24.08.2011 12593

Педагогические средства патриотического воспитания студентов (статья)

 

Сложное и многоаспектное содержание патриотического воспитания ставит перед педагогами первоочередную задачу - подбор методов и средств данного вида воспитания. Прежде всего, необходимо определиться в дефиниции «средство воспитания». В словаре русского языка С.И. Ожегов определяет средство как «прием, способ действия для достижения чего-нибудь».

В педагогике широко распространено мнение, что средством воспитания может быть любой объект среды. Так, В.И. Журавлев определяет средство воспитания как «предмет среды, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс». Средства воспитания образуют систему благодаря существованию таксотомии целей, важнейшей из которых является цель - развитие личности.

Средствами воспитания, считает П.И. Пидкасистый, могут быть: художественная литература и другие книги, газеты, журналы, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, различные предметы культуры и природы. Развивая данное положение, П. И. Пидкасистый называет особенности, позволяющие объектам внешнего мира становиться средствами воспитания. «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания, если:

1. с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира воспитанника;

2. она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной форме;

3. объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками».

Подобного мнения придерживается Н.Е. Щуркова: «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие... Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме... нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства».

В. А. Сластенин средством воспитания считает «материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудие, инструменты педагогической деятельности. Средством воспитания может выступать коллектив в педагогическом смысле этого слова, различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т. п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность».

Несколько иной позиции в отношении определения понятия «средство воспитания» придерживается В. С. Селиванов. Он считает, что «средствами воспитания являются различные виды деятельности воспитанников, а не предметы, с помощью которых эта деятельность осуществляется». Основанием для такого подхода к определению понятия средства воспитания для В.С. Селиванова явилась точка зрения К.Д. Ушинского, который утверждал, что в качестве средств воспитания следует использовать четыре «деятеля», оказывающих на сознание, чувства и поведение воспитанников прямое воздействие. Эти средства обеспечивают, по мнению К. Д. Ушинского, достижение цели воспитания, если они используются согласованно в одном направлении. «Если эти четыре «деятеля» - игра, работа, учение и, наконец, сама школьная или семейная жизнь дитяти - направлены к одной и той же цели., то она не может быть не достигнута».

Н.М. Борытко также считает, что средством выступает и целесообразная деятельность человека, направленная на реализацию той или иной цели, и конкретные действия человека, осуществляющего цель деятельности. Иначе говоря, основной признак, позволяющий нечто отнести к категории средства, по мнению ученого, - это сознательное его использование для достижения цели.

Таким образом, вслед за Н.М. Борытко и В.С. Селивановым, опирающимся в определении понятия «средство воспитания» на точку зрения К. Д. Ушинского, мы будем понимать под средством воспитания любую целесообразную деятельность, в которую включается воспитуемый.

Каждый объект имеет свои характеристики: физические, химические, эстетические и т.д. Кроме объективных характеристик, он приобретает при выполнении функции средства социального воспитания еще и педагогические характеристики, среди которых важнейшие: полноценная информация об объекте, способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанников в последующем самовоспитании.

Педагогические характеристики средства воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами. Объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установленных средств воспитания. Субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания.

Объекты, играющие роль средства воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель. Воспитательные возможности единичного средства ограничены; реально воспитатель использует систему средств воспитания, причем, чем богаче набор используемых средств воспитания, тем более эффективен результат воспитания. Зависимость уровня воспитанности детей от использования системы средств воспитания представляет собой один из фундаментальных законов педагогики.

Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельностей воспитателя и воспитанников. Они обусловлены воспитательной целью, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на развитие личности воспитанника. Связи средств с другими компонентами обеих деятельностей складываются в процессе воспитания и прекращаются по окончании его. Для воспитания каждого качества личности, каждого убеждения, любого элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные средства воспитания. Обычно объекты для этих функций подбирает воспитатель. Но при работе со старшеклассниками, студентами он может научить этому самих воспитанников путем возбуждения интереса к вопросам воспитания. По мере становления навыков самовоспитания участие воспитателя в совместной деятельности становится все более опосредованным, направленным на управление самостоятельной деятельностью воспитанников.

Система средств разрабатывается воспитателем соответственно цели воспитания. Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это разделение целей по времени их достижения весьма условно. Одни средства воспитания являются общими, используются для достижения любой цели; другие - специальными, применяемыми для достижения некоторых целей. К общим средствам относятся газеты, художественная литература, физическая культура.

Средства и формы воспитания часто объединяются в одно название. Так, например, в выражении «экскурсия в музей», слово «экскурсия» означает форму, а слово «музей» - средство в системе средств, определенной воспитателем для планируемой формы. Одно или иногда несколько средств могут быть ведущими, а остальные сопутствующими. Так, при организации экскурсии в музей ведущим средством является музей, а средства воспитания дисциплинированности и других качеств личности - сопутствующими, хотя не менее важными. Одна и та же форма может сочетаться с различными средствами, и наоборот, одно и тоже средство может быть использовано в различных формах воспитания.

Существуют общие и специальные формы организации воспитательного процесса (по их отношению к средствам воспитания). К общим формам воспитательной работы относятся: кружки, олимпиады, тематические вечера, утренники, смотры, конкурсы, выставки и т. д. Специальные формы воспитания связаны с отдельными задачами эстетического, умственного, нравственного, трудового, физического и других сторон развития личности. Специальные формы могут быть конкретизацией общих форм, либо специфическими. При их проведении используются общие и специальные средства воспитания.

Средства воспитания оказывают значительное влияние на развитие личности. Средства материальной культуры связаны с развитием практического интеллекта, а средства духовной культуры, представленные в знаковой форме, более существенны для развития теоретического мышления и других психических функций. Л.С. Выготский выделяет четыре стадии развития в зависимости от освоения средств деятельности. Первая -естественно-примитивных, простейших культурных форм поведения, приобретаемых в сотрудничестве с воспитателем. Вторая - освоение средств культурного поведения, представленных в знаковой форме и выраженных в устной речи. Третья - накопление опыта использования знаковых средств и появление привычек культурного поведения. Четвертая - самовоспитание, когда внешний знак заменяется внутренним; появляется духовная потребность в культурном саморазвитии.

По мнению Л. С. Выготского, развитие личности есть процесс овладения средствами материальной и духовной культуры, созданной человечеством, причем воспитанник не только берет нечто от культуры, усваивает нечто, прививает себе нечто извне, но и сама культура перерабатывает все природное поведение ребенка и перекраивает по-новому весь ход его развития.

Знаковые средства духовной культуры выполняют в воспитании две функции. Во-первых, они служат средствами связи воспитателей и воспитанников, а также между воспитанниками, обеспечивая коммуникацию в коллективе и циркуляцию информации. Средства связи используются воспитателем для волевого воздействия, воспитания внимательности, образования представлений. В дальнейшем они становятся средствами самовоспитания, проявляясь в самоконтроле и воздействии на себя. Во-вторых, они используются в совместной деятельности как средства решения воспитательных задач. Материальные и символические средства совместной деятельности, связанные с речью, образуют сложную систему, в которой символические средства направлены на управление и планирование деятельности воспитанников. Результатом этой деятельности являются абстрактно-символьное мышление, сознание, мировоззрение, моральные, эстетические и другие качества личности.

Знаковые средства являются основными в воспитании мышления. Они используются в интеллектуальной деятельности для воспитания сознания. Сознание воспитывается обоими видами знаковых средств. Средства коммуникации (и, прежде всего речь) необходимы для правильного ориентирования воспитанника в социальном окружении, понимания им причинно-следственных связей в природе и обществе. Средства интеллектуальной деятельности служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения. Эти средства используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.

Средства воспитания высших эмоций, таких как гуманизм и патриотизм, имеют свою специфику. Большое значение имеют эмоции педагога и других взрослых, с которых берут пример воспитанники. Эмоции воспитываются эмоциями. Эмоции взрослых как средство воспитания дополняются другим средством - межличностным (субъект - субъектными) отношением и общением. В общении закрепляются привычки эмоционального поведения и эмоционального отношения к внешнему миру, другим людям и к самому себе.

Эффективность использования этих средств зависит от того, в какую деятельность воспитанников они включены. Максимальный эффект в воспитании эмоций достигается тогда, когда предметная деятельность воспитанников сочетается со специальной работой по возбуждению эстетических и нравственных потребностей, осознанию несовершенства своего внутреннего мира, созданию условий для саморазвития эстетического вкуса, свободного и естественного проявления высших эмоций в коллективе.

Средства воспитания волевых качеств личности являются: личный пример авторитетного взрослого; деятельность, направленная на достижение трудной цели; коллектив воспитанников; общественное мнение; система целей, имеющих важное значение в жизнедеятельности воспитанника.

Содержание, средства и методы образуют систему воспитательного процесса, адекватную цели воспитания. Содержание воспитания составляют ценности патриотизма, определяющие отношение человека к внешнему миру, способы общения и деятельности, используют систему средств и методов педагогического воздействия. В эту систему входят все методы воспитания сознания, эмоций и воли, которые могут сочетаться с любыми средствами материального и духовного влияния воспитателя.

Таким образом, в современной научной литературе нет однозначного понимания данной педагогической категории. Это понятие рассматривается в работах В.И. Журавлева, П.И. Пидкасистого, В.С. Селиванова, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и других.

Выбор средств патриотического воспитания зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Как показывает опыт, в различных вузах нашей страны используется множество форм и средств патриотического воспитания студентов. Знание и вариативное использование этих средств позволяет повысить эффективность процесса социального воспитания в вузе.

Студенческий возраст, имеет временные границы от 17 до 21-22 лет и соответствуют, согласно классификации психологов, периоду поздней юности - ранней взрослости (Б.Г. Ананьев, В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, И.А. Зимняя, В.С. Селиванов и др.).

Впервые проблема студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории была поставлена в исследованиях Б.Г. Ананьева, она разрабатывалась также в работах других авторов (И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Е.М. Никиреева, П. А. Просецкого, А. А. Реана, В. А. Сластенина, В. А. Якунина).

В области социологии студенческой молодежи как специфической социально-демографической группе посвящены работы российских специалистов А.И. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, А.А. Козлова, Ю. Колесникова, В.Т. Лисовского, Т.Э. Петровой, Л.Я. Рубиной, Е. Г. Слуцкого.

Педагогические исследования В.П. Бедерхановой, Е.В. Бондаревской, Х.Й. Лийметса, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, В.И. Слободчикова, Н.Е. Щурковой и других освещают различные аспекты проблемы воспитания студентов.

Как отмечает И. А. Зимняя, студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория появилась в эпоху Средневековья со времени возникновения первых университетов в XI - XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятыми, как предполагается, усердным учебным трудом.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения является наиболее образованной ее частью, отличается активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Не случайно поэтому студентов называют «резервом интеллигенции», «интеллектуальной, духовной элитой молодежи», «потенциальной элитой общества в целом», «цветом нации»: «...в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т.д.». Б. Рубин и Ю. Колесников определяют студенчество так: «. это мобильная социальная группа, основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве».

Включаясь во время обучения в вузе в различные виды учебного, научного труда, а также этическую, эстетическую деятельность, студент приобретает профессионально значимые знания, умения и навыки, осуществляет личностный подход к различным сторонам действительности, у него формируются мировоззрение, общественно ценные свойства и качества личности, развивается самосознание на основе оценки своих возможностей, осмысления притязаний, стремления добиваться определенного уровня результатов.

Многие исследователи подчеркивают, что студенчество - центральный период становления характера и интеллекта человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала. В этот период происходит формирование индивидуального стиля деятельности.

Именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства, и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. В познавательной деятельности преобладающее значение начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

Данный возраст открывает ступень индивидуализации. Ступень индивидуализации, по мнению В.И. Слободчикова, представляет собой этап в духовной жизни человека, связанный с поиском своей укорененности в мире, с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности, это начало становления собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.

Ступень индивидуализации начинается с социального и профессионального самоопределения человека. Этот период связан, в том числе, и с необходимостью опробовать различные роли взрослого человека, подтвердить правильность выбора профессии, адаптироваться к новому образу жизни, построить новые связи и отношения с другими.

17-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности и оценивает ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с соответствующей дифференциацией профессиональных ролей.

«Выбор профессии - одно из главных решений в жизни человека. Он определяет: а) кем быть, то есть, какое занять место в системе общественного разделения труда, в какой мере именно этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков; б) к какой социальной группе принадлежать, то есть соответствующий социальный статус индивида; в) где работать, ибо выбор профессии связан и с выбором места жительства; г) с кем работать, поскольку занятия различаются по проценту мужчин и женщин, возрасту, социальному составу и тому подобному; д) какой стиль жизни избрать, ибо он тесно коррелируется с определенными занятиями; в конечном счете - всю жизнь» - пишет И.С. Кон.

Личностное и профессиональное самоопределение юношей и девушек после окончания школы проверяется жизненной практикой. Они начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.

Входя в профессию, молодые люди стремятся внести в нее творческое начало, преобразовать, развить, усовершенствовать ее. Но у них недостаточно жизненного опыта и знаний, поэтому на начальном этапе профессионального становления они выступают в роли ученика. Желаемое и возможное вступают в противоречие.

В силу недостаточности жизненного опыта в поведении юношей и девушек проявляется внутренний дискомфорт, сопровождающийся иногда внешней агрессивностью, развязностью или неуверенностью и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

По мнению В.И. Слободчикова, ступень индивидуализации совпадает с кризисом юности. Данный кризис - это, с одной стороны, кризис рождения, связанный с вхождением в новый образ жизни, приобщение к ценностно-значимым общественным формам деятельности (в частности, профессии), а с другой - фактический разрыв идеала и реальности, который может быть преодолен только практически - в реальном самоопределении.

В юношеском возрасте в результате в основном самовоспитания сознание продолжает развиваться, приобретая новые характеристики: рефлексию, антиципадию и ассимиляцию. Благодаря рефлексии сознание подвергает анализу личные качества индивида, выявляет «дефекты» прошлого воспитания и самовоспитания. В воспитании рефлексии большую роль играет личный пример авторитетного взрослого, классическая художественная литература, логические средства самоанализа. Антиципация представляет собой способность сознания предвидеть последствия планируемых действий до их осуществления, на этапе подготовки. Антиципация формируется средствами логического анализа поведения и поступков различных лиц, в том числе собственных ошибок, сначала в их обсуждении с авторитетным, хорошо развитым взрослым, а затем в дискуссиях с друзьями и в последующем самоанализе. Ассимиляция характеризует сознание в плане его возможности осваивать духовные ценности народа, вырабатывая на их основе убеждения, привычки поведения и другие качества личности. Для развития способности ассимилировать культурные ценности используют межличностные отношения, беседы на эстетические и моральные темы, личный пример, экскурсии и другое.

Для описания феноменологии кризиса юности необходимо указать исходные условия его развития. В кризисе юности происходит изменение формы со-бытийности молодых людей с другими. Впервые партнером для молодого человека становится все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. Индивидуализация общественных ценностей и деятельностных норм отношений с другими, исходя из личностной позиции человека, составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Это отношения в производственном и студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой. После долгих лет материальной и эмоциональной зависимости от родительской семьи и от первичных социальных групп молодой человек должен приспособиться к системе культуры и способу общественного производства. Любые неудачи в контексте адаптации сопровождаются острыми эмоциональными переживаниями.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смысла жизни. Основной проблемой этого периода является самоопределение, поиск своего места в жизни. В стадии кризиса юности актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном «Я»; вопросы, которые в философии относят к экзистенциальным. На тот факт, что в старшем подростковом и юношеском возрасте является существенным поиск ценностей, указывал еще Э. Штерн. Он считал, что психика человека в этом возрасте имеет ценностную структуру, что это период поиска ценностей и неуверенности в этих ценностях.

Поэтому большой интерес молодые люди проявляют к нравственно-этическим проблемам, поиску формулы, «которая разом осветила бы и смысл будущего существования, и перспективы развития всего человечества» (И.С. Кон), поиск ценностных оснований своей жизни, стремление осмыслить и дать оценку явлениям действительности.

Важное место в индивидуальном развитии молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов «экзистенциальных» вопросов, в избранной профессии, в первую очередь, вычленяются вопросы ее назначения и сущности, культурной, общественной и социальной ценности, профессиональных норм самоопределения и самопознания. С первых шагов обучения в вузе перед студентом возникают проблемы определения себя в культуре, в профессии, самопознании.

Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионального выбора.

Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно. С поступлением в начальные, средние и высшие профессиональные учреждения, с началом трудовой деятельности начинается новый этап в жизни человека. Резко изменяется ситуация развития: индивид приобретает статус студента, входит в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми. Все это требует от него систематического и напряженного интеллектуального труда, самоопределения, саморегуляции и самоконтроля.

Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленностью к обучению в вузе; неумением осуществлять регуляцию собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.

Кризис юности как стремление разрешить объективно сложившиеся к студенческому возрасту противоречия социального развития активизирует процесс социализации. Социализация на данном этапе наполняется содержанием профессиональной деятельности и направлена на присвоение профессиональных ролей, усвоение ценностей, норм, поведенческих моделей в профессиональной сфере.

Анализ существующей системы профессионального образования позволяет заключить, что вуз обладает социально-педагогическими ресурсами для реализации индивидуальных траекторий «специализированного» духовно-ценностного ориентирования личности студента. Школа через реализацию образовательной функции презентует личности общесоциальную систему ценностей, норм, правил, создает условия для ее принятия и деятельной реализации. Вуз позволяет конкретизировать ее и наполнять специфическим содержанием ценностных систем определенных групп социума. Это, в первую очередь, профессиональные ценностные системы. Содержание профессиональных ценностных систем отличается вариативностью, профессиональные ценности, с одной стороны, обусловливают, а с другой стороны, отражают специфику профессиональной деятельности. С другой стороны, в вузе бурными темпами идет становление системы мировоззрения и жизненных ценностей студентов. В связи с этим значительное место в рамках профессиональной подготовки должно уделяться их личностному становлению и патриотическому воспитанию.

Важнейшие направления воспитательной работы с молодежью определены в концепции «Воспитания жизнеспособных поколений» П.И. Бабочкина и И.М. Ильинского, в Концепции воспитания студентов вузов Российской Федерации В.Т. Лисовского.

И. М. Ильинский ставит перед воспитанием цель формирования жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями.

Задачи воспитания студенческой молодежи в современных условиях сформулированы в работах В.Т. Лисовского, рассматривающего процесс воспитания студенческой молодежи как процесс приобщения к высокой культуре социальной самореализации, целью которого является содействие развитию и саморазвитию у личности характера, высокой степени зрелости, социальной активности.

Н. Мазыкина придает большое значение поиску и разработке инновационных подходов к современному патриотическому воспитанию молодых людей. Она считает необходимым объединить в данном процессе усилия всех заинтересованных организаций и ведомств по решению следующих задач: во-первых, рассмотреть вопрос о создании и развитии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации координационных центров по патриотическому воспитанию. Во-вторых, регулярно проводить научно-практические конференции, семинары, дискуссии, совещания, заседания педагогических советов по патриотическому воспитанию молодежи. В-третьих, оказывать всестороннюю поддержку деятельности детских и молодежных организаций патриотической направленности и другие меры. Кроме этого она призывает повысить статус патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней на основе отечественных традиций и современного опыта.

Доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Честнов ставит важнейшую проблему - пересмотр системы подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта. Он считает, что именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных вузах складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры и спорта. Ее реальное место и значение в обществе. Ученый видит значительный ресурс для модернизации системы подготовки и профессионального воспитания. Главная цель преобразований должна состоять в ориентировании системы на запросы и потребности человека.

Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов, по мнению Г.В. Здеревой, выступает в качестве интегративной задачи формирования их личности. Духовное пространство университетской среды сегодня должно быть наполнено идеями патриотизма, государственности, высокой духовности и служения на благо Отечества, традициями этнической и религиозной терпимости, открытости другим культурам, считает ученый. Она высказывает идею неразрывной связи, единстве и целостности профессионального обучения и патриотического воспитания студентов, способствующих формированию личности гражданина: «Будущий учитель должен стать подлинным субъектом деятельности, направленной на формирование гражданских качеств и патриотических чувств, необходимых человеку цивилизованного сообщества».

Патриотическому воспитанию молодёжи способствует умелое использование педагогом возможностей социокультурной среды. Принимая во внимание, что любовь к своему Отечеству начинается с любви к малой Родине, то существенную роль в формировании и развитии патриотических чувств, патриотического сознания следует уделять социокультурной среде конкретного региона. В условиях возрождения патриотизма в Костромской области, полагаем, что будет правильным, если традициям, обычаям, историческим и культурным ценностям Костромской области в вузе будет уделяться большое значение, так как эти ценности составляют основу духовно нравственного и патриотического воспитания студентов. История и традиции региона как средство патриотического воспитания способствуют формированию чувств, взглядов, убеждений и мировоззрения, развивает чувство любви к Родине, привязанности к родной земле.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет изучение истории родного края, культуры, языка, традиций и обычаев своего народа и своих предков. Преподаватели высших учебных заведений должны ознакомить студентов с культурой родного края, с народными традициями и обычаями.

Большой воспитательный эффект, по мнению педагогов-практиков, дают экскурсии, проводимые с целью ознакомления и изучения истории родного края (района, города). Изучение истории и природы родного края, его исторического прошлого укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеаудиторной воспитательной работы. Патриотическое воспитание предусматривает формирование у молодежи знаний о достижениях своей страны и родного края в области культуры, образования, здравоохранения, науки и техники, спорта. Это направление воспитательной работы достигается в процессе ознакомления с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, поэтов, художников, спортсменов. Молодые люди обязаны знать историю своих предков и иметь представление об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. Рассказы, беседы, дискуссии о жизни и деятельности этих великих деятелей науки и культуры способствуют воспитанию у учащейся молодежи патриотических чувств и формированию уважительного отношения к историческому прошлому своего народа. Без воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественной науки, культуры, техники, образования и спорта невозможно сохранить память и беречь культурно-историческое наследие наших предков, нашего народа, формировать патриотическое сознание студенческой молодежи.

Большую роль в системе воспитательной деятельности образовательных учреждений, направленной на формирование патриотических чувств и патриотического сознания играют музеи. В последние годы широкое распространение получили историко-краеведческие, этнографические музеи, знакомящие молодёжь с историей родного края.

В Костромской области имеются благоприятные условия для изучения истории своего народа. Регион имеет свою неповторимую и богатейшую историю. И поэтому на этой благодатной почве в школах и высших ученых заведениях выросло количество музеев, которые занимаются изучением истории родного края и жизни выдающихся людей.

В некоторых научных публикациях и диссертационных исследованиях рассматривается взаимосвязь патриотического воспитания и физической культуры и спорта (Г.В. Рудакова, А.Ю. Рустамов). Однако, в этих диссертациях, на наш взгляд, недостаточно освещены возможности спорта в патриотическом воспитании студентов.

На современном этапе развития общества физическая культура и спорт приобрели большое значение, стали предметом размышлений и изучения философов, социологов, культурологов и др. Важным фактором в современном мире является всё большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с общепринятым феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Л. И. Лубышева определяет спорт как разноликую и полифункциональную деятельность, ядром которой становится соревнование и достижение победы. Цель спортивной деятельности в большей степени связывают с достижением спортивного мастерства и высокого спортивного результата на основе организации тренировочного процесса. Сам тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми предпосылками, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата. Этот показатель определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности. Данные особенности спортивной деятельности часто мешают увидеть весь спектр ее потенциальных возможностей. Так, одним из малоизученных вопросов можно считать использование достижений спортсменов прошлого в воспитании патриотизма современных студентов.

Таким образом, одним из средств патриотического воспитания, на наш взгляд, должны стать спортивные традиции региона, которые сочетают в себе как освоение исторического прошлого своей малой родины, так и участие в спортивном движении своего региона. Поддержание и развитие спортивных традиций заставляет студента занимать активную субъектную позицию, при этом способствует формированию патриотизма, как на уровне сознания, отношения, так и на уровне поведения и деятельности.

 

Автор: Вятлева С.В.