28.09.2010 31832

Особенности интерьера детских помещений в группах раннего возраста

 

Требования к интерьерам.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле - это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т. е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества» (А. Н. Леонтьев). Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов (ложка - для еды, расческа - для ухода за волосами, ботинки - для ходьбы, шапка - для прикрытия головы и т. п.), а также различных видов деятельности человека (бытовая, трудовая, художественная, игровая и т. п.). Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Например, бытового или художественного характера - мыло необходимо для мытья, а карандаш - для рисования. Аналогично - для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т. п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность (например, в конце первого года жизни малыш уже хорошо знает назначение чашки: он пьет из нее; кроватки - он спит в ней; стульчик - сидит на нем и т. п.).

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все - он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т. п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т. е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, - ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.

Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, - все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался. Особенность ребенка раннего возраста состоит в том, что без специального воздействия со стороны взрослого его мышечная система не реализуется. Именно взрослый, беря малютку на руки, укладывая на живот, поворачивая на спину, помогая осваивать повороты на бок и т. п., «задает» систему целенаправленных движений для созревания мышечной ткани. Движение - органическая потребность ребенка и необходимо полностью ее удовлетворять. Поэтому важна организация двигательной среды на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства. Если иметь в виду детей первых лет жизни, то организация предметно-пространственной среды для них - жизненная необходимость.

Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.

Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

Следует отметить, что в ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено - знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. У младенца рано возникает особое отношение к человеку (первая улыбка - 1 мес., «комплекс оживления» - 3 мес., потребность в общении - на протяжении всего раннего детства и т. д.).

Сказанное позволяет понять, почему окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. Оборудование детских помещений позволяет реализовать эту сторону педагогической работы на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10 (15) детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

4. Принцип надежности и безопасности

Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.

5. Принцип возрастного соответствия

Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.

6. Принцип гигиенического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

7. Принцип эргонометрического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

8. Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании)

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях (например, подъем полочек или их перемещение; перемещение частей из горизонтальной в вертикальную плоскость, например откидывание барьерчика или его выпрямление, использование выдвижных поверхностей и пр.). Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

9. Принцип гарнитуры (комплектования)

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения (предметами обихода, украшения комнаты: панно, картинами, эстампами, икебаной, предметами прикладного искусства, игрушками, комнатными растениями и т. п.).

10. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10-15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого (имеется в виду местоположение, исключающее частые наклоны, неудобные позы, выполнения действий на весу, т. е. всего того, что может физически излишне утомить).

11. Принцип складирования

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны - обладать устойчивостью, с другой - мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели (с тыльной стороны) или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.

12. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т. е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т. е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность - в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищенно, но комфортно. Следует учитывать, что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка. В течение дня педагог должен найти время для индивидуального общения с каждым малышом, являясь основным партнером в их играх и занятиях.

Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить маленьких. Ребенок не должен уставать в коллективе сверстников, именно поэтому при создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для самых маленьких. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т. е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.

Оборудование интерьера мебелью для малышей 2-3 года жизни может осуществляться с помощью отечественных и зарубежных изделий, предоставляемых современными фирмами.

Столы, стулья, кровати для разных ростовых групп должны быть изготовлены из экологически чистых материалов. Для малышей конца 1-го и начала 2-го года можно рекомендовать деревянные кресла (для детей от 8 мес. до 1 г. 2 мес.) с регулируемым по высоте сиденьем. Столы - полудуги с выемкой в середине удобны для одновременного кормления двух (с 8 мес. до 1 г. 2 мес.) или трех малышей (1 г. 2 мес. - 1 г. 6 мес). Два таких стола, сдвинутых торцевыми сторонами образующих стол круглой формы с выемкой в середине, удобны для одновременного приема пищи 6-7 детей. Эти же столы можно соединить зигзагообразно, что удобно для самостоятельной деятельности малышей (строительные, дидактические и др. настольные игры). Для этого дуги 2-х столов соединяются выгнутыми поверхностями. Нужен раздаточный столик на колесиках.

Мягкая мебель - кресла, диванчики для отдыха, обтянутые мягкими тканями разных оттенков - создает колорит домашности, уюта, но необходимо, чтобы она сочеталась со всеми другими предметами мебели в интерьере группы.

Напольные шкафы, рассчитанные на рост маленького ребенка, незаменимы в интерьере группы как для детей 2-го, так и 3-го года жизни.

«Рабочее место воспитателя» состоит из нескольких предметов в комплекте: стол легкой конструкции с небольшим ящичком и двумя полочками, расположенными на разных уровнях: низко и высоко. Первая - для раздаточного материала, вторая - для хранения литературы, ящик предназначен для документации. Комплект должен быть удобен в работе воспитателя, занимать мало места и располагаться в прихожей-приемной или в спальной комнате.

Секция «Природный уголок» монтируется в разных конструктивных вариантах с помощью съемных полочек, создавая впечатление ажурности, легкости.

Детская игровая мебель по росту детей предназначается для групп раннего возраста, потому что дети 2-3 года, проигрывают какие-то эпизоды своей собственной жизни. Это сюжетно-отобразительные действия. Игровое оборудование помогает ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека, что позволяет малышу «вписаться» в окружающую действительность. Так проходит социализация ребенка уже в ранний период его жизни. Немаловажным является и то, что ассортимент игровой мебели (буфет, сервант, диван, кресла, трельяж, кровать, а также набор «кухня» и пр.) выполнен гарнитурно. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий. Последнее, как установили психологи, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленького ребенка реакцию отстранения и не способствуют возникновению чувства защищенности и покоя. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.

Настенные, легкие деревянные полочки, украшенные резьбой, можно рекомендовать в интерьер помещений для малышей конца первого и второго года жизни. Они необходимы для развития сенсорных навыков, восприятия идентичных предметов с разного расстояния и под разным углом зрения, а также для развития речи, и главное, формирования функции обобщения предметов по их признакам.

Изделия из дерева в русском стиле, с росписью, выполненные в золотистых тонах, хорошо будут вписываться в интерьер детских групп, в которых доминируют теплые тона цветового спектра (желтый, «лимонный», «персиковый», светло-розовый, бежевый, светло-оранжевый и т. п.). Большой ассортимент игровой мебели, входящий в гарнитур «Жилая комната» (11 предметов), «Кухня» (7 предметов), а также игровое оборудование в русском стиле: «Печка», «Колодец», «Теремок», «Ворота», «Колыбель» и т. п., выполненные из светлых пород дерева, с росписью, покрытые лаком, предназначены для малышей как 2-го, так и 3-го года жизни.

Деревянная кроватка с тумбочкой для детского белья и предметов ухода за ребенком, выдвижным ящиком для постельных принадлежностей удобна для ребенка 1-го и 2-го года жизни, имеет специальное съемное ограждение. Шкафы для верхней одежды детей и персонала выполнены гарнитурно, в комплекте с банкетками и табуретом дают возможность позаботиться не только о групповом помещении, но и прихожей (холле), в которой должно быть уютно.

Строительные модули из синтетических материалов с водоотталкивающим покрытием, напольный конструктор «Фантазия», «сухой бассейн», надувные батуты, детские маты, «дорожки со следочками», набор «Гномик», коврик «Топ-топ» и пр., выполненные ярко, красочно, должны контрастировать с гармонирующим в целом оборудованием группы, что придаст детскому помещению жизнерадостный, оживленный, игровой колорит. Это оборудование необходимо для сохранения здоровья малышей, формирования правильной осанки, способствует достаточной двигательной активности малышей.

Для групп раннего возраста предназначаются игрушки крупных размеров, в рост ребенка, а также меньших размеров, «оживающие» на руке воспитателя - театр «бибабо».

Удобны изделия из пластика (бассейны, оборудование для игровой площадки на участке: качалки, каталки, песочницы и пр.), т. к. хорошо гигиенически обрабатываются, красивы.

Игровые уголки-комплекты («Ясли», «Больница», «Магазин»), выполненные в пастельных тонах, представляются комплексно, с большим количеством необходимых аксессуаров для развития игровых сюжетов. Дидактические столики, подиумы «Улица города», мольберты для показа картин и изобразительной деятельности, выполненные также из пластика, дополняют интерьер группы.

Спортивное оборудование современного образца включает различные пособия: мячи-гиганты (диаметром 42, 53, 65, 75, 85, 95, 105, 120 см) разнообразных цветов для занятий оздоровительной и лечебной гимнастикой; «сухие бассейны» с надувным каркасом и из мягких модулей; диски, кольца, обручи и пр. - все это дополняет традиционное гимнастическое оборудование для групп раннего возраста.

Повторим: окружающая ребенка среда должна носить развивающий характер для его разностороннего воспитания - и умственного, и нравственного, и эстетического, и, конечно, физического.

Однако было бы глубоким заблуждением считать, что достаточно только приобрести все перечисленные выше изделия, и эффект развивающей ребенка среды возникнет сам по себе. Это не так.

Интерьер каждого группового помещения должен быть разработан с точки зрения всех составляющих, а именно, архитектурного состояния группы, ее габаритов и полезной площади, освещенности и пр., должен включать сомасштабные, сочетающиеся друг с другом предметы, не только эстетически выдержанные и подобранные в определенной цветовой гамме, но и выполняющие свою функциональную принадлежность в какой-либо деятельности человека, т. е. отвечающие своему функциональному назначению.

Ошибки в оформлении интерьеров ясельных групп:

– Постоянная, «застывшая» структура предметной среды.

– Оборудование группы составлено без ориентации на возрастной контингент детей, без учета их психологического возраста, уровня развития и состояния здоровья.

– Цветовое оформление групповых помещений выполнено хаотично, т. е. без учета эстетических и психологических требований.

– Загроможденность группового пространства предметами мебели и игрушками, которые не используются в повседневной жизни или не соответствуют раннему возрасту.

– Разностилевое оформление интерьера одного помещения (например, несочетаемость гарнитура мягкой мебели с гарнитуром в народном стиле, с его росписью и резьбой по дереву и пр.).

– Кукольный уголок оформлен не подходящей по габаритам и цвету игровой мебелью разного стиля. Несочетаемость решения утомляет глаз.

– На шкафах, где располагаются игрушки и пособия для детей, расставлены комнатные растения в качестве украшения группы, что категорически запрещено в целях исключения детского травматизма.

– Вся мебель в интерьере группы раннего возраста состоит из высоких шкафов, которые в нижней части наглухо закрываются створками. Такая мебель не рассчитана на самостоятельное пользование детьми. Ее громоздкость и конструкция не соответствует возрасту и не только затрудняет ее функциональное использование, но и подавляет ребенка.

– Окна заставлены большим количеством растений. Наличие растений в жестяных банках, кастрюлях и т. п. Растения должны быть в цветочных горшках, которые можно помещать в кашпо. На одном окне допускается 1-2 растения, незатеняющих свет.

– Ковер (палас) расположен в той части комнаты, где дети не играют. Вещь служит украшением, не выполняя своего функционального назначения.

– В группе стационарно находятся игрушки развлекательного назначения, крупногабаритные, занимающие много места. В результате значительно сокращается двигательное пространство комнаты.

– Указанные виды игрового оборудования: качели, железная дорога, ширма кукольного театра и пр. используют избирательно, т. е. вносятся на время.

– В открытом доступе уголок ИЗО в группе 2-го года жизни. Изобразительные средства не должны быть в открытом доступе, так как используются индивидуально и при непосредственном контроле и участии взрослого.

– Уголок природы не отвечает своему педагогическому назначению.

Уголок природы необходимо оборудовать с учетом возраста малышей. Так, например, для малышей 3-го года в нем должны постоянно отражаться сезонные изменения в природе, картины, соответствующие текущему времени года.

Весной ставят ветки растений в воду, сажают лук. Осенью располагают в уголке желтые листья, поделки из желудей, шишек и т. п. Если в группе присутствуют дети-аллергики, необходимо убрать провоцирующие факторы (например, корм для рыбок, ароматические растения и т. п.) В уголке природы не должны использовать искусственные растения.

– Нумерация кроватей в спальне выполнена так, что попадает в поле зрения ребенка и взрослых, что делает интерьер этой комнаты казенным, отдаляет от домашней обстановки.

Нумерация кроватей должна быть выполнена (слева или справа) под матрацем. Индивидуальный номер кроватки, закрепленный за ребенком, отражается в специальном списке. Вся документация такого содержания должна храниться в особой папке и предъявляться по первому требованию.

– Локальные игровые пространства (игровые «зоны») созданы без учета совместимости разных видов детской деятельности, например музыкальные игрушки располагаются рядом с книжным уголком, уголок ряжения около напольного строителя и т. п.

Игровые «зоны» условны, поэтому переходят одна в другую, органично дополняя виды деятельностей. Так, например, уголок ряжения и кукольный уголок логично расположить рядом, а уголок с книгами полезно совместить с уголком природы и т. п.

– Постоянная застывшая система пользования игрушками и пособиями, т. е. в одном определенном месте. Ребенок может взять любую игрушку и играть, где ему хочется. Но убрать игрушку он должен на ее место. Следовательно, стационарно распределены лишь места, на которых хранятся игрушки. Это приучает детей к порядку. В условиях детского коллектива необходимо, так как облегчает и обеспечивает определенный ритм жизни малышей в условиях детского сообщества.

– Напольный строительный набор смешан с настольным строителем в одном игровом пространстве.

Эти наборы в некоторых случаях используют вместе, но хранят в разных местах.

– К настольному строителю не существует набора малогабаритных игрушек (фигурок людей, домиков, машинок, елочек и пр.), позволяющих развернуть сюжетные игры.

– Книги не имеют постоянного места. Подбор книг не соответствует возрасту детей.

– Детские столы стационарно расположены в части комнаты, служащей столовой. Они не перемещаются, занимают 2/3 всего игрового пространства.

На время детских игр столы должны отодвигаться к стене или убираться, освобождая всю площадь групповой.

– В спортивном уголке, под шведской стенкой отсутствует мат, что недопустимо с точки зрения обеспечения безопасности при подъеме ребенка на высоту.

– Настенные кашпо с растениями располагаются над головами играющих детей.

Растения в качестве украшения группы должны располагаться в той ее части, где отсутствуют, так называемые, игровые «зоны». При этом кашпо укрепляются с двойной страховкой в целях профилактики травматизма.

– Уголок ряжения без зеркала или с зеркальной поверхностью, не отражающей малыша в полный рост.

– Стол воспитателя стационарно располагается в групповой комнате.

Его место или в приемной, или в детской спальне.

– Картины, предназначенные для малышей, выполнены в условной манере письма, поэтому не узнаваемы детьми. Сюжеты картин и картинок не соответствуют восприятию ребенка раннего возраста.

– Картины расположены на уровне глаз взрослых, поэтому детьми не воспринимаются как часть интерьера групповой комнаты.

Картины и картинки должны располагаться на уровне глаз ребенка.

– В группе отсутствует «ростовая» мебель, т. е. соответственно росту малышей (столы и стулья) по ГОСТУ.

– В группе 2-го года жизни полный игровой, кукольный уголок, который не может быть функционально использоваться ребенком начала второго года жизни.

В процессе обучения и развития, ознакомления с окружающим кукольный уголок «растет» вместе с ребенком.

Предметно-игровое обеспечение в интерьерах ясельных групп.

Предметная деятельность - ведущая в ранний период детства, поэтому создание условий для дидактических и сюжетно-отобразительных игр малышей является одной из главных задач педагогического коллектива.

Какие же локальные, игровые пространства («поля») должны быть обеспечены в интерьере помещений для детей раннего возраста?

Дидактический стол с обучающими игрушками и материалами для сенсорного развития и формирования действий руки с целью активизации ориентировочно-исследовательских действий с предметами (для детей 2-го года жизни).

Горка со скатом для развития общих движений, координации (для детей 2-го года жизни).

Крупные машины, игрушки-двигатели (конь, тележка, каталки и пр.) для развития навыка ходьбы в прямом направлении (для детей 2-го года жизни).

Шарики, колечки, кубики полиэтиленовые (диаметр 8-10 см), ведерочки, сумочка и пр. для сбора и раскладывания предметов с целью развития ориентировки в пространстве, выполнения поручений по просьбе взрослого, а также развития речевых навыков (для детей 2-го года жизни).

Строительные модули большого размера, состоящие из объемных геометрических фигур, для развития навыков строительных и сюжетно-отобразительных игр детей 2-го года жизни, для развития конструирования и моделирования предметов в пространстве (самолет, машина, корабль и т. п.), пропедевтики ролевых игру детей начала 3-го года жизни.

Машины специализированные - самосвал, автомобиль, подъемный кран, «скорая помощь», «пожарная машина» и пр. среднего размера для ролевых игр детей 3-го года жизни.

Напольный строитель из «кирпичиков» и «кубиков» среднего размера для строительных игр детей 2-3 года жизни.

Сетка (сетчатый ящик) для мячей разного размера для обучения прокатывания их в определенном направлении, а также ловли и перебрасывания мячей для развития согласованных игровых действий двух-трех детей 2-го года жизни; игре с группой 3-го года жизни.

Зеркало на уровне глаз ребенка, в его полный рост (с необходимыми аксессуарами для ряжения). Набор необходимых предметов (косынки, фартуки, ленты, бусы и т. п.) для формирования представлений «о себе» у детей 2-го года жизни, для ролевых игр детей 3-го года жизни.

Полочка для книг и столик для картинок, иллюстраций, а также для инсценирования сюжета из знакомых сказок с использованием персонажей плоскостного и кукольного театров (для детей 2-3 года жизни) с целью развития речи и ознакомления с художественной литературой.

Аквариум прямоугольной формы с рыбками, расположенный на уровне глаз детей, и крупнолистные, цветущие растения для природного уголка (аспарагус, бегония, традесканция и т. п.) для наблюдений и формирования первых экологических знаний (для детей 2-3 года жизни).

Столик для игр с водой и песком с целью развития орудийных действий с предметами, формирования мышления и расширения практического опыта в познании элементов неживой природы (песок, вода, глина, камешки и т. п.) (для детей 2-3 года жизни).

Настольный строительный (деревянный) набор, состоящий из объемных геометрических фигур (кирпичики, кубики, призмы, планки и т. п.), для строительных игр детей 2-го года жизни для конструирования - для детей 3-го года жизни. Соразмерные строительному набору игрушки: матрешки, елочки, машинки, фигурки животных, куколки и пр.

Крупная игровая мебель в гарнитуре для игр с куклой соответственно назначению: «Жилая комната», «Кухня», «Ванная», Мебель почти в рост ребенка (для детей 2-го года жизни) необходима для формирования отобразительных действий и сюжетно-отобразительной игры.

Примечание. Для детей 3-го года жизни рекомендуется игровая мебель несколько меньшего размера. При этом вводится ряд дополнительных предметов (например, полный набор кухонной посуды, полный набор постельных принадлежностей, а также необходимая атрибутика для игр в поликлинику, парикмахерскую, а к концу 3 года - в магазин, ателье и т. п.).

Разные виды театра («бибабо», «пальчиковый», театр «на кеглях», «плоскостной» и т. п.) (для детей 2-3 года жизни).

Музыкальные игрушки для детей 2-3 года жизни (металлофон, колокольчики, погремушки, бубен, барабанчик, гусли, шарманка, балалайка и пр.).

Предметы для развития мелкой моторики рук: шнуровки (разного типа), застежки-«молнии» в сюжетном исполнении, например «стручок», «петрушка», «поезд» и т. п. (для детей 2-3 года жизни).

Игровой подиум «Улица» для игр с машинками малого размера; игровой подиум «Театр» с набором игровых кукол и декоративных дополнений (домик, елочки, заборчик и т. п.) (для детей 3-го года жизни).

Игры-забавы: качели, качалки (для детей 2-3 года жизни); подвесные пособия «карусель», «забавная хлопушка», «мяч «, «колокольчик» и т. п.

Настенные полочки для игрушек (для детей 2-го года жизни).

Мини-стадион (для детей 3-го года жизни).

Пособия для физического воспитания детей (флажки, ленты, мячи, мешочки с песком и т. п.), различные тренажеры (для детей 2-3 года жизни).

Предметы для ИЗО деятельности (кисти, карандаши, пластилин, альбомы для раскрашивания и пр.). Рекомендуется для развития художественных навыков детей 3-го года жизни.

Настенные картины (реалистические), располагающиеся на уровне глаз детей, знакомого им содержания (для детей 2-3 года жизни).

Настенные кашпо для натуральных или искусственных растений (для детей 2-3 года жизни).

Современный дизайн в интерьере детских помещений.

Грамотное цветовое решение окраски помещений и мебели повышает его освещенность. Поэтому существенным требованием является окраска стен в пастельные, светлые тона (светло-желтый, салатовый, бледно-розовый, светло-сиреневый, нежно-голубой и т. п.). Обязательна окраска оконных рам и подоконников в белый цвет, так как они максимально отражают свет. Гигиенисты установили, например, что белые поверхности отражают до 80-90 % света, а цветные - до 46 %, темные - еще менее.

Выбор основной цветовой гаммы помещений зависит от того, на какую сторону (южную, северную или западную, восточную) выходят окна. Если это северная сторона, то окраска стен должна быть в теплых тонах: розовый, оранжевый, бежевый, желтый и т. п. В этом случае цвет помещений будет «согревающим», что особенно важно в зимний период, когда на улице холодно и бело от снега. В летний период в этих помещениях не бывает слишком жарко. Цвет стен не создает впечатление излишней солнечной освещенности.

Для помещений, выходящими на юг или юго-восток, подойдут тона холодной части спектра: голубой, фиолетовый. Эффект их воздействий будет обратно противоположным тому, что было описано выше. Зимой в этих комнатах чаще бывает солнце, а летом, «холодные» тона стен создают впечатление прохлады, прекрасно ассоциируются с голубым небом и искрящимся водоемом, потому что солнечной «рябью» бегут по стенам светлые блики.

Влияние цвета на психику.

Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека. Исследования показали, что цвет воздействует на ритм сердца, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах.

Красный - символ активности и энергии, силы, крепости, решимости, любви, страсти, гнева. Красный цвет особенно заметный, действует возбуждающе. Он может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Если он связан с восприятием радостных событий, таких как праздник, салют, красочное оформление улиц и т. п., - у человека возникают радостные эмоции. Вместе с тем этот цвет может усилить состояние жара, если человек болен или испытывает тревогу. Считается, что этот цвет оказывает положительное влияние на пищеварение.

Розовый - цвет оптимизма, но он расслабляет человека. Может снимать с человека излишнее возбуждение, агрессию. Успокаивает, улучшает настроение, создает спокойное, но бодрое состояние.

Желтый - связан с наукой, анализом, наблюдениями. Он поднимает тонус, полезен людям, страдающим депрессией.

Оранжевый - символизирует зной, энергию, радость.

Зеленый - способствует здоровью и упорству. Помогает при лечении истерии и нервного переутомления. Зеленый цвет успокаивает, поэтому так приятно отдыхать в лесу.

Голубой - символизирует космический дух, истину, одухотворенность. Экспериментально установлено, что «голубизна» не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого спокойного засыпания.

Синий - означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие.

Фиолетовый - цвет скромности, печали. Люди, предпочитающие этот цвет, очень внушаемы, легко ранимы, возбудимы. Вместе с тем этот цвет успокаивает, вызывает чувство умиротворения, душевное равновесие.

Черный - символизирует мрак. Он усиливает влияние рядом стоящего цвета.

Белый - вызывает самогипноз. Он заставляет зрачки глаз расширяться и поэтому быстро утомляет. Слишком эмоциональным людям следует концентрироваться на чисто белом цвете как можно чаще.

Ученые считают, что желтый, зеленый и голубой - цвета, которые генетически более «близки» восприятию человека, потому что они соответствуют природной цветовой «памяти»: голубое небе и синие воды океана, зеленые листья растений, желтые лучи солнца и песчаная почва, покрывающая прибрежное пространство. Считается, что в ранний период жизни малыши более эмоционально реагируют именно на эти цветовые сочетания, предпочитая их всем другим. Впрочем, доказано, что у ребенка можно условно-рефлекторно сформировать определенное отношение к любому цвету. Вспомним, например, как рано малыши начинают реагировать на белый халат врача, с которым у него состоялось не очень приятное знакомство.

При оформлении внутреннего убранства группы необходимо соблюдение некоторых правил.

Первое: цвет стен, цветовой подбор занавесей и штор на окнах, а также напольного покрытия - линолеум, палас или ковер, ковровые дорожки - должны быть подобраны гармонично, так как их цветовая гамма превалирует в окружающем пространстве. Например, если цвет стен комнаты светло-желтый, или, так называемый, цвет слоновой кости, или «какао с молоком», или «чайной розы», то голубые шторы и голубой линолеум на полу будут диссонировать с цветом стен. В данном примере цвет штор и покрытие пола должно соответствовать золотистой, «теплой» части цветового спектра. Ковер должен быть светло-бежевого цвета, в крайнем случае - цвета спелой вишни. Шторы могут быть золотисто-желтыми или светло-бежевые.

Конечно, можно согласиться с тем, что современный дизайн предполагает и контрастные цветовые сочетания в зависимости от предназначения помещений и их принадлежности (дом, театр, поликлиника и т. п.). Если же иметь в виду ясельные группы, то описанные выше подходы к цветовому оформлению группы диктуются особенностями нервной системы маленьких детей. Они могут уставать от ярких и контрастных больших поверхностей. Это проявляется в нервозности, плаксивости или возбудимости детей. Кроме того, присутствие большого количества игрушек и ярких пособий уже активизирует ребенка, поэтому первое правило гармонии больших поверхностей (стены, пол, шторы) крайне необходимо в помещениях для маленьких детей.

Оберегать нервную систему от «агрессии» цветом необходимо особенно в условиях детского сообщества, когда много детей присутствуют в едином средовом пространстве.

Это же правило действенно и для оформления спален, где цвет стен, штор на окнах, напольного покрытия и цвет одеял или покрывал на детских кроватках подобраны по принципу цветовой гармонии. Например, цвет стен светло-зеленый («молодой травы»), дорожки между кроваток кофейного, золотистого цвета, шторы - зеленые, однотонные, с атласным тональным рисунком того же цвета (полосы, гирлянды, цветы и пр.); покрывала на кроватках желательно выполнить из той же ткани. В этом цветовом решении сочетаются цвета: зеленый, золотистый, светло-кофейный, т. е. естественный «природный» колорит - зелени, солнца и земли. В такой спальне дети засыпают спокойно и быстро, зеленый цвет дает отдых глазам, способствует выработке гормонов, поддерживающих вегетативную нервную систему: успокаивает сердечный ритм, делает более глубоким и продуктивным дыхание.

Однако не слишком уж монотонно будет в группе, если мы не дополним ее убранство еще чем-то?

Второе правило оформления внутренних помещений: некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением группы, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным. На стенах групповой комнаты укрепляются декоративные полочки, на которых располагаются яркие игрушки, на стене может быть в качестве украшения использовано большое яркое золотистое блюдо хохломской росписи, в высоком манеже располагаются игрушки: розовый поросенок, глазастая неваляшка в красном «платье», цветные гирлянды из шаров, колокольчиков, погремушек, которые не только оттеняют убранство манежа, но и необходимы младенцам до 5-6 мес. Если учесть, что игрушки постоянно меняются через определенное время, можно с уверенностью сказать, что у детей в такой группе не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.

Итак, повторим: цветовое решение группового помещения связано с превалированием какого-либо цвета, относящегося к одному спектру гаммы, гармонированием с ней одних составляющих и контрастированием других.

Особо следует остановиться на оформлении окон. В систему группового дизайна вошло использование на окнах ламбрекенов - «фигурных» занавесей различного кроя.

Следует заметить, что ламбрекены делают интерьер группы более «мягким», приближенным к дому, значительно украшают помещение. Они могут быть выполнены на верхней части окна, если в помещении мало света; могут быть раздвижными, распашными на половину окна; могут быть выполнены как целостная штора с воланами и подборами; могут сочетаться с боковыми плотными шторами, которые необходимы для того, чтобы или утеплить помещение, или защитить детей от жгучих солнечных лучей. Ламбрекены могут иметь отделку в виде тональной бейки, тонких кружев, цветных нитей и пр. Допускается их украшение маленькими игрушками (птичками, шариками, фигурками, декоративными бабочками и пр.), которые крепятся или к самой ткани или спускаются на шнурках с середины и краев ламбрекена. Главное, они должны быть действительно к месту и их не должно быть много.

Оборудование и мебель для детей первых лет жизни выполнены из экологически чистых материалов, не подвергающихся деформации при гигиенической обработке. Внешнее оформление этих изделий современно, но эргонометрически выдержанно соответственно государственным стандартам, принятым гигиенистами для детей раннего возраста.

Эти изделия не могут иметь острых углов, их форма приятна для глаз и удобна в повседневном использовании. Цвет мебели имеет значение, так как должен соответствовать основной цветовой гамме данной группы. Например, в помещении, где преобладает «золотистая» гамма, желательно использовать гарнитур, имеющий пластиковое покрытие светло-желтого или светло-зеленого цветов. А в группе, где присутствуют в основном светло-сиреневые или голубые тона, подойдет гарнитур с синим или сиреневым покрытием.

Законы цветового оформления групповых помещений помогают детям легче адаптироваться и создают состояние успокоенности и достаточности, способствуют охране нервной системы малышей и взрослых.

Последнее имеет отношение и к оформлению всего блока: групповой комнаты, спальни, туалета, прихожей (холла). Цветовое решение будет до конца выдержанным, если при переходе из помещения в помещение возникает «преемственность» - один цвет как бы «перетекает» в другой, цвет одного помещения гармонирует с другим. Например, из светло-кофейной прихожей дети попадают в групповую комнату цвета «чайной розы» или «персика», а спальная при этом выполнена в светло-лимонном цвете. Очень тяжело, находясь в прихожей синего цвета, сразу «переключить» глаз на ярко-розовое групповое помещение, а войдя в спальную, обнаружить яркую «зелень». Это дисгармонично и вредно для людей, длительное время пребывающих в таких цветовых контрастах.

Список литературы:

  1. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М., 2007.
  2. СанПиН 2.4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002.