25.09.2010 44508

Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольников

 

В конце тридцатых годов А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, вводя в неё понятие деятельности. Новый подход кардинально менял как представления о движущих силах психического развития, так и принципы выделения его отдельных стадий.

В изучении развития психики ребёнка считал А.Н. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности, но одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньше. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчинённую. Поэтому, нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на донном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего вида деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

А.Н.Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

В детском развитии, считал Д.Б.Эльконин, имеют место с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды (первая группа), в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей (вторая группа). Если расположить выделенные виды деятельности детей в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:

– непосредственно-эмоциональное общение (первая группа)

– предметно-манипулятивная деятельность (вторая группа)

– ролевая игра (первая группа)

– учебная деятельность (вторая группа)

– интимно-личностное общение      (первая группа)

– учебно-профессиональная деятельность (вторая группа).

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребёнка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности. На этой основе у ребёнка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое выступает основным показателем готовности к школьному обучению. В этом заключается её ведущая функция.

В работах Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева дан подробный анализ генезиса сюжетно-ролевой игры, её структуры, выделены основные закономерности развития игры на протяжении дошкольного детства, показано значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста.

Д.Б.Эльконин различает следующие структурные компоненты игры, определяющим из которых является роль: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.

Роль воспроизводит определённую социальную позицию, которая выражается в системе действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам, Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развёрнутым сюжетом и развёрнутой ролью, и скрытыми правилами к играм со свёрнутым сюжетом, свёрнутой ролью и открытыми, чёткими правилами.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят реальные действия. Но по мере развития ребёнка приобретают всё более обобщенный и сокращённый характер при сохранении логики последовательности действий.

В дальнейшем может быть осуществлён переход игровых действий в идеальный план. Первоначально в игре игровое действие и игровой предмет определяют принятие ребёнком на себя той или иной роли, затем роль начинает задавать выбор игровых действий.

Игровое употребление предметов-замещения - важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения

действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление

кукла, действие с гребешком - в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или

гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь объектом действий

становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка,

замещённые предметами - заместителями, становились средством выполнения

действий кормления или причёсывания, объектом которых становились

сюжетные игрушки.

Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в этом процессе мысль ребёнка отделяется от действия, однако, в начале необходимо опорная точка для этой мысли о действии, каковым и является предмет -заместитель.

Реальные отношения между детьми представляют собой отношения между ними как партнёрами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжете игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнение ролей сверстниками - партнёрами. В отличие от «ролевых», то есть игровых отношений определяющихся содержанием выполняемых ролей, реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребёнка и характером межличностных отношений между сверстниками. В сюжетно - ролевых отношениях моральные и нравственные нормы поведения открываются ребёнку, здесь осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно усвоение этих норм.

Д,Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно - ролевой игры, отражающие динамику её развития на протяжении дошкольного детства:

1 уровень: центральным содержанием игры является преимущественно-предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребёнком действий. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

2 уровень: центральным содержанием игры по прежнему остаются предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называется детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

3 уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и чёткие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.

4 уровень: основным содержанием игры является выполнение действий отражающих отношение к другим людям. Роли ясные и чёткие. На протяжении всей игры ребёнок ясно проводит одну линию поведения. Речь носит явно ролевой характер. Действия развёртываются в чёткой последовательности, логичны, разнообразны. Ребёнок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение этим правилам в игре.

Вычлененные при анализе материалов уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь полученный материал по возрастам участников, то явно обнаружится, что с возрастом детей растёт уровень развития игры.

В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры -драматизации, результативные игры, дидактические игры.

Так, например, подвижные игры с правилами представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуации и развёрнутыми правилами.

А.В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений выполняемых ребёнком в условиях игры и в условиях прямого задания существенно различен. При этом оказалось, что как эффективность движений, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребёнок. Так, в драматизированной игре в «спортсмена» не только увеличивалась относительная эффективность прыжка, но изменялся сам характер движения - в нём значительно рельефнее выделялась подготовительная фаза или фаза своеобразного старта. Количественное различие двигательного поведения в двух сравниваемых сериях опытов заключалось, в частности, в том, что в ситуации драматизированной игры большинство детей переходило к более сложной организации движения с чётко выделенной подготовительной и исполнительной фазой.

Заключая своё исследование А.В. Запорожец пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьников».

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:

– развитие мотивационно-потребностной сферы;

– преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

– развитие умственных действий;

– развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия создаёт определённые условия для начала иерархизации мотивов.

Возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» обеспечиваются необходимостью координации в игре различных позиций и точек зрения - необходимостью учёта позиций в соответствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью и ролью партнёра, практикой действий с предметами соответствии с приданными им игровыми реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции с позицией партнёра.

Д.Б. Эльконин пишет, что «игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь». Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребёнка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода как произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребёнком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребёнку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры.