04.02.2010 80997

Характеристика операций мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов. Мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с (1) непосредственными действиями с предметами, (2) их зрительным изучением или (3) словесным описанием - таким образом определяется вид мышления. Отсюда и мыслительные операции могут осуществляться на уровне (1) наглядно - действенного, (2) наглядно-образного и (3) словесно - логического мышления.

Исследователи выделяют следующие основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

Сравнение – это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов. Сравнение является часто первичной элементарной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется анализ путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Синтез - мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к более конкретному понятию. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое из элементов, которые выделяет анализ.

В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Но анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Развитие операций анализа и синтеза создает необходимые предпосылки для последующего формирования операций сравнения, абстрагирования и обобщения.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот, выделить только форму.

Обобщение (или генерализация) – это получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества (например, все круглые предметы из ряда разнообразных, или все красные фигуры из разноцветных).

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков. Можно сказать, что если дано некоторое множество объектов, то классификация решает тройственную задачу: а) упорядочить это множество; б) сделать его хорошо обозримым; в) облегчить доступ в памяти к любому виду предметов данного множества.

Систематизация как мыслительная операция представляет собой расположение объектов, имеющих общие свойства, в определенном порядке. В начале 70-х гг. в психологии преобладала тенденция к отождествлению операции систематизации и классификации. Однако в исследованиях более позднего периода наблюдается отход от такой трактовки. Справедливо указывается, что мыслительная деятельность систематизации протекает и самостоятельно и вместе с мыслительным процессом классификации. Главное различие между этими двумя процессами - в их конечном результате. Конечный результат классификации - установление принадлежности единичного объекта или явления к определенному роду, закону или правилу, а систематизации - образование некоторой целой группы объектов или явлений.

В современной психологии классификация и систематизация рассматриваются как взаимосвязанные мыслительные операции, мыслительные действия и логические структуры.

Как видно из изложенного, общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное - важнейшее качество человеческого ума.

Таким образом, мышление осуществляется совокупностью различных операций. Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение - человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.