06.09.2010 10316

Культура и образование

Одним из важнейших направлений образования является его культурологизация, т.е. введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты как общего, так и специального образования, а также подготовка специалистов-культурологов, ориентированных на решение соответствующих образовательных задач. В этом смысле примечательно появление в семействе учебных дисциплин культурологии.

В реальной жизни человека и общества историческая, социальная, психологическая и культурная составляющие связаны неразрывно. Тем не менее, социальная функция культуры имеет настолько самодостаточную значимость, что изучение ее в рамках науки и в сфере общего и специального образования представляется совершенно необходимым.

В перечне задач общего образования (как среднего, так и общеобразовательного сегмента высшего) основная функция культурологического знания связана с решением задачи общей инкультурации личности учащегося, введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно- регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ (и особенно общества проживания), а также систему языков и методов социальной коммуникации. Эта задача, разумеется, решается не только средствами культурологии, но и, в существенной мере, иными социально-гуманитарными и философскими дисциплинами (историей, религиоведением, литературой, искусство- знанием, философией, родным и иностранными языками, отчасти географией и т.п.). Однако, именно культурология может дать учащимся наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирования культуры.

Постараемся проанализировать, что такое культурология с позиций нового в системе образования и наметить некоторые перспективы молодой науки именно с позиций образования XXI века.

До появления культурологии познание и образование рассматривались как отдельно существующие и преследующие разные цели процессы. Культурология впервые даёт новый метод образования, заключающийся в познании явлений не в качестве подлежащих отдельному рассмотрению, а изучаемых с позиций их ценностно-смысловой значимости в общей цепи событий. Такой метод даёт научное обоснование не только возможности, но необходимости применения межпредметных связей в образовании. Изучение явления в культурологическом аспекте предполагает параллельное включение только что полученного знания в общую систему представлений о мире. Другими словами, получаемая новая информация становится уже не только результатом образовательного процесса, но стимулом, отправной точкой, необходимой предпосылкой последующего познания.

Культурология, рассматриваемая как средство познания есть новый подход к качественным характеристикам получаемой информации. Сегодня вся получаемая информация в системе образования должна быть культурообусловлена и культуровостребована. Введение в систему образования дисциплин культуроведческого и культурологического направления является тем средством, которое призвано обеспечить культуровостребованность всему процессу образования в целом. Знание, преподаваемое с учетом его роли и места в конкретной культуре, способно не только поднять статус знания вообще на более высокий уровень, но и способствовать дальнейшему единению процессов образования, воспитания и становления человека как личности, так как образование в данном случае выполняет функцию формирования мировоззренческой позиции личности, вооружая человека национальной идеей.

В рамках специального образования культурологическое знание должно стать естественным компонентом историко-теоретических представлений учащихся о социальных функциях изучаемой ими специальности, социальных нормах ее практикования, об определенных оценочных критериях ее продукции, профессиональной этике специалистов и прочем.

Если соотнести эти задачи с основными направлениями культурологического знания, то можно высказать следующие предложения по использованию этих направлений в образовательной практике.

На уровне общего среднего образования его культурологическую компоненту целесообразнее всего формировать на базе общей истории культуры. Поскольку культурология как самостоятельная дисциплина в программах средней школы не предусмотрена, то учебным предметом, в рамках которого культурологическая проблематика могла бы найти себе наиболее органичное пространство оказывается всеобщая и отечественная история. Семилетний срок, в течение которого ведется ее изучение в средней школе, дает достаточный временной "простор" для включения в учебный блок историко-культурологической проблематики в приемлемом объеме.

Предпочтение, отдаваемое именно истории культуры перед ее теоретическим изложением в рамках общего среднего образования, связано с тем, что изучение теоретических аспектов культуры весьма сложно для детского уровня восприятия; между тем исторический материал достаточно ярок, образен, хорошо усваивается детьми. К тому же, как показывает опыт специального культурологического образования в вузах, даже студенты с огромным трудом осваивают теорию культуры, когда не имеют возможности соотнести ее с ранее изученным материалом по общей истории культуры. С этой и некоторых других точек зрения представляется наиболее целесообразным сосредоточить изучение истории "эмпирической" культуры главным образом на уровне общего среднего образования, освободив тем самым дефицитные часы вузовской культурологии для более углубленного изучения теоретических, отраслевых и прикладных составляющих культурологического знания.

Нельзя сказать, что в практикуемых отечественной школой программах по истории совсем отсутствует культурологическая проблематика. Просто этот материал подается весьма фрагментарно, бессистемно, без какого-либо теоретического обобщения и в существенной мере сводится опять-таки к истории искусств. Серьезной позитивной подвижкой в требуемом направлении представляется новый учебник по истории средних веков (авторы А.Я. Гуревич и Д.Э. Харитонович), где пропорциональная соотнесенность материалов по политической, военной, социально-экономической и социокультурной истории выглядит весьма убедительно, а материалы по социокультурной организации и регуляции жизни средневекового общества поданы с должной обстоятельностью. Дальнейшее движение в этом направлении видится в создании аналогичных учебников и по другим разделам истории, обязательно включающим элементы теоретического обобщения и разъяснения по поводу культурной типологии рассматриваемых эпох и народов как систем ценностно-нормативных приоритетов и регуляторов жизнедеятельности людей.

Но главное заключается в необходимости существенной корректировки самих учебных программ по истории, переакцентировке их с изложения просто всеобщей и отечественной истории на преимущественно историю культур и цивилизаций, интерпретирующих взаимодействие и соперничество разных народов и государств прежде всего в ракурсе различий в их представлениях о добре и зле, социальной справедливости и благе, ценности жизни и смерти, собственности и праве и т.п., различий в формах их социальной организации и регуляции, принципов взаимодействия человека и природы, экономических культурах и системах традиционных потребностей, символике престижности и пр. Из этих различий вытекают и особенности нравов и обычаев, религиозных верований и установлений, политических и правовых институтов, художественной стилистики и т.п., а также острота противоречий (разумеется, помимо непосредственных политических и экономических разногласий), уровень взаимотолерантности или нетерпимости между соседними народами.

Стихийная тенденция к такого рода "культурологизации" преподавания истории в средней школе уже явно наметилась в последнее десятилетие. Вопрос в том, чтобы обеспечить поддержку этой тенденции на институциональном уровне, отрефлексировать и рационализировать ее в виде формулирования соответствующих целей и задач, определения конкретных форм ее реализации и подготовки педагогов, исполнителей этих задач.

Разумеется, решение проблемы инкультурации личности учащегося не исчерпывается преподаванием одной истории (включая историю культуры). Свой вклад в решение этой задачи должно внести также обществоведение (дающее более развернутое определение и представление о сущности культуры, параметрах социокультурной жизни человека и общества, социальных функциях культуры как одного из главных механизмов обеспечения коллективных форм жизни людей). И, конечно же, литература и мировая художественная культура, демонстрирующие в своих произведениях эталонные образцы нормативного или антинормативного поведения персонажей, их нравственной сущности, воздаяния или возмездия за соответствующий характер деяний, раскрывающие сущность эстетического как одной из форм обобщения и нормирования социального опыта человеческих отношений, восприятия и интерпретации окружающего мира и собственной личности и пр., а также ряд иных учебных предметов.

Общее среднее образование нуждается в разработке целостной концепции инкультурации личности учащегося как одной из наиболее важных социальных задач среднего образования как такового. Все вышесказанное в равной мере относится и к общеобразовательной компоненте программ среднего специального образования, где задачи инкультурации личности учащегося решаются в рамках тех же общеобразовательных дисциплин.

Теперь о специальном высшем образовании. В его рамках културологическое знание способно решать два типа задач:

— в цикле общеобразовательных (гуманитарных и социально-экономических) дисциплин решаются задачи углубления общей инкультурации личности студента, прививаются навыки его собственной практики по инкультурационной работе такого же рода;

— в циклах дисциплин специальности и специализации наряду с усвоением теоретических знаний и практических навыков по специальности студент должен освоить и основные параметры профессиональной культуры той отрасли деятельности, к которой он приобщается.

Решение первой группы задач инкультурационного профиля должно осуществляться всеми общеобразовательными дисциплинами этого цикла — философией, историей, социологией, психологией, политологией, правоведением, экономикой, иностранным языком и даже физической культурой, в рамках которых обязательно должны затрагиваться вопросы культурного аспекта каждой из этих областей знания: философии культуры, культуры социальной жизни, политической, правовой и экономической культуры, языковой культуры, культуры здоровья и физического развития и т.п., подаваемые и интерпретируемые как с позиций соответствующей области знания, так и с общекультурологических позиций.

Но особое место здесь должна занять собственно культурология, вводящая студента в основные положения общей теории культуры и ее категориального аппарата, в вопросы морфологии и динамики культуры, в ее социальные функции и механизмы функционирования, в представления о деятельности культурных институтов, социокультурных нормах и ценностях общественного бытия, основных параметрах личностной культуры и межличностного взаимодействия, в проблемы социокультурной самоидентификации общества и личности и т.п. Но главное — в понимании сути и значимости ценностно-смыслового, нормативно-регулятивного и семантико-коммуникативного аспектов в жизнедеятельности людей. Основные компоненты содержания этого общеинкультурирующего раздела курса культурологии в вузе представляются следующими:
— онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
— гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
— морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;
— культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры и механизмах культурного коммуницирования;
— антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "потребителе" и "производителе" культуры;
— социология культуры: представления о пространственно-временной диффренцированности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;
— социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;
— историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации, регуляции и коммуникации в ходе истории, об исторических типах ценностно-экзистенциальных ориентаций;
— прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов, проблеме охраны и использования культурно-исторического наследия.

Таким образом, в основание курса общеобразовательной культурологии в вузе предлагается положить "фундаментальное" направление культурологического знания. Вместе с тем представляется, что преподавание "эмпирической" культурологии в рамках этого сравнительно небольшого курса (обычно от 30 до 100 учебных часов в практике большинства вузов) нецелесообразно. Конкретно-исторические знания в этой области учащиеся должны получить в средней школе, а теоретическое обобщение исторического материала может быть дано студентам в разделе "историческая динамика культуры".

Вместе с тем крайне важно проведение содержательного согласования между курсом общей культурологии и другими дисциплинами общеобразовательного цикла, а в идеальном случае выстраивание всего этого цикла по модели морфологии культуры (социокультурные аспекты социальной организации: экономическая, политическая и правовая культуры; социально значимые формы познания и кумуляции социального опыта: религия, философия, наука и искусство; основные формы социальной коммуникации: язык, письменность и книга, воспитание и образование и т.п.).

Что же касается культурологических знаний в рамках обучения дисциплинам специальности, то необходимо по всем направлениям высшего образования ввести в качестве обязательной компоненты изучения культуры вида деятельности (специальности) либо в качестве самостоятельного курса, либо (что, пожалуй, предпочтительнее) как значимого раздела курса, в котором с культурологических позиций должны быть освещены следующие проблемы:
— социальные функции изучаемого вида деятельности и основные критерии профессиональной культуры; история становления данной профессиональной культуры: социально приемлемые формы и последствия этой деятельности; механизмы общественного контроля;
— социальный статус специалиста в данной сфере; социокультурные и этические нормы его деятельности; критерии профессионализма; отечественные и зарубежные модели подготовки специалистов и повышения их квалификации;
— социально-профессиональная организация специалистов в данной сфере;
профессиональные традиции, праздники, ритуалы; этика отношений и взаимодействия специалистов, их иерархия и субординация; технологии служебного взаимодействия и этика отношений с клиентурой;
— служебные языки и средства коммуникаций специалистов в данной сфере.

В современной социокультурной ситуации поле профессионального действия специалистов-культурологов весьма обширно. Оно, помимо сферы образования, включает области науки, административного федерального, территориального и отраслевого управления, менеджмент, опыт практической социокультурной работы с населением, средства массовой информации и издательское дело, регуляцию межконфессиональных и национально-культурных отношений, туризм, рекламу, арт-бизнес и иные сферы, где требуется разработка социокультурных оснований и экспертиза социокультурных последствий принимаемых решений, а также прогнозирование, проектирование и практическое регулирование тех или иных социокультурных процессов.

Специалисты-культурологи могут привлекаться в качестве преподавателей общей истории культуры, обществоведения и мировой художественной культуры в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях, преподавателей общей культурологии и культурологии различных областей деятельности в вузах и институтах повышения квалификации, а также преподавателей специальных культурологических дисциплин в учебных подразделениях вузов, готовящих собственно культурологов.

В соответствии с этими задачами культурологов-педагогов целесообразно готовить по общей специальности 0206 "Культурология" со следующими специализациями:
— общая культурология (теория культуры);
— философия культуры;
— социальная культурология;
— культурная семантика;
— история культуры и цивилизации;
— мировая художественная культура;
— культурология религии;
— культурология экономики, политики и права;
— культура материального производства;
— культура природопользования;
— культура здоровья и физического развития;
— культура информационно-коммуникативной деятельности;
— педагогическая культура;
— страноведение и этнокультурология,
а также по некоторым иным специализациям.

В числе групп дисциплин, которые необходимо освоить культурологу, можно назвать следующие:
— общая теория культуры (история культурологической науки; морфология и динамика культуры; социология культуры; культурная семантика; методология культурологического познания, психологическая антропология и др.);
— история специализированных форм социальной организации и регуляции (экономическая, политическая и правовая культуры);
— история форм познания и кумуляции социального опыта (философская, религиозная, научная и художественная культуры);
— история форм социальной коммуникации и трансляции культурного опыта (языкознание, письменность и книга, технологии образования и воспитания, средства массовой коммуникации, семиотика, информатика);
— неспециализированные формы социальной организации (социология, этнология, социальная синергетика, культура физического воспроизводства и жизнеобеспечения);
— философские основания культурологического знания (общая философия, философия истории и культуры);
— историческая динамика, типология и топология локальных культур (общая история цивилизаций, народов, религий и культур);
— прикладная культурология (культурная политика; охрана культурного наследия; психология; технологии социального взаимодействия; педагогика; методика преподавания культурологии и пр.).

До недавнего времени преобладал взгляд на культурологию как на одно из чисто академических направлений фундаментальной науки, расширяющее наши общие познания в области теории и истории культуры, но не имеющее никакого прикладного значения. Сегодня возникает потребность в специалистах-культурологах, способных, во-первых, исследовать и систематизировать актуальные социокультурные характеристики нашего общества, его отдельных социальных, этнических, конфессиональных и прочих групп, выявить реальную картину состояния этих характеристик, во-вторых, заняться практической работой по инкультурации людей средствами просвещения, образования, социального воспитания, административно-управленческой деятельности, журналистики и иных форм воздействия на общественное и индивидуальное сознание в направлении повышения уровня социальной адекватности людей, развития в них мотиваций и навыков честной социальной адекватности людей, толерантности и комплиментарности друг к другу и т.п.

Подготовка такого рода специалистов представляется одной из серьезнейших задач отечественной системы профессионального образования; тем более, что одними из наиболее эффективных "инкуль-тураторов" должны стать культурологи-преподаватели средней и высшей школы.

Значимость культурологических знаний в системе общемировоззренческих и профессиональных представлений современных специалистов требует введения элементов культурологического обучения и на этапе их переподготовки и повышения квалификации. При этом должны преследоваться те же цели, что и при изучении культурологии в вузе — общей и профессиональной инкультурации (или повышения уровня этой инкультурации, придания ей более систематизированного характера) специалиста.

На будущее же, когда в систему переподготовки и повышения квалификации включатся специалисты, уже изучавшие культурологию в вузе, представляется целесообразным разработать для них специальный курс социальной философии, органично включающий в себя раздел современной философии культуры. Подобный курс будет очень полезен для системы повышения квалификации специалистов в любой области и на любом направлении деятельности; но особенно актуален для специалистов сфер образования, культуры, экономики, политики, права, социальной работы и административного управления.

Эту же дисциплину стоит ввести и в программу подготовки аспирантов, по крайней мере, в областях социально-гуманитарного и педагогического знания, а возможно и в качестве кандидатского экзамена.

В целом, культурология, уже достаточно прочно вошедшая в современную семью наук, всё ещё остаётся предметом научного спора. Примечательно, что все споры о культурологии ведутся сегодня именно в среде образования.

Объемы и методики преподавания учащимся культурологических знаний не могут быть универсальными. Особую значимость культурология имеет для общего и специального среднего образования, а также для вузов, факультетов и кафедр, готовящих или переподготавливающих специалистов для сфер образования, культуры, экономики, политики, права, социальной работы и административного управления. Здесь объем культурологических дисциплин (или собственно культурологии) и их место в общей иерархии изучаемых предметов должны быть достаточно высоки.

Это связано с тем, что основными "объектами" профессиональной деятельности специалистов этих сфер будут прежде всего люди, их социокультурные интересы и ментальные установки. Для вузов же технического, естественнонаучного и медицинского профилей в изучении культурологии, очевидно, наиболее актуальными должны быть проблемы профессиональной культуры (культурологии специальности).

Так или иначе, но без современных культурологических знаний очень сложно выработать у учащихся должные представления и навыки общей социальной адекватности в быстро меняющихся параметрах образа жизни и ценностных ориентирах современного общества, развить в них национальную, социальную и религиозную толерантность, понимание и уважение законов и норм общественного бытия как собственной страны, так и других государств и народов. Таким образом, культурологическое знание призвано решать целый комплекс специфических образовательных и воспитательных задач в системе образования.


Список литературы
1) Флиер А.Я. Культурология в системе образования. // Высшее образование в России. 1996. №4.
2) Александрова Е.Я., Быховская И.М. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли. // Общественные науки и современность. 1997. №2.