28.07.2012 7596

Социальный статус как социолингвистическая категория в русском языке

 

Информация о социальном статусе человека расценивается как приоритетная в обществе. Об этом свидетельствует не только детальная специализация социальных характеристик человека в лексической семантике, но и психологическая закономерность запоминания наиболее важных характеристик человека при знакомстве: сначала запоминается лицо (уровень идентификации), затем - занятие (уровень классификации) и, наконец, имя и дополнительная характеристика (уровень характеризации). На уровне классификации человек определяется как представитель определенного социального слоя, профессии и т.д. (Карасик 1992, с. 30).

«Социальный статус» человека относится к числу центральных категорий социолингвистики. Безусловно, «социальная роль» и «социальный статус» - это взаимосвязанные понятия. Н.И. Формановская определяет «социальную роль» как «нормативное сочетание позиции и функции, при этом та или иная роль в сознании людей связана с образцом поведения, с ожиданиями того, что человек в данной роли обязан делать и на что он имеет право» (Формановская 2002, с. 44). Для данного исследования важно разграничить данные понятия. Во введении нами уже было отмечено, что социальный статус - это понятие стратификационной социально обусловленной вариативности языка, а социальная роль - ситуативной. В социологии «социальная роль» - это определённая социальная функция, которую выполняет человек как элемент общества (Култыгин 2002, с. 125). Социальные функции определяют социальный статус человека, который обобщает множество социальных ролей. Ю.Е. Прохоров говорит ««о роли статуса» как о ведущей при социализации личности, в том числе и вербальной социализации, при исполнении всех форм ролевой деятельности - и, безусловно, при межкультурном взаимодействии личностей» (Прохоров 1997, с. 17).

Вслед за В.И. Карасиком под социальным статусом мы понимаем «соотносительное положение человека в социальной системе, включающее права и обязанности и вытекающие взаимные ожидания поведения. При этом личностные характеристики человека отступают на второй план» (Карасик 1992, с. 3). «Социальный статус» - это определённая социальная позиция, это общее положение человека как элемента общества, через которую он как бы встроен в структурную сеть.

Понятие социального статуса первоначально означало правовое положение юридического лица. В широкий научный обиход оно было введено известным немецким социологом Максом Вебером, в работах которого статус, класс и власть выступают в качестве основных измерений социальной стратификации. Статус - наиболее конкретное звено в концептуальной триаде М.Вебера и оказывается наиболее нагруженным в культурологическом отношении и поэтому получает разнообразные способы выражения в языке (Карасик 1992, с. 3).

В работе «Язык социального статуса» В.И. Карасик выделяет три системообразующих признака этого понятия, которые соответствуют внутренним факторам социальной стратификации: поведение, стратификационную позицию и стиль жизни (Карасик 1992, с. 3). Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Отметим, что поведенческие приоритеты обусловлены этносом, характером народа, и отражены в традициях, культурных ценностях, словаре.

Фактически некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе, устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека представляет собой «социальная роль. Ролевое поведение есть поведение человека, занимающего определенную социальную позицию в соответствии с ожиданиями людей. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Мёртон употребляет термин «набор ролей» для обозначения «комплекса ролевых отношений, в который личности вовлекаются лишь в силу того, что они имеют определённый социальный статус». Он подчёркивает, что с каждым социальным статусом связана «не одна, а целое множество социальных ролей» (Бок 1999, с. 118). Ф.К. Бок употребляет термин «аллороли», под которым понимает «связанные варианты одной и той же структурной единицы» - «ролемы». Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу). Исследователи считают, что носители социального статуса не подвергаются опасности «крайнего конфликта» в наборах ролей, так как создаётся «определённая степень социальной регулярности формирования компонентов многочисленных наборов ролей» (Бок 1999, с. 119). На манифестацию ролей могут влиять следующие факторы: другие роли, а также единицы пространства и времени, в свою очередь определённые социально. При этом, если не удаётся найти среди фактов соответствующего окружения причины, обусловившие то или иное употребление различных вариантов роли, эти варианты можно считать «находящимися в отношении свободного варьирования» (Бок, 1999, с. 119).

Сопоставление роли и статуса позволяет выделить стабильность и векторную направленность «выше - ниже» в качестве основных характеристик статуса.

Говоря о выражении социального статуса, отметим, что оно может быть:

- Вербальным и невербальным;

- Помимовольным и намеренным;

- Прямым и косвенным (Карасик 1992, с. 3).

Остановимся более подробно на этих понятиях. Невербальная манифестация неравенства прослеживается как у людей, так и у животных. Вербальное выражение неравенства в языке реализуется на интонационном уровне (просящая или приказывающая, вежливая или категоричная интонация), на грамматическом уровне (сфера грамматической стилистики - виды модальности, вводные конструкции, разновидности императива, определенные виды инверсии), на словообразовательном уровне (некоторые уменьшительные суффиксы), на лексическом уровне (специальные слова и выражения, обозначающие статусное неравенство, например, уважительные обращения, и слова, имеющие те или иные коннотации социального статуса).

Если «помимо вольное» выражение статуса по своей сути - однородное явление, то намеренное выражение статуса имеет двоякую направленность: это - осознанное и акцентированное выражение того, что проявляется помимо - вольно, а, кроме того, это - стилизация способов выражения, свойственных представителям той или иной статусной группы.

Выражение социального статуса человека может быть прямым и косвенным, а также основным и дополнительным. Мы говорим о прямом выражении статуса, имея в виду специальные слова или жесты, являющиеся индексами социальных отношений: обращения, титулы, формулы вежливости, поклоны. Косвенные индексы социального статуса требуют развернутой интерпретации, они различны по своей природе и относятся к статусно - релевантным сферам жизни (образование, происхождение, работа, материальное положение, манеры поведения и т.д.).

Чтобы определить, какое социальное положение занимает человек, какой у него социальный статус и, соответственно, как нужно к нему обратиться, следует учитывать «индексы». Интерпретация, нахождение вербальных описаний для культурологических символов, составляет важную задачу лингвистики, а в историческом смысле - главную задачу филологии. Можно говорить об «индикации» социального статуса (Карасик 1992, с. 30). Это обозначение статусно - релевантных зон стиля жизни, контактов и речи людей. Статусные индексы стиля жизни представляют собой систему отличительных признаков, по которым противопоставляются в стратификационном отношении группы людей.

Индикация стиля жизни распространяется фактически на все окружающие человека предметы, а также явления, отношения, способы поведения, оценки и т.д. Социальная индикация речи прослеживается в фонетике, лексике и грамматике. Осознание статусных индексов превращает их в оценочную категорию. С индикацией неразрывно связана оценка статуса. В широком смысле любая нормативная оценка носит статусный характер. В узком смысле можно говорить о статусной оценке как уважении либо неуважении и способах проявления соответствующего отношения. В условиях статусного неравенства уважение к адресату реализуется в соотносительной степени свободы участников общения: нижестоящий участник общения пользуется меньшей свободой выбора моделей поведения, чем вышестоящий партнер. Степень уважения к власти относится к числу национально-специфических характеристик культуры. Выражение статусных отношений в целом весьма специфично в различных культурах и языках. Это проявляется, в частности, в особых формах обращения. Особенно их важно знать человеку, для которого язык является неродным.

 

АВТОР: Буравцова Н.Ю.