15.09.2010 81261

Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ

 

Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.

Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической, представленной в виде методической работы по следующим причинам.

Во-первых, роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми;

Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОУ, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.

В - третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, переход от групповых форм работы к индивидуальным, предпочтение косвенным формам педагогических требований, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи педагогу, ребенку в их саморазвитии и т.д.

Так что же такое методическая работа, какова ее сущность, значение в образовательном учреждении и в дошкольном учреждении конкретно?

Методическая работа – это последовательная система способов теоретического познания и практического применения в какой–либо деятельности (в нашем случае, в педагогической).

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого его самовыражения [В.А. Мижериков, 2004. C.80].

Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

В разных типах и видах образовательных учреждений отечественной системы образования методическая работа может осуществляться в разных формах организации: методических центров, методических кабинетов, методических сообществ, методических служб.

Рассмотрим разные позиции авторов теоретиков и практиков на сущность методической работы в системе образования.

В словаре-справочнике по педагогике указывается, что методическая работа в образовательных учреждениях РФ – это часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей [В.А. Мижериков, 2004. C. 203].

Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального образования педагога на протяжении всей жизни, которая совершенствуется в профессиональной деятельности и в процессе организации методической работы учреждения.

В последние годы интерес к методической работе значительно вырос. Появилось много значимых работ российских ученых (Л.В. Алферова,

Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева, Ю.К. Бабанский, Ю.А. Долженко, В.И. Ерошина, И.В. Жуковский, Л.П. Ильенко, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева и Н.Н. Чернякова, И.М. Курдюмова, В.С. Лазарев, Т.Н. Макарова, А.М. Моисеев, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, И.П. Третьяков, Л.И. Фалюшина, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.), в которых исследователи, дополняя друг друга, раскрывают различные аспекты методической работы образовательных учреждений.

Так, например, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый рассматривают «методическую работу» как особую структурно-организационную форму в образовательном учреждении.

Л.П.Ильенко и В.П. Симонов считают, что «методическая работа» – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на научной основе. Авторы обращают внимание на то, что только научная основа организации методической работы является верным и основным путем повышения мастерства учителя, его эрудиции и компетенции. Они указывают, что главным в методической работе является оказание действенной своевременной помощи учителю, воспитателю. «И это весьма существенно и важно, так как, где «сильна» методическая работа, там, на взгляд авторов, серьезные, результативные успехи педагогического коллектива в его нелегком труде» [2003. C.95].

Л.И. Фалюшина дает более широкое определение «методической работы» – «это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса» [2004. C. 160].

В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова представляют методическую работу образовательного учреждения в виде управленческой системы, в которой определяют цель, задачи, функции, методы и формы организации.

Именно система методической работы, утверждают авторы,

представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.

Л.П. Ильенко, А.М. Моисеев также полагают, что методическая работа – «это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей» [2003. C. 84].

По мнению А.М. Моисеева, методическая работа является важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации и системе непрерывного образования педагогических кадров.

В российской педагогической энциклопедии методическая работа рассматривается как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта [1993. C. 569].

Т.Н. Макарова дает подробную характеристику методической работе с позиции мероприятий управленческого характера, направленных на обеспечение образовательного процесса учреждения. «Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса» [2002. C. 4].

Следовательно, большая часть авторов считает, что методическая работа в образовательном учреждении – это система или деятельность, направленная на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей и повышение профессионального роста педагогов учреждения.

Современный уровень системы образования предъявляет новые требования как к пониманию основной сущности методической работы, так и к ее организации в общеобразовательных учреждениях (школах, детских садах). Переходя в режим развития образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, стремятся определить специфику своей деятельности, включаются в поиск нового содержания образования, осмысливают научно-методические основы образовательного процесса, работают над созданием учебно-методических пособий, пытаются обновить устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень методической помощи педагогам, освоить новые модели методической работы учреждения. Если раньше она сводилась к общему административному контролю и управлению за деятельностью педагогов, то сегодня результатом методической работы является качество содержания образования, образовательного процесса в целом и повышение профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива.

Методическая работа в ДОУ чаще всего рассматривается так же, как и в школе, в качестве деятельности по усовершенствованию организации воспитательно-образовательного процесса учреждения и повышения уровня профессиональной подготовки педагогов.

С точки зрения Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, И.И. Кобитиной, методическая работа в ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. Авторы утверждают, что основное значение методической работы заключается в организации, контроле и анализе педагогической деятельности с целью всестороннего и гармоничного развития личности ребенка и повышения профессионального мастерства педагога [1990. C. 53].

Л.И. Фалюшина в своем исследовании под методической работой понимает функцию управления качеством воспитательно-образовательного процесса, основным предназначением которой является развитие профессионализма педагогов, необходимого для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию и развитию детей [2004. C. 81].

К.Ю. Белая рассматривает методическую работу в современном ДОУ как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на:

1)повышение профессионального мастерства каждого педагога;

2) на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива; 3)повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [2003. C. 88].

Главное в методической работе, как утверждает К.Ю. Белая, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.

В итоге, по мнению большинства авторов, методическая работа – это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности.

Так, Л.И. Ильенко считает, что в методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность [2003. C. 84]. Автор перечисляет основные компоненты в структуре методической работе, но не раскрывает их содержания и способы реализации на базе образовательного учреждения.

Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. К целям методической работы обращаются многие авторы.

К. Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы дошкольного образовательного учреждения: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива [2003. C. 88].

Н.С. Голицина, Н.В. Немова, О.А. Скоролупова, П.И. Третьяков подчеркивают, что сегодня цели методической работы не должны ограничиваться только констатацией состояния дел в образовательном учреждении, фиксацией уровня образованности специалистов и определением их квалификационных разрядов.

Согласно представлениям Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, Л.И. Ильенко, П.И. Третьякова, цель методической работы заключается в росте уровня профессиональной компетентности педагога, педагогического коллектива учреждения и совершенствовании качества организации воспитательно-образовательного процесса учреждения для полноценного развития личности ребенка.

В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич предлагают строить методическую работу, используя следующие цели: определение состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении; изучение взаимоотношений между детьми и диагностика уровня основных направлений развития дошкольников; повышение уровня воспитательно-образовательной работы и ее конкретных результатов; изучение деятельности воспитателей - новаторов и обобщение их опыта; помощь молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством [1995. C. 6].

 В соответствии со словарем справочником по педагогике, «цель» - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достидение которого направлено действие [В.А. Мижериков, 2004 С.421]. Из всех целей, представленных авторами, заслуживает внимания и оправдывает методическую деятельность одна - оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности, а все остальное – это задачи, при помощи которых будет решаться основная цель методической работы. В тоже время для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов и лишь затем формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами.

При формулировании задач методической работы дошкольного образовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанных функций методической работы.

Проведенный анализ работ Н.В. Немовой, М.М. Поташника, Г.Н. Поповой, П.И. Третьякова позволяет констатировать, что в настоящее время вопрос о функциях методической работы в образовательных учреждения широко обсуждается, и на сегодняшний день не является решенным.

Представляется наиболее продуктивным мнение А.М. Моисеева и О.М. Моисеевой, которые определяют три функции методической работы образовательного учреждения с позиции иерархических уровней системы образования:

– функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науки и передовому педагогическому опыту;

– функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения;

– функции методической работы по отношению к конкретному педагогу [2001. C.224].

П.И. Третьяков рассматривает функции методической работы через задачи управления и представляет их в следующем порядке: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная [2001. C.54].

Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой. Авторы предлагают следующее их содержание:

– информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;

– аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;

– планово-прогностическая - основа деятельности методической работы учреждения. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.

– проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения;

– организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;

– обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;

– контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения [2001. C. 28].

Цель и задачи методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении определяются образовательной ситуацией в ДОУ, целью и задачами учреждения и системы дошкольного образования и образования РФ в целом.

Анализ исследуемой литературы по рассмотрению задач методической работы приводит нас к выводу, что авторы не всегда достаточно разграничивают, задачи методической работы учреждения от общих задач образовательной деятельности учреждения. Так, например, В.А. Беляева, В.П. Дуброва, Л.И. Фалюшина предлагают общие подходы к определению задач методической работы:

– управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития);

– организация повышения профессиональной компетентности педагогов (знакомство педагогов с новыми психолого- педагогическими исследованиями, распространение передового педагогического опыта, а в режиме развития – подготовка педагогов к инновационной деятельности).

Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем:

– исследование образовательных потребностей социума;

– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;

– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);

– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;

– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;

– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;

– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001. C. 22].

Представляется, что более конкретно задачи методической работы образовательного учреждения предложены Е.В. Коротаевой, которая выстраивает следующую последовательность задач:

– установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;

– определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;

– обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;

– создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом [2001. C. 21].

Следующий компонент методической работы как деятельности – это содержание. Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:

– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;

– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002. C. 79].

В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей: педагога и методиста учреждения [2004. C. 33].

Содержание деятельности педагога и методиста ДОУ

С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций:

1) функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу ДОУ:

  • совершенствование педагогической деятельности;
  • обновление программного обеспечения образовательного процесса;
  • ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;
  • внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.

2) функции методической работы по отношению к конкретному педагогу:

  • изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;
  • организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.

В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Они выстраивают его в виде компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ: социально-психологическая компетентность; педагогическая компетентность; национальная, речевая и бытовая компетентности [1995. C. 7].

 Существует другой взгляд на определение содержания методической работы. Так, В.А. Беляева и А.А. Петренко утверждают, что методическую работу как процесс развития профессионализма педагогов необходимо рассматривать через внутренние и внешние факторы. Внешними факторами выступают социокультурная среда и развивающаяся система образования, где необходимо учитывать современную образовательную ситуацию. Внутренними факторами выступают самовоспитание, самообразование и саморазвитие педагогов в соответствии с требованиями ГОС.

Таким образом, содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития ДОУ и образовательной ситуацией в образовании и может быть разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов, которыми могут быть: 1) дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций); 2) психолого-педагогический; 3) методический; 4) технологический и технический; 5) коммуникативный.

Достаточно важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Традиционное содержание и формы методической работы, в которых отводилось и еще отводится главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, бессистемному контролю за количеством, а не за качеством проведенных педагогом занятий и режимных моментов, утратили свое значение из-за незначительной их эффективности и недостаточной обратной связи.

К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк, относятся:

- локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;

- интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

- интерактивные (межрайонные, городские, областные, федеральные): теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др.

Л.М. Денякина утверждает, что все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности ДОУ. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы.

Одной из самых распространенных форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении является методический кабинет, который считается многофункциональным по своему предназначению. Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К.Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса» [2003. C. 88].

А.И. Васильева, Н.Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами методиста (старшего воспитателя) ДОУ является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ [1990. C. 122].

Основной целью методического кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании. Так, Н.Ю. Честнова считает, что кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы. Автор подчеркивает, чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию [2004. C.483].

К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование методического кабинета в методической работе с педагогическими кадрами в ДОУ по многим причинам:

- недопонимание методистом (старшим воспитателем) и педагогами роли и возможностей методического кабинета;

- несоответствие организационных условий из–за недопонимания структуры организации методической деятельности;

- недостаточная оснащенность кабинета (чаще всего из-за недофинансирования);

- отсутствие или несоответствие графика работы педагогов в кабинете с графиком деятельности методиста и т.д.;

- устаревшие, неэффективные формы работы с педагогами в методическом кабинете;

- несовершенство его структурно-функционального предназначения.

Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной, должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002. C. 78]. Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка. Следовательно, результатом методической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.

Таким образом, в процессе различных теоретических источников по вопросам сущности, структуры организации и содержания методической работы в ДОУ мы приходим к выводу, что методическая работа в ДОУ– это вид целенаправленной деятельности, системно выстроенной в соответствии со структурными ее компонентами. Структура организации и разработанное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОУ) должны играть ведущую роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов, что в свою очередь приводит к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении планируется руководителями учреждения, утверждается педагогическим советом, осуществляется в течение всего учебного года и предусматривает органичное сочетание с повседневной практической деятельностью педагогов учреждения. Всей методической работой руководит методист дошкольного учреждения (старший воспитатель или заместитель заведующего ДОУ) [Л.М. Волобуева, 2004 C. 3]. Следовательно, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива дошкольного образовательного коллектива в целом.

Из этого следует, что сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.

В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:

– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;

– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;

– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.

Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок.

Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность, не системность, направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004. C. 82]. Отсюда, к слабым сторонам методической работы в ДОУ можно отнести следующие:

– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;

– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;

– наблюдается ее слабая, не эффективная организация;

– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

– не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы;

– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;

– отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей ДОУ (заведующей, методиста) в вопросах организации методической работы;

– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.

 Из этого следует, что условия организации методической работы в ДОУ на современном уровне не решают основных задач, поставленных государством и конкретно системой образования в вопросах непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ. В период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности такая организация методической работы в ДОУ не в состоянии реагировать на быстро изменяющиеся положения в системе образования, в том числе и дошкольного образования.

Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 c.
  2. Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.
  3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебн.-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
  4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. И.И. Кобина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
  5. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина. И.И. Кобина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
  6. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
  7. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.
  8. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003 .- 95 с.
  9. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образованием. / Т.П. Колодяжная. - Ростов- н/Дону: «Учитель» 2002. - 190 с.
  10. Коротаева Е.В. Два варианта: Традиционный и программно-тематический // Директор школы. 2001. - № 6. - С. 38- 43.
  11. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Т.Н. Макарова. - М.: Педагогический поиск, 2002.- 160 с.
  12. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) /Под ред. М.М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2001.- 256 с.
  13. Педагогика. / Под ред. Ю К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1998. - 480 с.
  14. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. /Под ред. П.И. Третьякова. - М.: «Новая школа», 2001. - 871 с.
  15. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – Т.1. - 608 с.
  16. Словарь-справочник по педагогике / авт-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 c.
  17. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ Л.И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2004. -262 с.
  18. Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада / Н.Ю. Честнова. - Ростов-н/Д:Феникс, 2004. - 672 с.