10.02.2010 22300

Основные области и результаты психогенетических исследований. Методы психогенетики.

1. Краткая история развития отечественных психогенетических исследований

Психогенетика - область науки, пограничная между генетикой и психологией, предметом исследований которой являются наследственные и средовые детерминанты в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека.

Основная задача психогенетики заключается в изучении этиологии человеческой индивидуальности, а точнее - межиндивидуальной вариативности по характеристикам нормальной, здоровой психики нормального здорового человека. Иначе говоря, выясняется вопрос о том, почему у всех нас разный интеллект, разная память, внимание, темперамент, психофизиологические особенности и т.д. Причем основное направление исследований, наиболее адекватное самой психогенетике - это выяснение того, какую роль в формировании межиндивидуальных различий играют наследственность и среда, как взаимодействуют эти два фактора, как они проявляют себя в разных признаках, разных возрастах и т.д.

Будучи включенными в общую систему психологических знаний, данные психогенетики заставляют по-новому ставить и решать многие традиционные проблемы в психологии, связанные прежде всего с изучением индивидуальности и индивидуального развития.

Направление психогенетических исследований возникло в контексте школы дифференциальной психофизиологии Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в середине 60-х годов XX века. С этого времени начинается восстановление отечественной психогенетики, корни которой уходят в середину XIX века, и которая к 30-м годам имела немалые достижения и во многом опережала западные исследования природы психических функций.

Во второй половине XIX века в работах российских ученых (В.М. Флоринского, К.Ф. Вольфа) уже были фактически сформулированы теоретические предпосылки психогенетики. С 1900 года начинают проводиться экспериментальные исследования, в которых сопоставляются отклонения в развитии психических функций у близнецов, что позволило судить о природе этих отклонений и вызвало интерес у психологической общественности.

Однако подлинный расцвет российская психогенетика переживает позже - в 20-30-ые годы XX века. В Москве и Петербурге открываются центры психогенетики, проводятся регулярные обсуждения теоретических и экспериментальных работ, издается 3 журнала, посвященных исключительно проблемам наследуемости поведенческих особенностей. Наряду с биологами и генетиками (такими, как Н.К. Кольцов, Ю.А. Филипченко, С.Г. Левит), активное участие в работе психогенетических центров принимают и психологи, в числе которых следует отметить прежде всего создателя первого российского Психологического института Г.И. Челпанова и выдающегося российского психолога А.Р. Лурия.

В середине 30-х годов естественный ход развития психогенетики был прерван - исследование проблематики прекращено, центры расформированы, бурно развивавшаяся область исследования прекратила свое существование. На протяжении последующих 30 лет исследования по психогенетике в российской науке полностью отсутствовали.

Обращение к психогенетической проблематике в 60-ые годы, вызванное насущными потребностями психологической науки, потребовало, несмотря на богатую предысторию, многое начинать с нуля. Опыт и достижения отечественных предшественников невозможно было использовать как отправную точку: 30 лет слишком большой срок, мировая психогенетика за это время ушла далеко вперед, и было бы бессмысленно повторять ее путь, запаздывая на десятки лет.

Оптимальным вариантом в этой ситуации было, с одной стороны, ассимилировать опыт мировой психогенетики (учесть имеющуюся к этому времени эмпирическую базу, основывать выбор методов исследования на современных представлениях об их надежности, освоить современный статистический аппарат), а с другой стороны, сохранить своеобразие отечественного подхода, предполагающего включение психогенетических исследований в контекст психологических теорий. Важным представлялся также качественный анализ получаемых результатов (в отличие от формально-статистического анализа, которым обычно ограничиваются западные исследователи). Именно этот путь и был реализован.

Возобновление психогенетических исследований было связано с изучением природы свойств нервной системы и начато И.В. Равич-Щербо в лаборатории Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына. В 1972 году была образована специальная лаборатория для исследования психогенетической проблематики (до 1994 года ею руководила И.В. Равич-Щербо, с 1994 года по настоящее время - С.Б. Малых). На сегодняшний день эта лаборатория является в нашей стране единственным исследовательским коллективом, изучающим генотип-средовую детерминацию психических функций.

2. Методы психогенетических исследований

Прежде всего необходимо сказать, что методы психогенетики (от греч. psyche-душа, genos- происхождение) – это методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Основных разновидностей метода близнецов четыре: разлученных близнецов, семей монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Первые две позволяют решать генетические задачи, две других используются для иных целей.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве и, следовательно, воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары монозиготных близнецов, разлученных в первые месяцы или годы жизни; два генетически одинаковых человека растут в разных средовых условиях; тогда их сходство, если оно констатируется, не может быть объяснено сходством среды, а получаемые корреляции есть непосредственная мера наследуемости признака. Критика этого варианта близнецового метода касается оценки действительного различия сред, в которых воспитывались разлученные монозиготных близнецы.

Метод семей монозиготных близнецов заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Эти дети имеют весьма своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической - то же самое, что мать (или отец), т.е. они не являются и двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют только по одному генетически различающемуся родителю. Главная задача, для решения которой этот вариант метода дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и по иным причинам, к которым относятся и психологические, постнатальные факторы (идентификация ребенка с матерью, особенности их взаимодействия), и биологические, внутриутробные (состояние материнского организма во время беременности, цитоплазматическая наследственность).

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что монозиготные близнецы, - генетически одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную и в обычных условиях семейную среду, - являются идеальным контролем друг к другу.

Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах XX века появились работы, в которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах близнецов, особом «эффекте пары», или «эффекте близнецовости». Они были выполнены и в психоаналитической традиции, и в психологии развития, и, специально, в русле психогенетических исследований. Основными характеристиками этой особой психологической ситуации являются две борющиеся тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и, наоборот, к индивидуализации каждого члена пары. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем - отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеобразному протесту против «второго - такого же». С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

Генеалогический метод - исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.

Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т.е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т.д.

Метод приемных детей - сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями - с другой.

Характеризуя современный этап развития психогенетики, нельзя не сказать и о появлении новых методов, влияние которых на развитие исследований в данной области трудно переоценить. Прежде всего - это метод анализа сцепления. При наличии данных о последовательных поколениях можно определить степень сцепления между парами локусов, что дает возможность использовать легко выявляемые гены в качестве маркеров других генов, определяющих те или иные признаки человека. Метод анализа сцепления позволяет локализовать гены, связанные с наследственным заболеванием или каким-либо иным явно выраженным признаком.

Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода.

Методы, которыми располагает психогенетика, позволяют весьма надежно решать ее главную задачу: выяснение той роли, которую играют факторы наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков, индивидуальных траекторий развития и т.д.

3. Основные направления экспериментальных исследований психогенетики и их результаты

Рассмотрим основные области психогенетических исследований и представим кратко их результаты.

Исследование свойств нервной системы. Исследования наследственной обусловленности свойств нервной системы основывались на представлении о врожденном характере этих свойств. Предполагалось, что генетическая обусловленность может служить критерием признания за той или иной особенностью нервной системы статуса свойства. Работы этого периода, проводившиеся И.В. Равич-Щербо, Н.Ф. Шляхта, Г.А. Шибаровской, Т.А. Пантелеевой, Т.В. Василец, продемонстрировали влияние наследственных факторов на особенности наиболее общих свойств нервной системы, отражающих устойчивые индивидуальные различия в уровне активации.

Исследование формально-динамических свойств. К числу формально-динамических особенностей психики человека, наиболее тесно связанных с биологическими подструктурами, относятся, прежде всего, свойства темперамента. Именно свойства темперамента и были первыми психологическими характеристиками, ставшими предметом рассмотрения в отечественных психогенетических исследованиях. Исходя из представлений о структуре свойств темперамента, предложенной В.Д. Небылицыным, в исследованиях, проведенных на взрослых испытуемых Н.Ф. Шляхта, В.В. Семеновым, А.Е. Ольшанниковой, рассматривались особенности активности (психомоторной и интеллектуальной) и эмоциональности. Целый ряд показателей активности и эмоциональности обнаружил связь с генотипом. В более поздних исследованиях, проведенных на детях, эти результаты подтвердились, причем связь с генотипом оказалась более тесной.

Исследование двигательных характеристик. Психогенетические исследования двигательных характеристик очень слабо представлены в мировой литературе, несмотря на то, что двигательные особенности человека легко доступны для изучения, в том числе и в психогенетике.

Отечественные ученые внесли весомый вклад в изучение природы межиндивидуальной вариативности времени сенсомоторных реакций человека, причем особое внимание уделялось психологическому анализу выполняемых двигательных актов. Последнее является преимуществом отечественного подхода к интерпретации психогенетических данных. В частности, в исследовании С.Б. Малых было выявлено, что наследуемость параметров одного и того же движения зависит от психологической структуры той деятельности, в которую это движение оказывается включенным. Методом возрастных срезов было установлено, что наследуемость потенциалов мозга, связанных с движением, демонстрирует возрастную динамику, вероятно, обусловленную сменой механизмов организации движений в онтогенезе. Учеными также было показано, что двигательная тренировка, приводящая к автоматизации двигательного навыка, может значительно влиять на показатели наследуемости изучаемого двигательного акта. В целом исследования, выполненные в этом направлении, позволяют утверждать, что наследуемость параметров движения зависит от возраста, структуры двигательного акта, степени его автоматизированности и роли в познавательной деятельности человека.

Исследование психофизиологических характеристик. В мировой психогенетике психофизиологические исследования представлены очень немногочисленными работами. В этом отношении отечественная психогенетика выгодно отличается: психофизиологические исследования являются ее неотъемлемой частью.

Работы отечественных ученых-психогенетиков являются одними из первых в мире фундаментальных исследований влияния наследственности и среды на межиндивидуальные различия в таких психофизиологических характеристиках, как электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и вызванные потенциалы (ВП) человека. Межиндивидуальная вариативность многих показателей биоэлектрической активности оказалась в значительной степени генетически детерминированной. Следует особо подчеркнуть, что в психофизиологических исследованиях впервые в отечественной науке была реализована последовательная стратегия изучения роли факторов генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей биоэлектрической активности мозга, осуществлен качественный анализ организации психологических феноменов, связанных с особенностями биоэлектрической активности мозга, а также применен эволюционно-генетический подход в интерпретации полученных результатов.

Исследование роли наследственности и среды в развитии психологических характеристик. Расширение психологической тематики психогенетического исследования (включение широкого набора показателей когнитивной и личностной сфер) позволило оценить роль наследственности и среды в формировании наиболее значимых психологических характеристик, оценить роль генотипа во взаимосвязях между различными характеристиками и в преемственности их развития. Возможность последнего (оценка влияний наследственности на преемственность развития психологических характеристик) обеспечивается длительным прослеживанием развития исследуемых психологических характеристик, т.е. организацией лонгитюдного исследования.

По сравнению с традиционными генетическими исследованиями, в настоящее время расширен круг психологических переменных, рассматриваемых в психогенетическом исследовании. Этот круг включает в себя социо-демографические параметры семьи; установки и ценности родителей; средовые особенности развития близнецов; психометрический интеллект; особенности когнитивной сферы, позволяющие оценить как качественные изменения в структуре когнитивных свойств человека, так и преемственность в развитии когнитивной сферы детей; особенности темперамента и личностной сферы близнецов.

Полученные результаты свидетельствуют о значимой роли генотипа в детерминации индивидуальных различий как в когнитивной, так и в личностной сфере, а также о влиянии факторов наследственности на преемственность развития психологических характеристик и поддержание их структурного единства. Результаты генетического анализа психометрического интеллекта показали достаточно существенное влияние генетических факторов на изменчивость психометрического интеллекта, причем в ходе развития влияние этих факторов усиливается, тогда как влияние внутрисемейной среды уменьшается. Прослеживание когнитивного развития детей от 6 лет до 16 лет подтвердило наличие общего генетического фактора в индивидуальных различиях IQ, появляющегося в возрасте 6 лет и сохраняющего свое действие до 16 лет. В шесть лет влияние генетических факторов оказалось достаточно выраженным (45%), тогда как в семь лет влияние генетических факторов резко уменьшалось до 20%, а влияние внутрисемейной среды, наоборот, увеличивалось. В ходе дальнейшего развития влияние генетических факторов на изменчивость IQ возрастает (от 42% в 13,5 лет до 57% в 16,5 лет), а влияние систематических средовых факторов уменьшается (37% и 30% соответственно).

В заключение следует отметить, что результаты отечественных психогенетических исследований позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись. Сегодня эти результаты активно ассимилируются самыми разными областями психологии (дифференциальной, общей, возрастной) и служат импульсом к новым психологическим исследованиям.

Список литературы:
1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. – 741с.
2. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 447с.