28.08.2012 13508

Контраст как способ восприятия н художественного познания мира

 

Текст, представляющий собой смысловую целостную систему, как и любая система, проявляется в отношениях близости и противопоставленности. Исследователи общих проблем эстетики рассматривают оппозицию как - типологическую примету организации любого эстетического объекта, т. к. контраст - это одно из самых характерных проявлений природной склонности человеческого ума, а «действие разума существенно антиномично, и все его построения держатся лишь силою противоборствующих и взаимоисключающих начал» (Голякова, 1999: 55).

С древних времен многие мыслители и художники отмечали, что феномен контраста играет в искусстве важную роль. Это определяется тем, что в искусствоведении контраст трактуется как один из приемов, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради повышения их художественной выразительности и выразительности произведения в целом, когда активное сравнение подчеркивает разные пространственные и временные качества («одновременный» и «последовательный» контраст) (Шинкаренко, 2005: 141). Соединение несоединимого, резкое столкновение полярностей, раскрытие взаимоисключающих сторон одной и той же сущности сопровождают художественное освоение мира.

Помимо сопоставления форм, связанного с психологией восприятия, контраст может использоваться для определения трактовки художественных образов. В словесном искусстве к эстетическим оппозициям относятся многообразные противопоставления. В основу многих художественных произведений мировой литературы легли такие универсальные древнейшие оппозиции, как жизнь - смерть, добро - зло, любовь - ненависть, земля - небо, вечное - земное, счастье - страдание и др.

Психофизиологическую основу оппозиции выявил  Л. С. Выготский, показав, что в художественном произведении всегда заложено некоторое противоречие, внутреннее напряжение между формой и содержанием (Выготский, 1987: 197). Оппозиции в художественном тексте, как отмечают Г. В. Андреева (1998), Е. В. Марченко (1995), Л. А. Матвиевская (1978), Л. А. Новиков (1998), В. В. Одинцов (1980), реализуются на основе принципа контраста. В работах этих ученых контраст (как литературно - композиционный прием) рассматривается как принцип организации художественного текста.

Термин «контраст» употребляется в стилистическом анализе очень широко, однако до сих пор он не получил последовательной и строгой дефиниции. Практически во всех использованных в исследовании словарях его определение либо совсем отсутствует (например, в ЛЭС, ФЭС, БЭСЯ), либо трактуется слишком широко. Так, согласно словарной статье «Стилистического энциклопедического словаря» контраст - это «одна из двух взаимосвязанных общих закономерностей употребления стилистически значимых единиц, заключающаяся в несовпадении (контрасте) стилистических окрасок слов (или большинства слов) в высказывании» (СЭС, 2003: 483). О. С. Ахманова дает следующую трактовку контраста: фигура речи, состоящая в антоминировании лексико-фразеологических, фонетических и грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие художником действительности (Ахманова, 2004: 207). Г. В. Андреева определяет контраст как «эстетически действенное отражение в тексте конфликтов и противоречий реальной действительности с помощью разноуровневых средств языка» (Андреева, 1984: 3).

Приведем еще несколько определений данного понятия. Контраст трактуется исследователями:

- как резко выраженная противоположность в каком-либо отношении (Андреева, 1998);

- как разновидность оппозиции (Трубецкой, 2000);

- как фигура речи, состоящая в антонимировании лексико - фразеологических, фонетических и грамматических единиц (Лее-Йуех, 1999);

- как чисто технический прием (Арутюнова, 1999);

- как семантическое противопоставление однотипных единиц в речи и тексте (Матвеева, 2003);

- как один из принципов выдвижения (Арнольд, 1999; Седых, 1997);

- как композиционной прием (Кузнецов, 1991).

Поскольку объектом нашего изучения служит контраст в аспекте концептуальной организации художественного текста, рассматриваемый на уровне целого текста как функционально-коммуникативного единства, то, исходя из выше приведенных определений, мы, вслед за Л. Л. Новиковым, будем трактовать данное понятие как «композиционно-речевой прием организации и развития структуры художественного текста, основанный на противопоставлении образов и планов описания» (Новиков, 1998: 200).

Контраст возникает в результате появления неожиданного элемента (стилистической фигуры, отличной грамматической формы) в нейтральном контексте, находя свое выражение в системе разноуровневых оппозиций (лексических, стилистических, синтаксических), и функционирует как один из видов семантико-стилистической организации текста. Продуктивным для нашего исследования является мнение о том, что система противопоставлений в большей степени определяет художественный текст, чем структура сюжета. Контраст может иметь место не только в области всех языковых уровней, но и в противопоставлении образов и планов описания художественных произведений, речевого поведения людей в конфликтных ситуациях (Матвеева, 2003: 115).

Контраст выполняет особую роль внутри определившегося личностного сознания писателя, художественное мышление которого исходит из реалистического, объективного восприятия жизни, контраст используется как средство создания образов героев и их противопоставления, речевой характеристики персонажей, воспроизведения разных типов жизни. Иными словами, контраст является одним из способов восприятия художником действительности, то есть способом художественного мышления автора. Кроме того, контраст может выступать «во-первых, как композиционно-стилистический принцип построения текста и, во-вторых, как смысловая доминанта текста» (Марченко, 1995: 89), что находит в нашей работе непосредственное отражение при анализе эмпирического материла.

Контраст, входя в композиционную структуру художественного текста как в виде отдельных антиномий, так и в виде комбинаций языковых средств и представляя собой «источник синтагматического напряжения, проявляется на всех уровнях языковой организации и композиционной структуры художественных текстов». По мнению И. И. Ковтуновой, на протяжении XX в. заметно нарастают быстро и скачкообразно различные типы контраста: 1) семантический контраст, при котором наблюдается соединение далеких, обычно не сочетаемых в обыденном сознании понятий; на лексическом уровне своеобразным его проявлением выступает оксюморон; 2) стилистический контраст, представляющий собой сочетание в тексте разностилевых элементов; стилистический контраст «служит приемом создания в речи образных, метафоричных выражений» (СЭС, 2003: 483); 3) ритмико - синтаксический контраст, при котором наблюдается последовательно проведенное через текст резкое столкновение ритма и синтаксиса; 4) композиционный контраст, заключающийся в чередовании в тексте отрезков с разной метрической структурой, отрезков стиха и прозы (Ковтунова, 1990: 13-14).

В качестве разновидностей семантического контраста в научной литературе рассматриваются антитеза и оксюморон. Они же характеризуются и как семантические фигуры; под фигурой речи (стилистической фигурой) понимаются «синтагматически образуемые средства выразительности» (Скребнев, 1998: 591). Структура контрастов, как правило, двучленна и представляет собой органическое диалектическое единство противоположностей, что и порождает необходимый смысловой и эстетический эффект (Белодед, 1971: 272). Базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и реализуют авторские идеи, связанные с раскрытием образа героев и с наиболее рельефным изображением действительности. Наряду с антонимами, представляющими собой явление языка, в качестве лингвистической основы для контраста выступают антонимированная лексика разных частей речи, межчастеречные антонимы, контекстно противопоставляемые слова, подвергающиеся процессу антонимизации в условиях дайной речевой ситуации (Аврасин, 1990; Лее-Йуех, 1999).

Стилистические функции антонимов в художественном тексте тесно связаны с особенностями их семантики, сочетаемости, тематического, структурного, типологического многообразия. В этом аспекте выделяются следующие функции антонимов:

- стилистические функции, присущие всем выразительно - изобразительным средствам (описательная функция, функция эмоционального воздействия);

- стилистические функции, присущие антонимам как особому семантическому классу слов (функция контрастного изображения, создания юмористического эффекта);

- стилистические функции, определяющиеся принадлежностью их к той или иной типологической разновидности антонимии (функция конструктивной организации текста, характерная для антонимов, выражающих координационные понятия, функции контрастного сравнения, резкой противопоставленности, раскрытия внутренней противоречивости обозначаемого, характерные для качественных антонимов);

- стилистические функции, реализующиеся в определенных сочетаниях друг с другом, в составе стилистических фигур (Матвиевская, 1977: 68).

В отличие от перечисленных выше функций антонимов, основными функциями контраста являются стилеобразующая и текстообразующая. «Стилеобразующая функция - это, прежде всего создание экспрессии совершенно определенного направления, это интонирование какого-то фрагмента содержания через противопоставление» (Аврасин, 1990: 124). Наряду с созданием общей экспрессии, введение контраста может способствовать реализации таких стилевых черт, как субъективность, образность и иногда - динамизм. Контраст в тексте выступает и как текстообразующий структурный принцип, и как средство художественного отражения действительных или приписываемых изображаемому объекту противоречий, и как отдельно взятое выразительное средство для подчеркивания или выпячивания тех или иных сторон этого объекта.

Таким образом, контраст создает иерархию форм и смыслов при доминирующей роли контрастной семантики, выступает как принцип словесной организации прозаического текста, охватывает сквозные речевые образы, семантико-стилистическую систему, синтаксическое строение фразы, соотношение смысловых фрагментов, компоненты художественного сюжета и т. д. Кроме того, контраст позволяет с наибольшей убедительностью и экспрессивностью вербализовать концептуально значимые фрагменты действительности и может служить стиле- и текстообразующим элементом художественного текста.

Концептуальный смысл художественного произведения выражен зачастую имплицитно, в то время как такие его категории, как «человек», «пространство» и «время», являющиеся базовыми при выявлении смысловых доминант художественного текста, реализованы практически всегда эксплицитно.

 

АВТОР: Торосян М.С.