08.10.2010 20468

Педагогические взгляды великих педагогов Центральной Азии

 

Образование представляет собой социальный институт, непосредственно разрабатывающий, закрепляющий и реализующий нормы человеческой культуры и через них – определенную систему отношений педагога с учеником. Вот почему так важно четко определить исторические корни этого процесса.

Идеи гуманизма издавна питали отечественную педагогическую культуру, становясь историко-культурной традицией. В развитии этих идей выдающуюся роль сыграли научные труды ученых и мыслителей средневекового Востока.

«Наука, - по словам Насир ад-Дина Туси (1201-1274), - это открытие ради правильного представления действительности, это результат созидательного разума человека и здравого мышления». Туси подчеркивал необходимость использования научных знаний, их результатов в жизни.

Плеяда выдающихся ученых средневекового Ближнего и Среднего Востока внесла значительный вклад в разработку проблем соотношения «бога и человека», «человека и природы».

«Человек, - говорил Беруни (973-1050), - никогда не добьется пользы внешним поклонением, без опыта на знания, не научившись отличать истинное от пустого».

Наиболее последовательна и смела мысль другого крупнейшего научного представителя средневекового Востока Абу али Ибн Сины (980-1037). В своем сочинении «Указания и наставления» он рассуждает: индивидуум, прежде чем считать себя человеком, должен понять, благодаря чему его называют человеком. Обычно думают, что сущность человека составляет его тело, его внешние органы. Однако, говорит ученый, наблюдениями установлено, что сущность человека – то, благодаря чему человек становится человеком, эта сущность и становится в человеке главной.

Науки, изучающие деятельность и поведение людей, они называли практической философией. Сюда входили и гражданская политика, и этика, и семейный уклад. В частности, анализируя природу человека, Фараби рассматривает ее всесторонне: с биологической, с психофизиологической, психологической и, наконец, общественно-политической точек зрения. Ученый утверждал, человек от природы наделен способностями, благодаря которым его действия, душевные проявления, поведение могут быть не такими, как положено, но даже и искаженными. Следовательно, человек совершает не только прекрасные, но и безобразные поступки.

Достаточно неординарно подходил в своих трудах Фараби (873-950) к проблеме человека и его воспитания. Именно эти проблемы были сложносоставными его философской системы. Подобно тому, как логика должна объяснять принципы человеческого познания, говорил он, этика должна указывать основные правила поведения человека. Великий энциклопедист утверждал, что только человеческий разум решает, что хорошо и что плохо.

Значительный вклад в развитие этих гуманистических идей внес Беруни. Он утверждал, что без научного знания человек становится сомнительным в своей сущности. Наука – это признак превосходства человека над живыми существами, а также принцип существования на протяжении всей жизни. По мнению Беруни, главный критерий ценности человека, - дело, труд.

Определив научное образование как одно из важнейших средств умственного и нравственного развития, восточные ученые-энциклопедисты уделяли достаточно много времени вопросам морального облика педагога, взаимодействия учителя и ученика.

По Аль-Фараби педагогика – это искусство управления волей и желанием воспитуемого человека в определенном направлении соответствующими средствами и методами, а педагог - правитель, наставник, учитель.

Аль Фараби различает людей по их педагогическим способностям: «Люди также могут равняться в силе и быстроте выявления одних вещей, но при этом один из них – способом наставлять и обучать другого тому, что сам выявил, тогда как другой этой способностью не обладает… Также не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий».

Воспитательный процесс по Аль Фараби, как правило, должен управляться, направляться опытным педагогом. Он пишет: «Из того, что говорилось о различных свойствах индивидов, явствует, что каждому человеку свойственно познать счастье и вещи, которые следует знать при этом. Для этого требуется учитель и наставник. Одни нуждаются лишь в начальном руководстве, другие – в большом руководстве». Недобросовестно относящихся к своему делу учителей Фараби считал не заслуживающими уважения.

Фараби указывал на аналогичность функции учителя и мудрого руководителя государства. Как и последний, учитель должен обладать хорошей памятью, запоминать все, что видит и слышит: он должен обладать проницательным умом, выразительной речью. Особым качеством учителя должна быть любовь к занятиям наукой, желание передавать свои знания ученикам, не испытывая при этом усталости от сопряженного с этим труда. Учитель должен обладать нравственными качествами, норма-воздержание от употребления спиртных напитков, поборничество правды, ненависть ко лжи и несправедливости. У него должны быть особо развиты понятия чести, справедливости, добродетели. «Подобный человек, - отмечал Фараби, - обладает высшей степенью человеческого совершенства и находится на вершине счастья. Этот человек является именно тем, кому известно любое действие, с помощью которого можно достичь счастья».

Ибн Сина уделял больше внимания роли учителя в воспитании и обучении молодежи. Он формулирует ряд требований к личности учителя: 1) учителям необходимо соблюдать умеренность в обращении с детьми; 2) учитель должен обращать особое внимание на то, как ученик претворяет в жизнь его учение; 3) в процессе обучения учитель должен применять разнообразные методы и формы работы с детьми; 4) учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и заинтересовывать его своими занятиями.

Ученый требовал от учителя, чтобы его мысли были доступны для всех слушателей. Каждое слово необходимо было сопровождать мимикой и жестами, ибо обучение такими приемами, говорит ученый, бывает более доходчивым, вызывает у детей эмоциональный отклик.

Интересна трактовка вопросов взаимоотношения учителя и ученика в трактате «Наставление обучающемуся на пути обучения» Насир ад-Дина Туси. Он подчеркивает, что ученик должен полагаться на учителя, поскольку учитель имеет большой опыт в добывании знаний, и именно этот опыт подсказывает ему, кому и какие знания надо предложить. Ученый-гуманист подчеркивает, что в обучении и воспитании необходимы совместные усилия ученика и учителя. Ученик должен делать усилия в понимании и запоминании изучаемых материалов. Ученик, утверждал Туси, должен быть старательным, прилежным и настойчивым.

В трактате «О воспитании обучающихся» Туси утверждал, что учитель берет на себя ответственность воздействовать на разум учеников. Главная задача его – завоевать симпатию учеников и их веру.

Требовательным Туси был и к умениям педагога. Необходимым считал умение вести дискуссии с доказательной аргументацией, идеальную культуру речи, логичность изложения предмета, широту научного кругозора. «Недопустимо, - писал ученый, - чтобы речь учителя была злой или жестокой. Несдержанность во время урока может повредить делу».

Педагогические идеи Улугбека тесно связаны с его практической деятельностью ученого. Он выступал за разносторонность развития личности, верил в безграничные возможности разума. Развивая идеи значимости воспитания в жизни человека, Улугбек подчеркивал значимость обучения и наставничества в нем, но наставничества мудрого, умелого.

Среди разнообразных методов и приемов обучения ведущую роль Улугбек отводил живому слову учителя. Он держался мнения, что рассказ учителя должен быть полным, аргументированным, доступным в понимании и непринужденным в изложении, но вместе с тем научные положения должны быть раскрыты в строгой последовательности. Выводы изложения должны быть доказательны и убедительны. Всякое догматическое и схоластическое изложение было им отвергнуто, т.к. было вредным и недопустимым.

Становлению идей гуманистической педагогической культуры способствовало творчество и научная деятельность крупнейшего просветителя Востока Алишера Навои. Его прогрессивная деятельность в области отечественной культуры весьма разнопланова: основоположник узбекской литературы, мыслитель, ученый, художник, музыкант, государственный деятель.

Педагогические идеи Навои отличаются большим гуманизмом. В его представлении человек – самое высшее, благородное существо в мире, а ребенок – это светило, которое освещает дом, приносит радость в семью. Мало любить собственных детей, человек обязан любить всех детей – поколение будущего. Он отмечал, что ребенок не может отличить хорошее от плохого и поэтому велика роль учителя, который будет благотворно на него влиять. Невежественный учитель – это большой бич для школы. Учитель должен не только в совершенстве владеть знаниями, но и показывать всем пример.

По мнению Навои, цель воспитания – подготовка подрастающего поколения к дальнейшей созидательной жизни, что невозможно без хорошего образования, овладения лучшими человеческими качествами и борьбы за счастье народа. он пламенно призывал молодежь к изучению науки и развитию интеллекта. «Знание и мудрость – украшение человека».

Одним из самых ценных качеств настоящего человека Навои считал трудолюбие. Труд, утверждал он, украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется и достигает определенных высот.

Ретроспективный анализ истории педагогической мысли на Востоке показывает, что самоценность человека, восхождение к ценностям, формируемым в детстве, бережное отношение к детям являются неотъемлемой частью историко-культурной педагогической традиции.

Изучение, осмысление исторического развития культурно-педагогической традиции помогает глубже осознать проблемы современности. Пониманию объединительной сущности культуры в педагогической деятельности значительно помогло знакомство с историко-культурными традициями, рассматривающими личность человека как высшую ценность, развитие такой личности как цель, а демократическую педагогическую культуру как средство реального существования индивидуума.