18.10.2010 15485

Психология и культура общения в деятельности учителя

 

ПЛАН

 

1. Роль взаимодействия в учебно-воспитательном процессе
2. Коммуникативная задача. Педагогическая ситуация и педагогическая задача
3. Общение и творческое самочувствие

 

Искусство и мастерство педагога как раз заключается в умении сочетать сердечность с мудрость (В.Сухомлинский).

В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Ученик в школе, на каждом уроке, в любом классе изучает общественно-исторический опыт человека, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности. Поэтому процесс обучения является процессом познания учеником окружающего мира.

Однако человек познает окружающий мир и в других видах деятельности: трудовой, игровой, художественно-изобразительной, музыкально-эстетической. Каковы же существенные признаки процесса обучения?

Процесс обучения, прежде всего процесс познания учеником окружающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан на общих закономерностях познания человеком мира вокруг него. Теория познания диалектического материализма является методологической основой процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения.

Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две особенности. Первая особенность заключается в тех видах и формах познавательной деятельности, структура которых сложилось в результате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную деятельность, меняет её структуру и механизмы. Специально организованная деятельность, учебная деятельность имеет свои цели, задачи, принципы, методы и формы организации.

Обучение как специально организованная деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе биологических, социальных и других закономерностей.

Ребёнок в процессе обучения познаёт окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за это же время вне процесса обучения.

На открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в школе эти законы изучаются в течение нескольких уроков. Грамматические закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваиваются в течение нескольких лет обучения.

Такое ускоренное познание в индивидуальном психическом развитии человека - существенный признак процесса обучения. За период обучения в начальной школе ребенок овладевает опытом человечества, который формировался в течение веков и тысячелетий.

Обучение является процессом овладения учеником познанием закономерностей окружающего мира.

Одним из способов познания человеком закономерностей является познание в общественно-историческом развитии человека, в процессе его трудовой деятельности. Другой способ – познание закономерностей в индивидуальном развитии человека. Такое познание возможно лишь в условиях обучения. Ведь человек должен усвоить закономерности, накопленные в опыте человечества, а не только то, что он сам может познать в результате контактов с предметами, явлениями, событиями окружающей действительности. Ребенок не может самостоятельно усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать.

Обучение дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, познанные в опыте человечества в течение многих лет. Поэтому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга, учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества.

Рассмотрев существенные признаки обучения, можно дать такое определение понятию «процесса обучения». Обучение – это специально организованная познавательная деятельность, целью которого является ускорение индивидуального психического развития и овладение познанными закономерностями окружающего мира.

Процесс обучения при такой характеристике в историческом развитии будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру.

Знания в опыте человечества стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той же конструкции мозга ученик будет усваивать больше объема знаний с всевозрастающей глубиной.

Самостоятельно, вне целенаправленного руководства ученик может овладеть опытом человечества и подготовить себя к трудовой деятельности в общественном производстве. Возникает необходимость в специально подготовленном человеке. Он несет в себе ту часть общественно – исторического опыта, который должен усвоить ученик. Это учитель, роль которого в подготовке учащихся к жизни, к труду, в формировании личности очень велика.

Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, носит двухсторонний характер. Благодаря деятельности учителя, обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ, и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.

Преподавание как деятельность учителя не может существовать, если нет учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задачи образования, если нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно – исторический опыт человечества.

Почти все, кто работал в школе, отмечают: « С детьми стало работать сложнее». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими, наверняка нет. Просто они стали другими. А вот методы учительской работы с ними отстают от развивающейся педагогической деятельности. Значительную роль в этом приобретают проблемы повышения педагогического мастерства учителя. Главной фигурой, осуществляющей учебно-воспитательный процесс, изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Сегодня средний школьник до 80 % информации получает все стен школы, а принцип ведомости учащихся, понятный и естественный ранее, все чаще и чаще теперь, должен сочетается с принципом сотрудничества учителя и ученика. А значит меняется вся социально-психологическая ситуация взаимодействия обучающего и учащихся.

Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов, как одна из задач воспитания, предполагает повышение общей педагогической культуры учителя. Повышаются, соответственно, требования к учителю. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми. Обращаться с ними, руководить их деятельностью.

В психолого-педагогической литературе говорится о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

В педагогической деятельности перед вами будут постоянно возникать нестандартные ситуации. Не пытайтесь обойти трудности и действовать по стандарту. Напротив, ищите творческие подходы в общении с детьми.

Попытаться организовать творческое общение при возникшей ситуации, просто необходимо. Например, объяснить новый материал, сделать замечание. Во-первых, нужно проанализировать ситуацию, во-вторых, перебрать возможные варианты решения, причем делать это, как правило, оперативно, выбирая оптимальный метод, лишь потом организованное воздействие. И, хотя первые две стадии порой не осознаются, они всегда присутствуют: осознанно или не осознанно должны найти адекватный, избранный метод воздействия, систему общения, перед которым и организуется сама педагогическая система общения, само педагогическое воздействие. Иными словами, после решения общей педагогической задачи, выбора метода воздействия мы должны образовать коммуникативную задачу для организации непосредственных педагогических воздействий.

Коммуникативная задача является производной по отношению к педагогической задаче, так как вытекает из неё и определяется ею. Можно сказать, что коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогики, носит вспомогательный, инструментальный характер по отношению к ней. Педагогическая практика нередко свидетельствует о том, что педагог, избирая правильный метод воздействия и верно оценивая ситуацию, порой не может коммуникативно обеспечить само воздействие, т.е. практически реализовать определенную систему общения.

Многочисленные опросы педагогов с различным педагогическим стажем убеждают, что многие из них не осознают коммуникативную задачу как необходимый элемент педагогического процесса, даже реализуя её в деятельности. При этом, практически все педагоги хорошо осознают такие компоненты педагогической задачи, как система методов обучения и воспитания, избранны для её решения, что и является педагогическим воздействием. Если педагог, как правило, свободно отвечает для себя на вопрос: «Что делать в той или иной ситуации», то ответить на вопрос: «Как делать?», ему оказывается значительно труднее. Ответить правильно на вопрос, значит точно определить структуру, логику и приемы общения с детьми, т.е. поставить коммуникативную задачу. Общительность - это настолько индивидуальная сфера жизнедеятельности человека, что исследование ее ассоциируется с алгеброй гармонии. И, тем не менее, для того чтобы успешно и плодотворно общаться с детьми, необходимо разобраться, что такая общительность - профессиональная педагогическая деятельность учителя. Значительная роль общения в педагогической деятельности, в работе учителя, воспитателя, педагога естественно, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда умений:

- умение общаться на людях;

- умение, через верно созданную систему общения, организовать совместную с учащимися творческую деятельность;

- умение целенаправленно организовать общение и управлять им.

Понятно, что такой комплекс сложных коммуникативных умений можно выработать только при наличии определенных коммуникативных способностей. Подробнее о проблеме коммуникативных способностей. Общительность является основным компонентом в самых разных ее проявлениях. Мы знаем общительных людей, которые быстро, легко и оперативно организуют общение. Мы знаем людей, общительность которых назойлива и утомительна.

Подобные люди любой разговор стремятся перевести на себя, стать центром внимания. В жизни встречаются люди малообщительные, которые лишь участвует в разговоре, не вступая в активной коммуникативной роли, но своим коммуникативным поведением полагающие общению и поддерживающие его. В педагогической общительности выступает не только как личное, но главным образом, как профессионально-личностное качество человека-педагога. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ - явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим основные:

1) Коммуникативность - способность испытать удовольствие от процесса коммуникации.

2) Социальное родство-желание находиться в обществе, среди других людей.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ. К сожалению, большинство людей, сам факт общения их с другими людьми не свойственны их личностной природе и естественно не может перерасти в профессионально-личностное качество.

Педагогическая деятельность есть общение постоянное, длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникативностью быстро утомляются, раздражаются, что затрудняет их работу в школе.

СОЦИАЛЬНОЕ РОДСТВО выступает не просто, как временное психическое состояние, а как устойчивое личностное образование, связанное с педагогической направленностью личности. Как у поэта:

Не родственники мы, не домочадцы

Но я хотел бы жизнь свою прожить

Чтоб с вами никогда не разлучаться

И «Здравствуйте» все время говорить

А.В.Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на личность общительности: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия, спонтанность восприятия, определенные социальные установки.

Например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату.

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляет коммуникативные и альтруистические эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважение к участникам общения.

В альтруистических эмоциях выделяют: желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание, радости другого человека и т.д.

Непосредственное общение с аудиторией помогает преодолевать нетворческое состояние, плохое настроение. Это довольно типичный путь преодоления. Педагогическая задача – это основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая задача – это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности.

Постоянное творчество в процессе общения, важнейшее профессиональное требование к труду педагога, обеспечивающее свободу и результативность его поведения в классе, общения с детьми. В свою очередь, сам процесс общения, подготовка к нему оказывают влияние на творческое самочувствие педагога. Вот, как это проявляется на различных этапах педагогического творчества:

1. Предвосхищение педагогом предстоящего общения с классом как фактор, мобилизующий творческое самочувствие .

2.Непосредственный изначальный контакт с классом как стимулятор творческого самочувствия педагога.

3.Общение с классом, поддерживающее и стимулирующее развитие творческого самочувствия педагога.

4.Неудовлетворенность общением как фактор, стимулирующий творческое самочувствие педагога. Педагог должен знать и чувствовать аудиторию и передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться, кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности. Возникает вопрос, почему класс подчиняется педагогу, как рождаются эти педагогические мгновения?

У Станиславского К.С. есть интересные мысли о стадиях органического процесса общения. Они целиком применимы к педагогической деятельности.

Первая стадия, выход артиста на сцену. Рассматривание всех присутствующих. Ориентирование в выборе конфликта.

Вторая стадия. Подход к объекту, привлечение на себя его внимания.

Третья стадия. Зондирование души человека щупальцами глаз.

Четвертая стадия. Передача своих видений объекту.

Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов.

Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои ведения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжениях педагога есть еще жест, движение и ритмика…. Но, прежде всего глаза. Именно они помогают педагогу приковать к себе внимание.

Вот несколько методов завоевания аудитории, из них пассивные и агрессивные.

Пассивный метод заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется со вниманием аудитории в единый узел педагогического действия.

Агрессивный метод совершенно противоположен пассивному. По этому пути идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. Их чувство и волеизлучения высвобождаются через интеллект мощным потоком и моментально приковывают к себе внимание аудитории. Педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей.

Хотя такая гипнотизация непродолжительна, все же различными приемами ее можно поддерживать столько, сколько потребуется для реализации педагогической задачи. Часто для этого используются темпоритмы и своеобразная педагогическая монотонность, при помощи которых педагог, как бы «врывается» в сознание слушателей, а потом взвинчивая его, доводит себя и слушателей до кульминации чувственных переживаний.

Эти кульминации как раз способствуют формированию установок, убеждений личности. Их проявление обуславливается тренированностью педагога, его психотехникой, требующей уверенности в точности приемов.

Педагогический процесс требует своеобразной «мании» педагогического воздействия. Чтобы его создать, надо в совершенстве владеть техникой межличностного общения на уровне определенной этической платформы и педагогической сверхзадачи. В школе, как и в театре « все должны улыбаться, так как здесь делается любимое дело…. Атмосфера передается зрителями. Она помимо сознания тянет их к себе, очищает, вызывает потребность дышать художественным (равно творческим) воздухом театра. Если бы вы знали, как зритель чувствует все, что делается за закрытым занавесом.

Педагогическое воздействие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такого же действия в театре постоянным коллективом. Поэтому педагогу важно в воздействии на личность использовать силу коллектива, помня о постоянном законе движения коллектива, его непрерывном развитии, совершенствовании.

Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке - это сила и красота.

И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути.