие потребности в движении и мотивационных компонентов двигательной деятельности;

- Развитие саморегуляции двигательных действий (произвольности, когнитивных, эмоциональных, волевых компонентов);

- Развитие двигательной обучаемости, накопления двигательного опыта (умений, навыков);

- Развитие двигательных качеств или простых и сложных психомоторных способностей.

Представленные выше показатели ограничиваются описательным потенциалом человека, характеризуя лишь биологическую составляющую, не определяя при этом социокультурную.

Исследованием социокультурной и личностной составляющей физической культуры занимались такие ученные как М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, Ю.М. Николаев, в их представлении основная задача физического воспитания - формирование физической культуры личности на основе включения в образовательный процесс будущего специалиста специальных педагогических технологий, насыщение учащегося специальными знаниями и методиками самостоятельных занятий.

С этой позиции в нашем исследовании будет актуально изучить технологическую (дидактическую) составляющую дисциплины «Физическая подготовка (культура)» в ракурсе культурологического знания, которое предполагает рассмотрение основных категорий педагогики в образовательной практике военного вуза по данной дисциплине. Основная задача технологической составляющей не описание категориального аппарата образовательного процесса, а уточнение ценностно-нормативной природы феномена физической культуры с позиции дидактических составляющих учебного процесса.

Данная позиция позволяет оценить современные средства и методы физического воспитания системы военного образования в сфере физической культуры, шире посмотреть на роль физических упражнений, понять природу и потенциал двигательных действий. В этом контексте существует необходимость оценить наряду с моторно-исполнительными механизмами физической культуры, познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Соответственно необходимо произвести оценку не категории «физические упражнения», являющейся основным средством процесса физического воспитания, а оценить понятие «физкультурная образованность», которая и выступает технологическим основанием физической культуры личности.

В этом плане актуально мнение ученых как древности, так и современности о том, что многих проблем взрослого человека, возможно избежать, если уровень образования и, соответственно, культуры будет соответствовать гармоничному развитию личности. Так, идея гармонии и образования наиболее ярко нашла свое отражение в концепциях телесного образования, данного Песталоции в работе «О телесном воспитании»: «...истинное образование человека исключает любую форму односторонности». В своей версии элементарного образования Песталоции дал этой идее весьма запоминающееся выражение: «Элементарное образование одного единственного из качеств души занимает и приводит в движение все чувства души, отдельные качества духа - все силы духа, а отдельные чувства и члены - все тело». С неопровержимой ясностью цитата доказывает, что элементарное образование человека должно включать в себя физическое образование. Взаимосвязь и взаимопроникновение духовного, физического и нравственного образования, объединенных в одно неразрывное целое, означает у Песталоции уравновешенность всех сил человека.

Соответствующий вывод по данной концепции следует, что категория образования, как средства развития и формирования личности, позволяет нам осуществить раскрытие существующего процесса физического воспитания с позиции дидактических основ педагогики, так как, считает П.И. Пидкасистый: «Дидактика - педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм».

В этой связи состав категориального аппарата образовательного процесса позволит нам уточнить ценностно-нормативную природу феномена физической культуры с позиции дидактических составляющих учебного процесса.

Нас, прежде всего интересуют цели и задачи, которые преследуются образованием в сфере физической культуры как составной части физического воспитания в Вооруженных Силах РФ, и в высшей военной школе в частности.

Все задачи физической подготовки в ВС РФ из объективных ее функций подразделяются на общие и специальные.

Общие задачи отражают общие требования учебно-боевой деятельности к физическому состоянию всех категорий военнослужащих и, в зависимости от значимости, подразделяются:

- задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня развития элементов физической готовности военнослужащих к боевой деятельности;

- задачи, направленные на привитие военнослужащим знаний и соответствующих умений, позволяющих повысить их активность, сознательность и компетентность в процессе своего физического совершенствования;

- задачи, отражающие участие физической подготовки в повышении уровня развития других слагаемых боеготовности военнослужащих, ее содействие достижению всех необходимых параметров боеспособности личного состава.

Специальной задачей с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности для курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-технического состава авиационных частей, является: преимущественное развитие общей и силовой выносливости, ловкости, быстроты и силы, слаженности в коллективных действиях.

Таким образом, для достижения цели физической подготовки, а также, цели физического воспитания, в процессе обучения необходимо решить все выше поставленные задачи. Исходя из этого, целевые установки обучения, если задачи обучения действительно научно обоснованны и точно сформулированы, придают системе современного физического воспитания военнослужащих конкретную направленность, обеспечивая правильный подбор средств и методов. Как считает И.Ф. Харламов: «Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мыслительное) предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащийся».

Для осуществления непосредственно самого процесса обучения необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: чему надо учить? На этот вопрос отвечает содержание образования, которое должно включать в себя систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

В процессе исследования установлено, что на систему физического воспитания будущих офицеров воздействует ряд объективных факторов, которые можно подразделить на специфические и неспецифические.

К неспецифическим факторам, оказывающим влияние на систему физического воспитания, относят:

- уровень политического, экономического и социального состояния страны;

- развитие науки и техники, степень реализации достижений научно-технического прогресса;

- содержание военной доктрины государства и вытекающая из нее концепция боевой и физической подготовки личного состава ВС;

- состояние научного обоснования и эффективность функционирования системы физической культуры в стране;

- состояние системы образования в стране;

- состояние системы военного образования и научно-методическое обеспечение учебного процесса.

К группе специфических факторов, непосредственно влияющих на систему физического воспитания в военных вузах включены:

- требования современного боя к физической готовности военнослужащих;

- особенности комплектования и организация Вооруженных Сил;

- физическое состояние призывного контингента.

Образование в сфере физической культуры в высших военных инженерных заведениях, по сложившейся классификации, можно отнести к неспециальному. Как весьма сложная во многом область человеческой деятельности, Вооруженные Силы имеют исторически сложившуюся необходимость в данном виде образования. Сформировавшись в качестве органичного вида образования в целом, в силу объективной потребности военнослужащих в систематической и целенаправленной физической подготовке и сугубо специальной практической деятельности, требующей достаточного физического развития и высокой степени физической готовности, овладения необходимым уровнем знаний, умений и навыков в области физической культуры, является жизненной необходимостью. На этапе обучения в вузах для будущих офицеров данный вид физкультурного образования является наиболее организованным и регламентированным способом физического воспитания и приобщения к физической культуре.

Современные теоретики физической культуры, такие как В.М. Выдрин, М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Г.П. Наталов и др. считают, что образование в данной сфере осуществляется в основном в трех аспектах:

- Общее «двигательное образование», или базовое физкультурное образование, которое предполагает совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с усвоением минимума знаний.

- Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направлено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

- Специфическое образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредельных и предельных уровнях двигательной активности.

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает создание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятельности человека во имя его гармоничного физического развития, укрепления здоровья; создание базы для экономичной и эффективной деятельности во всех областях жизни, труда, быта.

В высшем военном образовательном учреждении преобладание второго аспекта направления образования в сфере физической культуры характеризует специфику и назначение военного образования.

В своем общекультурном значении физкультурное образование в высшей военной школе выполняет следующие задачи:

- познавательную, обеспечивающую передачу знаний в области физической культуры от одного поколения другому;

- социальную, выполняющую роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности;

- культурообразующую, обеспечивающую развитие самой физической культуры;

- гуманистическую, культивирующую и развивающую способности человека.

Степень значимости каждой задачи имеет ярко выраженный оттенок особой педагогической важности и ответственности при формировании личности курсанта в процессе обучения.

Таким образом, для достижения цели современного физического воспитания - формирование физической культуры личности - необходимо решить согласно методологии педагогики: воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи, назначение которых в процессе обучения в вузе определяется целостностью педагогического процесса.

Подводя итог вышесказанному, еще раз отметим основную идею, необходимую при осуществлении педагогического процесса в сфере физической культуры в высшем военном учебном заведении - ведущим фактором реализации стратегии формирования физической культуры личности должна выступать культурологическая методология.

Использование данной методологии в физкультурно-образовательной деятельности меняет направления преподавательской работы, корректирует ее главную задачу, позволяет преодолеть рационалистическое разделение индивида на тело и разум, возвращая к принципам целостности, ориентируя развитие человека в единстве телесного и духовного.

Переходя к рассмотрению институциональной составляющей физической культуры в военном вузе с позиции культурологического знания, представляется, что данный аспект выступает как результат деятельности в данной сфере образования.

В этой связи возникает два вопроса: первый - это определиться с представлением целостной модели системы «человек», второй - это выявить, что является результатом воздействия деятельности в сфере физической культуры на каждую составляющую этой системы.

В нашем исследовании наиболее перспективным является представление целостной модели человека с психологической позиции, которая включает в себя четыре макрохарактеристики: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Составляющая «индивид» характеризует принадлежность конкретного человека к биологическому виду и выражает его природную биологическую сущность, включая такие его характеристики как: возраст, пол, нейродинамика, соматотип. Данная составляющая характеризует телесное воздействие педагогического процесса в сфере физической культуры, и формирует показатели индивида.

«Субъект» - в буквальном понимании «носитель субъективного» - фиксирует деятельное, активное начало в человеке, его способность воздействовать на предметы и других людей, преобразовывать окружающий мир и самого себя. К основным признакам данной макрохарактеристики относят: интеллект, эмоции и волю.

«Личность» отражает социальную природу человека, его принадлежность к человеческому обществу, и характеризуется следующими показателями: направленность, характер, темперамент, способности.

 «Индивидуальность» характеризует неповторимость, уникальность каждого человека и характеризуется психофизиологическими показателями.

Все выше представленные составляющие категории или системы «человек» характеризуются определенными профессионально важными качествами.

В исследованиях, посвященных воинскому профессионализму, в частности, связанных с военными специалистами, проходящими службу в Военно-Воздушных Силах (И.В. Агапов, С. В. Алешин, О.А.Воробьев, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, А.В. Каплин, Ф.Е. Кравцов и другие), для определения профессиональной пригодности человека, как биологического и социального объекта, характеризующегося множеством врожденных и приобретенных особенностей и свойств, выделяют пять блоков профессионально важных качеств (ПВК). К ним относятся: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические. Структура и содержание профессионально важных качеств личности офицера ВВС, представляет собой совокупность свойств специалиста, наиболее функционально задействованных в выполнении служебных обязанностей. Приведенная классификация в определенной мере условна и может быть значительно дополнена с учетом изменения специфики деятельности и степень и разработанности динамично повышающегося комплекса современных требований к офицеру.

Человек как организм и личность есть целостный объект, поэтому выделенные ПВК составляют единую систему, каждый элемент в ней может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в целом.

Изучением влияния физической культуры на профессионально важные качества человека в большей или меньшей степени занимались как отечественные, так и зарубежные ученные такие как: Б.Г. Ананьев, В.К. Бальсевич, В.В. Богословский, Н.П. Вайзман, М.Я. Виленский, Л.С. Выготский, В.М. Выдрин, Г.Д. Горбунов, В.И. Горовая, В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, Л.В. Кольман, П.Е. Кряжев, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, Н.П. Локалова, Л.П. Матвеев, В.Н. Мясищев, А.П. Нечаев, А.Ц. Пуни, СЛ. Рубинштейн, Г.М. Соловьев, Н.Б. Стамбулова, А.В. Стамбулов, Г.Д. Харабуга, В.Д. Шад-риков, А.И. Щербаков, А.В. Ярмоленко, А. Адлер, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг.

Вывод по воздействию физической культуры у всех ученных был практически однозначен «Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, который всегда обращен к интеллекту и обладает большим или меньшим развивающим потенциалом в зависимости от технологии обучения и воспитания».

Таким образом, установлено, что профессионально важные качества курсанта военного вуза характеризуют его биологическую, социальную и профессиональную сущность. Именно взаимосвязь сложных механизмов взаимодействия и их взаимозависимости объясняет комплекс требований к качествам будущего офицера, среди которых особое место занимает физическая культура, обеспечивающая его гармоничное развитие и, самое главное, эффективное функционирование в процессе своей профессиональной деятельности.

Используя идею интегральной целостности воинского профессионализма как социального явления, исследуемого в кандидатской диссертации Ф.Е. Кравцова, представляется, что если условия формирования профессионально важных качеств не обеспечивают целостного развития личности курсанта, то он, как целостность, начинает деградировать (снижать потенциал), что, несомненно, ведет к снижению профессионализма. Как отмечает Ф.Е. Кравцов, необходимость рассмотрения личности курсанта с позиции целостности, проявление которой выражается в диалектическом единстве биологического, социального и духовного (при этом каждая составляющая имеет свои количественно-качественные измерения), позволяет осуществить комплексное изучение интегрального целостного образования личности в процессе взаимодействия ее составляющих.

Таким образом, необходимость исследования функционирования учебной дисциплины и изучение воздействия физической культуры на будущего офицера имеют существенное значение для педагогики высшей военной школы, и определяется в современных условиях рядом факторов.

Во-первых, возрастающим значением педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений как основного компонента целостного военно-педагогического процесса подготовки курсантов (слушателей), требующего переосмысления и корректировки научных взглядов на его функции, приведения теоретико-методологических основ военного образования в соответствие с современными требованиями его модернизации.

Во-вторых, в соответствии с социальным заказом, Вооруженным Силам Российской Федерации нужны офицеры, обладающие высокой компетентностью, широким кругозоров, системным мышлением. Обеспечение армии такими кадрами возможно только в том случае, если педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава не будет ограничиваться только изучением доктринальных, официальных взглядов и уставных положений, а будет носить опережающий характер, направленный на глубокое постижение курсантами (слушателями) основ военных наук.

В-третьих, возросшими требованиями, предъявляемыми к теоретической и практической подготовленности самого профессорско-преподавательского состава, к педагогической деятельности в вузах. Изменение социально-экономической и политической обстановки в стране, создание новой правовой базы высшей школы, принятие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, переход на новые программы обучения требуют разработки качественно новых теоретико-методологических и прикладных основ педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений.

В-четвертых, необходимость дальнейшего совершенствования педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений обусловлена снижением качественных показателей подготовленности абитуриентов. Результаты проведенного исследования показывают, что в 2004 году 33% абитуриентов, поступающих в военные вузы, имели средний балл аттестата о полном среднем образовании ниже 4,0; приблизительно 24% курсантов безразлично относятся к учебе в военном вузе; 23% курсантов ставят предметы, преподаваемые на кафедрах, преподающих специальные военные дисциплины, на последнее место; более 30% курсантов планируют уволиться из Вооружённых Сил Российской Федерации сразу после окончания военно-учебного заведения. Все это требует переосмысления подходов к сущности и содержанию педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава военного вуза.

 

АВТОР: Кульчицкий В.Е.