Виды самостоятельной работы студентов при изучении текстов по специальности
Одной из важнейших задач на современном этапе является обучение студентов самостоятельной работе с текстами по специальности.
Приобщение студентов к самостоятельной работе, обогащение учебного процесса новейшими достижениями отечественной и мировой науки, умение применять их на практике является одной из проблем современности.
В условиях интенсивного развития науки, техники, технологии к системе обучения предъявляются такие требования, как развитие навыков индивидуальной и самостоятельной работы, творческой работы учащихся, индивидуализация обучения.
В настоящее время главным является развитие речи студентов, умение выражать свою мысль, уметь слушать собеседника, уметь дополнять мнение собеседника.
При работе с текстами по специальности выполняются задания типа:
- Спросите у товарища, как он понимает следующие выражения: «экономический интерес», «социальный интерес», «духовный интерес». Оцените его ответ.
- Что значит выражение «стимулирование труда»? Попробуйте объяснить его. Попросите товарища оценить ваш ответ.
- Скажите, что бы вы посоветовали своим друзьям:
а) прочитать интересную статью в журнале;
б) посмотреть телевизионную передачу на тему: «Какие специалисты требуются современному обществу».
Попросите товарища ответить на вопрос: «Что такое индивидуальность?». Дополните его ответ.
Для развития речи учащихся, высказывания их мнений даются пословицы, афоризмы высказывания учёных и т.д. Например:
- Как вы понимаете следующее выражение: «Наука в настоящее время превратилась в непосредственную производительную силу»? Ответ аргументируйте примерами.
- Как вы понимаете следующее выражение: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций)?
Аргументируйте свой ответ.
- Скажите, какого человека можно назвать справедливым? Каждый учащийся высказывает своё мнение.
- По радио и телевидению регулярно рассказывается о научных открытиях. Не могли бы вы рассказать об одной из таких передач, которая вам понравилась, запомнилась.
Проведите в своей группе беседу на тему: «Способны ли мы сейчас делать научные открытия?»
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, способный делать открытие?
- Скажите, как вы понимаете значение слова «бизнесмен». Аргументируйте ответ примерами.
-Скажите, что бы вы посоветовали друзьям:
а) прочитать интересную статью в журнале;
б) посмотреть по телевидению передачу. На дом задаются задания творческого характера: Подготовьте материал для телепередачи «За круглым столом» на тему: «Почему мы профессию экономиста считаем творческой?»
-Подготовьте программу для информационной телепередачи по проблемам развития экономики. Что об этом было сказано Президентом Исламом Каримовым, ведущими экономистами?
Телевидение, радио, пресса рассказывают о наиболее распространённых профессиях. О какой профессии вы можете рассказать?
- Расскажите, что вы знаете о развитии бизнеса в нашей стране? Используйте сведения из радио - и телепередач, газет и журналов.
Такие задания помогают студентам правильно мыслить, правильно высказывать свои мнения, развивают их речь.