21.08.2012 1487

Тематический блок метапоэтических высказываний: «Адресат текста классического дневника»

 

Автокоммуникативная направленность КД не предполагает стороннего читателя. Однако метапоэтические высказывания в дневниковых записях позволяют выделить категорию внутреннего адресата. Так, поиск собеседника, который необходим для того, чтобы преодолеть одиночество, в котором автор хочет найти понимание, оправдание, поддержку отображается во внутреннем диалоге М.М. Пришвина с «невиданным другом», способным понять и разделить переживания автора, правильно оценить его поступки, творчество, продолжить его дело. Например: «Друг мой неведомый, но близкий, я знаю, что ты существуешь и ждешь такого события... Я тебе это пишу, чтобы мой большой опыт помог тебе во всем разобраться» (Пришвин, 1986, с. 343). Появление обращений к «Другому» формирует маргинальную область КД, определяет появление коммуникативной направленности, которая проявляется в обращениях к внутреннему адресату - близким, знакомым автора, коллегам, друзьям.

В метапоэтических высказываниях дневников писателей XX века категория «внутреннего адресата», присущая любому КД, взаимодействует с обращениями к «абстрактному читателю», то есть идеальному реципиенту, способному конкретизировать общий смысл в процессе активного прочтения текста (Lintvelt, 1981, с. 18). Например: «Итак, кому нужны мои записки с их отдаленностью от столбовой дороги нашей сияющей жизни? ... За пятьдесят пять лет профессиональной писательской работы я приобрел читателей, оставшихся мне верными и в наше неблагоприятное для литературы время ...» (Нагибин, 2001, с. 8).

В метапоэтических высказываниях писатели не только обращаются к «абстрактному читателю», но и характеризуют его. Например: «Слишком однообразна и тягуча эта длинная повесть о пошлости и ужасе жизни; прочесть ее трудно; трудно - для цивилизованного читателя, которому нужна фабула, стройность, вкус, язык; но есть другой читатель, принимающий искренность и темперамент за красоту...» (Блок, 1962, с. 34). «Читатель ближний к писателю, тот «ближний», которому он пишет, кого ждет к себе, тратя дни, ночи, всю силу ума и сердца... желтеет и морщится в его ожидании: потому что он ближний по духу и самый дальний по расстоянию» (Пришвин, 1986, с. 433-434).

Наиболее общим противопоставлением является оппозиция «цивилизованный читатель» и «другой читатель». Цивилизованный - культурный, просвещенный, соответствующий общепринятым нормам (Современный словарь иностранных слов, 2000). Ближний - то же, что: близкий. Близкий - 4. перен. Связанный с кем-либо дружбой, симпатией, любовью. // Такой, к которому испытывают привязанность; дорогой, любимый. 5. перен. Разделяющий общие с кем-либо взгляды. 7. перен. Соответствующий чьим-либо интересам, воззрениям. Внимательный - 3. Проявляющий внимание; заботливый, чуткий, предупредительный (ТСОШ).

Культурный, просвещенный читатель, предпочитающий художественную литературу, вымысел, организованность композиции, стройность образов, красоту языка, не сможет, считают авторы, по достоинству оценить дневник, так как он ориентирован на эстетическое восприятие произведения. По мнению М.М. Бахтина, читатель дневника не должен склонятся к эстетизации, воспринимать дневник как художественное произведение. Он должен реагировать ответным поступком, подобно как обращенную к нам просьбу мы не должны художественно воспринимать, воспроизводить, сопереживать, подражать, а должны исполнить или отказать (Бахтин, 1999, с. 169). Читатель, к которому обращаются дневниковеды, должен быть искренним, чувственным, внимательным, верным, близким по духу автору, к нему обращаются как к другу, близкому человеку, собеседнику. В КД автор ориентирован на дружеский разговор по душам, понимание, оправдание своей личности.

Кроме того, необходимость передачи собственных чувств, мыслей, оценок стороннему адресату является неотъемлемой частью психологии писателя, актера и представителей прочих профессий, связанных с воздействием на сознание людей. Дневник писателя «для себя» - это, в конечном счете, все-таки дневник для других» (Каверин, 1991, с. 3). Данная психологическая потребность обусловливает появление опубликованный дневников при жизни автора в конце XX века (например, дневник писателя Ю.М. Нагибина, дневник актера B.C. Золотухина, дневник художница Т.С. Фисенко), что нарушает основополагающие принципы дневника: камерность, интимность, закрытость, недоступность.

Итак, КД XX века, наряду с признаками свойственными дневнику, характеризуется сочетанием личностно-ориентированной и исторически - значимой информации, интертекстуальностью, усиливающей объективность повествования. Выделенные в метапоэтических высказываниях категории внутреннего адресата и «абстрактного читателя», определяют формирование коммуникативной направленности интроспективного текста. Появление дневников, опубликованных при жизни авторов, придают КД свойства открытости, доступности, публичности, которые становятся определяющими признаками сетевых образцов дневникового жанра, появившихся в начале XXI века в Интернете.

 

АВТОР: Новикова Е.Г.