07.12.2010 10023

Особенности опорных конспектов по физике

 

Формирование «современного общества» с научной точки зрения квалифицируется как общество в котором огромное значение имеют точные науки и технологии, инновационные методы преобладают над традиционными (техногенная цивилизация). В современной России наблюдается значительный рост удельного веса высоко технологичных отраслей, таких как машиностроение, металлургия, химическая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность, требующих высоко квалифицированных, технически грамотных специалистов. В связи с этим особую роль приобретает физика как фундаментальная научная база создания новых технологий и теоретической подготовки специалистов для промышленности страны.

В арсенале современных интенсивных методов обучения физике в системе непрерывного образования определенное место занимают опорные конспекты. ОК Рассмотрим возможные способы их создания и использования.

Опорные сигналы существовали задолго до нашей цивилизации. Письменность – это система графических опорных сигналов, и уже до появления письменности люди ими пользовались, что подтверждают  наскальные рисунки.

В восьмидесятые годы прошлого столетия не было преподавателя, который не знал бы о методике «опорных конспектов»  связанной с именем Виктора Федоровича Шаталова. Педагоги единодушно утверждали: «В.Ф.Шаталов изобрел потрясающий метод обучения детей с помощью опорных сигналов, учит всех без отбора, и его ученики достигают высоких результатов за короткое время».

Однако, новый метод не стал прорывном в педагогике. Сегодня по методу Шаталова работают лишь единицы. Это связано с рядом объективных причин и субъективных ошибок.

Опорный конспект - не учебник, не догма, а только база для дальнейшей творческой работы преподавателя. Опорные конспекты всего лишь часть «айсберга» учебного процесса, его подножие. Именно на нем, как на фундаменте, каждый строит свой подход к преподаванию той или иной дисциплины, модифицируя авторскую методику в соответствии со своими возможностями и даже находя собственные оригинальные и интересные решения.

Во многих странах сейчас введены тестовые испытания при поступлении в ВУЗ. Применение тестирования произвело глубинные изменения в процессе обучения. Первоначальной задачей введения тестирования было получение объективной оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений испытуемых. С течением времени стало очевидным фактом, что положительная роль тестирования значительно шире:

Тесты:

– являются мощным стимулом к изучению учебного материала;

– систематизируют процесс подготовки абитуриентов в ВУЗ;

– применяются как дидактические пособия;

– позволяют выявить пробелы в подготовке учащихся;

– вскрывают недостатки существующего учебного материала;

– дают возможность определить уровень профессиональной квалификации преподавателей;

– стимулируют появление новых интенсивных методик обучения.

Тестирование обострило главное противоречие в образовании – колоссального объема информации и дефицита времени и побудило педагогов к поиску путей решения этой проблемы, одним из которых и является применение опорных конспектов.

Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Мы убеждаемся в том, что будущее за небольшим по объему текстом, выразительно, наглядно и доходчиво разъясняющим физическую суть законов и явлений.

Курс физики - один из сложных в учебном плане школы, колледжа (лицея)и вуза, и сложность эта видится уже в одном только перечне разделов, разрозненности глав с неохватным объемом программного материала, практических задач и лабораторных работ.

Особенностью предмета физики является изобилие формулировок законов, правил, определений, математических выводов и формул, требующих точного воспроизведения, и далеко не все учащиеся умеют конспектировать, боятся сократить слово, фразу, теряют важные звенья лекции.  Поэтому, к сожалению, многие лекции по физике превращаются в диктовку материала, за которой не видно его содержания, теряются возможности его активного осознания в процессе на лекции. Учебное время используется не эффективно.

Как можно было бы подойти к чтению лекций, используя идею ОК? При таком подходе в процессе изложения материала обучаемые - прежде всего, активные слушатели. Их основная цель - вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, пояснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя канвы лекции. В течение лекции учащиеся, имея опорный конспект, могут делать в нем необходимые пометки, не отвлекаясь на запись лекции и сосредотачиваясь на понимании материала. При этом существенно сокращается время, затрачиваемое на конкретную тему. Применение ОК возможно с использованием визуальных средств воспроизведения конспекта. Компактная опора весьма органична на экране монитора. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии.

Исходя из вышесказанного, появились новые веские научно-методические аргументы для создания опорного конспекта по физике нового типа.

В. Ф. Шаталов различает понятия опорный сигнал, опорный конспект и компакт.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную вам ранее и понятную информацию.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

КОМПАКТ – графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении опорных сигналов.

Методика ОК, предложенная В.Ф. Шаталовым не нашла широкого применения в преподавательской среде. Это связано с поурочной авторитарностью, структурными и методическими штампами и ограничениями. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. На первый взгляд казалось, что перечень необходимых действий был прост и понятен, и свои силы захотелось попробовать многим. Преподаватели быстро уверовали едва ли не в магическую силу алгоритма. Однако мы имели возможность убедиться в том, что и самые дельные чужие рекомендации не гарантируют конкретного и  хорошего собственного результата.

Предложенные Шаталовым варианты ОК изобиловали ассоциативными символами (сигналами). Для прочтения такого опорного конспекта, если обучаемые не слышал рассказа, нужны дополнительные дешифровки, разъяснения и методические пособия. О создании опорного конспекта экспромтом нет и речи - он может стать загадкой и для самого автора. Учителя, ставшие его последователями, увлеченные «выдумыванием» сигналов, признавались, что спустя год – другой не могли однозначно прочесть даже свой конспект.

При разработке варианта ОК по физике, необходимо учесть положительный опыт предшественников и исключить повторение ошибок.

По нашему мнению, в опорных конспектах, алгоритм необходимо заменить технологией, позволяющей учителю работать и эффективно, и творчески. Разница между этими двумя подходами должна быть не в терминах, а в самой организации работы. При построении технологической цепочки должны соблюдаться определенные методические и логические принципы, которые вытекают из специфики предмета физики и назначения самого ОК.

Поэтому,  необходимо создать такой ОК, который, являясь базой, позволяет творчески его развивать как в сторону расширения любой темы, так и в сторону сокращения, создавая собственные сигналы и компакты.

Физика в своем развитии как наука опираясь на математический аппарат, сформировала свой богатый язык символов в виде схем, графиков, рисунков, условных обозначений и формул, общепризнанных и понятных, поэтому нет необходимости поиска новых символов (сигналов) и сокращений.

Разработка опорных конспектов должна быть основана на новом принципе –«наглядная конструкция». Наглядная конструкция -любой специально отредактированный или вновь созданный текст, которому придается определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации. Массив такого текста намеренно разделяется на отдельные части, располагающиеся так, чтобы бросалось в глаза самое важное, просматривались связи между фрагментами, т.е. создается структурная конструкция. Спектр такого рода конструкций весьма широк. от единичного символа (информация, которой он «нагружен», должна выходить за рамки его буквального «перевода») до развернутого опорного конспекта, снабженного дополнительными конструкциями. В арсенале важную роль играет ключевое слово вместо отрывка текста, запись столбиком, а не по линии и т.д. Их объединяет то, что они позволяют быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.

Таким образом, опорный конспект по физике - это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единицы измерения  и ключевые слова.

Важным признаком ОК должен стать его привлекательный внешний вид, соответствующий требованиям современного дизайна. Существующие компьютерные технологии, текстовые и графические программы позволяют успешно решать эту задачу.

Опорный конспект должен соответствовать следующим признакам: предельная лаконичность, структурность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость), воспроизводимость и обладать современным дизайном.

Сочетание двух слов - опорные конспекты – должно иметь следующий смысл: в этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и пр.), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, графики, рисунки - смысловые опоры. Опорные конспекты кратко, но полно должны  раскрывать содержание каждой из тем курса физики.

Подача информации в нем осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального и психологического воздействия при получении знаний обучающимися. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и графиков позволяет оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения и логические связи темы. ОК призван не только объяснить сложные моменты курса, но и подсказать, как легче их запомнить.

Таким образом, разработка опорного конспекта по физике – это создание такой настольной книги для учащихся школ лицеев, колледжей, абитуриентов и преподавателей, в которой можно легко и быстро найти помощь в  работе с тестовыми заданиями, в решении задач, понять суть вопроса, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме.