07.12.2010 17393

Методика обучения игровым приемам (спортивные игры)

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Под методом обучения подразумевают способ приобретения знаний, умений и навыков, развитие двигательных, моральных и волевых качеств. Учитель объясняет и показывает те или иные двигательные действия, а учащиеся овладевают ими. Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержанием материала, подготовленностью учащихся.

В учебно-тренировочном процессе по спортивным играм существуют три основные группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. Первые две группы создают предпосылки, а реализация осуществляется при непосредственном использовании практического действия упражнения. Все методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Словесные методы: рассказ, объяснения, беседа, разбор, задание, указание, распоряжение.

Наглядные методы: показ упражнений, демонстрация, наглядных пособий (схем, таблиц, кинокольцовок, кино программ и т.д.), просмотр учебных игр или официальных соревнований. Показ должен носить образцовый и четкий характер выполнения – это позволит создать зрительный образ разучиваемого игрового действия. Демонстрация наглядных пособий дает хороший эффект при изучении групповых и командных тактических действий. В обучении спортивным играм часто практикуют повторный или замедленный показ и демонстрацию. Это дает возможность сосредоточить внимание детей на наиболее существенных элементах двигательных действий, на моментах, где вероятность появления ошибок является наибольшей.

Практические методы основываются на активной двигательной деятельности занимающего. Метод упражнения предусматривает многократное повторение движений, которые помогают овладеть элементом техники игры или целого игрового приема. Повторение может осуществляться в целом или по частям. Отдельные технические приемы рекомендуется разучивать только в целостном виде, т.к. расчленение нарушает структуру движений и усложняет овладение ими.

Наибольший эффект дает методический прием выполнения упражнения в облегченных условиях, применения подводящих упражнений. Их подбор и сложность зависят от подготовленности учащихся и регламентируются учителем. Закрепление игрового действия происходит на фоне выполнения упражнения в усложняющихся условиях. Игровой метод применяется после овладения элементами техники. При изучении взаимодействий между играющими, при совершенствовании технических приемов успешно применяют игры 2x2,3x3,4х4 в одну корзину, в одни ворота и т .д. Игровой метод успешно сочетают с соревновательным, что способствует лучшему закреплению навыка в выполнении игрового приема или игрового упражнения. В спортивных играх нет предела совершенствования игровых приемов, они совершенствуются и закрепляются в соревнованиях.

Соревновательный метод: Этот метод дает возможность приобретать необходимую игровую практику, правильно оценивать игровую ситуацию и в зависимости от нее применять наиболее эффективные технические приемы.

 

СТРУКТУРА РАЗУЧИВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

 

В спортивных играх разучивание игрового приема делится на четыре взаимосвязанных этапа: общее ознакомление с техникой выполнения игрового приема; разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях; разучивание в усложненных условиях; совершенствование приема в игре.

– Общее ознакомление с приемом игры. На этом этапе создается правильное, четкое представление о технике игрового действия. Для этого пользуются неоднократным показом в начале быстро, как в игровой обстановке, а затем замедленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Объясняется техника выполнения, даются сведения о значении данного приема в игре. После этого учащиеся самостоятельно выполняют игровой прием. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали меньше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет проходить более успешно.

– Разучивание приемов в упрощенных, специально созданных условиях. Здесь ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях. Наиболее сложные игровые приемы изучаются по частям, а затем только полностью. В каждой игре разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов, соблюдая принцип, от простого к сложному. Упрощаются условия выполнения приема путем занятий наиболее удобного исходного положения, уменьшения расстояния, силы передачи, быстроты передвижения и т.д. При выполнении необходимо выявить и исправлять ошибки. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике выполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для исправления применяется повторный показ, объяснение, выполнение техники приема, расчленено, медленно и т.п. Разучивание приема в усложненных условиях необходимо проводить для доведения его до исполнения, близкого к идеальному (без ошибок, быстро, непринужденно и т.д.). Усложнение условий для разучивания достигается увеличением скорости выполнения приема, увеличением расстояний, силы, изменением направления полета мяча, увеличением амплитуды движения и т.д. В дальнейшем для усложнения даются задания выполнить прием при пассивном, а затем при активном противодействии партнера.

Усложнения зависят от степени владения техническим приемом. Можно вводить целый комплекс усложняющих условий

Совершенствование приема в игре на данном этапе учитель добивается, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении игровых ситуаций, добивается рационального использования приема в конкретной игровой обстановке. Для этого используются игровые упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстроты принимаемых решений.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Формы организаций занятий – урочными формами является урок и занятия в спортивной секции. Внеурочными формами являются гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на уроках и переменах, дни здоровья, спорта, спортивные и военно-спортивные игры.

2. Принципы и методы обучения подразумевают приобретения знаний, умений и навыков, развитие двигательных, моральных и волевых качеств.

3. Структура разучивания игровых приемов – в спортивных играх разучивание игрового приема делится на четыре взаимосвязанных этапа.