09.12.2010 10197

Организация работы учителя по самообразованию

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организация работы учителя по самообразованию
2. Роль наставничества
3. Памятка для молодого учителя

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Эффективность повышения квалификации учителя зависит от соблюдения трёх основных принципов: систематичности, непрерывности и обязательности.

Одним из основных принципов является принцип непрерывности пополнения и совершенствования знаний в системе докурсовой, курсовой и послекурсовой переподготовки, требующей от учителя постоянного творчества, неустанной работы мысли.

Докурсовая подготовка реализуется через выполнение специальных заданий и является важным звеном в обеспечении непрерывности докурсовой и курсовой подготовки.

Докурсовые задания даются на основе выясненных пробелов в знаниях учительских кадров с учётом содержания программы курсовой переподготовки.

Выполнение докурсовых заданий даёт возможность учителю заняться самообразованием, т, е. работой над выполнением индивидуальной темы.

Наиболее ответственным этапом в работе учителя по самообразованию является выбор темы; для молодых, начинающих свою деятельность и для опытных, стремящихся к анализу, обобщению того позитивного положительного опыта, который они накопили в течение многих лет работы и подготовили для ведения самостоятельного исследования.

Важнейшим моментом в этом деле является правильная, системная поэтапная постановка работы над самообразованием или индивидуальной темой учителя, связанной с развитием профессионального мышления учителя.

Вторым этапом работы учителя над темой является составление плана, в котором даётся разработка тех вопросов, которые будут им изучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Важно, чтобы эти вопросы учитель сформулировал сам до изучения источников. Такой подход интересен тем, что создаёт условия для сравнения, сличения тех замыслов, которые сложились у учителя, с теми которые реализованы у автора источников, а также лучше помогает войти в проблему, вызвать интерес и вступить в дискуссию с автором, выработать свою гипотезу, т. е. предполагаемое решение данного противоречия. Такая работа над гипотезой поможет учителю развить его прогностическую, профессиональную, мыслительную деятельность.

В целом, данный подход к изучению тем не только расширяет кругозор и педагогическую эрудицию учителя, но и даёт ему «ключ» для планирования, проведения и обобщения собственной методической работы как аналитически-исследовательской.

Особенное внимание надо уделять работе с литературными источниками, проведению опытно-экспериментальной работы, анализу и наблюдению положительного опыта других, обобщению собственного опыта работы, анализу результатов работы над индивидуальной темой, а также оценке эффективности полученных результатов.

При планировании самообразовательной работы, знание теории своего предмета должно быть одним из главенствующих. При проведении собеседований необходимо тактичное и тонкое выявление истинного знания учителем своего предмета. Ведь каждый учитель считает, что он хорошо подготовлен в этом плане, т.к. слабое знание преподаваемого предмета может осознаваться учителем как унижающим по достоинство. Между тем контрольные работы, проводимые на курсах повышения квалификации, свидетельствуют о слабой теоретической подготовке некоторой части учителей, что говорит о необходимости серьёзной работы учителя в этом направлении. К сожалению, эти вопросы часто выпадают из поля зрения руководства. Следует чаще заслушивать отчеты учителей об их работе над повышением своего профессионального уровня, периодическом повышении своих научно-теоретических и психолого-педагогических знаний.

Неплохо, если в школе, районе будут проводиться научно-практические конференции, конкурсы на лучшее знание теории предмета, профессионального мастерства.

Сегодня, когда бурными темпами обновляется и совершенствуется вся система образования, настойчиво ведутся поиски наиболее эффективных и результативных приёмов обучения, необходимо обеспечить непрерывность образовательной работы педкадров. Учитель должен систематически работать над собой, над пополнением своей методической копилки.

Самообразование учителя должно быть организовано таким образом, чтобы вся его деятельность как можно быстрее получила практический выход в повышении качества знаний учащихся и уровня их воспитанности.

Самообразование должно быть самоуправляемым. Подготовку и руководство самообразованием осуществляют райгорметодкабинеты, школьные предметные комиссии и методобъединения, директор школы. При этом чтобы самообразование было целенаправленным, предметным следует изучать работу учителей, качество знаний, умений и навыков учащихся по предметам, выявлять недостатки и причины их породившие, намечать пути их устранения. Именно в это время следует ориентироваться на те вопросы дидактики, психологии, теории воспитания, которые помогут полнее раскрыть содержание проблемы, над которой должен работать учитель, группа учителей или весь педагогический коллектив.

Некоторые опытные педагоги считают, что им уже не нужно работать над собой. Это неправильно. Самообразование сегодня необходимо любому педагогу - и начинающему потому, что он еще многого не знает, и опытному- потому что он многое уже забыл.

Педагогической общественностью горячо поддерживается творческий поиск учителей-новаторов Шаталова и Амонашвили, Волкова и Ильина, Лысенковой и Щетинина, других их коллег, а также основные идеи созданной ими педагогики сотрудничества.

Новаторский опыт не должен предполагать полное его усвоение и применение на практике. Но знакомство с новаторским опытом во время самообразовательной работы - обязательно, так как новаторский опыт значительно активизирует творческую инициативу учителя, поиски им наиболее результативных приёмов обучения.

Учителем не рождаются. Учителем становятся, если в школе хорошо будет организована самообразовательная работа, если методическая служба будет работать эффективно, целенаправленно и самое главное - без сбоев.

Из каких же основных направлений складывается организация самообразовательной работы. Целесообразны следующие:

Первое - это повышение идейно-политического уровня знаний учителя.

Второе - глубокое изучение учителем нормативных программных документов, определяющих пути дальнейшего развития образования в России.

Третье - Углубление и расширение знаний учителя по специальности.

Четвёртое - ознакомление учителя с успехами и достижениями в науке и технике, искусстве, литературе.

Пятое - расширение знаний и опыта учителя в области психологии, педагогики, дидактики, частных методик.

Шестое - периодическое ознакомление учителя со всеми новинками и достижениями в области педагогики и методики преподаваемого предмета, передового педагогического опыта работы.

Самообразование каждого учителя осуществляется обычно по индивидуальному плану, составленному на весь год и утверждённому директорам школы. В нём кроме планирования трёх основных направлений - повышение идейно-политического уровня, профессионального и культурного уровня, указывается и проблема, над которой учитель будет работать в течение года или ближайших 2-3 лет.

Приступая к работе по закреплённой проблеме, каждый педагог сначала составляет по ней библиографию, охватывающую труды учёных, методистов. Чтение и краткое конспектирование этой литературы дают возможность сопоставить мнения учёных по изучаемому вопросу, обобщить их, сделать свои выводы. Итогом работы должно стать написание реферата, выступление с докладом на заседании методобъединения.

Самообразовательная работа должна включать и взаимопосещение уроков, обсуждение рабочих планов, развёрнутых конспектов занятий, проведение открытых уроков, отражающих деятельность учителя по избранной им теме.

Самообразование учителя, выбор путей и методов должны определяться желаниями самого учителя и необходимостью восполнения недостатков в знаниях, методах. Учитель сам должен решить, по какой теме он думает усовершенствовать своё образование, какие исследования, эксперименты он планирует провести в течение учебного года.

 

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

В самообразовательной работе важное значение приобретает работа с молодым специалистом.

Как правило, молодой специалист относительно хорошо разбирается в теории, но слабо владеет педагогической техникой. И чем лучше будет поставлена педагогичная самообразовательная работа с молодым специалистом, тем быстрее из него вырастит хороший педагог. Общеизвестно, что трудности начинающих учителей связаны, прежде всего, с решением воспитательных задач и с дисциплинированием учащихся на уроке. Многие молодые специалисты, хорошо подготовленные, теоретически не умеют передать учащимся знания, т. к. не могут учесть их индивидуальные и групповые особенности, плохо владеют активными методами объяснения (создание проблемных ситуаций, постановка вопросов, стимулирующих поисковую активность и самостоятельность учащихся). Встречаются факты, когда молодой учитель ведёт урок вроде бы и правильно, часто с применением всего арсенала наглядных пособий, но учащиеся остаются пассивными. Что больше всего способствует преодолению этих трудностей?

В первую очередь - самостоятельное изучение научно-методической литературы и деловое сотрудничество с опытными коллегами-наставниками. Наиболее сложившимися формами методической работы с молодыми специалистами является наставничество, школа молодого учителя и консультации по узловым вопросам учебно-воспитательного процесса. Выбор форм и методов работы с молодыми специалистами зависят от многих факторов, но все они вместе взятые должны обеспечить решение определённого круга вопросов, содержание которых остаётся постоянным в любом педагогическом коллективе:

1. Обеспечить управление факторами, влияющими на процесс производственной адаптации молодых специалистов.

2. Развивать потребности молодого специалиста постоянно совершенствовать свою работу.

3. Привлекать доброжелательное внимание педагогического коллектива к достижениям новичка.

4. Глубоко изучать личные и профессиональные качества молодых специалистов.

5. Организовать постоянное сотрудничество между опытными и молодыми специалистами.

6. Способствовать формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста.

7. Выработать навыки в необходимости постоянной самообразовательной работы, в научной организации труда.

Самообразование - первое звено в системе непрерывности. Другими формами в системе непрерывности педагогических кадров являются: метод объединения, семинары- совещания или краткосрочные курсы, курсы повышения квалификации.

Активное участие во всех формах методического совершенствования профессионального мастерства должно быть обязательным для каждого учителя.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

 

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия.

Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс и убедитесь, все ли ребята готовы к уроку. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило всё меньше времени.

2. Начинайте и ведите урок энергично, в темпе, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

3. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуации, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Обеспечивайте дозированной нагрузкой и тех ребят, у которых неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предупреждайте попытки нарушить рабочий ритм урока,

4. Обращайтесь несколько чаще с просьбами и вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонними делами.

5. Каждый урок стремитесь начать по-новому. Обеспечивайте разнообразие методов и приёмов обучения и внедрения тех, которые обеспечивают наибольшую результативность, т. е. оптимизацию урока, применяйте интерактивные методы.

6. Проводите не только объяснения, но и самостоятельные работы учащихся с использованием ТСО и наглядных пособий.

7. Варьируйте этапы урока. В старших классах в зависимости от темы урока и подготовленности учащихся практикуйте проверку домашнего задание проводить после объяснения нового материала. Шире используйте современные формы урока: лекции, семинары, зачёты, уроки-диспуты, уроки-дискуссии. Используйте коммуникативную основу в проведении урока, интерактивные методы.

8. Практикуйте не только фронтально-коллективную форму организации обучения, но в группах.

9. Придавайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Скажите ученику свою оценку, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

10. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса, группы и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувства удовлетворения от результатов своего труда. Неплохо отметить и практическую значимость полученных знаний.

11. Удерживайтесь от излишних замечаний, соблюдайте педагогический такт.

12. При дисциплинировании учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не даёт Вам пользы, а скорее вредить. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.