30.12.2010 4349

Необходимость воспитания внимательности школьников

 

Одна из важнейших психологических проблем в системе непрерывного образования – проблема воспитания уровня внимательности учеников.

Известно, что чтение научно-популярной и учебной литературы занимает львиную долю времени в самостоятельной работе школьников. Исследования психологов и социологов со всей очевидностью свидетельствуют, что если для ряда профессий и специальностей успешная деятельность возможна при неполном внимании (от 20% до 40 %), то сознательное и критическое чтение, активное слушание и одновременно мышление возможно лишь при полном внимании. Это наводит нас на важные практические выводы в организации обучения и самостоятельной работы школьников: о необходимости правильного чередования видов умственной работы в расписании занятий; о создании оптимальных условий в читальных залах и кабинетах, предупреждающих наступление преждевременного утомления.

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что если система обучения и воспитания направлена на формирование всесторонней и гармонически развитой личности, то она должна найти отклик у нее самой, вызвать желание совершенствоваться, стремление к внимательности и саморазвитию. Следует отметить, что единство процессов воспитания внимательности и самовоспитания осуществляется только взаимодействием воспитателя (педагога, учителя, наставника) и учащегося в процессе учебной и трудовой деятельности. Отсюда перед учеными и педагогами-практиками встает задача по дальнейшему совершенствованию психолого-педагогических методик воспитания внимательности и самовоспитания личности школьника. Однако, без целенаправленных и постоянных усилий педагога, внимательность к школьнику не приходит. Ее нужно вырабатывать у него на каждом занятии. А для этого необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с сущностью и механизмах внимания.

Внимательность – это свойство психической индивидуальности человека. Характеризуется оно степенью сформированности навыков, связанных с работой внимания. К их числу принадлежат навыки концентрации (сосредоточения), распределения и переключения внимания.

При одинаковых условиях воспитания уровень внимательности разных учеников далеко не одинаков. Объясняется это, прежде всего, особенностями их темперамента. Если для ученика характерны подвижность и вместе с тем уравновешенность нервно-психических процессов (сангвинический темперамент), выработать у него внимательность легче. Если же он отличается повышенной возбудимостью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, импульсивностью поведения (холерический и меланхолический темпераменты), выработка внимательности требует гораздо больших усилий как со стороны учителя, так и самого ученика. Инертность нервно-психических процессов (флегматический темперамент) также препятствует воспитанию некоторых черт внимательности (в частности, способности к быстрому переключению внимания).

И все же главное в этом деле – общие закономерности воспитания внимательности, проявляющиеся во всех случаях, независимо от особенностей темперамента того или иного ученика. Эти закономерности обусловлены сущностью самого психического процесса, именуемого вниманием. В чем же она заключается?

Понятие внимания является своеобразной характеристикой работы нашего сознания. (Поэтому, кстати, во многих случаях эти два термина используются как взаимозаменяемые.) Подчеркиваем характеристикой не содержания сознания, а именно его работы, его динамики.

Бодрствующий человек постоянно что-то осознает. Но в каждый данный момент времени его сознание (внимание) направлено только на один какой-либо объект, скажем, на содержание читаемой книги или прослушиваемой лекции, на рассматриваемый механизм, на обдумывание плана предстоящей работы, на слежение за ходом выполняемой операции, и т.д. Если объект внимания находится вне человека, то тогда говорят о внешнем внимании. Если же объектом являются собственные мысли, образы, чувства человека, речь идет о внутреннем внимании.

Распределение и переключение внешнего внимания – важнейшие механизмы регуляции деятельности во многих профессиях. Однако особенно важную роль они играют в труде оператора (например, водителя).

Что касается внутреннего внимания (характерного, в частности, для деятельности конструктора, ученого, писателя, вообще для углубленного мышления), то его динамика также складывается из сменяющих друг друга актов распределения и переключения. Разница лишь в том, что все это направлено на внутренние объекты – мысли, образы, чувства.

Наблюдательность является важным компонентом внимательности, одним из ее действенных инструментов. К тому же внимание и внимательность не существуют в изоляции от других психических процессов и свойств. Они могут функционировать и проявлять себя только во взаимодействии с восприятием, памятью, воображением, мышлением. Ведущую, направляющую роль в этом взаимодействии играет, конечно, мышление. Материал же для его работы (так же как и для работы внимания) обеспечивает память. Следовательно, и воспитание внимательности школьников во многом должно заключаться в организации и рационализации их памяти.

Можно отметить, что невнимательность новичка в значительной мере обусловлена несформированностью его двигательных навыков. Значит ли это, что главный путь к воспитанию внимательности - формирование навыков?

Несомненно, эти два процесса взаимосвязаны: с одной стороны, формирование и функционирование двигательных навыков невозможно без определенного уровня внимательности учащихся, с другой – воспитание этого качества может происходить в процессе использования двигательных навыков. При этом ведущей, приоритетной должна быть задача воспитания внимательности как регулятивного, а значит, и основополагающего психического свойства. К тому же эта задача носит более узкий и целенаправленный характер, и если сконцентрировать на ней специальные усилия, то основу ее решения можно заложить в сравнительно короткий срок. Какие конкретные действия могут быть рекомендованы для достижения этой цели?

Поскольку исходным моментом внимательности является вооруженность ориентировочной основой деятельности, в том числе алгоритмами переключения и распределения внимания в тех или иных стандартных условиях ее протекания, на решение этой задачи и следует направить первоочередные усилия.

Нами было проведено психолого-педагогическое исследование, направленное на изучение уровня внимательности учащихся 5-9 классов. Для этой цели применялись, анкета-опросник, связанный шестью качествами внимательности. Выбор этих качеств определялся, во-первых, анализом психолого-педагогической литературы и, во-вторых; удобством применения такой методики в учебном процессе. Для характеристики каждого из шести внимательностных качеств использовалось 30 утверждений.

При этом оценивались каждое из утверждений по семибальной системе (от позиции «совершенно внимательно» до позиции «совершенно не внимательно») в соответствии с их мнением о своих поступках в различных учебных ситуациях.

Полученные результаты позволяет сделать вывод, что работу по воспитанию уровня внимательности школьников следует активизировать не в подростковом, а в более раннем возрасте. Получился, на наш взгляд, достаточно парадоксальная ситуация: в начальных классах у школьников начинают формироваться и совершенствоваться разнообразные личностные качества, в том числе внимательность, а позднее у большинства из них эти качества начинают деформироваться.

Этот факт чрезвычайно тревожен, поэтому для ее преодоления необходима серьезная научная работа совместно с психологами, педагогами-практиками по организации эффективности воспитания уровня внимательности подрастающего поколения.