20.09.2010 14517

Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

 

Внимание - это сосредоточенность, направленность человека на конкретные предметы и явления при отвлеченности от всего остального. Эта сосредоточенность является одним из основных условий успешного обучения ребенка.

Различают следующие виды внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание - это направленность на предмет или явление в силу его каких-то особенностей (сила, яркость, контраст, новизна, общие интересы). В процессе знакомства с окружающим миром этот вид внимания вызывают объекты и явления, к которым человек проявляет яркое эмоциональное отношение.

Произвольное внимание - более высокая ступень внимания, требующая сосредоточения сознания и воли. Этот вид внимания развился в процессе труда, когда человек сосредотачивается не на том, что Для него представляет интерес или что ему приятно, а на том, что он должен делать.

Таким образом, внимание как психический процесс выполняет несколько важных для человека функций: отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям конкретной деятельности, игнорирование других несущественный воздействий, удержание и сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута поставленная цель.

В учебной деятельности следует опираться и на непроизвольное, и на произвольное внимание, сочетать их. Чрезмерная занимательность на занятиях, рассчитанная на активность непроизвольного внимания, тормозит развитие самостоятельности мышления детей и их волевых усилий. Вместе с тем ориентация взрослого только на произвольное внимание приводит к переутомлению детей и снижению их интереса к занятиям, играм.

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование его свойств, к которым относятся: объем (количество предметов, которые могут быть восприняты одновременно), концентрация (степень сосредоточенности на предмете), распределение (возможность выполнять несколько действий одновременно, удерживать во внимании несколько предметов), устойчивость (длительность сосредоточения на предмете), переключаемость (намеренный, сознательный перенос внимания с одного предмета на другой).

Умение концентрировать свое внимание имеет большое значение для результатов любого труда, особенно умственного. Ребенок, умеющий внимательно слушать объяснения взрослого, легче усваивает, запоминает материал. Ему требуется значительно меньше времени для выполнения домашних заданий, так как он только закрепляет полученную от взрослого информацию, дополняя ее сведениями из учебника, книг и т. д. Дети, обладающие хорошей концентрацией внимания, работают не только быстрее, но и производительнее, точнее, лучше. Многие ошибки при выполнении заданий возникают у детей из-за того, что они невнимательно прослушали (или прочитали) задание, не подумав, начали его выполнять, ошиблись в элементарных действиях.

Нередко непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно вести работу над заданием, соблюдать утвержденные правила в игре объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, как это часто считается, а недостатком внимания.

Очень часто дети жалуются на перегруженность уроками, а родители соглашаются с ними, не вникая в причины их мнимой перегрузки, не понимая того, что их дети неправильно, неэкономно занимаются. Родителям порой кажется, что у ребенка нет способностей, только потому, что он не помнит, о чем шла речь на уроке или занятии, или много времени проводит над выполнением домашних заданий, достигая при этом слабых результатов. На самом же деле этот ребенок чаще всего не использует полностью своих возможностей, так как не умеет концентрировать или распределять свое внимание.

Развитие у ребенка определенных свойств внимания зависит от его возраста.

Внимание детей ясельного возраста неустойчиво, легко переключается на другой более интересный предмет. В дошкольном возрасте дети могут сосредотачиваться уже в течение довольно длительного времени. Шестилетние дети могут заниматься интересной игрой целый час, а за рисованием проводить  1,5-2 ч. Произвольное внимание дошкольника формируется в различных играх, требующих сосредоточенности на конкретных предметах, действиях и одновременно распределения внимания между ними.

Однако и у них преобладает непроизвольное внимание: их легко переключить с нужного, но менее интересного на более интересное, яркое, новое. Поступление ребенка в школу связано с началом интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов сосредотачивать свое внимание на определенных предметах, действиях дисциплинирует волю, организует внимание. Однако это является для 7-летнего ребенка трудной задачей, он быстро утомляется, особенно при продолжительной однообразной работе. Поэтому следует разнообразить работу, игру детей, давать им возможность отвлечься, переключиться, отдохнуть. В этих случаях на занятиях со взрослым (педагогом или родителем), а также на уроке полезными оказываются физминутки.

Такое свойство внимания, как концентрация, также зависит от тренировки. С первых лет жизни ребенку надо создавать такие условия, при которых от него можно требовать выполнения соответствующих его возрасту задач по концентрации внимания.

На формирование умения концентрировать внимание у ребенка в первую очередь влияет семья. Беспокойная, шумная атмосфера, беспорядок в доме, нервозность взрослых, неупорядоченный образ жизни, отсутствие заботы о том, чтобы начатое ребенком дело доводилось до конца, - все это серьезно мешает развитию внимания. Встречается, конечно, и нарушение способности к сосредоточенной целенаправленной деятельности, отсутствие переключаемости, органическое (вследствие травмы) или функциональное, так называемая рассеянность внимания. Она может проявляться как частое непроизвольное отвлечение от основного занятия, невозможность ни на чем сосредоточиться и являться результатом неправильного воспитания.

В качестве дефекта произвольного внимания она может быть обусловлена разнообразными причинами: от утомления и отсутствия интереса к занятиям до расстройств, связанных с нарушением мыслительных процессов.

Внимание можно и нужно воспитывать и развивать, так как оно является основой обучения.

Обобщая сказанное, можно определить некоторые пути воспитания внимательности у детей как черты характера.

1) Обеспечение активности и самостоятельности в выполнении заданий детьми.

2) Воспитание чувства ответственности: необходимо до конца довести начатое дело, разобраться в непонятном, следить за порядком на столе, опрятностью своей одежды и т. д.

3) Формирование умения преодолевать трудности, быть упорным, настойчивым: «Попробуй еще раз, постарайся и все получится».

4) Воспитание чувства ответственности перед коллективом, взрослыми: выполнение детьми мелких посильных поручений, определение их домашних, групповых или классных обязанностей, разумное доверие и адекватное поощрение ребенка, выполнение своих обещаний, обсуждение с ним его  неправильного поведения или неудачного выполнения какого-либо задания.

6) Развитие наблюдательности, а через нее внимательности.

7) Развитие интереса к различным занятиям, познанию или выполнению чего-то нового, ранее неизвестного: придумывание новых игр, сочинение, рифмовка, совместная со взрослым сложная конструктивная деятельность, хобби, коллекционирование, привлечение внимания ребенка к второстепенным или малознакомым признакам предмета, интересным наблюдениям за животными или другими людьми на прогулке и т. д.

Внимательный человек очень наблюдателен, лучше воспринимает окружающее и запоминает не обходимое, успешнее обучается и работает, на него можно положиться в любом деле.

Предлагаемые игры на развитие внимания помогут совершенствовать свойства внимания ребенка дошкольного возраста

Игры на развитие внимания для детей 3-5 лет

Зрительное внимание

– Игра «Вспомни, как было»

Задача: развить внимательность (произвольное внимание) детей.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. Можно играть вдвоем с ребенком. Взрослый показывает ему по одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе друг за другом и дает ребенку задание их запомнить.

После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно добавляет одну картинку или игрушку. Ребенок должен назвать исходные картинки или игрушки и определить лишнюю.

– Игра «Запомни - назови - положи»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом.

После этого ребенок закрывает глаза, а картинки (игрушки) смешиваются, и ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

– Игра «Чего не стало?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну ил картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К 5 годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.

Например: «Не стало картинки с куклой. Она стояла справа от мячика».

– Игра «Что с чем поменяли местами?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые, желательно далеко лежащие друг от друга картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).

К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек).

Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

– Игра «Что прибавилось?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.

К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос.

Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

– Игра «Чего не хватает?»

Задача: научить определять и называть недостающую часть (деталь) предмета по картинке, называть его в родительном падеже, употребляя правильные окончания слов.

Оборудование: серия картинок со знакомыми ре бенку предметами, у которых не хватает какой-либо части (машина без колеса, стол без ножки, чайник без ручки, дом без крыши и т. д.).

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает: «Чего не хватает у дома?», на что ребенок должен ответить полным ответом: «У дома не хватает крыши (двери, окон и т. д.)». Нужно следить, чтобы ребенок по возможности правильно произнес окончания в словах.

– Игра «Подбери недостающую деталь»

Задача: научить детей находить недостающую деталь предмета среди других.

Оборудование: предметные картинки с недостающей (пустой) частью в форме круга или квадрата, отдельные вырезанные элементы (кружочки или квадратики) для этих картинок.

Описание. Ребенку предъявляется карточка с 6 предметами или ряд из 5-6 предметных картинок и соответствующее количество вырезанных элементов, недостающих этим предметам. Ребенок должен разложить элементы по своим местам так, чтобы получилась целая картинка.

Слуховое внимание

– Игра «Отгадай предмет по звуку»

Задача: научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами, развить их связную речь.

Оборудование: стакан с водой, пустой стеклянный стакан, мяч, молоток, железная ложка, погремушка, колокольчик, лист бумаги.

Описание. Дети вместе со взрослым рассматривают предметы на столе, прослушивают издаваемые ими звуки. Затем играющие садятся спиной к ведущему.

Ведущий издает звуки с помощью различных предметов со стола (переливает воду, звенит колокольчиком, стучит по стеклянному стакану и т. д.), а дети отгадывают эти предметы и рассказывают о звуках полным ответом.

Например: «Это звенит колокольчик, гремит погремушка, шуршит бумага» и т. д. Шумы должны быть знакомы ребенку в этом возрасте.

– Игра «Тихо - громко»

Задача: развить силу голоса, способность изменять ее в нужный момент, совершенствовать координацию движений детей.

Оборудование: бубен (барабан) или стол.

Описание. Взрослый стучит в бубен или по столу тихо, потом громче и очень громко, Дети соответственно силе стука произносят гласный звук (А, О, У, Ь1, И) и выполняют движения: под тихий стук идут на цыпочках, под громкий - шагают, под очень громкий - топают или бегут.

После нескольких повторов игры можно менять последовательность звуков: тихо - громко - средне; громко - средне - тихо и т. д., или договориться о выполнении других движений.

– Игра «Кто позвал?»

Задача: научить детей определять человека по голосу.

Оборудование: повязка.

Описание. Игра проводится с группой детей. Играющие стоят в кругу, в центре - водящий с завязанными глазами.

Взрослый, не называя имени, показывает на кого-либо из детей. Этот ребенок должен позвать водящего, который в свою очередь должен угадать, кто его позвал по голосу. Если водящий отгадал, он меняется местами с тем, кто его позвал; если не угадал, попытка повторяется другим ребенком.

– Игра «Отгадай, кто это?»

Задача: закрепить в словаре детей названия распространенных домашних животных и птиц, отличать их голоса друг от друга.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных.

Описание. 1 вариант. Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением домашних животных и птиц.

Водящий выбирает одну из картинок, не показывая ее остальным детям. Затем он изображает голос животного и его движения, а дети должны угадать, кто это.

2 вариант. Водящий сам выбирает домашнее животное или птицу и подражает его голосу и движениям, а остальные дети должны отгадать, кого изобразил водящий.

– Игра «Холодно - горячо»

Задача: развить у детей ориентацию в пространстве, совершенствовать координацию их движений.

Оборудование: яркая игрушка среднего размера.

Описание. Игра проводится с группой детей. Играющие стоят полукругом. Взрослый показывает всем игрушку, которую они будут прятать. Водящий отворачивается, а в это время взрослый прячет игрушку у кого-либо из детей. Когда водящий поворачивается к детям, они начинают тихо хлопать. Если он приближается к ребенку, у которого находится игрушка, хлопки становятся громче, если отдаляется - тише. По громкости хлопков водящий должен догадаться, у кого игрушка, и найти ее. Если ему это удается, назначается другой водящий.

Игры на развитие внимания для детей 6-7 лет

Зрительное внимание

Игры: «Вспомни, как было», «Запомни - назови - положи», «Чего не стало?», «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» проводятся так же, как для детей 3-5 лет, только увеличивается количество картинок или предметов до 5-6 штук.

– Игра «Подбери деталь»

Задача: научить детей находить недостающую часть предмета среди множества других.

Оборудование: предметные картинки с недостающей (пустой) частью в форме круга или квадрата, отдельные вырезанные элементы (кружочки или квадратики) для этих картинок.

Описание. В ходе игры ребенку предъявляются 2-3 карточки с 6 предметами на каждой или ряд из 8-10 предметных картинок и все вырезанные элементы.

Поначалу с помощью взрослого (который указывает ему место, где искать), а затем самостоятельно ребенок выбирает из общего числа кружочков (или квадратиков) необходимые части для своих предметов и составляет целую картинку.

– Игра «Перепутаница»

Задача: научить детей находить не подходящие по смыслу предметы или события, умение анализировать найденное, развить связную речь.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением перепутанных предметов (их частей, местонахождения, поведения) или нелепых ситуаций.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку с нелепыми ситуациями, а он должен отыскать перепутанные предметы и обосновать свой ответ полным предложением.

Например: «Мыльные пузыри не выходят из домовой трубы»; «Клубки ниток не растут на грядке»; «Огород поливают не трубой, а лейкой»; «Дедушка гребет лопатами, а надо веслами».

– Игра «Сад - огород - лес - поле»

Задача: научить детей соотносить слова с определенной картинкой, которую, в свою очередь, с обобщающим понятием.

Оборудование: сюжетные картины «Сад», «Огород», «Лес», «Поле», предметные картинки, подходящие к ним по смыслу.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком и называет сюжетные картины, обозначая тем самым названия групп, и смешанные предметные картинки по этим темам. Затем он называет слово, а ребенок находит соответствующую картинку и кладет ее в ту кучку, где находится подходящая ей группа предметов.

Например, грибы, дикие животные, лесные ягоды - в кучку с картинкой «Лес»; ромашку, одуванчик, бабочку и других насекомых, пшеницу, подсолнух - в «Поле»; абрикосы, груши, яблоки, садовые Цветы и ягоды - в «Сад»; лук, морковь, лейка, грабли - в «Огород» и т. д.

– Игра «Без чего предмет»

Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить их связную речь, тренировать в образовании форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом «без».

Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку найти то, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на вопрос: «Без чего предмет?» Например, корова без рогов, петух без гребешка, машина без шины, дом без окон.

– Игра «Загадочная картинка»

Задача: научить детей находить на общей сюжетной картинке заданные замаскированные предметы.

Оборудование: яркие сюжетные картинки, на которых спрятаны или замаскированы заданные предметы, нарисованные штрихами между другими предметами.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и находит на ней для примера какой-либо один спрятанный предмет. Далее ребенок пытается находить предметы самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ребенку, указывая ему место, где искать спрятанный предмет.

– Игра «Найди два одинаковых предмета»

Задача: научить детей внимательному рассматриванию и сравнению предметов по их деталям, находить среди них одинаковые.

Оборудование: карточки с рядом похожих предметов, среди которых есть два полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

Описание. Ребенок рассматривает картинку и старается найти два полностью одинаковых предмета среди нескольких похожих.

– Игра «Найди отличия между картинками»

Задача: научить детей внимательному рассматриванию и сравнению похожих предметов по их деталям, находить сходства и различия между ними.

Оборудование: пары похожих предметных или сюжетных картинок, которые при внимательном рассмотрении отличаются друг от друга некоторыми деталями, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть пару картинок и найти между ними определенное количество отличий на ограниченное время. За каждое найденное отличие ребенок получает фишку. Побеждает тот, который набрал больше фишек.

– Игра «Подбери пару»

Задача: научить детей соотносить подходящие по смыслу предметы на картинках.

Оборудование: пары подходящих по смыслу картинок или пазлов.

Описание. 1 вариант. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова, к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ему по смыслу парную картинку. Например, ваза - цветы, собака -ошейник, шайба - клюшка, чашка - чайник и т. д.

2 вариант. Взрослый называет слово, обозначающее обобщающее или абстрактное понятие, которое трудно отразить на рисунке, а ребенок подбирает одну картинку, обозначающую конкретный подходящий по смыслу предмет. Например, к слову «ночь» берется картинка с изображением кровати; к слову «молоко» - картинка с изображением коровы, сад - яблоко, свет - лампа и т. д. Варианты слов и картинок: зима - санки, урок - школа, одежда -рубашка, поле - цветы, время - часы, полет - птица.

– Игра «Дорисуй (зачеркни) то, что нужно»

Задача: научить детей распределять внимание между двумя предметами и заданными действиями.

Оборудование: листы бумаги, на которых нарисованы знакомые ребенку предметы (пирамидки, елочки, домики, кружки, треугольники и т. д.), простой карандаш.

Описание. 1 вариант. Ребенку дается задание зачеркнуть предметы только одного вида, не изменяя остальных. Например, только все елочки или кружки. На начальном этапе смешиваются два вида предметов (елочки и домики), затем их количество можно увеличить до трех-четырех (елочки, домики и пирамидки).

2 вариант. Ребенок должен дорисовать каждому предмету свой недостающий элемент. Например, даны два вида предметов: домики и цветочки. Ребенку нужно дорисовать каждому домику квадратное окно, а каждому цветочку недостающий лепесток (или серединку). Постепенно количество видов предметов также можно увеличить до трех-четырех.

– Игра «Рассмотри и расскажи, что запомнил»

Задача: развить внимательность детей при рассмотрении сюжетной картинки, их связную речь.

Оборудование: сюжетная картинка, на которой изображено множество живых и неживых предметов.

Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и дает задание внимательно ее рассмотреть. Затем, перевернув ее, просит ребенка назвать как можно больше предметов, изображенных на картинке.

2 вариант. После переворачивания картинки взрослый начинает задавать вопросы об ее содержании, на которые ребенок должен ответить правильно.

Например: «Что стояло на столе? Что было в руках у девочки? Что висело на стене? Мальчик сидел или стоял?» и т. д.

– Игра «Повтори за мной»

Задача: научить детей последовательному выполнению действий по образцу, развить координацию их движений, выразительность речи, дикцию.

Описание. Дети стоят в кругу. Водящий произносит любое предложение с определенной интонацией, одновременно выполняя какое-либо движение, и просит одного из детей его повторить. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

– Игра «Не скажем, а покажем»

Задача: научить детей отгадывать выполняемые Другими действия и называть их соответствующим глаголом, развить подражательность, мимику детей.

 Описание. Водящий отворачивается, а остальные играющие договариваются, какое действие они будут показывать, и имитируют его с помощью мимики, совместных движений без слов. Если водящий отгадал показанное действие, выбирается новый. Действия должны быть знакомыми и узнаваемыми: играть в снежки, мяч, кататься на лыжах, прыгать через скакалку, рубить или пилить дрова, спать, стирать, кушать, укачивать куклу и т. д.

Слуховое внимание

– Игра «Что лишнее?»

Задача: научить детей выделять на слух среди нескольких других слово, относящееся к другой обобщающей группе, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 4-5 знакомых ребенку слов (без картинок), три-четыре из которых относятся к общей обобщающей группе, а одно слово - к другой.

Описание. Взрослый медленно и четко проговаривает слова, а ребенок должен выбрать из них не подходящее к другим слово. Например, из слов: автобус - трамвай - самолет - пылесос - поезд ребенок должен исключить пылесос, так как этот предмет относится к бытовым приборам, а остальные - к транспорту и т. д.

– Игра «Назови одним словом»

Задача: научить детей на слух объединять подходящие слова в общую группу и называть их одним обобщающим понятием.

Оборудование: ряды слов (без картинок), относящиеся к одной обобщающей группе.

Описание. Взрослый медленно и четко проговаривает ряд из 4-5 слов, а ребенок должен назвать их все одним словом.

Например: капуста, лук, морковь, огурец, помидор - это овощи; кошка, собака, лошадь, корова, овца - это домашние животные и т. д.

– Игра «Повтори за мной слова» / вариант.

Задача: научить детей выделять и запоминать на слух слова определенной обобщающей группы среди других слов.

Оборудование: ряды слов, в которых содержатся слова нескольких обобщающих групп (по 3-4 слова на каждую).

Описание. Взрослый дает задание ребенку повторить за ним только те слова, которые относятся, например, к фруктам и ягодам, и читает ряд сначала из 5-6, затем из 8-10, потом из 10-15 слов. После этого ребенок повторяет слова, обозначающие фрукты и ягоды, которые он запомнил.

Например, дан ряд слов: краб, гром, крыжовник, гроза, гранат, груша, овраг, дрозды, черника, ветры, черешня, персик, тигры, брусника, кедры.

Ребенок должен запомнить и повторить следующие слова: крыжовник, гранат, груша, черника, черешня, персик, брусника.

По мере тренировки задание можно усложнить. Из данного ряда слов ребенок должен выбрать и повторить сначала слова, обозначающие города, затем - профессии: доктор, повар, Саратов, продавец, Краснодар, пограничник, Самара, Новгород, офицер, Волгоград, шахтер, Мурманск.

Ребенок должен повторить сначала слова: Саратов, Краснодар, Самара, Новгород, Волгоград, Мурманск, затем - доктор, повар, пограничник, продавец, офицер, шахтер.

2 вариант.

Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.

Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные - нет. Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.

Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

– Игра «Картинки-половинки»

Задача: научить детей отгадывать стихотворные загадки, находить картинку-отгадку и составлять ее из двух частей, закрепить правильное, четкое произношение звуков в словах.

Оборудование: предметные картинки размером с альбомный лист, разрезанные пополам, тексты стихотворных загадок, доступных для понимания ребенку в этом возрасте.

Описание. Взрослый раскладывает на ровной поверхности 5-6 разрезанных картинок (или 10-12 половинок), затем медленно и четко читает загадку, а ребенок должен догадаться, о чем идет речь, и сложить соответствующую целую картинку.

Например:

Сам всегда стоит, А всем сидеть велит. (Стул)

У меня румяный бок, Я - веселый... (Колобок)

– Игра «Подскажи словечко»

Задача: научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.

Оборудование: стихотворные загадки, доступные для понимания ребенка в этом возрасте.

Описание. Взрослый четко проговаривает загад ку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому ребенок должен подобрать рифму-отгадку.

 Например: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут ее... (лиса). С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые... (снежинки)

– Игра «Найди звук»

Задача: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Оборудование: ряды картинок на определенный звук.

Описание. Взрослый говорит: «Сейчас я покажу вам картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]».

Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

– Игра «Звуки вокруг нас»

Задача: тренировать детей в умении вслушиваться, отличать окружающие звуки друг от друга, развить их связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

Описание. Игру хорошо проводить на прогулке: в парке, в лесу, на даче и т. д. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и прислушиваться к окружающим звукам, чтобы определить, что это за звуки: сигнал машины, щебет птиц, кукование кукушки, жужжание пчелы, разговор прохожих, шорох листьев и т. д.

Дети должны ответить полным предложением. Например: «Я слышу, как сигналит машина, жужжит пчела» и т. д.

– Игра «Кого поймали?»

Задача: воспитать у детей слуховое внимание, умение узнавать другого человека по голосу.

Оборудование: повязка для глаз.

Описание. Игра проводится с группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый выбирает водящего и ставит его в центре. Затем тот с завязанными глазами идет по кругу, пока не натолкнется на кого-то из играющих.

Этот ребенок должен подать голос, подражая какому-либо домашнему животному или птице.

Водящий должен угадать, кого он поймал по голосу. Если ему это удается, тот, кого угадали, становится водящим. Если нет - попытка повторяется.

– Игра «Стражник»

Задача: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их слуховое внимание, остроту слуха.

Оборудование: повязка для глаз..

Описание. Игра проводится с группой из 5-6 детей. Посередине комнаты чертят прямую линию. В центре становится водящий с завязанными глазами. Остальные играющие должны так, чтобы их не услышал стражник, пробраться через линию на другую сторону комнаты.

В это время стражник прохаживается вдоль нее и слушает. Если услышит шорох или шаги, должен крикнуть: «Стой!» и постараться поймать того, кто шумел. Пойманный выходит из игры.

Таким образом игра продолжается, пока не будут пойманы 3-4 игрока. Затем игру начинают сначала, выбрав нового водящего-стражника.

– Игра «Где позвонили?»

Задача: развить у детей слуховое внимание, ориентацию в пространстве, научить их определять направление звука, совершенствовать грамматический строй речи.

Оборудование: колокольчик, бубен или погремушка.

Описание. Взрослый выбирает водящего и дает ему звучащий предмет. Когда остальные играющие отворачиваются, водящий прячется в каком-либо месте комнаты (или встает за дверью) и звонит. Играющие должны определить на слух, откуда доносится звук, и ответить на вопрос полным предложением. Например: «Колокольчик звенит за дверью (в шкафу, под столом и т. д.)».

– Игра «Поймай колокольчик»

Задача: развить у детей равновесие, координацию движений, остроту слуха, умение ориентироваться в пространстве, определять направление звука.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Описание. В этом варианте игры глаза завязывают двум-трем водящим, которых ставят в середину круга. Один из играющих берет колокольчик, бегает по кругу вместе с другими детьми. Водящие по направлению звука колокольчика должны его отыскать и дотронуться до него.

– Игра «Кто в гости к нам пришел?»

Задача: научить детей определять на слух различные звучащие предметы, запоминать и следовать словесной инструкции взрослого, отвечать на вопросы полным предложением.

Оборудование: маски различных зверей, колпак с бубенчиками, корона принцессы, военная фуражка, шляпа и плащ фокусника и т. п.; атрибуты различных персонажей, звучащие игрушки или предметы: погремушка, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, металлический треугольник, говорящая кукла и т. д.

Описание. Взрослый говорит детям, что скоро к ним придут гости, например Петрушка, Солдат и Зайка. Для этих ролей выбираются трое детей, которые «переодеваются» в свои костюмы за ширмой: зайка надевает маску и берет в руки погремушку, Петрушка - колпак с бубенчиками и деревянные ложки, солдат - фуражку и барабан. Пока герои переодеваются, взрослый сообщает остальным детям, с чем придут гости: солдат - с барабаном, зайка - с погремушкой, а Петрушка будет играть на деревянных ложках. Затем, прежде чем появиться, гость подает звуки за ширмой, а дети должны отгадать, кто идет.

Когда все гости угаданы, они дают зрителям небольшой «концерт», играя каждый на своем инструменте. Далее выбираются новые гости и инструменты и игра повторяется. По мере тренировки слуха детей можно увеличить количество гостей до пяти.