26.08.2010 22290

Понятие, причины и особенности личности безнадзорного и беспризорного подростка

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В современных условиях в связи с ухудшением социально-экономической, политической обстановки в России значительно возросло число детей, которые до последнего времени пребывают, как бы в статусе «ничейных». По разным оценкам, в России насчитывается от 150 тыс. до 5 млн. беспризорных и безнадзорных детей. Часто они «живут» под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Родительская семья не только не выполнила по отношению к ним своих функций, но и стала фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу для его психофизического здоровья, интеллектуального и нравственного развития.

В настоящее время в Федеральном законе РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается современное определение понятий «беспризорность», «безнадзорность»:

– Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц;

– Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Данные определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» отражают процесс и результат маргинализации личности. Вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей формируется безнадзорник, который затем становится беспризорником. В основу данных определений положены: ограниченная социализация в основных социальных институтах, ослабление социального контроля за исполнением норм поведения и практически полное вытеснение целенаправленного процесса воспитания подрастающей личности. Наличие грубых семейных дисфункций (безработица, алкоголизм, насилие, болезнь и т.д.) является ведущим фактором возникновения безнадзорности (А.В. Гоголева, 2004).

Современными исследователями безнадзорность определяется как «вариант девиантного поведения подростков и результат социально-психологической дезадаптации личности. Это поведение, которое препятствует включению в общество, усвоению общественных норм, правил поведения» (А.Л. Арефьев, 2003, с.61).

По определению О.А. Селивановой, «безнадзорность можно рассматривать как модель поведения, избранную подростком в результате осознанного отказа от не устраивающей его ситуации в семье или в социальном учреждении» (2004, с.56).

Российская юридическая энциклопедия объясняет «беспризорность» как особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся: а) отсутствием постоянного места жительства, жилья для проживания (бездомностью); б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.; в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений); г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой) (1999, с.254).

В Российской педагогической энциклопедии определено, что «безнадзорность» - это отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Крайнее проявление безнадзорности - «беспризорность», которая выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей и воспитателей к детям» (1999, с.75).

Таким образом, отличительной чертой нашего времени является отсутствие четких границ между дефинициями - «беспризорность» и «безнадзорность». Но как видно из приведенных определений, между понятиями «безнадзорность» и «беспризорность» существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. И, как правильно отметила A.M. Нечаева, говоря о беспризорности, - «она, будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т.е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц».

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, A.M. Нечаева относит:

– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

– проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

– добывание средств к существованию способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и др.);

– подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

«Определить сроки трансформации безнадзорности в беспризорность практически невозможно, но несомненно, что безнадзорность является этапом социализации, благоприятной для возникновения беспризорности» (А.М. Нечаева, 2001, с.57-65).

Выбор «бездомной» жизни обусловлен рядом причин:

– Дисфункциональная, неблагополучная семья ограничивает и деформирует процесс социализации, создавая конфликтные, криминогенные ситуации. Ребенок не в состоянии изменить сложившихся условий в семье, характер взаимодействия между родителями, систему отношений к себе - он в состоянии изменить только себя, свое поведение. В большинстве случаев он склоняется к самовольному уходу из дома, что становится способом решения конкретной проблемы, которая в последующем закрепляется в стратегию и приобретает активный характер.

– Выбор бездомной жизни обусловлен еще и представлениями подростков о жизни. Их поведение выражено в потребности пережить новый эмоционально насыщенный опыт, качественно отличный от ранее переживаемого в основных институтах социализации. Улица воспринимается ими как пространство свободы, которое открывает путь в неопределенную независимость. Улица притягивает тем, что позволяет избегать педагогически контролирующих инстанций и санкций.

– К бродяжничеству склоняются дети и подростки, которые испытывают значительные социально-психологические нагрузки. К их числу необходимо отнести социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве, опосредованно действующую на детей через конкретную семью: это закрытие предприятий, массовая безработица, миграция, реформирование социальной сферы, внутрисемейные конфликты и многое другое. Ценности и нормы в этих семьях перестают быть устойчивыми и в результате не являются более ясными указаниями должного поведения или теряют свою значимость для подростка.

– Многие учителя, психологи, социальные педагоги главной причиной беспризорности считают неуспехи ребенка в настоящем или будущем. В качестве важнейших причин выделяют их неуспешность в учебе, провоцирующие уходы с уроков, длительные пропуски занятий в школе.

– Другой причиной, приводящей детей к беспризорности, специалисты считают нахождение ребенка в атмосфере враждебности и развитие его в условиях, противоречащих требованиям общества, когда ребенок считает, что его не ценят, что он ничего не значит, что его не замечают. Систематическое унижение личностного достоинства тяжело переживается ребенком, изменяя его поведение и личность в целом.

Исследователи Б.Н. Алмазов (2000), В.А.Фокин (2000) и др. отмечают возрастные особенности проявления бродяжничества. Если в возрасте от 7-9 лет самовольные уходы из семьи начинают встречаться (но редко), то у детей в возрасте 10-13 лет частота и длительность побегов увеличивается. Дискомфорт, испытываемый в семье детьми, становится особенно ощутимым. Стыд за недостойное поведение родителей является источником сильнейших переживаний, детей тяготит принадлежность к социально неблагополучной семье. Самовольный уход из дома - это не протест, а заявка о самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уход из внешне благополучной семьи чаще всего связан с неправильной родительской позицией относительно трудностей средовой адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Отставание в учебе, скептическое оценивание успехов со стороны учителей и одноклассников приводит к изоляции ребенка. Демонстративное бесшабашное поведение и самовольные уходы с уроков в этот период являются компенсацией внутреннего напряжения. Усиление дисциплинарных санкций со стороны учителя и родителей приводит к полному отчуждению и непринятию нормативного поведения. У безнадзорников возникает внутренний протест, выраженный в идентификации со «значимыми взрослыми» в семье, в школе, с ними он переживает потерю чувства безопасности. В этот период редкими являются побеги без причин.

В целом следует отметить, что термин «безнадзорность» широко используется для объяснения самых разных нарушений в развитии и поведении ребенка, специфика которых объясняется конкретными условиями его жизни. Исходя из этого положения «безнадзорность» - понятие ситуативное. Ребенок считается безнадзорным, находясь в определенной, неблагоприятной для себя ситуации, объективно переживаемой как несоответствие между реальным положением и желаемым состоянием.

Как отмечает И.А. Фурманов (1999), для беспризорных детей независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений - от незнания, несоблюдения правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения - воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

Групповые нормы поведения безнадзорных и беспризорных детей и подростков большей частью не фиксируются в каком-либо определенном виде: это просто обычные реакции на стандартные ситуации, которые в данной группе достаточно общеприняты. В любой группе важно именно то, что считается само собой разумеющимся, что молчаливо и бессознательно принимается всеми. Это и опасно, потому что под такую категорию само собой разумеющихся поступков могут подпадать и мелкие кражи, и сквернословие, и хулиганские выходки в общественных местах. Групповая мораль подобного типа тесно связана с низким уровнем правового и нравственного сознания. Происходит деформация многих моральных понятий, и это становится психологическим оправданием противоправных поступков.

Характерная личностная особенность безнадзорных детей, которую отмечают многие исследователи - глубокая деформация нравственных и правовых ориентации и установок. Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных целей, средств их достижения. Имеют место «ножницы», разрыв между известными, одобряемыми в принципе, ценностями общества и фактически используемыми ими в повседневном поведении в качестве руководства к действию, ориентации на требования нездоровой в социальном отношении микросреды. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются этими подростками, исходя из искаженных групповых ценностей. Эти ценности смещены в сторону психологического комфорта, сиюминутных удовольствий, потребительства. В среде безнадзорных признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого запрета. Закон рассматривается как совокупность неприемлемых ими запретов, а не как правила одобряемого обществом поведения.

А. Адлер отмечает (1991), что предоставленные сами себе, подростки забрасывают учебу, отдают все время уличным компаниям, бесцельному времяпрепровождению, приобретают опыт правонарушений. Этих детей обычно отталкивает от себя и школа. Интернатные учреждения обычно не берут под свою крышу детей, родители которых не лишены родительских прав, даже если пребывание ребенка в семье противоестественно и представляет угрозу для его выживания и развития. Жизнь ребенка на улице оборачивается тяжелейшими последствиями для его психологического и физического развития. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психологическое здоровье подорвано. Многие, сбежав от жестокого обращения в семье, попадают в руки взрослых, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, приобщают к проституции. Все это деформирует психофизическое, личностное развитие детей.

З.В. Буркова (1997) описывает безнадзорных и беспризорных подростков, исходя из опыта работы в социальном приюте (гостиной). Она отмечает, что подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, то есть были жертвами домашнего насилия, однако часть детей школьного, особенно подросткового возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Часто в приют поступают дети, которые в течение длительного времени подвергались жестокому обращению, у которых произошли серьезные изменения в психике личности, в том числе и мотивационно-потребностной сфере. Часть детей, поступают в приют вскоре после совершения насилия, например, после изнасилования, имеют тяжелые психические последствия, которые проявляются в острой, кризисной форме. У ребенка происходят нарушения нормального функционирования, особенно в первое время после события.

Исследования А.Н. Майорова (2001) показывают, что для многих безнадзорных и беспризорных детей характерна деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях, и, главное с повышением личностной значимости последних. Об этом же говорят и исследования М.И. Рожкова и М.А. Ковальчук (2003). Они выделяют применительно к особенностям личности безнадзорных и беспризорных детей, следующие характеристики: а) отрицательная оценка подростком семьи, школы, производственного коллектива, б) положительная оценка неформального коллектива, в который он включается.

Таким образом, личность безнадзорного ребенка развивается в условиях депривации семейных связей и повышенной роли сверстников в системе социальных взаимоотношений. Группа сверстников постепенно становиться для безнадзорного ребенка референтной, а транслируемые ей нормы и ценности принимаются им как личные.

У безнадзорных детей, вследствие семейного неблагополучия, наблюдаются нарушения в психическом и физическом развитии, отсутствует правильная нравственная оценка окружающей действительности, не воспитаны необходимые гигиенические и трудовые навыки. Они, как правило, уклоняются от выполнения любого дела, требующего даже минимальной затраты сил, склонны к бродяжничеству, имеют немало вредных привычек, от которых отказываются с трудом. Интересы их неустойчивы, они не умеют доводить начатое дело до конца.

Нарушения в коммуникативной сфере формируются вследствие узости, ограниченности контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокой интенсивность контактов со сверстниками - с другой. Такая безусловность в общении вроде бы должна способствовать эмоциональной стабильности и защищенности ребенка, но в развитии безнадзорных детей наблюдаются следующие издержки преимущественного общения со сверстниками: нарушается умение выстраивать равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить себя, свои действия и поступки, свои личностные качества, необходимые для общения, которое можно охарактеризовать дружеским. Не способствует успешной социализации и неблагополучие межличностных отношений ребенка вне семьи, которое проявляется в негативном, враждебном отношении взрослых (особенно и чаще всего педагогов), пренебрежительном отношении благополучных сверстников, постоянно переживаемых обидах, психологических травмах, наносимых социальным окружением (Л.Т. Дулинова, А.Л. Маршак, Е.И. Холостова, 2000).

Ф.А. Мустаева (2002) отмечает, что в эмоционально-волевой сфере безнадзорных подростков, фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность и даже грубость, лживость, несамокритичность. Об этом же пишет В.В. Терехина: «Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних, имеющих продолжительный опыт безнадзорности. Речь здесь идет не о возрастных особенностях, которые присущи основной массе подростков вообще, а о деформациях в морально-эмоциональной сфере» (2002, с.19).

Как отмечает А. В. Гоголева (2004), у безнадзорных и беспризорных детей и подростков очень специфичны самооценка и ценностные ориентации. Самооценка их редко бывает адекватной, часто она завышена или же наоборот занижена, это связано с отсутствием «зеркала», коим для ребенка является семья. Отражение, которое получает безнадзорный ребенок, в оценках и действиях окружающих зачастую оказывается искаженным, что затрудняет адекватную самооценку. Среди значимых ценностей они выделяют, в основном, ценности материального характера, а также возможность развлечения, получения удовольствия.

Говоря об особенностях развития личности безнадзорного, А.В. Гоголева (2004) подчеркивает, что их отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка и др.) Специалисты отмечают также, что безнадзорных отличает выносливость, точность восприятии, смелость, активность, солидарность в групповых действиях, то есть то, что необходимо для самостоятельного выживания.

Для безнадзорного ребенка, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов, дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. При этом несовершеннолетний безнадзорный теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения (Л.Т. Дулинова, А.Л. Маршак, Е.И. Холостова, 2000).

В ходе наблюдения, проведенного И.Ю. Тархановой (2004), было отмечено, что большинство подростков, характеризующихся длительным периодом безнадзорности, имеют неаккуратный внешний вид, небрежны в одежде, характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, замкнуты, склонны к агрессии. Результаты беседы показали, что большинство подростков, относящихся к категории безнадзорных, среди личностных ценностей выделяют ценности преимущественно материального характера, а также независимости от взрослых, родственные отношения как ценность выделяют немногие. У большинства опрошенных выявляется неадекватное понимание свободы как безнаказанности, стремление поскорее стать самостоятельным и освободиться из-под опеки взрослых (инспекторов и педагогов школ).

Изучение личных дел дало возможность И.Ю. Тархановой (2004) проанализировать семейно-бытовую сферу безнадзорных детей и подростков. По ее данным большинство детей и подростков, оказавшихся в социально опасной ситуации безнадзорности, имеют неблагополучную семью, практически все семьи можно отнести к группе риска вследствие различных причин: материальных трудностей, антисоциального поведения родителей, недостатка времени у родителей, интолерантности семейных взаимоотношений.

Эти данные подтверждают положение о том, что одной из основных причин безнадзорности является семейное неблагополучие.

В целом таковы основные психологические особенности личности и социальной направленности безнадзорных и беспризорных детей, описываемые в научной и методической литературе.

Список литературы:

1. Адлер А. Беспризорные дети. - М.: Просвещение, 1991. - 224с.
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. / Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000. - 310с.
3. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социс. 2003. № 9. - С. 61.
4. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум // Педагогика. 2004. № 1. - С. 56.
5. Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997. - С.66-70.
6. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 463с.
7. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. - М.: Интеллект-центр, 2001. - 192с.
8. Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000. - 47с.
9. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2002. - 416 с.
10. Нечаева A.M. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. №6. 2001. - С.57-65.
11. Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактика детской безнадзорности: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2003. - 86с.
12. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.1. / Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: Просвещение, 1999. - 612с.
13. Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. - М.: Инфра-М, 1999. - 1110с.
14. Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 28с.
15. Терехина В.В. Безнадзорным детям - особое внимание // Социальное обеспечение. №5. 2002. - С.18-22.
16. Фокин В.А. Социально-психологические причины побега из дома девочек // Социальная работа с детьми и подростками группы риска.- СПб., 2000. - С.40-44.
17. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Книга для психологов. - Минск: Тесей, 1999. - 224с.