13.09.2010 38115

Экологическая экскурсия как средство экологического воспитания школьников

 

Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики и вербализма в обучении и воспитании. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, сто экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.

Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».

Можно сделать вывод, что понятие «экологическая экскурсия», определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса, представляющая собой групповое посещение природных комплексов, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью предупреждения нежелательных событий (проявление агрессии по отношению к объектам природы, черствость) и оказания направленной помощи ребенку в процессе естественнонаучного образования.

Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общие представления об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием и охраной».

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материла. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и дома. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия в 4 классе на тему «Формы земной поверхности» [Н.С. Жесткова].

Дети знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой.

На экскурсии используется основной метод ознакомления детей с природой – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие.

Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, интерпретацию, осмысление воспринятого в свете прежнего опыта.

Смотреть на предмет или явление и наблюдать его – вещи разные. Анализируя объект наблюдения: раскладывая его мысленно на составные элементы, человек вычленяет в нем наиболее существенные части. Тот, кто умеет вычленить самое существенное, специфическое в наблюдаемом объекте, считается наблюдательным человеком.

В процессе наблюдения формируется важное личностное качество, как наблюдательность. Умение наблюдать позволит и самому педагогу идентифицировать тот или иной объект природы и дать ему правильное название. Основа наблюдения – выявление специфических черт облика и повадок пернатых, насекомых. Наблюдательность – черта, которая формируется тем полнее, чем больше наблюдатель практикуется. Компенсируя нехватку времени наблюдений на экскурсиях, учитель может дать детям задание на дом по наблюдению за птицами.

 На экскурсии можно рассматривать и проблемно-поисковые ситуации. Проблемные ситуации составляют органическую часть процесса познания и находятся в неразрывном взаимодействии с наблюдением, практической деятельностью и объяснением.

Процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий.

Благоприятные возможности для реализации комплексного подхода в экологическом образовании представляют экскурсии в природную среду, на которых дети овладевают соответствующими знаниями, оценочными суждениями, правилами поведения, природоохранными умениями. Нужно только организовать деятельность детей во время экскурсии. Поэтому инструктаж о том, как нужно себя вести во время экскурсии, следует проводить заранее, в классном помещении.

Содержание должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал природы, формировать ценностное отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Известный педагог-методист К. П. Ягодовский еще в начале ХХ века сформулировал основные принципы проведения экскурсий, которые остаются полностью актуальными и сегодня: «Главная цель всякой естественно-исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии мы можем достигнуть того, что наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями».

На экскурсиях руководитель должен проводить работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в природе.

Важно продумать роль школьника на экскурсии. Именно здесь у него есть возможность проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей. Они должны не получать готовые знания, а находить их самостоятельно, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены позднее на уроках самых различных дисциплин: географии, природоведения, экологии, рисования, труда и даже музыки.

Нужно помнить, что ребенок – это не столько объект, сколько деятельный субъект воспитания. Поэтому он должен не только знать правила поведения, но и понимать необходимость их выполнения, нужно обоснованно подводить учащихся к выводу, почему поступать нужно именно так, а не иначе. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций в беседах важно, чтобы младший школьник понял, какое влияние имеет поведение человека и вся его деятельность на окружающий мир. Это позволит мотивированно и обосновано подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.

Доверительная обстановка во время проведения бесед просто обязательна, только тогда у детей появится возможность высказать свои мысли, суждения, чувства, что поможет выработке личностного отношения к окружающей среде.

При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать следующие условия:

1. Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма экологического образования;

2. Необходимо заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить местность, выбрать именно ту часть леса или парка, где растут лиственные и хвойные растения, определить маршрут;

3. Придерживаться тематики экскурсии, не поддаваться на отвлекающие, провокационные детские вопросы;

4. Рассказывайте только о том, что можно показать;

5. Рекомендуется избегать длительных объяснений, это утомляет детей;

6. Школьник должен быть привлечен к активной деятельности, а не оставаться пассивным слушателем;

7. Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут;

8. Сконцентрируйте внимание детей на нужном природном объекте;

9. Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию;

10. Итоги экскурсии необходимо закрепить на последующих занятиях;

Экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и воспитательные. Надо уже с первого класса воспитывать в детях любовь к природе, помогать им видеть прекрасное в окружающей их природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.

В современной школьной практике преобладают словесные методы организации деятельности учащихся: беседа, рассказ, инструктаж. Одной из важнейших заповедей поведения человека в природе: «Не шуметь!». Шум для природных обитателей – мощный фактор беспокойства, в ряде случаев даже угрожающий их жизни и существованию. Кроме того, шум мешает смотреть, слушать: звери разбегутся, птицы разлетятся, насекомые притаятся и замолкнут [С.Н. Николаева].

Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их общий дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины.

Следующая заповедь, которую дети должны знать, - это терпение, терпеливость. Что это означает? Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта – гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

Третья заповедь – это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить питомцев находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный. Наблюдательность важна для всех. Отправляясь в турпоход, на прогулку в лес, надо знать прогноз погоды, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Явления неживой природы – роса, облака – надежные средства прогнозирования [И.Д. Зверев].

Более интересными являются наблюдения за животными и растениями. Растения незаменимый природный барометр. Они ошибаются редко, поскольку им негде укрыться от непогоды, от дождя, похолодания и другого ненастья. Поэтому именно растения выработали различные приспособления, которые помогают им защитить самих себя. Например, перед ненастьем многие растения закрывают свои венчики – защищают тычинки и пестики от намокания, но перед ясной хорошей погодой почти все они раскрываются. Изменения в мире растений влекут за собой изменения ив мире животных.

 Наблюдения за животными также могут дать много любопытной и полезной информации о состоянии погоды, об ориентировании, о самых различных связях в природе: растения – насекомые; насекомые – птицы и т.п., об отношениях человека к ним. Из-за отсутствия наблюдательности многие не могут предсказать последствий своего поведения, своего вмешательства в жизнь растений и животных и этим наносят большой вред природным обитателям.

Птицы – практически единственная группа животных, встречающихся в достаточном количестве на протяжении всего года, при любой погоде, в любом уголке природы. Птицы – объекты крупные, поэтому хороши для рассматривания; это красивые, привлекательные живые существа, эмоционально обогащающие процесс познания природы.

Наблюдая за пернатыми, надо обращать внимание на следующие элементы: размер птицы; особенности формы; окраску и размещение цветочных пятен на оперении; поведенческие особенности.

Рассмотрим более подробно структурные компоненты наблюдаемого.

В первую очередь обращают внимание на размеры птиц. При этом используют относительные размеры. Нам известна величина некоторых постоянно встречающихся птиц: воробьев, галок, ворон и т. д. Эти птицы могут служить своеобразными эталонами, «мерками» при определении размеров рассматриваемой птицы. А. Н. Промптов, известный зоолог, приводит шесть таких эталонных размеров: городской воробей (16 см), скворец или мелкий дрозд (22- 23 см), галка или домашний голубь (32 – 33 см), ворона или грач (50 см), домашняя утка или крупная курица (65 – 75 см).

Сравнивается любая птица с эталонной, так определяется ее сравнимый (относительный) размер. Например, синица, зяблик, трясогузка, жаворонок, ласточка сравнима с воробьем. Дрозд, иволга, свиристель – крупнее, со скворца. Сойка, сорока, рябчик – с галку или домашнего голубя.

При определенном навыке допустимы и более тонкие сравнения. Например, снегирь чуть крупнее воробья. Дикий голубь – вяхирь несколько крупнее домашнего, а горлица – меньше домашнего. Необходимо на практике определять размеры птиц со школьниками. На осенней экскурсии в парке, когда уже опали листья, легко встретить поползня, снегиря, синиц, свиристелей, щеглов. Сравните их размеры с известными пернатыми. Не беда, если вам не известно название птицы. Ее можно пока и не называть. Наша цель на этом этапе другая – развитие наблюдательных навыков, в данном случае – глазомера.

Наряду с размерами обращают внимание на особенности формы птицы. Облик многих птиц хорошо известен. Все видели на картинках в книгах, по телевидению утку, журавля или цаплю, хищную птицу, сову или голубя. Такие эталоны тоже хороши для первоначального определения. Например, зеленый дятел, малый пестрый дятел, вертишейка имеют облик дятла. Ястреб, сокол, орел имеют хорошо выраженный облик хищной птицы. Снегирь, синица, свиристель по облику ближе всего к воробью, у них «самая обычная птичья» форма.

Определение облика – не самое трудное. Важно обнаружить в форме животного и нечто своеобразное. И школьник уже во втором классе прекрасно с этим справляется. Ему под силу обнаружить, например, длинный хвост у трясогузки, хохолок на голове свиристеля или чибиса, вытянутую шею у летящих гусей, уток, журавлей. Надо обращать внимание детей не на все тонкости форм, а на наиболее заметные.

Окраска птицы – третий компонент. Наблюдение за окраской птицы – процесс сложный. Он нередко субъективен. Каждый по-разному определяет цвет одной и той же птицы: утром, при освещении солнца оперение приобретает розовые оттенки, в яркий полдень многие цвета блекнут, повышается контрастность рассматриваемого объекта, под вечер оперение становится оранжево-золотистыми. При рассматривании против солнца все птицы выглядят темными силуэтами. Пасмурной осенью, зимой, в дождь и снегопад цвета кажутся однотонно серыми, невзрачными. К зиме перышки птиц истираются, загрязняются, тогда как после весенней линьки, к маю, перьевой наряд окрашивается в наиболее яркие тона.

Подмечено, что дети начальной школы, наиболее адекватно воспринимают в оперении пять основных цветов: черный, серый, белый, красный, желтый. На экскурсиях нет особого смысла обращать внимание на оттенки, ведь они не являются определяющими. При близком рассмотрении можно обратить внимание на исключительно редкие явления в мире наших пернатых: белые глаза у галок, красные ноги у сизого голубя. Неплохо рассмотреть окраску птичьих клювов, они чаще черного или серого цвета, тогда как в рисунках детей нередко раскрашены в красный цвет (что можно наблюдать у очень немногих птиц, например, у речной грачки).

Очень важно оценить, зафиксировать размещение цветовых тятен на теле птицы. Так, в описании большой синицы имеют значение черная голова с белыми «щечками» и желтая грудка с черным «галстучком». Оперение малиновки (зарянки) сероватое, а грудка у нее – ярко оранжевая. Маленькая лесная синичка – буроголовая гаичка – голубовато-серая с черной шапочкой. Указать надо немного признаков (два - четыре), но наиболее броских, заметных.

Поведение птиц специфично, неотделимы от вида и такие важные характеристики, как форма и окраска. Всем известна особенная «посадка» дятла дереве. Поползень способен «ползать» вниз головой по стволам. Хищная птица парит с распростертыми крыльями. Клином летят гуси. С лета ныряют в воду грачки. Вылетает из кустарника с коротенькой песенкой и снова юркает в куст серая славка/

При наблюдении необходимо обращать внимание на место обитания пернатых, так как оно тоже характерно для определенных видов птиц [М.В. Шептуховский]..

После наблюдения очень полезно дать детям задание нарисовать ту или иную птицу по памяти (можно дома). По мнению В. С. Мухиной, рисование для ребенка – это своеобразная форма познания действительности. Рисуя предметы и наделяя их эталонными цветами, соответствующими в определенной мере реальным цветам предметов, ребенок учится классифицировать мир.

Учителю очень важно осмыслить положение маленького школьника на экскурсии. Именно здесь он может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Именно на экскурсиях при непосредственном общении с жизнью природных обитателей в их собственном доме он находит, открывает, сопоставляет, анализирует.

Нужно помочь ребенку открыть чудеса и тайны, научиться «ведать природу, а ведать природу – это значит сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы, или, другими словами, уметь видеть, слышать понимать природу…мир растений, мир животных, мир неорганический – во всей гармонической совокупности – с облаками и звездами включительно», - считал Д. Н. Кайгородов.

Перед экскурсией подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы:

- Не ломай ветви деревьев и кустарников.

- Не повреждай кору деревьев.

- Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток. И не вырывай их с корнем.

- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны в природе.

- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков, они полезны.

- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

- Не разоряй муравейник.

- Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.

- Не лови диких животных и не уноси их домой.

- Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.

- Не бери собаку в лес и парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают малышей.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

- Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

 - Не жги костры в лесу.

- Еж пыхтит и морщится: «Что я вам уборщица? Лес никак не подмету. Соблюдайте чистоту!»

 - Не бросайте в водоемы мусор и разный хлам.

 - Не оставляйте надписей на природных объектах.

- «Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой!».

Кроме правил охраны природы необходимо соблюдать правила поведения школьников на экскурсии:

1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.

2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса леса.

3. По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.

4. Разговоры недопустимы. Вопросы руководителю задавать вполголоса.

5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.

6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.

7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).

8. Не следует фотографировать птичьи гнезда во избежание раскрытия их для хищников. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.

9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.

Прежде чем углубиться в лес, нужно определить, в какой стороне находится солнце и где оно будет через два часа. Чтобы не заблудиться, надо запомнить заметные ориентиры на своем пути: ручьи, обрывы, камень у дороги, упавшее дерево.

На экологическую экскурсию следует брать с собой:

I. Обязательный набор: 1) аптечка первой помощи; 2) туалетная бумага; 3) карта местности; 4) шнуры и веревки; 5) перочинный нож; 6) часы; 7) простые карандаши и блокноты.

II. Дополнительный набор: 1) фотоаппарат, бинокль, лупа; 2) компас; 3) малая лопатка; 4) десять баночек (коробочек) с крышками; 5) папка для сбора листьев; 6) складной метр (лента); 7) фонарь; 8) повязка для глаз (проводить игры); 9) подстилка (сидеть после дождя); 10) книга о природе; 11) термос с чаем; 12) полотенце.

На экскурсию следует одевать аккуратную, удобную, но не яркую одежду и «надежную» обувь (ни в коем случае не новую).

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, его краткой характеристики, особенностей в данный сезон года. Обращается внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных природных объектов. Используется произведения писателей и поэтов.

На начальном этапе обучения должны преобладать задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде. Задания должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания должны быть обращены непосредственно к каждому младшему школьнику и побуждать его самого подумать, самого предвидеть, самого оказать помощь, если она кому-то потребуется. А самое главное – они должны ставить ребенка в положение первооткрывателя и исследователя.

Знакомство с природой в начальных классах вызывает у младших школьников радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств. В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо им показать мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.

Успех проведения экскурсий во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них целостный образ природы (экологическая картина мира) обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако младшим школьникам в поиске поэтических описаний природы помогут занимательные вопросы и загадки.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания младших школьников. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у младших школьников представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».

Список литературы:

  1. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры, занятия и развлечения с детьми. – М.: Илеска, Ставрополь: Сервис школа, 1999г.
  2. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дану, Феникс, 1996г.
  3. Жесткова Н. С. Проведение экскурсии в лес. Слово о словах. // Начальная школа, 1991. - №7, с. 52.
  4. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. 1980г. Шептуховский М. В. Методика наблюдения за птицами на природоведческих экскурсиях. // Начальная школа. 1996г., № 3, с. 45 - 48.
  5. Кривских О.Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию: Дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 227 с.
  6. Николаева С. Н. Начало экологической культуры. // Начальная школа 1993г., №9.
  7. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988. – 38с.