14.06.2012 3794

Этничность и этническая идентичность как коррелят адаптации

 

Многие российские психологи и этнологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, исторически сложившуюся на определенной территории, обладающую общими чертами, единым самосознанием и стабильными особенностями культуры. К представителям этой теории можно отнести Ю.В. Бромлея, Г.В. Шелепова, Ю.В. Арутюняна, Б.А. Вяткина и В.Ю. Хотинец, К В. Чистова, В.И. Козлова, И. Кузнецова, А.Ф. Дашдамирова, Д.Н. Карнышева, Ф.С. Файзуллина и А.Я. Зарипова, Г.Т. Тавадова, В.В. Пименова и Р. Филиппова, Г.М.Андрееву. Они отмечают преобразование культуры и некоторых других характеристик этносов под воздействием социально-экономических факторов, влияние условий социализации на образование индивидуальных различий в степени усвоения этнической культуры. Таким образом, несмотря на чрезвычайную устойчивость этносов, отечественными авторами не отрицается возможность модификации этнических образований.

Представители символического интеракционизма, например, Р. Парк, Т. Шибутани, Л. Вирт, Г. Блумер, Т. Дастер считают, что этничность индивида зависит от социального контекста, а сами этнические отношения являются одной из форм социальных связей индивидов в процессе постоянного и взаимного коллективного определения разнообразных ситуаций совместных действий.

Представители инструментального направления (К. Митчелл, Ф. Мэйер, Д. Хоровитц, Дж. Ротшильд, М. Йингер, М. Бэнтон, А. Клэн, Д. Белл, Дж. Окамура, М.П. Фишер, П.А. Соснин, В.А. Тишков, Е.Н. Степанов) считают, что этничность является способом формирования группы для достижения общих интересов на основе убеждений о существовании общности происхождения, сходства антропологических признаков или единства культурных представлений. Этнические общности рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего - обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ.

X. Айзеке, Р. Гамбино, Э. Грили, У. Коннер, Э. Стюарт, Л.Н. Гумилев рассматривают этносы как объективно существующие и устойчивые социальные группы, основанные на общности происхождения и характеризующиеся культурной спецификой. Этничность формируется на ранних этапах эволюции человечества в результате необходимости распознавать представителей родственной и враждебных общностей, а в дальнейшем превращается во врожденное свойство. С точки данного подхода, этничность является стабильной особенностью индивида и носит над ситуативный характер.

Этничность характеризуется рядом особенностей, среди которых следует отметить: 1) ее мифологичность, поскольку ее главная опора заключается в объединении мифов об общих культурах, происхождении и истории (Г. Лебон); 2) её двойственность - разделение на этническую культуру для «внешнего» пользования, и для «внутреннего» пользования (последняя скрыта от посторонних) (С. Лурье); 3) ее конфронтационность, - «всякое противопоставление объединяет» (Б.Ф. Поршнев), т.е. она есть функция отношений с другими этническими группами, которые складываются по принципу оппозиции; 4) ее связывающую и объединяющую роль на основе группового членства. На последнюю особенность указывал Р.Г. Абдулатипов, когда определял этничность прежде всего как «...своеобразную форму солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач». 5) Кроме того, нельзя не отметить, что этничность является категорией «эмоционально-нормативной». Такие чувства, как достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения и опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и на моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Сплав эмоций и моральных норм, по мнению Пола Стерна, - «именно тот психологический фактор, который заставляет людей жертвовать во имя своего народа даже в ущерб личным интересам». К особенностям категории «этничность» можно добавить, что её рост связан с ростом этнической нетерпимости и постольку, поскольку этничность особенно чувствительна к изменениям межэтнической атмосферы, что может выражаться и в крайних формах. Этническая общность - это прежде всего меж поколенная группа, устойчивая во времени; для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом. Именно благодаря этим качествам этническая общность является для человека надежной группой поддержки и успешно выполняет важные для человека функции: ориентирует в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; задает общие жизненные ценности; защищает, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Поскольку этничность - это неотъемлемая часть общей социальной идентичности человека, формирование и функционирование которой подчиняется определённым социально-психологическим закономерностям, то можно сказать, что переход этничности на один из первых планов в структуре социальной идентичности приводит к доминированию «этнических» форм взаимодействия внутри группы. Это означает актуализацию той стороны этничности, которая является результатом принятия субъектом ценностей, норм и образцов поведения своей группы.

Необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности - социологической категории, относящейся к определенной этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Для индивидов этнос является психологической общностью, а этническая идентичность представляет собой одну его характеристику и нужно иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Этническая общность - это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не само по себе культурное отличие.

Наиболее популярной в психологии социальной идентичности является теория Г. Тэджфела, которая развивается в русле когнитивистского направления. Согласно этой теории, группа представляет собой совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней. По мнению Г. Тэджфела, идентичность является когнитивной системой, направленной на регуляцию поведения в соответствующих условиях и включающую две подсистемы: личностную и социальную идентичность. Социальная идентичность является ценностно и эмоционально насыщенным знанием индивида относительно своей принадлежности к конкретным социальным группам (этническим, профессиональным и т.д.). При реальном взаимодействии с другим этносом эти полюсы (социальная и личностная идентичность) могут проявляться в пределах четырех континуумов: поведенческого, когнитивного, аттитюдов, убеждений. В ходе взаимодействия актуализация идентичности зависит от степени осознания индивидом себя в качестве члена группы при соответствующем уровне ценностной идентификации и от особенностей ситуации, вынуждающих человека поступать как члена этой группы. Таким образом, в разных ситуациях один и тот же человек может действовать либо как личность, либо как член группы.

Другой исследователь, Дж. Тернер, также фокусирует внимание на социальной идентичности человека. Он понимает идентичность как возникающую непосредственно из социальной категоризации индивидом себя. Когнитивные представления о себе как о подобном другим внутри своего класса и отличном от членов другого составляют иерархическую систему трех уровней, включая следующие: 1) наивысший, отражающий бытие человека в целом; 2) средний, формирующий социальную идентичность; 3) подчиненный, определяющий персональную идентичность индивида как отличающегося от других членов своей группы.

Таким образом, согласно рассматриваемой модели, базальную потребность в самоуважении человек в основном реализует через групповое членство. Самоопределением через принадлежность к социальной категории человек решает проблему своей личностной определенности. Позитивные различия в пользу своей группы дают ее членам высокий субъективный статус или престиж, а вследствие этого - позитивную социальную (или этническую) идентичность. В свою очередь, негативные различия или неблагоприятное сравнение дает низкий престиж и негативную социальную (или этническую) идентичность. Когда группа, к которой человек принадлежит, утрачивает (в его глазах) позитивную определенность, он будет стремиться: 1) оставить эту группу физически; 2) размежеваться с ней психологически и претендовать на членство в группе, имеющей высокий статус; 3) прилагать усилия, для того чтобы восстановить позитивную определенность собственной группы.

На одно из центральных мест в современной социальной теории Э. Эриксон вывел концепцию идентичности. Он определил круг основных вопросов и понятий, связанных с идентичностью. Исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, Э. Эриксон ввёл понятие кризисов личностной идентичности и подчёркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития в социально-историческом аспекте, в то время как модель Г. Тэджфела и Дж. Тернера фокусируется прежде всего на проблемах социальной идентификации человека.

В отечественной психологии под этнической идентичностью понимается составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя со своим этносом и обособления от других этносов, однако это не только принятие определённых групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства, это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.

В результате обзора теоретических представлений относительно этнической идентичности личности можно отметить, что она находится под влиянием социокультурных условий и включает, по крайней мере, две подсистемы: персональную и социальную. В различных ситуациях индивид осознает только одну из подсистем идентичности. Актуализация содержания идентичности зависит от потребностей индивида. По мере включения индивида во взаимоотношения с другими людьми структура его идентичности развивается. Таким образом, человек определяет своё место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы. Чем больше членов этнической группы разделяют общую идентичность, тем больше вероятность совместных действий в её защиту, поэтому центральными моментами для ощущения групповой психологической безопасности и стабильности являются устойчивость идентичности и её позитивность.

 

АВТОР: Лобас М.А.