18.10.2010 7733

Педагогические рекомендации к проведению уроков для будущих учителей физкультуры

 

Урок физической культуры строится по общепринятой структуре: вводной, основной и заключительной частями. В первой, вводной части урока выделяется время (7-10 мин) на организацию учащихся и подготовку к предстоящей двигательной нагрузке. В этой части урока можно использовать упражнения в построении, перестроении, различные виды ходьбы и бега, возможно применение набора несложных игровых заданий в движении с различными предметами и без них (мяч, скакалка, обруч, флажок и т. д.), что доступно для детей и вносит интерес и разнообразие.

Двигательный опыт учащихся позволит будущему учителю включать большее количество упражнений, в том числе и несложные игровые упражнения на ориентировку в пространстве, на умение слушать сигнал и действовать. Главным в этой части урока является физическая подготовка и настрой на предстоящую двигательную деятельность во второй, основной части урока.

Таким образом, после того как учитель провел первой части урока необходимую организационную и двигательную подготовку учащихся, следует приступить к основной части урока.

Во второй, основной части урока (25-30 мин.) решаются наиболее сложные задачи обучения: изучение нового программного материала, повторение упражнений с целью их совершенствования, овладение двигательными навыками и умениями в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся младших классов, а также воспитания у детей морально – волевых качеств: смелости, решительности, взаимовыручки и др.

Содержание этой части урока составляют общеразвивающие упражнения с мелким и крупным спортивным инвентарем. По указанию учителя дети в организованном порядке должны брать пособия и возвращать их на место.

Ведущее место на уроке занимает обучение основным видам движений: ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазание, акробатике и т.д.

И наконец, подвижная игра, которая является не только средством закрепления, повторения пройденного программного материала на уроках физической культуры, в измененных условиях и ситуациях, но и повышением эмоционального тонуса детей, так как игра приносит несомненную радость во взаимодействии друг с другом, общении, в умении показать свои возможности в роли водящего и т.д.

При проведении подвижных игр наряду с образовательными, оздоровительными задачами, учитель решает и воспитательные задачи, которые находятся в тесной взаимосвязи. Учитель приучает детей быстро и организованно строиться, занимать свои места к началу игры, начинать и прекращать игру по его указанию, соблюдать правила игры, воспитывать уважение друг к другу.

Объяснять игру следует понятно, кратко, наглядно и сопровождать рассказ показом действий или приемов, которые будут в игре. При проведении знакомых игр надо кратко напоминать только основные правила. Играющих, следует размещать быстро и четко, выбор водящего обязательно обосновывать.

Сигналом к началу игры может быть команда «Можно!», условный знак рукой, взмах флажком, свисток и т.д. Учитель располагается так, чтобы не мешать ни зрителям, ни игрокам. По мере необходимости он передвигается по площадке, если надо остановить игру, или внести поправки.

Надо следить за тем, чтобы интерес отдельных играющих не переходил в нездоровый азарт, а преодоление препятствий в игре исключало случаи травм. Детей, переоценивающих свои силы и слишком увлекающихся, следует сдерживать, а детям физически менее крепким, предоставлять роли, позволяющие переключиться от активных действий к активному отдыху.

Наблюдая за состоянием играющих и их поведением, учитель имеет возможность усиливать или уменьшать общую нагрузку подвижной игры.

Сообщение результатов игры должно сопровождаться кратким разбором проведенной игры или эстафеты, с указанием учителя на примеры хорошей и правильной игры отдельных учеников и на допущенные промахи и ошибки других детей. После игры большой интенсивности (особенно с бегом и прыжками) целесообразно переключать детей на ходьбу в умеренном темпе, затем на спокойную игру с несложными заданиями, не требующими точности и координации движений , или хороводную игру.

В третьей, заключительной части урока физической культуры можно использовать упражнения, направленные на снижение двигательной активности учащихся, на приведение организма в спокойное состояние. В содержание данной части урока могут входить упражнения, не требующие значительных усилий. Это ходьба, танцевальные, ритмические упражнения и т.д.

По окончании каждого урока учитель кратко подводит итоги, указывает на достигнутые результаты при выполнении поставленных задач, отмечает учащихся, которые правильно, организованно выполняли задания, и делает замечания (в тактичной форме) тем, кому еще не удаются те или иные упражнения. После подведения итогов урока дается задание на дом.