26.11.2010 3653

Виды самостоятельной работы студентов при изучении текстов по специальности

 

Одной из важнейших задач на современном этапе является обучение студентов самостоятельной работе с текстами по специальности.

Приобщение студентов к самостоятельной работе, обогащение учебного процесса новейшими достижениями отечественной и мировой науки, умение применять их на практике является одной из проблем современности.

В условиях интенсивного развития науки, техники, технологии к системе обучения предъявляются такие требования, как развитие навыков индивидуальной и самостоятельной работы, творческой работы учащихся, индивидуализация обучения.

В настоящее время главным является развитие речи студентов, умение выражать свою мысль, уметь слушать собеседника, уметь дополнять мнение собеседника.

При работе с текстами по специальности выполняются задания типа:

- Спросите у товарища, как он понимает следующие выражения: «экономический интерес», «социальный интерес», «духовный интерес». Оцените его ответ.

- Что значит выражение «стимулирование труда»? Попробуйте объяснить его. Попросите товарища оценить ваш ответ.

- Скажите, что бы вы посоветовали своим друзьям:

а) прочитать интересную статью в журнале;

б) посмотреть телевизионную передачу на тему: «Какие специалисты требуются современному обществу».

Попросите товарища ответить на вопрос: «Что такое индивидуальность?». Дополните его ответ.

Для развития речи учащихся, высказывания их мнений даются пословицы, афоризмы высказывания учёных и т.д. Например:

- Как вы понимаете следующее выражение: «Наука в настоящее время превратилась в непосредственную производительную силу»? Ответ аргументируйте примерами.

- Как вы понимаете следующее выражение: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций)?

Аргументируйте свой ответ.

- Скажите, какого человека можно назвать справедливым? Каждый учащийся высказывает своё мнение.

- По радио и телевидению регулярно рассказывается о научных открытиях. Не могли бы вы рассказать об одной из таких передач, которая вам понравилась, запомнилась.

Проведите в своей группе беседу на тему: «Способны ли мы сейчас делать научные открытия?»

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, способный делать открытие?

- Скажите, как вы понимаете значение слова «бизнесмен». Аргументируйте ответ примерами.

-Скажите, что бы вы посоветовали друзьям:

а) прочитать интересную статью в журнале;

б) посмотреть по телевидению передачу. На дом задаются задания творческого характера: Подготовьте материал для телепередачи «За круглым столом» на тему: «Почему мы профессию экономиста считаем творческой?»

-Подготовьте программу для информационной телепередачи по проблемам развития экономики. Что об этом было сказано Президентом Исламом Каримовым, ведущими экономистами?

Телевидение, радио, пресса рассказывают о наиболее распространённых профессиях. О какой профессии вы можете рассказать?

- Расскажите, что вы знаете о развитии бизнеса в нашей стране? Используйте сведения из радио - и телепередач, газет и журналов.

Такие задания помогают студентам правильно мыслить, правильно высказывать свои мнения, развивают их речь.