18.10.2010 39202

Педагогические способности и педагогическая техника учителя

 

ПЛАН

 

1. Педагогические способности как ведущее звено в педагогическом мастерстве
2. Специфика педагогической деятельности
3. Основные элементы педагогического мастерства

 

Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся  проникновение в сложный духовный мир человека. В.Сухомлинский

Основной элемент структуры педагогического мастерства - способность к педагогической деятельности. Она указывает на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Важно отобрать ведущие способности, без которых учитель, как мастер своего дела не состоится. По мнению Н.В. Кузминой:  «Педагогические способности - это чувствительность к объекту - растущему человеку, формируемой личности».

Существуют следующие способности личности к педагогической деятельности:

1. Коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность).

2. Персептивные способности (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция).

3. Динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению).

4. Эмоциональная устойчивость (способность владеть собой).

5. Оптимистическое прогнозирование.

6. Креативность (способность к творчеству).

Способность к педагогической деятельности можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приёмами и способами педагогической деятельности. По-видимому, проверку своих способностей следует начать с коммуникативности, т.е. способности общаться. Такой способностью овладевает каждый человек, но выражена она по–разному. Для учителей низкий уровень коммуникативности разрушает среду профессиональной деятельности, создает барьеры, препятствующие взаимодействию со школьниками. Итак, следует проанализировать, испытываете ли вы желание находиться в обществе, среди других людей (т.е. есть ли расположенность к людям).

Общительность включает в себя не только желание и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации. Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы с детьми, с людьми вообще сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию. Общительности помогают развитые персептивные способности, среди них - профессиональная зоркость, наблюдательность. Как может учитель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции внимания, понимать мотивы поступков. Способность наблюдать - сложное качество. Оно проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено ваше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации. Как развивается наблюдательность? Мы видим то, что хотим видеть. Отсюда начало в искренней заинтересованности. Наблюдение – это и анализ, - отсюда постоянные вопросы к себе, для осмысления воспринимаемых явлений. Быть мастером – значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, как бы овладеть педагогическим чутьём. Для педагога очень важно, анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию - способность педагога идентифицировать, (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения.

Динамизм – это способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия гибкости и инициатива в разнообразии воздействий.

Яркими иллюстрациями владения этими способностями является деятельность педагогов-новаторов. На уроках они энергичны, их позиция, инициатива, их слова способны проникать в глубины сознания и подсознания. Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сферой влияния. Поле притяжения хорошего педагога, как правило, распространяется, прежде всего, на себя.

Самообладание - способность к саморегуляции создаёт эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в различных эксцессах.

Оптимистическое прогнозирование - профессионально-педагогическая способность, которая связана в комплексе с направленностью личности учителя, опирающейся на положительное становление личности каждого человека.

Педагогическая деятельность включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающиеся своей спецификой. Прежде всего, специфична цель педагогической деятельности.

Цель работы учителя определяется обществом, т.е. учителя не свободны в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включая систему социальной связи, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом. Осознавая это, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности детей. Объект педагогического труда – человек. Тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убеждённость, самосознание.

По мнению В. А. Сухомлинского, специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем.

1.Человек не мертвый материал природы, а активное существо с индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее.

2.Учитель имеет дело с постоянно меняющимся растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. Это требует постоянного творческого поиска.

3.Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу воздействует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию воспитания и перевоспитания, а также самовоспитания личности.

Современная педагогика направлена на демократизацию отношений в школе и стремится к активизации школьников, к тому, чтобы сделать ребенка соратником, соучастником педагогического процесса. Субъект тот, кто воздействует на воспитанника: педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия на воспитанника - личность учителя, его знания и умения. Иногда учащиеся не принимают личность учителя, критически относятся к его знаниям, поступкам, противятся его воздействию. Поэтому подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное, и нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного, нравственного самосовершенствования педагога.

Главные средства воспитания – виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

Основные элементы педагогического мастерства:

– Гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы.

– Профессиональное знание предмета, методика его преподавания.

– Педагогические способности – коммуникативность, общительность, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность.

– Педагогическая техника- умение управлять собой, умение взаимодействовать.

Гуманистическая направленность личности учителя. Вся деятельность воспитателя соткана из педагогических драм, если драмой считают столкновение мнений, борьбу за утверждение позиций.

Что составляет направленность личности? Идеалы, интересы, ценностные ориентации говорит нам наука психология. Педагогическая направленность личности каждого учителя многогранна, её составляющие ценностные ориентации следующие:

1. На себя – самоутверждение, чтобы видел во мне знающего требовательного настоящего учителя.

2. На средства педагогического воздействия

3. На школьника, детский коллектив

4. На цели педагогической деятельности - гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности. Для педагога важна ведущая направленность на цели (гуманизация деятельности), при гармонично скорректированных видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребности воспитанников). Гуманистическая направленность, как сверхзадача в повседневной работе мастера, всегда определяет его конкретные задачи. Сравните две позиции. Например, первокурсник, проводя экскурсию в музее ученых педагогов, затрудняется ответить на вопрос, зачем рассказывать о них детям. Учитель-мастер видит в экскурсии многогранность задач: увлечь самопознанием, подтолкнуть к выбору педагогической профессии, показать работу учителя изнутри, и тем самым пробудить уважение к людям этого нелегкого труда, а в конечном итоге - помочь школьнику стать на более высокую ступень социального развития

Профессиональное знание. В основе направленности учителя-мастера две страсти – увлеченность предметом, который он преподает, и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа педагогического мастерства - профессиональное знание. Знания учителя обращены с одной стороны, к науке, предмет, который преподает учитель, с другой стороны, - к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии.

Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, что требует способности учителя синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза - решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающие необходимость осмысления психологических сущностей, явлений, выбора и способов взаимодействия на основании педагогической задачи, актуализирует всю систему педагогических знаний учителя, которые проявляются как единое целое.

На основании профессионального знания педагога формируется педагогическое сознание - принципы, правила, лежащие в основе действий и поступков.

Эти принципы и правила, каждый педагог строит на основе своего опыта, но осмыслить его, увидеть его закономерности можно с помощью научных знаний, которые требуют постоянных обращений.

«Навечно вызванный к доске» так говорят об учителе. Следует заметить, что сложность приобретения профессионального знания должно формироваться сразу на всех уровнях: (методологическом) - знании закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания, (теоретическом)- законы, принципы и правила педагогики и психологии, основные формы деятельности, (методическом) - уровень конструирования учебно-воспитательного процесса, (технологическом) - уровень решения практических задач, обучения и воспитания в конкретных условиях.

Это требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать, анализировать, синтезировать приобретенные знания в достижении педагогических целей, представляет их в технологической форме.

Педагогические способности - элемент структуры педагогического мастерства, способности к педагогической деятельности. Опираясь на исследования ученых, можно выделить шесть способностей личности педагогической деятельности: коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность, персептивные способности - профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция.

Динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению.

Эмоциональная устойчивость-способность владеть собой.

Оптимистическое прогнозирование. Креативность - способность к творчеству.

Педагогическая техника - форма организации поведения учителя, знание, направленность и способность без умения и владения способами действий достигать высоких результатов. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управляет собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений - владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая – дидактическая: организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия.