25.09.2010 20094

Понятие и особенности стандартизированных тестов

 

В данной статье приводится краткая историческая справка о тестах, рассматриваются классификации тестов и методы стандартизации результатов психологических измерений. Обсуждается порядок интерпретации результатов по стандартизированному тесту.

 

1. Краткая историческая справка

 

Термин «тест» в психологии используется в двух значениях: общеупотребительном и научном. Тест в переводе с английского языка означает испытание, пробу, измерение. В этом состоит общеупотребительное значение термина. В научном смысле тест – это «теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получать измерения соответствующих психологических свойств» [Бодалев А. А., Столин В. В., 1987, с. 33]. Теоретическая и эмпирическая обоснованность состоит в том, что тест должен удовлетворять требованиям валидности, надежности и репрезентативности.

Научное применение тестов началось в XX веке. Однако тестирование как научная практика, основанная на оценивании и измерении качеств людей, имеет более раннюю историю.

Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне выпускники школы писцов назначались на должность только после успешного прохождения трудных испытаний. Они должны были проявить обширные для того времени знания и хорошее культурное развитие. Требовалось владеть четырьмя арифметическими действиями, уметь делить имущество и измерять поля, разбираться в растениях, металлах, тканях и даже петь и играть музыкальных инструментах.

В Древнем Египте искусству жреца обучались только те, кто имел благополучную биографию и положительные рекомендации от учителей и родителей, умел слушать и вести беседу, отличался располагающей внешностью. Кандидаты проходили испытания огнем, водой, одиночеством в подземелье. Нужно было преодолеть даже угрозу смертью за неуспешное обучение. Известно, что Пифагор справился с такими испытаниями. Когда в Греции он организовал собственную школу, то ввел в ней подобную систему отбора. Принимая окончательное решение о зачислении, Пифагор предлагал поступающему сложную математическую задачу. Те, кто правильно решал задачу, зачислялся сразу, а те, кто с задачей не справился, подвергались осмеянию и издевкам. Если новичок спокойно, с достоинством, юмором выходил из щекотливой ситуации, он мог приступить к обучению в школе.

Испытания и тесты применялись не только в передовых центрах цивилизации, но и у народностей с более скромным вкладом в историю. Так, у эскимосов, хантов, ульчей шаманом потенциально мог стать каждый взрослый мужчина. Но свою способность к шаманству необходимо было доказать. Например, требовалось заслужить уважение сородичей, знать лекарственные растения, повадки животных, погодные приметы, иметь мужество брать в руки раскаленные до красна железные предметы и ходить в мороз босиком по снегу. У народности ханты неудачливого кандидата объявляли сумасшедшим за его необоснованные амбиции и чрезмерную жажду власти. Это довольно суровое решение вызывает очень живые ассоциации применительно к современным политическим деятелям.

Первые тесты, которые проводились в лабораторных условиях, появились в конце XIV века. Большую популярность имела психометрическая лаборатория Ф. Гальтона, двоюродного брата Ч. Дарвина. В ней за небольшую плату любой желающий от 5 до 80 лет мог измерить свои физические, физиологические и психологические показатели, такие как рост, вес, объем легких, становая сила и сила удара кулака, память на буквы, цветоразличение. В 1984-85 годы лабораторию посетило 9337 человек, особенный успех она имела в дни Всемирной выставки в Лондоне.

Лабораторный характер измерений и их четкость были бесспорными достоинствами тестов Ф. Гальтона. Однако теоретическое обоснование измеряемых показателей, и планы по применению тестов не так убедительны. Различия между людьми по тестам Ф. Гальтон объяснял врожденными особенностями. Он предлагал создать физически и интеллектуально совершенных людей, своего рода супер-расу планомерно подбирая одаренных родителей.

Дж. Кэттелл расширил перечень измеряемых качеств, в его работах упоминается уже 50 методик. Исследователь сформулировал требования, которым должны удовлетворять научные тесты: четкая инструкция и лабораторный характер применения. Следует отметить, что в настоящее время диагностические методики с такими свойствами называются уже не тестами, а контрольными заданиями. Современный тест проходит стандартизацию по большему числу параметров.

Ф. Гальтон, Дж. Кэттелл и их единомышленники – А. Бине, разработавший тесты интеллектуальных способностей, Г. Мюстенберг, известный своими методиками изучения памяти – заложили основы научного тестирования. Хотя развитие тестов происходило довольно противоречиво и драматично. Причин этому было несколько.

– Проявились недостатки самих тестов. Первоначально они развивались как узкоспециализированная прикладная область, называемая психотехникой и тестологией. Единство практики и теории достигнуто было не сразу. Потребовалось определенное время и на усвоение тестологией опыта математики и статистики.

– Имели место ошибки проводящих тестирование. Тесты нередко вызывали излишний оптимизм у тех, кто их применял. Резко переоценивалась потенциал тестов в повышении качества образования и производства. Наблюдалось что-то вроде тестомании, хотя «познавательные возможности» тестов как экспресс-диагностического метода имеют не только достоинства, но и ограничения.

– Сказалась неподготовленность общественного мнения. Общественность восприняла появление тестов неоднозначно. Существовали как восторженные оценки, так и резкая критика. Взвешенное отношение к тестированию вырабатывалось десятилетиями. Потребовались продуманные законодательные акты, регламентирующие практику тестирования, кодексы психологов и т.д.

Существовали и продолжают существовать предубеждения людей в отношении тестов. В России ситуация с тестами резко осложнилась в 1936 году в связи с постановлением «О педологических извращениях в системе наркомпросов». На «бессмысленные», как отмечалось в постановлении, тесты был наложен запрет. И так дело обстояло вплоть до 60-х годов, когда после культа личности И.В. Сталина психология начала возрождаться.

Тесты довольно драматично находили свое применение и в западных странах. В США из-за недовольства граждан по поводу необдуманного применения тестов проводились социологические опросы. 37% американцев высказались против применения тестов при приеме на работу и 25% – против тестирования в школьном обучении. В 1966 году в сенате США обсуждался законопроект о полном запрещении тестов, но он не был поддержан большинством голосов.

В настоящее время общеизвестно, что применение тестов требует соблюдения определенных условий. Во-первых, если выбранных тест соответствует предмету диагностики, во-вторых, если методика разработана с соблюдением всех психометрических требований и, в-третьих, если обследование проводится в соответствии с профессионально-этическими нормами.

 

2. Классификация тестов

 

Тесты можно классифицировать по нескольким основаниям: по предмету, особенностям стимульного материала, степени формализованности, особенностям стимульного материала, диагностическим принципам и подходам.

В зависимости от своего предмета тесты могут измерять самые разнообразные характеристики личности:

– психофизиологические и психомоторные свойства,

– свойства нервной системы и темперамента,

– особенности характера,

– интеллектуальные способности,

– коммуникативные качества,

– ценностные ориентации и предпочтения,

– уровень учебных и профессиональных знаний,

– проявления психических расстройств.

Тесты с вербальным стимульным материалом содержат вопросы или задания, представленные в текстовой, словесной (вербальной) форме. Невербальные стимулы могут включать в себя предметы, рисунки, звуковой и видео-материал, даже запахи.

Наиболее формализованными являются стандартизированные тесты. В них стандартизированы, т.е. однозначно заданы, следующие элементы:

– инструкция,

– стимульный материала,

– варианты ответов,

– «ключи» для обработки первичных ответов,

– преобразование «сырых» баллов в стандартные на основе нормативов.

Если какой-либо из перечисленных элементов не стандартизирован, то методика не является стандартизированным тестом. Так, методики, для которых не определена процедура перевода «сырых» баллов в стандартные, называются заданиями в тестовой форме.

Формализованные тесты могут основываться на различных диагностических принципах:

1) Психофизиологические тесты. С помощью датчиков снимаются физиологические показатели, которые имеют прямое психологическое истолкование. Например, интенсивность кожно-гальванической реакции свидетельствует об эмоциональной напряженности испытуемого.

2) Психомоторные тесты устроены таким образом, что о выраженности психических свойств судят по временным показателям, количеству правильных и ошибочных действий. Так, методика «корректурная проба» предусматривает, чтобы обследуемый зачеркивал кольца по определенному правилу. Методика позволяет изучать внимание, умственную работоспособность, утомляемость и другие психические свойства.

3) Объективные тесты состоят из вопросов и заданий, на которые существуют правильные, истинные ответы, которые заданы однозначно. К объективным тестам относятся тесты на интеллектуальные способности и уровень знаний.

4) Тест-опросники состоят из вопросов, которые, в отличие от объективных тестов, не имеют «правильных» ответов. Правильным ответом является тот, который соответствует мнению обследуемого. Варианты ответов выбираются из меню, состоящего из нескольких пунктов.

5) Тесты, использующие принцип субъективного шкалирования, основаны на оценивании испытуемыми различных объектов с помощью полярных признаков (например, «слабый-сильный», «злой-добрый»). В оценивании используются трех-, пяти-, семибалльные и другие шкалы. В качестве объектов для оценивания могут быть: компоненты Я-концепции (Я-реальное, Я-идеальное), произведения искусства, исторические события и личности и т.д. В тесте Ч. Осгуда «личностный дифференциал» обследуемому предлагается сделать по двадцати одному качеству.

«Неформализованные» тесты используют следующие диагностические принципы:

1) Проективные тесты содержат неструктурированный стимульный материал. Обследуемому нужно достроить, дополнить его до чего-то целостного, структурированного или высказать возникающие в связи с ним ассоциации. Однозначных решений здесь не существует, поэтому обследуемый проецирует на стимульный материал свои личностные особенности. Проективные тесты позволяют изучать трудно поддающиеся стандартизации особенности индивидуального сознания личности.

2) Опросники и анкеты с «открытыми» ответами не предлагают испытуемому меню ответов, он самостоятельно формулирует свой ответ. Такие методики используются тогда, когда важно учесть личное мнение опрашиваемого, а также на этапе разработки анкет с «закрытыми» ответами. Открытые ответы могут применяться в сочетании с закрытыми.

3) Методики, использующие технику репертуарных решеток Дж. Келли, или репертуарные тест, сочетают в себе достоинства нескольких диагностических методов: беседы, проективных тестов и методик, использующих принцип субъективного шкалирования. Обычно репертуарный тест проводятся в три этапа. На первом этапе обследуемый в соответствии с заданным перечнем называет элементы или персонажи. На втором этапе для каждого элемента или персонажа нужно назвать наиболее примечательное качество, или конструкт по терминологии Дж. Келли. На третьем этапе обследуемый оценивает все элементы по всем конструктам.

Тесты еще можно классифицировать в зависимости от научного подхода, которых они реализуют. В. Виндельбант выделил для подхода: номотетичесий и идеографический. Номотетическими он назвал науки, которые изучают типичные объекты, тенденции и общие закономерности. Идеографическими были названы науки, которые исследуют единичные, уникальные объекты и явления.

 

3. Стандартизация психологических измерений

 

Тестовые нормы и их репрезентативность .

Физические свойства объектов (например, размер, вес) принято измерять с помощью единиц измерения. Эталоны единиц измерения хранятся в метрологических лабораториях в условиях неизменной температуры, влажности и т.д. Для этого строятся даже глубокие шахты, где эталоны покоятся в константных условиях. На основе эталонов делают их сверхточные дубликаты и измерительные инструменты.

Измерять таким же образом психические свойства людей невозможно. Изменение, развитие и активность лежит в основе самого существования человека и его психики. Трудно даже представить себе человека, «законсервированного» в качестве эталона. Изучались последствия лишения испытуемого сенсорной стимуляции и движений. Его помещали в ванну с водой, температура которой равна 36,6˚, тело, руки, ноги и голову закрепляли, чтобы человек был в полной неподвижности и не мог пошевелиться. На глаза накладывалась повязка, в лаборатории устанавливалась полная тишина. Уже через несколько часов пребывания в таких условиях человек начинал страдать от галлюцинаций и бреда. Приведенный пример может показаться утрированным, но он наглядно иллюстрирует методические и этические ограничения, возникающие при измерении психических особенностей человека на основе концепции эталона.

В дифференциальной психометрике используется другой подход. Для теста подготавливаются нормативы. Нормативы, или нормы, теста – это результаты по тесту, полученные на нормативной выборке (или выборке стандартизации), с этими результатами сравнивается каждый испытуемый. Нормативная выборка должна быть репрезентативной, т.е. являться как бы уменьшенной копией, обладать наиболее существенными признаками той категории людей, для которой предназначен тест.

Стандартизация психологических измерений состоит в преобразовании «сырых» значений показателя в стандартные баллы, основываясь на анализе распределения показателя в нормативной выборке (или выборке стандартизации).

Существует три основных метода стандартизации:

– приведение к стандартной форме,

– квантильная стандартизация.

– абсолютные тестовые нормы.

Рассмотрим смысл процедуры стандартизации на примере короткого, учебного опросника на тревожность, который состоит из пяти утверждений:

1) Принимая любое решение, я мучительно сомневаюсь, взвешивая «за» и «против».

2) Я живу так, как хочу, и не беспокоюсь о том, что обо мне думают окружающие.

3) Самое трудное для меня – это борьба с самим собой.

4) Опоздав на лекцию, я с большой робостью вхожу в аудиторию, а нередко даже и не решаюсь сделать это.

5) Я человек очень общительный и у меня много друзей и приятелей.

Предусмотрены два варианта ответов на каждый вопрос:

1) верно,

2) неверно.

Испытуемый ответил на опросник следующим образом: 2, 2, 1, 1, 2. Эта означает, что на первое утверждение обследуемый ответил «неверно», на второе – «верно» и т.д. Перечень ответов обследуемого называют первичными ответами.

Ключи, или ключ методики – это правило обсчета первичных ответов испытуемого. Приведем ключи для нашей шкалы тревожности:

– 1, 1, 1;

– 2, 2, 1;

– 3, 1, 1;

– 4, 1, 1;

– 5, 2, 1.

В тройках цифр первая цифра означает номер утверждения, вторая – вариант ответа, который нужно выбрать, чтобы проявить изучаемое качество, третья цифра – весовой коэффициент ответа. Так, чтобы проявить тревожность, на первое утверждение методики следует выбрать первый вариант ответа («верно»). В этом случае обследуемый в соответствии с весовым коэффициентом наберет один «сырой» балл, равных весовому коэффициенту.

Все весовые коэффициенты данной методики равны 1, но это не всегда так. Предположим в шкале на альтруизм имеются две утверждения: «Я согласен, что люди должны помогать друг другу» и «Ежемесячно я отчисляю часть своей заработной платы на благотворительность (в детские дома и сады)». Ответ «верно» на второе утверждение говорит о большей выраженности альтруизма, что на ответ на первое утверждение. Поэтому весовые коэффициенты для первого и второго утверждения можно задать различными: 1 и 2 или 1 и 3. Весовой коэффициент говорит о вкладе ответа в изучаемое качество.

В нашем примере по шкале тревожности испытуемый наберет 4 «сырых» балла:  («0» означает совпадение с ключевым ответов, «1» – несовпадения, второй множитель в произведениях – это весовой коэффициент, который для всех утверждением в данном примере равен 1).

По значению «сырого» балла нельзя судить о степени выраженности у обследуемого тревожности. Во-первых, «сырой» балл зависит от числа вопросов в методике, а во-вторых, неизвестно, какие «сырые» баллы по методике получают другие обследуемые, т. е. не известны нормативы по методике. «Сырой» балл следует преобразовать в стандартный.

Приведение к стандартной форме.

Стандартизация по методу приведения к стандартной форме выполняется по формуле:

 (1),

где Vi – взвешенный стандартный балл;

xi – «сырой» балл испытуемого по тесту;

 и  – выраженные в «сырых» баллах среднее и стандартное отклонение по нормативной выборке:

a и b – коэффициент центрирования и коэффициент пропорциональности, выраженные в стандартных баллах.

В формуле (1) разность  позволяет сравнить «сырой» балл испытуемого по тесту со средним «сырым» баллом по нормативной выборке, позволяет установить – выше или ниже средних тест-тест-результат испытуемого. То, в какой степени значение по тесту отклонилось от среднего определяется делением на .  – это начало отсчета при измерении признака, а  – это единица измерения степени выраженности. Область средних значений соответствует интервалу [; ]. В нем оказываются около 70% обследуемых нормативной выборки.

Коэффициенты центрирования и пропорциональности позволяют представить результаты измерений более естественным образом. Допустим, что применяется тест на интеллект. Если испытуемый получит по тесту «сырой балл» ниже среднего , тогда разность  окажется отрицательной. Отрицательное значения уровня развития интеллекта может шокировать человека. Чтобы избежать подобных недоразумений и вводятся коэффициенты a и b. Для различных стандартных шкал они установлены свои. Ниже приведены коэффициенты для трех наиболее часто применяющихся в психодиагностике стандартных шкал.

– Шкала IQ (от англ. intellectual quotient – коэффициент интеллектуальности): a = 100; b = 15 (область средних значений [85;115]). В шкале IQ принято представлять результаты тестов на уровень интеллектуального развития человека.

– Шкала стенов: (от англ. standard ten – стандартная десятка): a = 5,5; b = 2 (область средних значений [3,5;7,5]). Шкалу стенов часто используют для представления результатов по личностным методикам. Предложил данную шкалу Дж. Кэттелла, разработчик 16– факторного личностного опросника.

– Шкала Мак-Колла: a = 50; b = 10 (область средних значений [40;60]). Данная шкала применяется в широко известном Миннесотском опроснике MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory С. Хатауэйа и Дж. Мак-Кинли).

Коэффициент центрирования a при измерении признака принимается за начало отсчета. Стандартный балл Vi испытуемого равен a, если обследуемый получил по методике «сырой» балл, равный нормативному . В этом легко убедиться по формуле (1). Если же стандартный V-балл принимает значения a+b или a–b, значит результат обследуемого по тесту превысили  , или, наоборот, оказались ниже  на . Для любой стандартной шкалы область средних значений равна [a+b; a–b]. Испытуемые, которые не укладываются в этот диапазон относятся к 15% наиболее и 15% наименее успешных по тесту обследуемых нормативной выборки.

В выборе для измерения признака той или иной стандартной шкалы (IQ, стенов или Мак-Колла) содержится определенная доля условности. В психометрическом и статистическом смысле нет никакой разницы, какую шкалу применять. Интеллектуальные свойства можно измерять в шкале стенов или в шкале Мак-Колла, а личностные качества – в шкале IQ. Стандартный балл Vi и коэффициенты a и b интерпретируются с единых позиций. Другое дело, что сложились определенные традиции. Если сказать, что некоторое личностное свойство (например, «мужественность-женственность» (шкала «5» методики MMPI)) выражено на 100 баллов по шкале IQ, это звучит несуразно – IQ является сокращением от англ. intellectual quotient (коэффициент интеллектуальности). Хотя по существу в этом высказывании ошибки нет.

Квантильная стандартизация. «Сырой» балл переводится в квантиль. Причем квантили бывают нескольких видов: квартили, квинтили, децили, процентили.

При квантильной стандартизации все обследуемые нормативной выборки упорядочиваются на некоторой оси в зависимости от степени выраженности «сырого» балла по тесту. Те, кто получил меньший балл оказываются слева, а те, кто больший, – справа. Затем на оси задают точки таким образом, что в интервалах между ними оказываются равные проценты от общего числа обследуемых. Если «сырые» баллы переводятся в квартили, в каждом интервале будет по 25% обследуемый, если в квинтили – по 20%, если в децили – по 10%, если в процентили – по 1%. Получается, при переводе в квартили испытуемый наберет один квартиль, если он окажется среди тех 25% обследуемых нормативной выборки, которые набрали по тесту наименьшие «сырые баллы».

Абсолютные тестовые нормы  используются чаще всего проверки уровня знаний обучаемых. Специалисты, эксперты «волевым» порядком задают границы для удовлетворительных и неудовлетворительных результатов. Например, при тестировании знаний правил дорожного движения в ГИБДД для получения водительских прав из трех вопросов правильно нужно ответить на два. Здесь «сырой» балл о 0 до 3 переводится в стандартный балл, которые может принимать только два значения: 0 или 1. Для других тестов абсолютные тестовые нормы могут принимать и большее число градаций. Так, учитель иностранного языка, проверяя с помощью теста словарный запас школьника, чаще используют пятибалльную систему как более привычную для обучаемого.

 

4. Интерпретация тест-результатов

 

Интерпретация профиля по стандартизированному тесту проводится в следующей последовательности. Сначала выявляют шкалы, которые оказались неординарно выраженными, затем исследуются структурные зависимости между этими шкалами.

Неординарно выраженные шкалы.

К числу неординарно выраженных относятся шкалы со значениями в стандартных баллах вне диапазона средних значений. Область средних значений может устанавливаться разными способами, в зависимости от того, каким способом «сырые» баллы преобразуются в стандартные. Если используется способ приведение к стандартной форме, шкала считается неординарно выраженной при значениях меньших, чем [a–b], и больших, чем [a+b].

Интерпретация результатов по стандартизированному тесту проводится с учетом природы показателей, регистрируемых тестом. Однако существует и общие принципы интерпретации. Если стандартный балл окажется выше среднего значения, но не выходит из области средних значений – это легкий акцент в развитии данного признака. Говорят, что показатель выражен среднего незначительно. Показатель, степень выраженности которого вне области средних значений, истолковывается как явная неординарность человека по данному показателю.

Показатели, отклоняющие от среднего незначительно или значительно, интерпретируются в разных тональностях. Диагностируемые показатели в зависимости от степени выраженности проявляют различные механизмы психической адаптации личности. С учетом этого в некоторых методиках для шкал предусмотрены двойственные и даже тройственные названия. Так, в опросник «Личностные типы» Дж. Олдхэма и Л. Морриса показатели имеют следующие названиям:

– добросовестный - «сухарь» - навязчиво-принудительный;

– бдительный - «оставшийся в живых» -параноидальный.

При интерпретации показателей применяется во внимание не только степень их выраженности, но и структурные зависимости между показателями. Причем структурные зависимости между показателями даже в большей степени характеризуют профиль обследуемого, чем выраженность отдельных признаков. Поэтому многошкальным тестам в сравнении с одношкальными следует отдавать предпочтение.

По структурным особенностям профили могут классифицироваться следующим образом:

(1) Нормативная структура,

(2) Неординарная сбалансированная структура,

(3) Неординарная несбалансированная структура.

Нормативнаяструктура. Число неординарных шкал меньше половины от общего числа шкал. Равномерная выраженность психических свойств (эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих) позволяет человеку успешно действовать и чувствовать себя уютно в самых различных областях. Имеется в виду профессиональная деятельность, семейные взаимоотношения, формальное и неформальное общение человека. Нормативную личность можно образно сравнить с упругим и пластичным мячиком или шариком. Человек не имеет «психологических противопоказаний» в отношении того или иного вида деятельности, это человек широких адаптивных возможностей. В нормативной личности равномерно проявляется традиционность и революционность, конформизм и нонконформизм. Это человек с равным характером, не раздражающий окружающих острыми углами своей психики. Но благоприятные потенции не обязательно приводят к наилучшим результатам, если знаний, навыков и желания у человека оказывается окажется не достаточно.

Представитель нормативной категории, имея средние результаты по одним тестам, вполне может достигать высоких результатов по другим тестам. Поэтому существует точка зрения, что нормативных личностей, как таковых, не существует. Ведь всегда найдется несколько тестов и показателей, по которым человек проявит себя неординарно. Однако, нормативная категория людей характеризуется не столько количественными, сколько качественными особенностями. И главное здесь то, что неординарные личностные свойства не подчиняют себе другие в одно генерализованное образование. Личность проявляет активность, но делает это деликатно и деформирует окружающую действительность. А. С. Пушкин говорил: «На свете счастья нет – есть лишь покой, да воля». Неспокойному человеку трудно реалистично воспринимать то, что происходит вокруг. Своими яркими эмоциями он как бы окрашивает окружающее в собственные субъективные цвета.

Последние исследования в области психодиагностики личности позволяют говорить о так называемой «большой пятерке» качеств. Перечисленные группы качеств довольно независимы друг от друга, ортогональны. Можно отличаться яркими интеллектуальными достижениями и быть аморальным человека. Следовательно, нормативность в одной системе измерений может сочетаться с неординарностью в другой. Поэтому важно, чтобы выбранный тест соответствовал той области деятельности, в отношении которой делается прогноз.

К сожалению, в общественном сознании существует стереотип, что нормативная личность представляет собой нечто тусклое и посредственное. Вероятно, такая точка зрения отражает скорее установки ее сторонников, чем объективную реальность.

Неординарнаясбалансированнаяструктура. Неординарные показатели по тесту количественно преобладают. Но они образуют психологически непротиворечивое сочетания.

При сбалансированной неординарности человек реалистично воспринимает свои особенности и выбирает такие способы поведения, которые соответствуют его психологической природе. Самооценка и самосознание адекватны. Данную категорию людей К. Леонгард назвал акцентуированными личностями. В нашей стране, благодаря исследованиям А.Е. Лично, большее распространение получил термин «акцентуация характера». Акцентуации характера – это крайние варианты нормы «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [Личко А. Е., 1986, с. 34].

Структура личности при акцентуации отличается заостренностью, генерализованностью. Область успешной адаптации является более узкой, чем у нормативной категории людей. Чтобы человек успешно реализовал себя в той или иной области деятельности, она по образному выражению П.Б. Ганнушкина должна подходить к человеку, как «ключ к замку».

По причине реалистичной самооценки человек рассматриваемой категории, как правило, не ошибается, выбирая для себя ту или иную профессию или социальную среду, в которой он будет чувствовать себя на своем месте. Но, бывает, обстоятельства затрудняют его правильный выбор.

Например, застенчивый, необщительный старшеклассник, увлеченный математикой и компьютерами, выбирает программирование своей будущей профессией. Область математических алгоритмов ему ближе и понятнее, чем общение с людьми. «Общаться у меня получается не со всеми людьми, очень трудно с решительными и нахрапистыми. То ли дело с компьютером – его о чем правильно попросишь, то он и сделает». Профессиональный выбор молодого человека вполне соответствует его личностным особенностям. А вот рекомендация отца очень сомнительна. «Ты, Серега, какой-то квелый у меня, ненапористый что ли, так сейчас нельзя, затопчут. Тебе нужно в юристы подаваться, или по финансовой линии. Там народ активный, это тебя исправит». В соответствии с рекомендацией отца подростку нужно превратиться в свою противоположность. Но вдруг сил для этого у него не хватит. Лучше придерживаться компенсаторной, а не гиперкомпенсаторной тактики, опираться на свои достоинства и развивать их, а не бороться с недостатками.

Неординарная сбалансированная личность умеет находить компромисс между своими психологическими чертами и требованиями социальной среды. Даже при ярких профессиональных достижениях человек не обедняет себя специализацией. Благодаря развитой рефлексии и умению в часы досуга отстроиться от своих основных занятий личность не подвергается профессиональной деформации. Русский ученый Д. И. Менделеев известен выдающимися открытиями в области химии. Но в более узком кругу он также известен своим увлечением в часы досуга – он был одним из лучших в Москве чемоданных дел мастером. Эта особенность придает облику Д. И. Менделеева особое обаяние.

Неординарнаянесбалансированнаяструктура. Неординарно выраженные показатели количественно преобладают над показателями средней степени выраженности и образуют противоречивое в психологическом отношении сочетание. Как отмечалось выше, противоречивым является следующее сочетанием шкал по личностному опроснику Р. Кэттелла.

Здесь явно проявляются две изолированные одна от другой подструктуры с несовместимыми целями. Первая подструктура говорит о чувствительности, ранимости, тревожности человека, его склонности глубоко переживать малейшие неприятности. Вторая подструктура отражает высокую общительность, стремление быть лидером, находиться в центре внимания и демонстрировать свои достоинства. Названные тенденции могут с пользой сочетаться, если человек умеет их сочетать, переключаться с одной на другую. Но этого не происходит. Подструктуры находятся в конфликте друг с другом. Сам человек ощущает себя так, как будто у него нет внутреннего стержня, и им управляет непонятная стихия. Это лишает душевного покоя и пугает.

Как отмечалось выше, нормативная личность способна к успешной адаптации в широком диапазоне социальной среды. Неординарная сбалансированная личность успешно адаптируется только в таких условиях, которые сочетаются с акцентуированными чертами. Неординарная несбалансированная личность не только испытывает явные трудности в адаптации, но постоянно воспроизводит эти трудности вследствие внутличностного конфликта.

Диагностика конфликта между подструктурами личности может выполняться применительно к различным системам психических свойств: познавательным, эмоционально-волевым и поведенческим. Различают также свойства индивидные (врожденные, конституциональные); личностные (обусловленные социальным опытом); индивидуальные (уникальные особенности) [Ананьев Б.Г., 1986].

Регистрируемые с помощью тестов конфликты разнообразны по своей природе. Они бывают как конструктивные, так и деструктивные. Однако любой конфликт психологической природы имеет трехкомпонентное строение: 1) наличие противоречия между конфликтующими сторонами в целях, мотивах и т. д.; 2) осознание, репрезентация противоречия в сознании; 3) активность в виде действий, «борьбы», направленной на преодоление противоречия между сторонами [Гришина Н.В., 1995].

Например, в психологии творчества изучено явление перфекционизма. Оно наблюдается у одаренных людей, которые предъявляют к себе чрезмерные требования и не удовлетворены собой. Они скрупулезно до навязчивости совершенствуют продукт своей деятельности, что сдерживает конечный результат. Общение таких людей с окружающими очень затруднено. Личностный конфликт в этом случае лежит в плоскости когнитивных и эмоционально-волевых качеств человека.

В заключение следует отметить, что диагностика с помощью стандартизированных тестов рассмотренных выше личностных структур является вероятностной. Если по результатам тестирования нужно сделать индивидуальное заключение, оно должно подкрепляться результатами по индивидуально-ориентированным диагностическим методикам и суждениями квалифицированного специалиста.

Подытоживая, можно отметить, что обследование стандартизированными тестами целесообразно проводить с помощью персонального компьютера и делать это желательно по двум причинам. Во-первых, проводящий обследование передает компьютеру трудоемкие и рутинные вычислительные операции и сосредотачивается на интерпретации тест-результатов. Во-вторых, компьютер становится своего рода беспристрастным посредником между психологом и обследуемым. Последний в меньшей степени воспринимает сказанное психологом как субъективное и больше ему доверяет (хотя данный «психотерапевтический эффект» распространяется не на все категории обследуемых).

 

Список литературы:

  1. Аванесов B. С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.
  2. Алешкин Н.И.  Компьютерные психодиагностические  программы (учебно-методическое пособие). – СПб., 2005.
  3. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. – М., 1977.
  4. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1976.
  5. Бодалев А. А., Столин В. В. (ред.) Общая психодиагностика. – М., 1987.
  6. Витцлак Г., Вулраб У., Гутке Ю. Психодиагностика: теория и практика. – М., 1986.
  7. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.
  8. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. – СПб, 1995.
  9. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
  10. Леонгард К. Акцентуированные личности: Перев. с нем. – Киев, 1989.
  11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. – Л., 1983.
  12. Келли Дж. Психология личности: теория личных конструктов. – СПб., 2000.
  13. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М., 1989.
  14. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.