08.10.2010 4518

Использование многокомплектных универсальных гимнастических снарядов в школе

 

Проведение урока физической культуры в школе требует экономного и рационального времени. Это обязывает организовывать занятия так, чтобы они были насыщены и эмоциональны, чтобы время урока максимально использовалось для обучения двигательным действиям. В процессе применения универсальных нестандартных гимнастических снарядов массового пользования важна предварительная подготовка учащихся и учителя физической культуры к урокам. Она включает обучение занимающихся навыкам быстрой подготовки мест занятий. Поэтому надо с раннего школьного возраста научить детей пользоваться предлагаемой конструкцией  многокомплектных универсальных гимнастических снарядов. Для этого необходимо создать актив класса и подготовить из числа занимающихся инструкторов-ответственников; применять наиболее удобные способы организации урока для каждой возрастной группы; распределить учащихся по группам, состав которых желательно сохранять на протяжении учебного года; использовать различные варианты снаряда с учетом возрастных особенностей школьников; подбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения двигательным действиям для повышения мажорной плотности урока.  При обучении школьников быстрой и правильной подготовке мест занятий с использованием многокомплектного универсального гимнастического снаряда между учениками четко распределяют обязанности, и каждый отвечает за определенный участок работы. Например, при установке горизонтального или наклонного каната занимающиеся распределяются по всей длине: четверо в центре удерживают канат на заданной высоте; по два ученика – на концах каната, первая пара крепит талреп к одной раме и соединяет наконечник каната с крючком талрепа, а двое других крепят свободный конец каната к противоположной раме. Как только концы канатов будут закреплены, разрешается их натяжение. В это время канат необходимо удерживать в нужной перекладине,  для этого дополнительно назначаются учащиеся, ответственные за установку и крепление каждой ее стойки.

Для установки параллельных брусьев натягивают второй канат на той же высоте, что и первый, устанавливают вышеуказанным способом второй ряд стоек. Для установки брусьев разной высоты следует ослабить канат, вынуть стопорные штыри из выдвижных шкотов стоек, переставить на нужную высоту талреп и канат, натянуть последний и закрепить штоки стопорными штырями.

Для учащихся средних и старших классов вместо основных стоек одного ряда устанавливают дополнительные удлиненные стойки. Для установки удлиненного гимнастического бревна в головках дополнительных стоек имеются овальные углубления для канатов, расположенные на определенном расстоянии, на которые укладывают деревянный настил (жесткий или мягкий). Последний крепят к головкам стоек зажимами посередине, а концы настила прикрепляют к наконечникам канатов с помощью хомутов.

Для укладки и крепления настила, который состоит из двух составных частей при ширине зала 9 м и трех при ширине зала 12 м, выделяют по два ученика для каждой части. Натяжение двух канатов для бревна производят одним талрепом.

Обучение установке и разборке многокомплектных  снарядов следует начитать с 1 класса. Занимающиеся в течение одного-двух уроков способны научиться самостоятельно устанавливать  и разбирать различные виды многокомплектного снаряда. Так, учащиеся II и III классов за 1-2 мин. устанавливают канаты горизонтальные и наклонные, низкие перекладины и др. Учащиеся средних и старших классов за то же время устанавливают средние и высокие перекладины, брусья параллельные и разной высоты, гимнастическое удлиненное бревно и др. На разборку снарядов затрачивается 30-40 сек. Учитель контролирует подготовку мест занятий.

Для совершенствования навыков установки и разборки снарядов рекомендуется применять соревновательный способ, который эффективно способствует повышению плотности урока. Например, в соревновании «кто быстрей?» учащиеся по команде учителя одновременно четырьмя и более группами начинают установку и разборку снарядов. Побеждает команда, которая закончит работу первой (но это не должно отрицательно влиять на качество работы).

При одновременном применении нескольких рядов (параллелей) многокомплектных гимнастических снарядов на уроке физкультуры классы делятся на группы: I классы на 2-4 группы, II-VIII на 4 группы, IX-X – при раздельном обучении на 4 и более групп. В каждой группе назначают руководителей – групповодов, которые являются первыми помощниками учителя. Подготовку актива класса проводят во внеурочное время. Например, в группах общефизической подготовки. Групповоды изучают программный материал, приемы страховки и оказания помощи, правильное выполнение упражнений. Перед каждым уроком учитель проводит с помощниками инструктаж по подготовке мест для установки снарядов, знакомит с задачами урока и его содержания, с конкретными действиями по показу упражнений в своих группах, напоминает приемы страховки и оказания помощи во время обучения гимнастическим упражнениям.

Для успешной организации уроков гимнастики и при наличии универсального снаряда учителю физической культуры необходимо находиться в таком месте, чтобы видеть весь класс и чтобы все ученики видели учителя при показе и объяснении упражнений, используя при этом помощь руководителей-групповодов; при изучении или совершенствовании упражнений  своевременно  указывать на ошибки группе, ученику или всему классу; научить школьников наблюдать за ошибками партнера и по возможности их исправлять; оказывать необходимую помощь более слабым ученикам; следить за дисциплиной; наблюдать за учащимися во время занятий на снаряде и регулировать физическую нагрузку.

В отличие от обычных гимнастических снарядов, конструкцию многокомплектного снаряда можно использовать на всех этапах урока физкультуры. Во вводной части – для выполнения общеразвивающих упражнений и как станок для географии, уделяя особое внимание упражнениям на осанку. В основной части для изучения и совершенствования техники гимнастических упражнений. В заключительной – для проведения соревнования малой интенсивности между группами. Например, «кто быстрей», «Самый ловкий» и др. Игры проводятся для более быстрой  и качественной уборки многокомплектных снарядов, подготовки спортивного зала, для удобного маневрирования учащихся и выполнения ими различных двигательных действий в движении и др.

На уроках при применении многокомплектного снаряда используются различные способы организации работы: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, соревновательный. Наиболее эффективным является фронтальный способ, особенно в начальных классах. Например, при обучении упражнениями в смешанных висах (I-II классы) учащихся предварительно делят на 2-4 группы и располагают вдоль перекладин (16-20 пролетов) на каждом пролете по 2-3 и более учеников. Учитель находится перед группами или между ними в зависимости от задачи урока. После показа и объяснения упражнения учащиеся одновременно группой или всем классом приступают к выполнению задания.

Техника безопасности. При использовании нестандартных универсальных гимнастических снарядов в школе должны строго соблюдать необходимые меры по технике безопасности: а) на уроке физической культуры и во внеурочное время все занятия на снаряде проходят под контролем учителя; в) в местах занятий под каждым пролетом должны быть положены маты; г) перед обучением гимнастическим упражнениям на уроке физической культуры учащиеся должны освоить приемы взаимостраховки и помощи, когда работа организуется в парах. Например, один ученик выполняет упражнение, другой выбрав удобное место, помогает или страхует партнера; д) рамы, в целях обеспечения безопастности при проведении уроков по другим видам школьной программы, закрывают защитным покрытием.

Наличие в школе многокомплектного снаряда позволяет применять его не только на уроках гимнастики, но и в других видах школьной программы по физической культуре.

– Легкая атлетика. Опорные стойки и канат снаряд используют для обучения и совершенствования в технике прыжков в высоту. Для этого опорные стойки располагают поперёк зала или вдоль согласно плану урока. Между стойками натягивают эластичную тесьму или резиновый шнур и укладывают нужное количество матов. Горизонтальные канаты натягивают между двумя противоположными рамами на высоте 5-100 см в зависимости от роста и подготовленности учащихся. Канат рекомендуется использовать для совершенствования в технике прыжков в высоту, но при этом необходимо обеспечить взаимостраховку.

– Баскетбол. Опорные стойки используются для совершенствования в технике ведения мяча с изменением высоты отскока, скорости и направления движения.

– Волейбол. Здесь открывается широкие возможности для обучения и совершенствования в технике различных приемов. Для этого между противоположными рамами снаряда натягивают несколько горизонтальных канатов или волейбольных сеток нужной высоты.

Для развития двигательных качеств школьников снаряд успешно может применять при организации и проведении комплексных уроков физической культуры в различных возрастных группах.