02.10.2010 33577

Игры на развитие памяти детей дошкольного возраста

 

Психика человека многообразна и разносторонне развита: благодаря ей люди многое умеют и могут. Но в то же время психическое развитие человека возможно только потому, что он умеет сохранять приобретенный опыт и знания посредством памяти. Любое наше впечатление, чувство или движение оставляет свой след в памяти, который может сохраняться долгое время и вновь проявляться в нужный момент.

Физиологической основой процесса памяти является образование и сохранение временных связей в коре головного мозга в виде образов предметов и явлений с последующим их воспроизведением при необходимости.

Таким образом, память занимает особое место среди других психических процессов, потому что объединяет их в одно целое, позволяет накапливать полученную информацию, приобретать и впоследствии усовершенствовать индивидуальный жизненный опыт человека, его знания и навыки.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание обеспечивает полное и точное восприятие, а также длительное и прочное хранение поступающей информации и может быть непроизвольным и произвольным. Произвольное запоминание связано с предшествующей ему установкой на запоминание какого-либо определенного материала с помощью особых приемов, делающих этот процесс легче и интереснее. Этот вид запоминания осуществляется в определенных благоприятных условиях (наличие сосредоточенности и концентрации внимания, вникание и осмысление информации, соблюдение тишины) и требует систематической тренировки для повышения продуктивности.

Непроизвольное запоминание осуществляется по ходу каких-либо действий человека и не направлено на сохранение в памяти поступающей информации, но и оно может зависеть от внешних условий: окружающей обстановки, необычности материала, яркости и интереса к нему со стороны человека, его настроения, эмоционального и физического состояния в данный момент и т. д. При этом вместе с ним совершается непроизвольное запоминание и так называемая механическая память, не требующая понимания материала, который просто заучивается наизусть.

Память человека индивидуальна. Ее развитие, становление и совершенствование связано с развитием всей его нервной системы. Но в то же время у каждого человека присутствуют все существующие виды памяти, среди которых какие-то один-два вида являются преобладающими. Но и это преобладание определенных видов памяти является приобретенным в результате обучения.

Одни дети привыкают к работе молча, в одиночку, используя зрительную память. Другие, посещавшие с 1 класса группу продленного дня, чаще пользуются слуховой памятью, учатся слушать и запоминать без подглядывания в учебник.

С годами эти навыки закрепляются и в ходе учения, незаметно и постепенно ребенок привыкает пользоваться одним или двумя видами памяти, превращая их к подростковому возрасту в стереотип запоминания, на который он привык полагаться в умственной работе. А остальные виды памяти просто «забываются», остаются неработающими, нетренированными.

Следовательно, этот резерв, существующий у каждого, необходимо просто включить в работу, развить.

По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:

а) двигательную - направленную на запоминание и повторение движений;

б) образную - направленную на запоминание и сохранение чувственных образов предметов, явлений и их особенностей, которая, в свою очередь, делится в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию, на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую;

в) словесно-логическую - направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением;

г) эмоциональную - отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими.

По продолжительности сохранения материала выделяют долговременную (удерживающую поступающую информацию в течение длительного времени) и кратковременную или оперативную (сохраняющую сведения о чем-либо в течение 30-60 минут, после чего эта информация либо забывается, либо переходит в долговременную).

Качество памяти ребенка зависит от его возраста. Дети дошкольного возраста отличаются в основном развитием образной, непроизвольной памяти. Они быстро запоминают все яркое, красочное, необычное, вызывающее сильные впечатления.

К 6-7 годам начинает развиваться произвольное запоминание: они могут с достаточной точностью выучить стихи, запомнить рассказы, термины, даже когда в них встречаются непонятные им выражения и данные. Это связано также с преобладанием механической памяти, необходимой на данном этапе для обучения детей.

С поступлением в школу начинается развитие логической памяти, которое осуществляется в условиях систематического и последовательного обучения, выполнения специально подобранных заданий и упражнений, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей.

В то же время память ребенка зависит не только от возраста, но и от его индивидуальных особенностей. Одни дети быстро запоминают, но и также быстро забывают информацию, другие тратят больше времени на заучивание, зато запоминают материал лучше и надолго.

У некоторых детей преобладает зрительная память. Им удобнее пользоваться наглядными пособиями, иллюстрациями, графическими схемами и чертежами при подготовке к уроку. Другим легче даются задания на слух, третьим необходимо и то и другое. Но все дети прочнее и легче запоминают то, что их интересует: они лучше успевают по тем предметам, которые любят, которыми интересуются.

В то же время обучение в школе предъявляет свои требования к памяти - необходимо запомнить, осмыслить определенный объем изучаемого материала, даже если он не интересен для них, а это требует значительных волевых усилий. Поэтому важной задачей взрослых в этот период становится ознакомление детей с приемами эффективного, осмысленного запоминания материала, приучение их к системе и режиму в выполнении домашних заданий, всестороннее, равномерное развитие всех видов памяти.

При различных травмах и заболеваниях головного мозга, а также с возрастом у человека может возникать органическое расстройство памяти - амнезия, когда из его памяти выпадают некоторые события и воспоминания. Кроме того, выделяют функциональные нарушения памяти - постгипнотическое (когда забываются события, происходившие в течение сеанса гипноза) или защитное (связанное с забыванием неприятных, травмирующих ситуаций из жизни человека).

Как часто сейчас можно услышать от родителей, что их ребенок умный, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает. А на самом деле это связано не с расстройствами памяти (хотя и такое бывает), а со слабой ее тренированностью, неумением пользоваться своими способностями.

Поэтому родители должны понимать свою роль в формировании и развитии памяти своих детей: систематически наблюдать за ребенком, знать особенности его развития, в том числе всех психических процессов. И при необходимости помочь ему в их совершенствовании и тренировке с помощью специальных игр и упражнений.

Игры на развитие памяти для детей3-5 лет

– Игра «Запомни - положи»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

– Игра «Что пропало?»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как ойи лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».

– Игра «Что стало по-другому?»

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

– Игра «Что добавилось?»

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

– Игра «Что изменилось?»

Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование. 1 вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

2 вариант: одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.

Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

2 вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например: «На первой картинке у зайчика на шее бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

– Игра «Чем отличаются?»

Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.

Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

– Игра «Повтори за мной действия»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.

Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив ДРУГ друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

– Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

– Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

– Игра «Запомни пары»

Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.

Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.

Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова, к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.

Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

– Игра «Запомни - назови»

Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.

Оборудование. 1 вариант: детям 3-4 лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.

2 вариант: парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. 1 вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание.

1 вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.

2 вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен вспомнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

– Игра «Ответь на вопросы»

Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.

Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.

Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.

Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».

Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».

– Игра «Запомни слова»

Задача: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.

Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.

– Игра «Постучи, как я»

Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет

– Игра «Что изменилось»

Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей запоминать детали сюжетной картинки.

Оборудование: пары сюжетных картинок, одна из которых содержит несколько героев (3-4) и множество характеризующих их деталей, вторая - похожа на первую, но с отличиями в месторасположении, количестве, цвете мелких деталей картинки.

Описание. Ребенок внимательно рассматривает первую картинку, затем, когда она меняется на вторую, старается вспомнить и назвать изменения в деталях на ней. Например, на первой картинке были нарисованы две березы, а на второй стало два дуба. Или на первой гроздь винограда была повернута влево и находилась после яблока, а на второй она повернута вправо и стоит перед яблоком.

– Игра «Найди, чем отличаются картинки»

Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.

Оборудование: ряд из 3-4 похожих предметных картинок или пары сюжетных картинок, одна из которых отличается от другой (других) мелкими деталями, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть ряд или пару картинок и найти между ними определенное количество отличий за ограниченное время.

За каждое найденное отличие ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

– Игра «Ответы на вопросы»

Задача: развить внимательность детей при рассмотрении сюжетной картинки, их связную речь.

Оборудование: сюжетная картинка, на которой изображено множество живых и неживых предметов.

Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и дает задание внимательно ее рассмотреть. Затем, перевернув ее, начинает задавать вопросы о ее содержании, на которые ребенок должен ответить правильно.

Например: «Что стояло на столе? Что было в руках у девочки? Что висело на стене? Мальчик сидел или стоял?» и т. д.

– Игра «Сделай, как я»

Задача: научить детей последовательному выполнению действий по образцу, развить координацию их движений, выразительность речи, дикцию.

Описание. Дети стоят в кругу. Водящий произносит любое предложение с определенной интонацией, одновременно выполняя какое-либо движение, и просит одного из детей их повторить. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

– Игра «Слушай и запоминай»

Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.

Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет.

Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.

Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

– Игра «Делай, как я»

Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать ритмический рисунок, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Например: III... II; II... II... Ill; III... I... III.

– Игра «Запомни - нарисуй»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 4-5 нарисованными на ней геометрическими фигурами. В отличие от игры для детей 3-5 лет фигуры становятся более сложными.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить.

Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

– Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 4-5 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается.

В отличие от игры для детей 3-5 лет в данном случае ребенок должен не только написать, но и назвать увиденные цифры в заданном порядке.

– Игра «Запомни - назови»

Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок. -

Оборудование. 1 вариант: детям предъявляются 8-10 картинок или хорошо знакомых предметов.

2 вариант: парные карточки, на одной из которых изображено 12-16 предметов, на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание. 1 вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.

2 вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен вспомнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

– Игра «Вспомни и нарисуй схему»

Задача: развить зрительную память, ассоциативное мышление, мелкую моторику детей.

Оборудование: пары карточек, на одной из которых изображены ряды из 5 картинок и соответствующих им схем, на второй только ряды картинок с первой карточки.

Описание. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов и соответствующие им схемы на первой карточке.

Затем эта карточка убирается и показывается вторая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие данным картинкам, с первой карточки.

– Игра «Выкладывание букв из палочек по памяти»

Задача: развить зрительную память, воображение, мелкую моторику детей, умение воспроизводить по памяти расположение элементов букв.

Оборудование: карточки с печатными буквами, счетные палочки.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с какой-либо буквой и предлагает выложить ее из палочек. Круглые и овальные элементы изображаются в виде квадрата или прямоугольника. Затем карточка с буквой убирается, и ребенок пробует снова выложить ту же букву по памяти.