28.09.2010 7911

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

 

Понятие «культура воспитания» включает в себя воспитание, обучение и развитие детей. Воспитание и обучение направлено на развитие, обогащение знаниями, умениями, навыками соответственно физиологическому и психологическому возрастам. В каждый микропериод раннего детства особое значение имеют ведущие навыки и умения, овладение которыми играет стратегически важную роль на каждом этапе развития ребенка.

Известно, в ранний период детства проходит интенсивное развитие ведущих навыков, их смена, совершенствование, что и позволяет выявить ведущие линии в организации жизни малышей. При этом необходимо отметить, что поступательное развитие качественно меняет умственную и физическую активность маленького ребенка. Поступательное развитие отличается устойчивостью приобретенных умений, не имеющих тенденций «обратного хода», что и обеспечивает поступательное движение в овладении все более сложными навыками, умениями, а затем привычками и знаниями более глубокого содержания.

Современный уровень организации жизни детей в условиях детского образовательного учреждения предполагает амплификацию педагогического процесса в целом.

Каковы же педагогические условия, обеспечивающие поступательное развитие ребенка в ранний период его жизни?

Это, прежде всего, организация окружающей ребенка среды: обеспечение витальных потребностей (еда, тепло, двигательная активность и т. д.), рациональный подбор соответствующего оборудования, способствующего развитию (мебель, пособия, игрушки, необходимые предметы быта и пр.). И главное - развивающее общение взрослого с ребенком.

Современный педагогический процесс в группах раннего возраста связан с амплификацией развития, реализующегося в принципах гуманизации и демократизации.

Гуманизация педагогического процесса предполагает обогащение окружающей ребенка среды информацией, отвечающей его потребностям и формирующей чисто человеческое видение мира. Поясним это положение.

С раннего возраста ребенок должен стать свидетелем нравственно-этических отношений взрослых друг к другу и к окружающему миру.

Через весь педагогический процесс проходит ориентация ребенка на его творческое развитие, познавательную активность, формирование высоких человеческих качеств, таких как дружба и любовь к людям, бережное отношение ко всему живому, участие и желание прийти на помощь нуждающимся в них. Это начала гуманистического воспитания, в котором пропедевтически закладываются толерантность, эмпатия и даже высокие альтруистические качества человеческой личности.

Все перечисленные выше черты соответствуют высоким гуманистическим идеалам. Неслучайно они свойственны только человеку. Только человек способен понимать и откликаться на красоту окружающего мира. Только человек способен созидать, творчески совершенствовать цивилизованный мир, в котором он живет. Только человеку свойственно безграничное стремление к познанию и всепоглощающая познавательная потребность. Именно человеку присуще нравственно-этическое сознание, то, что называется совестью, а также высокие человеческие чувства любви и преданности, самопожертвования и осознания своей ответственности за все, что его окружает (природа, социальный мир, национальная культура, историческое прошлое его народа и т. п.), и, наконец, безграничное чувство Родины и своей личной причастности к ее судьбам. Такова современная интерпретация понимания принципа гуманизации общества в целом.

Обогащение личности по принципу гуманизации начинается с первых минут жизни ребенка, когда впервые над ним склоняется лицо заботливого взрослого, когда впервые к нему прикасаются ласковые руки матери, когда впервые он слышит человеческую речь, слышит «музыку» этого мира, в который он принят с любовью и заботой.

Было бы глубокой ошибкой считать, что в период младенчества рано говорить о гуманизации. Ученые доказали, что именно ранние годы являются исключительно благодатным периодом развития. И все, что вначале входит в подсознание, как говорится, «с молоком матери», находит свое отражение в сознании в более зрелом возрасте. Если все же обратиться к раннему детству, то практическое применение принципа гуманизации, прежде всего, важно сочетать с любовью и заботой о ребенке, с организацией его жизни и, в частности, окружающей среды по законам добра и красоты.

В окружающем пространстве маленького ребенка следует выделить предметный мир, с которым он сталкивается в первую очередь и в котором начинают развиваться его индивидуальные способности и интеллект. В общении со взрослым и в процессе собственного активного освоения окружающего мира малыш достигает психофизического благополучия. Следовательно, последнее является не только результатом усилий взрослого, но и выступает как необходимое условие активности самого ребенка. Поэтому окружающий его предметный мир должен быть организован таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе малыш мог всеми доступными для него средствами осознать и почувствовать радость посильных самостоятельных «открытий». Этому и способствует предметная среда, организованная под возможности самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства.

Принцип демократизации воспитательного процесса также созвучен раннему онтогенезу человека. Он подразумевает бережное отношение к ребенку как развивающейся личности. Если с раннего возраста воспитывать высокие гуманистические качества, то уважение к ним должно проявляться как условие их реализации. Демократизированное воспитание предполагает право ребенка на активное самовыражение. Это, прежде всего, проявляется в реализации потребностей малыша, с которыми должны считаться взрослые. Необходимо уважать в ребенке личность, своим отношением авансируя его исключительную индивидуальность, оберегая ее и развивая.

Современные научные знания о раннем детстве позволяют судить о младенчестве не с точки зрения несовершенства, а с точки зрения уникальности. Неслучайно в последние десятилетия во всем научном мире возрос особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло величайшую «тайну» младенчества: его слабость и «несовершенство» по сути реорганизовались в его силу и безграничность возможностей духовного и физического совершенствования человека в будущем. Именно поэтому раннее детство - стартовый период всех высоких человеческих начал, здоровья и интеллекта.

Таким образом, условия, способствующие наиболее полной реализации самоценности раннего детства, должны быть направлены на:

– организацию предметно-пространственной развивающей среды, способствующей физическому развитию, расширению функциональных возможностей растущего организма, формированию двигательных навыков и двигательных качеств, улучшению состояния здоровья;

– наполнение окружающего пространства соответствующим оборудованием, пособиями, предметами, игрушками и пр., обеспечивающими витальные и духовные потребности маленького ребенка (на основе современных знаний и новых технологий воспитания);

– обеспечение сенсорной и эмоциональной достаточности в окружающей среде; соблюдение педагогических условий, оберегающих нервную систему детей, способствующих развитию их активности и удовлетворяющих потребности самовыражения и внутренней свободы, базального доверия к окружающему миру;

– организацию жизни детей по законам этики и эстетики, пропедевтику нравственно-этического и эстетического воспитания;

– обеспечение здорового образа жизни с самого раннего детства;

– содержательное обогащение мира детства через общение, предметные игры, игры-занятия, организацию элементарной самостоятельности соответственно микропериодам освоения мира;

– пропедевтику основ гуманного отношения ко всему живому, экологической культуры, любви и уважения к окружающим (родителям, детям, воспитателям) и к дому, а в будущем и к отечеству;

– признание ребенка раннего возраста как развивающейся личности.

В целом, период раннего детства считается началом развития личности человека. Обозначенные условия реализации психофизического благополучия маленького ребенка учитывают объективную реальность: малыш живет в двух мирах - природном и социальном, конечно, имеющим внутренние взаимосвязи по законам диалектики. И все же, исходя из этих особенностей, можно сказать: стратегически важное значение для развития психики ребенка имеют социальные отношения и разнообразные виды общения ребенка со взрослым.