18.10.2010 27772

Общение учителя и ученика. Культура и техника речи учителя

 

ПЛАН

 

1.Структура педагогического общения
2. Стили общения учителя с учениками
3. Формы и коммуникативные качества педагогической речи
4. Техника речи учителя

 

Структура процесса профессионально-педагогического общения включает:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия – (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Часто само общение учителя с учащимися представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.

Подумаем, что необходимо учителю, чтобы осуществить общение на каждом из этапов. Этап моделирования требует знания особенностей аудитории, характера ее познавательной деятельности, вероятных затруднений динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в различных вариантах. Этап, называемый коммуникативной атакой говорит за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальное условие.

Наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

Естественно, что учитель должен быть инициатором, лидером в управлении общением и в целом, воспитательным процессом.

В.А. Кан-Калик советует обратить внимание на оперативность начала контакта. Формирование чувства «мы», введение личностных отношений во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся. Все это помогает преодолевать барьеры, (препятствия, мешающие эффективному общению), возникающие у учителя, особенно в начале педагогической деятельности. Во-первых, это боязнь класса. Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе с классом, поиском «эмоционального ядра» общения. Барьер - это и негативная установка на основании прошлого опыта общения, в преодолении которой помогает развитие такого свойства, как оптимистическое прогнозирование своей деятельности. Среди прочных помех общения - физический барьер, т.е. дистанция, с помощью которой учитель удаляет себя от учеников, «закрывает» себя, пытаясь, «спрятаться» за стол, стул, в угол. Выход один – демонстрация доверия, работа в открытой позиции. Социальный барьер создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху» («перед вами учитель»), когда педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников, (заумно говорит).

Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения. Среди многообразия индивидуальных форм выделяются и некоторые наиболее общие черты, совокупность которых определяется, как стиль общения. В психологии разработаны довольно четкие черты социально- психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Учитель тоже руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие.

Рассмотрим вкратце три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействия. Образные названия их « разящие стрелы», «возвращающийся бумеранг» и «плывучий плот», даны в книге А.П. Лутошника « Как вести за собой».

Авторитарный стиль - «разящие стрелы», учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть и работать.

Демократический стиль – «возвращающийся бумеранг». Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе, развивается самоуправление.

Либеральный стиль – «плывущий плот», анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям.

Устная речь учителя существует в двух разновидностях - монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь).

Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя является рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов). Диалогическая речь учителя представлена в виде беседы с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов. Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или как говорят ученые, обладать коммуникативными качествами. Требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка (акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим, точностью словоупотребления, требование выразительной речи - образностью, эмоциональностью, яркостью).

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя, может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи, сохранится эмоциональная окраска учительского голоса его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.

Процесс восприятия понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых приходится приблизительно 1\4 - 1\2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается, как фальшь и вызывает недоверие к учителю.

Методические советы учителю.

– Вопросы учителя – это мощный инструмент, как для развития, так и для подавления критического мышления.

– Вопросы, которые ограничивают мышление учащихся и сводят его к простому воспроизведению, сдерживают мыслительный процесс и дают понять, что их мышление никому не нужно.

– Вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать, повышают уровень мышления и убеждают учащихся в том, что их суждения имеют ценность.

Как формулировать вопрос?

1.Чётко и сжато.

2.Одним вопросом спрашивать только одно.

3.Вопрос напрямую должен быть связан с темой.

4.Слова вопроса ученикам должны быть понятны.

5.Идите от конкретных предметов к общим. Так ученикам легче думать и отвечать на вопросы.

6.Избегайте вопросов, на которые класс не может ответить.

7.Предлагайте вопросы, требующие объяснить свой взгляд.

8.Когда ученики отвечают на предложенный вопрос, часто спрашивайте: «Почему вы так думаете?»

Способы подачи вопросов.

– Паузы. Задав вопрос, учитель должен сделать паузу, дать возможность ученикам подумать. Время, данное для размышлений, поощряет обдуманные ответы.

– Ученикам предлагается вначале ответы записать. Это помогает ученикам сосредоточить внимание (и думая и наблюдая) на вопросы и найти наиболее обдуманный и обоснованный ответ.

– Отвечать предлагается не добровольцам. Часто добровольцы монополизируют дискуссию. Это не даёт возможность говорить стеснительным ученикам.

– Переадресовка вопросов. Это действенный способ активизировать участие в дискуссии и сократить время, которое учитель тратить на разговоры. Учитель формулирует вопросы так, чтобы на него был более чем один правильный ответ, и предлагает вопросы, вытекающие из предыдущих ответов учеников. Так все ученики вовлекаются в дискуссию.

Как вести себя, когда ученики отвечают ошибочно?

Следует усилить ту часть ответа, которая правильна, и спросить, может ли ученик использовать то же понятие в ошибочной части.

Перефразируйте вопрос и дайте ученику ещё одну возможность.

Намекните ученику, чтобы он имел возможность мыслить.

Объясняйте дальше: установите, какая часть ответа правильная, и попросите ученика её продолжить.

Попросите помощи у других учеников.

Если ученик отвечает ошибочно, учитель может предложить вопрос: «Почему ты так думаешь?». Тогда ученик не будет чувствовать себя смущённым и часто сам сможет найти логическую ошибку, которая привела к ошибочному выводу.