20.09.2010 14685

Эколого-валеологическое образование дошкольников

 

Современные экологические противоречия носят глобальный характер и проявляются во всех природных сферах, ставя человечество на грань выживания, требуют пересмотра и перестройки всей совокупности отношений с окружающей средой, модификации образования, отражающего различные аспекты этих отношений, развития общественных структур. Одной из таких структур является система образования детей, претерпевающая сегодня коренные изменения: выделение новых, обновление прежних приоритетов. К их числу относится экологическое образование, требующее внутренней дифференциации, конкретизации, специализации.

Согласно исследованиям Н.А. Рыжовой, современное экологическое образование, как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране включает следующие составляющие: традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой; народные традиции; зарубежные технологии и отечественное экологическое образование школьников.

В современной педагогике детства по-прежнему недостаточно изученным является процесс взаимоотношений самого человека с различными факторами среды биотического и абиотического происхождения. Современное дошкольное образование нацелено на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды с помощью экологических программ, реализуемых в процессе обучения на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, а также практически независимых от них валеологических программ. Негативные последствия такой практики экологического или валеологического образования проявляются у детей в потребительском подходе к природе, эмоциональной «глухоте», устойчивой тенденции снижения здоровья. Это сказывается на формировании экологической культуры, показателях здоровья на этапах школьного и послешкольного обучения (Л.В. Моисеева, З.И. Тюмасева и др.).

Взаимоотношения человека с обществом, природой имеют глубокую экологическую сущность и проникают в область знания, называемого валеологией, предметом изучения которой является здоровье (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и др.). Человек существо не только социальное, но, прежде всего биологическое, потому содержание экологического образования должно быть ориентировано не только на духовное, социальное, интеллектуальное развитие личности, как социального объекта, но и на телесное, физическое развитие. Основным интегральным экологическим критерием является здоровье, а гармония отношений с окружающей средой основывается на равновесии внутренней и внешней сред организма человека (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, З.И. Тюмасева и др.). Словосочетание «эколого-валеологическое образование» отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов образования. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей его среды.

В 1996 г. авторским коллективом Эколого-валеологического центра Челябинского государственного педагогического университета (ЭВЦ ЧГПУ) под руководством З.И. Тюмасевой была разработана «Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области», в которой отмечается, что экологическое образование играет особую роль в развитии человека и общества именно потому, что, решая задачу формирования взаимоотношений с окружающей средой, оно поднимается до уровня решения самых общих задач обучения, воспитания и развития, выступая при этом в качестве интегрирующего начала для отдельных видов образования. Согласно Концепции экологическое образование обращено не только к познанию взаимоотношений организмов и окружающей их среды, но и к управлению процессом формирования этих взаимоотношений. Именно поэтому экология и экологическое образование, обращенные к самому человеку, рассматривают его как существо и биологическое, и социальное. Следовательно, проблемы экологического образования невозможно решать с помощью только передачи обучаемым знаний о законах окружающей природы, которые, как показывает опыт нашего отечественного образования, сами по себе не приводят к эффективному решению экологических проблем. Такие знания необходимы, но явно недостаточны, так как деятельностный аспект взаимоотношений человека и окружающей среды вводит человека в сферу социологии, экономики, технологии, психологии, культуры и т.д. Поскольку же человек является биосоциальным существом, то содержание экологического образования должно быть ориентировано не только на интеллектуальное, духовное, социальное развитие личности как социального субъекта, но и на телесное, физическое, биологическое развитие человека. При этом здоровье рассматривается как основной интегральный экологический критерий, а гармония отношений с окружающей средой основывается на равновесии внутренней и внешней сред организма человека.

Систематизировав существенные знания по проблеме формирования гармоничных взаимоотношений ребенка дошкольного возраста с окружающей средой и самим собой, З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина определили экологическое образование в силу сущностной взаимосвязи экологических и валеологических знаний как эколого-валеологическое.

Под эколого-валеологическим образованием детей дошкольного возраста данные авторы понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.

В настоящее время возникла необходимость переосмысления сущности общего экологического образования, определения его направлений. Это происходит потому, что отрасли экологии начинают «отпочковываться» от основного объекта и отображаться соответствующей ветвью экологического образования: социально-экологическое, социально-экономическое, эколого-валеологическое (Е.В. Гончарова, А.М. Галеева, В.С. Шилова).

Традиции здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью ребенка издавна присущи российской этнокультуре. Вплоть до конца XVIII в. они основываются на жизненном опыте, практических наблюдениях (период регламентации здорового образа жизни ребенка на основе народных традиций и практических наблюдений).

В первой половине XIX в. среди прогрессивной российской педагогической общественности распространяется идея гармоничного развития человека, рассматриваемая как цель образования. Под влиянием этой идеи формируется представление о целостном здоровье человека, что наиболее отчетливо сформулировано в трудах Н.А. Добролюбова (период распространения в педагогической среде природосообразных целей образования).

Работы К.Д. Ушинского служат началом научно-экспериментального периода в развитии педагогических знаний (60-90 –е г.г. XIX в.). Создаются условия для выяснения природы развития ребенка, что приводит к выбору научно-обоснованных условий, методов и форм обучения. Происходит взаимопроникновение медицинских, психологических, физиологических исследований с педагогическими с ярко выраженной центрацией на последних. Исследования, не касаясь напрямую проблемы здоровья ребенка, объективно направлены на создание условий для его полноценного и неосложненного развития, и поэтому также отнесены к провалеологическим тенденциям в развитии педагогики. В данный период формируются первые системы научно-обоснованного физического воспитания; происходит становление гигиены. Научно-экспериментальные исследования служат основой для развития гуманистических педагогических идей.

В конце XIX – начале ХХ в. формируется отдельная отрасль научного знания – педология как закономерный итог развития экспериментальной педагогики на предыдущем этапе и ее продолжение (период развития педологии). Предметом педологии является целостное изучение ребенка «таковым, как он есть» (М.Я. Басов).

В развитии педологии можно выделить три этапа. На дореволюционном этапе особо следует выделить деятельность В.П. Кащенко, который теоретически обосновал и воплотил в практику идею «здоровьесохраняющей» педагогики. Это, по-видимому, единственная в истории российской педагогики успешная системная попытка решения проблемы сохранения здоровья детей педагогическими средствами. В 20-е г.г. ХХ в. (II этап) ученые ставят задачу целостного изучения природы ребенка, синтеза знаний. Происходит первоначальное формирование концепций. Для каждой из них характерна идеализация того или иного фактора развития ребенка. Однако в рамках самой концепции это способствует приращению как теоретического, так и эмпирического знания. С конца 20-х – начала 30-х гг. (III этап) намечаются качественные изменения в уровне знаний о природе ребенка. Наиболее ярким свидетельством этого является теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

После запрещения педологии (1936 г.) начинается последний период формирования валеологических представлений в педагогической традиции, продолжившийся до 80-х г.г. ХХ в. Единственным источником знаний о здоровье детей остается школьная гигиена. Решение проблемы сохранения здоровья учащихся в педагогике замещается ее декларированием. Данный период обозначен нами как декларативный.

Анализ современных исследований (Л.Б. Дыхан, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый и др.) и публикаций журнала «Педагогика» показывает, что в современной педагогической теории существуют следующие тенденции в рассмотрении исследуемой проблемы: а) декларирование сохранения здоровья детей как одной из педагогических задач; б) ограничение данной проблемы рамками физического воспитания; в) вынесение за рамки традиционной педагогической науки со ссылкой на существование госпитальной педагогики, оздоровительных школ.

В современной системе образования охрана здоровья детей, также как в период 40-80-х г.г., основывается на внешнем гигиеническом контроле, доказательством неэффективности которого является неблагоприятная динамика основных показателей здоровья детей.

Во время развития российского общества в советский период здоровье оказалось отчужденным от личности, и вся ответственность была делегирована системе здравоохранения. Система же здравоохранения основана на паталогоцентристской парадигме. Усилия врачей скоцентрированы на болезнях, а не на здоровье. Вместе с тем, за прошедшие десятилетия в медицинской и биологической науках накоплен богатейший материал по оценке влияния обучения на здоровье детей (работы М.В. Антроповой, М.М. Безруких, С.М. Громбаха, А.Г. Сухарева и др.), требующий не столько медицинского, сколько педагогического осмысления.

В конце 70-х г.г. Б.Г. Ананьев акцентировал внимание на наметившейся тенденции сближения педагогики и медицины в отношении решения проблемы обеспечения здоровья подрастающего поколения. Интеграция усилий стала возможной с появлением в 80-е г.г. ХХ столетия новой синтетической области научного знания – валеологии.

Валеология (от лат. vale – быть здоровым, logos – наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования. Идеи валеологии развиваются Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехманом, Э.М. Казиным, В.П. Казначеевым и др.

Здоровье детей, формируемое под влиянием ряда факторов, во многом детерминировано социальными факторами. Н.М. Амосов (1987) считает, что здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды и на столько же – от наследственности и системы здравоохранения. Он отмечает как ведущие факторы режим дня, экологию, внутреннюю среду помещений, организацию физического воспитания, медико-санитарную помощь и т.д. Но прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни следует, как считают многие ученые, прийти к единому мнению в определении понятия «здоровье».

Обратимся к значению понятия «здоровье» (таб. 1).

Значение понятие "Здоровье"Значение понятия "Здоровье" (продолжение)

Несмотря на большое количество дефиниций, разноречивый подход к определению этого понятия учитывает то, что наиболее актуальным в настоящее время является уточнение содержания понятия «здоровье», изучение закономерностей его изменения в процессе индивидуального развития, определение в связи с этим роли конкретных задач и объема средств физической культуры на различных этапах онтогенеза (Г.И. Царегородцев).

Часть авторов связывает здоровье со способностью человека приспосабливаться к воздействию окружающей среды (Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно), другие понимают его как величину резервных мощностей основных функциональных систем организма (С.М. Тромбах).

Более широкое понимание категории «здоровья» включает в себя способность к выполнению не только психобиологических, но и социальных функций. Академик В.П. Казначеев определяет здоровье «как процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

Человек представляет собой сложную «живую» систему. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия всех внутренних функций, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье социума складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей и т.п.

В здоровом обществе формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Верное по смыслу определение, выдвинутое Всемирной организацией здравоохранения, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношения к самому себе, к окружающей среде, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков, умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют культуру человека. Таким образом, здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это не в меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры.

Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую и гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на разных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Для нас наиболее значимым является толкование ВОЗ здоровья как состояния полного физического, психического и социально-нравственного благополучия. Именно этому определению присущ целостный антропологический подход, отражающий сочетание биологического и социального в человеке и рассматривающего его как био-социо-культурное существо.

В восьмидесятых годах появилось новое направление в науке – валео-логия. Этот термин был впервые введен в употребление в публикациях И.И. Брехмана. Исходя из концепции «человек в потоке информации», здоровье человека определяется им «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменении количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». В рамках этой теории выделяются основные факторы здоровья: сознание, движение, питание и лекарства для здоровых.

Основываясь на положении теории энергоинформационного обмена, в 1990 г. В.Д. Кряжевым был сформулирован «биомеханико-энергетический принцип оздоровления человека», сущность которого заключается в управляемом восстановлении запрограммированных природой естественных процессов энергоинформационного обмена через приобретение оптимальных биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата посредством специальных физических упражнений, психомышечной тренировки, закаливания и путем использования в питании продуктов, не утративших свои биоэнергетические свойства.

А.Г. Сухарев считает, что основной путь укрепления здоровья детей и подростков - создание благоприятных социально-экономических условий, уделяя при этом особую роль физическому воспитанию. Им была сформулирована концепция укрепления здоровья средствами физического воспитания, которая предполагает:

– повышение при рациональном физическом воспитании неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, а, следовательно, снижение заболеваемости;

– стимулирование процесса роста и гармоническое развитие, благотворно отражающееся на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма, повышении его биологической надежности;

– совершенствование реакций терморегуляции и закаливания организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям; своевременное формирование двигательного анализатора и развитие резервных возможностей организма, то есть, повышение физической работоспособности;

– нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

– повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

А.Г. Сухарев утверждает, что формирование здоровья ребенка – динамический процесс и категория биосоциально управляемая, то есть, на него можно целенаправленно воздействовать средствами физического воспитания и достигать определенного эффекта. Но мы ставим перед собой задачу не только конкретного воздействия на организм ребенка, но, что является, на наш взгляд, немаловажным, формирование у него стойких мотиваций к воспитанию здорового образа жизни.

И. Янкаускасом, Э. Логвиновым и др. установлено, что значительный прирост результатов в беге на короткие дистанции (10 и 30 м) и прыжках наблюдается лишь к старшему дошкольному возрасту.

Е.Н. Вавилова (1983), Э.С. Вильчковский (1983) В.И. Глейзеров (1985), Т.Н. Осокина (1984), И.М. Воронцов (1986) и др. считают, что у детей дошкольного возраста потребность в движениях намного выше, чем у школьников. Но официально существующие программы, согласно результатам исследований Э.С. Вильчковского (1983), Г.П. Юрко (1987) и многих других (В. Г. Фролов, Г.П. Юрко, 1983; И.Г. Мальцева, 1988; А.Г. Щедрина. 1989; С.Н. Кучкин, Н.В. Седых, 1992, 1997, 1999 и др.) не могут обеспечить этой потребности.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни и здоровья детей в литературе освещаются в нескольких направлениях. Первым направлением являются вопросы влияния на здоровье детей социальных условий. На протяжении истории развития человечества главными в воспитании ребенка были и остаются семья и образовательное учреждение. Именно через них дети входят в общество. Семье отведена важнейшая социальная функция – воспитание и развитие детей.

Здоровье ребенка, по мнению ряда авторов (Л.Г. Голубева, С.Ю. Толстова, С.О. Филиппова и др.), выступает критерием отношения семьи к процессу воспитания. Воспитание ребенка с рождения определяется не только состоянием здоровья его органов и систем, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. От правильного подхода к совершенствованию человеческого организма с момента рождения в дальнейшем зависит его здоровье в зрелом возрасте.

Второе направление в разработке теоретических основ развития и сохранения здоровья связано с окружающей природой. По Я.А. Коменскому правильное воспитание должно быть природосообразным. Коменский считал человека частью природы и утверждал, что все в природе подчинено единым и универсальным законам.

В ряде современных исследований (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд, С.Т. Брезкун и др.) рассматриваются вопросы влияния на здоровье детей экологических факторов. Здоровье, по их мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. В процессе формирования у ребенка представлений о здоровье, здоровом образе жизни, он изначально должен ориентироваться на биологические, социальные и природные условия окружающей среды родного края. Здоровье как ценность требует очень серьезного отношения и должно быть не самоцелью, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей для полнокровной жизни.

Активная разработка экологического образования в дошкольной педагогике приходится на 90-е г.г. ХХ в. Толчком к развитию экологического образования детей дошкольного возраста послужили решения ЮНЕСКО об объявлении последних 20 лет двадцатого столетия годами экологического образования, закон РФ «Об охране окружающей природной среды», присоединение России к реализации Концепции «устойчивого развития», в соответствии с которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к ней.

Важной причиной снижения уровня здоровья всего населения и в особенности детей в настоящее время является утрата многих общечеловеческих культурных ценностей и приоритетов (в частности, ценности и уникальности человеческой жизни). Кроме того, проблема здоровья подрастающего поколения связана с социально-экономической нестабильностью, разрушением межнациональных культурных связей, хроническим стрессом и переутомлением, неблагополучной экологической обстановкой.

Современные исследования по эколого-валеологическому образованию дошкольников связаны с рассмотрением вопроса формирования представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни. Так, Л.Г. Касьянова разработала педагогическую технологию формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, позволяющую развивать у детей осознанное отношение к своему здоровью и понять зависимость здоровья от образа жизни и окружающей социально-экологической среды.

Е.Г. Кушниной выделены условия организации единой здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ: 1) валеологизация и экологизация образовательного процесса, предполагающие нацеленность на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка; 2) комплексный подход к сопряженным процессам обучения, воспитания, развития; 3) биоэкосоциальная адаптация ребенка к условиям пребывания в ДОУ, что обеспечивается оптимизацией жизненного пространства, здоровым образом жизни, культурой взаимоотношений; 4) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 5) субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей; 6) региональность образования, позволяющая затронуть чувства ребенка на близком и понятном, дорогом для него содержании.

Г.А. Хакимова создала модель процесса формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольников, реализуемую через блоки: образование детей в области здоровья по авторской программе, повышение образовательного уровня педагогов, просвещение родителей воспитанников ДОУ, здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении. Под ценностным отношением к здоровью автор понимает отношение человека к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности.

Н.А. Андреева в своем исследовании предложила алгоритм формирования основ здорового образа жизни: вступительная часть, направленная на создание интереса детей к предстоящей деятельности; информационная часть, содержащая сведения в системе «человек-окружающая среда», проблематизация, стимулирующая познавательную активность детей в плане формирования представлений и навыков здорового образа жизни, стимулирование, обеспечивающее активное включение навыков здорового образа жизни в повседневную жизнь, выработку привычки, заключительная часть по включению родителей и педагогов в активную поддержку основ здорового образа жизни у детей в ДОУ.

В.А. Деркунская разработала концепцию формирования культуры здоровья дошкольников, под которой понимает совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней. Результатом культуры здоровья дошкольника будет, по мнению автора, оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания. Представляют определенный интерес для практических работников содержательные характеристики культуры здоровья детей разных возрастных групп.

Л.Н. Волошина, С.А. Медведева связывают здоровьесберегающую педагогику с проблемой физического развития детей. Докторская диссертация Л.Н. Волошиной направлена на разработку модели целостного развития здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ, направленного на повышение его физкультурно-оздоровительных возможностей. Созданные в ходе исследования игровые программы и технологии физического воспитания детей 3-6 лет в ДОУ углубляют и расширяют необходимые для жизнедеятельности качества и умения ребенка, обеспечивают адресный подход к проблемам развития физического, психического и социального здоровья.

С.А. Медведева предложила здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет. Автором предложены механизмы интеграции здоровьеформирующих мероприятий в другие виды учебно-воспитательной деятельности ДОУ. Мероприятия включают в себя общеразвивающую, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, подвижные игры, логопедический и регионарный массаж, закаливающие процедуры, психо- и музыкотерапию.

Л.В. Абдульманова рассматривает физическую культуру дошкольника как культуру здоровья, телосложения и культуру двигательную. В понятие культуры здоровья входит осознание ребенком себя как части природы, своего уникального и совершенного создания, выполнение определенных правил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы «человек-природа» и сигнализирующих окружающим свою эмоциональную расположенность и открытость миру. Культуру телосложения включает понимание ребенком красоты человеческого тела, его целостности и гармоничности. Двигательная культура, по мнению автора, это умение воспринимать движение как символ прекрасного, естественного, свободного самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел; наличие правильной осанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использование его для предупреждения заболеваний.

Исследование С.Д. Сажиной напрямую не связано с проблемой здоровья дошкольников, однако в ходе констатирующего эксперимента автором были проанализированы некоторые образовательные парциальные программы. Результаты показали, что в них преобладает доминанта «интеллектуального» образования, представленные в них проекты содержания образования перегружены информацией, что вредит здоровью детей.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно отметить, что сегодня в России сложилась профилактическая модель обучения детей здоровому образу жизни, дающая детям информацию о факторах риска для здоровья, болезнях, связанных с вредными привычками, строении тела человека. Она недостаточно эффективна, поскольку является чисто когнитивной.

Практика показывает, что часто детям предлагается облегченный набор информации из области гигиены, медицины, истории и др. Встречается излишне подробное, детальное изучение анатомо-физиологических вопросов, к которому дети психологически не готовы. Поэтому возникает необходимость в разработке технологии обучения детей здоровому образу жизни как форме и способу повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих генетически детерминированные возможности организма.