24.08.2011 3645

Программа использования спортивных традиций региона как средства патриотического воспитания студентов (статья)

 

Опытно-экспериментальная работа по использованию спортивных традиций региона как средства патриотического воспитания студентов факультета физической культуры была организована в процессе обучения студентов в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также в процессе подготовки и участия студентов в спортивных мемориальных соревнованиях.

Спортивные мемориальные соревнования, понимаемые нами как ежегодно проводимые спортивные турниры в различных видах спорта, посвященные выдающимся людям, или знаменательным для региона датам, на наш взгляд, являются своеобразным ядром, сконцентрировавшим в себе весь смысл и значение спортивных традиций региона. Поэтому так велико их значение в процессе патриотического воспитания молодых спортсменов -студентов факультета физической культуры Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

На территории Костромской области ежегодно проводится более 30 традиционных спортивно-мемориальных соревнований. Практически в каждом из видов спорта регулярно проводятся подобные международные, всероссийские, межрегиональные и областные встречи:

– всероссийские турниры: по боксу, посвященный памяти заслуженного тренера России В.И.Софронова, по боксу, посвященный памяти А. К. Захарова, по вольной борьбе, посвященный памяти дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова, по армейскому рукопашному бою «Золотое кольцо России», посвященный памяти Героя Советского Союза О. А. Юрасова, кубок России по конькобежному спорту на призы Олимпийского чемпиона А.В. Голубева «Крещенское созвездие», по настольному теннису на призы чемпионки мира С. Федоровой (Гринберг);

– межрегиональные состязания: юношеский турнир по дзюдо «Белые барсы», турнир, посвященный памяти С. Курочкина, легкоатлетический марафон «Волга», турнир по настольному теннису, посвященный памяти генерального директора фирмы «ОРТАТ» Х.И. Даварашвили, детский шахматный фестиваль «Кубок Волги»;

– соревнования и турниры областного масштаба: юношеский турнир, посвященный памяти тренеров-основоположников вольной борьбы в Костромской области, соревнования по гребле на байдарках и каноэ на приз Е.Н. Дементьевой, фестиваль конькобежного спорта «Серебряные коньки», весенняя легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Северная правда», осенний чемпионат по кроссу, посвященный памяти Героя Советского Союза В. В. Князева, лыжная эстафета на призы А. С. Олюниной, лыжный марафон памяти патриота земли русской Ивана Сусанина, лыжные гонки, посвященные памяти призера Олимпийских игр А.И. Шелюхина, турнир по армейскому рукопашному бою, посвященный памяти Д. Пузатых, турнир ветеранов по мини-футболу, посвященный памяти ректора Костромского государственного технологического университета, доктора технических наук, профессора В. А. Степанова, юношеский турнир по футболу на призы клуба «Кожаный мяч», кубок по футболу, посвященный памяти Г.И. Баутова, соревнования по хоккею на призы клуба «Золотая шайба» имени А. В. Тарасова, шахматные турниры «Белая ладья» и турнир, посвященный памяти М.С. Малинина.

Перечисленные турниры появились в области не одновременно. Их совокупность складывалась постепенно. Спортивные традиции Костромской области обладают уникальностью, самобытностью и воспитательным потенциалом. Среди вышеперечисленных соревнований значительную роль в становлении костромского спортивного движения сыграли следующие: с 1978 года ежегодно проводится турнир по боксу памяти заслуженного тренера России В.И. Софронова, турнир собирает участников со всей России. Вадим Иванович Софронов сумел подготовить большую группу высококлассных спортсменов, достойно представлявших Костромскую область на российских и международных турнирах.

Большой популярностью пользуется традиционная легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Северная правда», которая проводится с 1947 года. В различные годы в ней принимали участие сильнейшие спортсмены области и страны.

В начале 1965 года Областной союз спортивных обществ учредил турнир на приз Геннадия Ивановича Баутова в честь ХХ-летия победы в Великой Отечественной войне. С тех пор каждый год 9 мая этот турнир открывает футбольный сезон в г. Костроме.

В 1989 году был проведён первый в истории Костромы и Поволжья экологический марафон «Волга». Он прошёл под девизом охраны экологии и в первую очередь защиты Волги, на берегу которой стоит Кострома. В марафоне участвовали бегуны не только нашей страны, но и зарубежья.

Студенты должны знать выдающихся спортсменов-патриотов, показавших высокие спортивные результаты и прославивших нашу Родину -Россию. К великим спортсменам-патриотам, прославившим нашу Родину можно отнести следующих костромичей: Алевтина Сергеевна Олюнина -заслуженный мастер спорта, чемпионка и серебряный призёр Олимпийских игр в Саппоро, трёхкратная чемпионка мира, тринадцатикратная чемпионка СССР; Анатолий Иванович Шелюхин - заслуженный мастер спорта СССР, пятикратный чемпион СССР, бронзовый чемпион чемпионата мира, участник двух олимпиад: 1956 - Кортино Д'Ампеццо (Италия) - 4 место, 1960 - Скво-Велли (США) - бронзовая медаль; Александр Голубев - заслуженный мастер спорта, Олимпийский чемпион и рекордсмен (Лиллехаммер, 1994), серебряный призёр чемпионата мира и многие другие спортсмены, достойно представлявшие нашу Родину на мировых спортивных аренах. Значительный вклад в подготовку спортсменов высокой квалификации внесли и вносят заслуженные тренеры России: В. И. Софронов, А. К. Захаров, В. Г. Савельев и др.

Эти спортсмены и тренеры прославили своими достижениями не только свой город, но и свою Родину - Россию. Их успехи в спорте могут послужить примерами подражания для патриотического воспитания, подрастающего поколения. Выдающиеся успехи, достижения этих спортсменов и тренеров на крупных соревнованиях, а также их преданность, ответственность перед своим народом позволяет их назвать истинными патриотами своей Родины.

Реализация на практике выявленных нами организационно-педагогических условий использования спортивных традиций региона в патриотическом воспитании студентов факультета физической культуры представляет собой динамический процесс, содержанием которого является последовательная смена трех этапов деятельности по позиционному самоопределению студента в процессе участия в мемориальный спортивных соревнованиях.

Первый этап (1-2 курс) - индивидуальная проблематизация. На данном этапе, в процессе социальной адаптации к вузу и факультету студент усваивает нормы и ценности общности факультета физической культуры. Он присваивает новый для себя ролевой репертуар: студент, будущий педагог, спортсмен, будущий учитель физической культуры, гражданин. Попадая в ситуацию новизны, молодой человек воспринимает ситуацию как образец для подражания, старается соответствовать предъявляемым ему требованиям. Традиционными для факультета стали такие адаптационные мероприятия как: спортивно-творческий праздник «Здравствуй, первый курс», осенняя факультетская спартакиада, фестиваль творчества студентов «Метро», спортивный праздник «Молодецкие забавы» и другие.

Участие в этих событиях дает возможность первокурснику, с одной стороны, почувствовать свою принадлежность к данному сообществу, проникнуться духом, атмосферой факультетской жизни, увидеть для себя определенные целевые ориентиры как личности, студента, члена факультета, спортсмена, гражданина. А с другой стороны, данные события направлены на предоставление возможности студентам презентовать себя, показать не только свои способности, но и проявить гражданскую позицию.

Одним из событий - образцов является участие в мемориальных спортивных соревнованиях. Студент, в зависимости от своих достижений в том или ином виде спорта, определяет в каком качестве (участника соревнований, зрителя, запасного игрока, спортсмена, выступающего вне зачета) он будет представлен в них.

Важно отметить тот факт, что на данном этапе мы не выявили прямой зависимости позиционного самоопределения студента и влияния на него спортивных мемориальных соревнований. Так, участники соревнований имеют возможность впервые попробовать свои силы в турнирах, о которых они имели представление лишь из сообщений средств массовой информации и рассказов старшекурсников, тренеров и преподавателей.

Но не менее важна роль зрителя-болельщика и запасного игрока. Влияние соревнования на людей чрезвычайно многообразно и ещё далеко не до конца изучено. Сопереживание, которое вызывает любое спортивное соревнование, делает зрителя как бы непосредственным участником поединка, создаёт эффект присутствия. Исследуя спорт как совокупность определённых общественных отношений, В.Б. Кучеровский называет болельщиков полноправными участниками спортивного процесса, субъектом спортивных отношений. Болельщик в процессе спортивного соревнования вступает в общение, контакт, социальные связи с другими людьми. Он не пассивно наблюдает за состязанием, а является его косвенным соучастником. Как члены группы людей, социальной общности, болельщики обладают выраженным чувством долга и ответственности, чувствами уважения, гордости, восхищения, а иногда - стыда и разочарования за выступления спортсменов.

Таким образом, впервые попадая в атмосферу мемориальных спортивных соревнований, молодой человек имеет возможность пережить всю гамму чувств, характеризующих его отношение к спорту, выдающимся спортсменам, малой и большой Родине. Этому способствует особая процедура организации соревнований. Так, например, после окончания соревнований, посвященных памяти заслуженного тренера России по боксу В. И. Софронова, все участники и организаторы турнира участвуют в торжественном митинге и возложении цветов на могиле тренера. Этот ритуал символизирует преемственность поколений, «социальную эстафету». Лыжные гонки, посвященные памяти призера Олимпийских игр А.И. Шелюхина традиционно проводятся на его родине, в поселке Сухоногово. В них принимают участие вместе с высококвалифицированными спортсменами дети и ветераны. Лыжная дистанция (от старта до финиша) оборудована специальными переносными стендами, на которых представлены этапы жизненного и спортивного пути А. И. Шелюхина, результаты побед его последователей. Насыщенность подобными знаками и символами спортивной арены мобилизует спортсменов, дает им возможность почувствовать причастность к истории, современности и будущему костромского спорта.

Формированию патриотических чувств и воспитанию патриотизма у студентов способствуют на данном этапе выступления по телевидению и радио выдающихся костромских спортсменов чемпионов Мира, Олимпийских игр, заслуженных мастеров спорта, работников физической культуры и спорта, их приветственные речи перед открытием соревнований, торжественные проводы бывших спортсменов на заслуженный отдых. Это стимулирует активность и развивает интерес молодёжи к занятиям спортом. Они стремятся прославить свой город высокими спортивными достижениями, и у них возникает ответственность перед старшим поколением. Большое значение для развития костромского спорта и воспитания спортсменов в духе патриотизма имеют печатные издания. С 2003 года в Костромской области под редакцией К. Бабаева выходит областная газета «Костромской спорт». На страницах этой газеты публикуются материалы о мероприятиях, которые проводят администрация области и областной комитет по физической культуре и спорту, о победах костромских атлетов на международной и национальной спортивных аренах, о проблемах, стоящих перед костромскими спортсменами и тренерами.

Чувства, пережитые студентом в процессе подготовки и участия в мемориальных соревнованиях, подкрепляются знаниями, получаемыми им в учебном процессе. Спецкурс «История и традиции спортивного движения в Костромской области» позволяет перевести эмоции на когнитивный уровень (подробная характеристика спецкурса представлена в параграфе первом второй главы), формирует целостные представления студента о спортивных традициях региона и о возможностях их продолжения и развития.

Таким образом, у студента происходит индивидуальная проблематизация по поводу участия/неучастия в спортивных мемориальных соревнованиях от своего имени, или как представителя факультета, или как представителя своей малой родины.

Второй этап (3 курс) - самоопределение и интериоризация ценностей патриотического воспитания в процессе участия в спортивных мемориальных соревнованиях. Данный этап является своеобразным переходом к пониманию сущности данного вида соревнований и их значимости для личностного развития студента. То есть мемориальные соревнования становятся стимулом для формирования патриотического сознания студентов. По нашему мнению, в практике формирования и развития патриотического сознания студентов ощутимые издержки могут быть связаны с тем, что воспитатели не всегда добиваются у воспитуемых эмоционального отношения к нормам долга. Постоянное повторение важных и правильных положений не найдут должного отклика, если эти обращения не вызывают активной работы мысли и чувств. Одни лишь напоминания о долге, поучающий тон и нудные назидания способны вызвать чувство неудовлетворенности. Сухая назидательность, чаще всего происходящая от равнодушия и черствости, является «опасным вирусом» в учебно-воспитательном процессе вуза.

Необходимо иметь в виду, что любовь к родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия, и что начинается оно с чувства любви и сыновнего почитания к «малой» родине, к дому, где он родился и рос, к родному краю.

Педагогический аспект формирования и развития патриотического сознания студентов состоит в разработке и внедрении принципов и методов педагогического влияния в ходе участия в соревнованиях с целью повышения уровня их общественно-государственной подготовки и социального интеллекта, гуманитарных знаний, приверженности патриотической идее, достижения высокой социальной компетентности.

Формирование патриотического сознания с определенной условностью осуществлялось нами на двух уровнях. Первый уровень ценностных ориентаций аккумулирует систему отношений к государству в целом, отражает осознание своей «причастности» к нему. Второй уровень, сосредотачивает пристрастные проявления личности относительно конкретных субъектов, текущих событий, явлений общественно-государственной и политической жизни. Первый уровень детерминирует второй. В этой связи патриотическое сознание студентов в нашем исследовании мы определяем как систему теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание важнейших качеств гражданина - патриота России, ответственности и гордости за свою Родину.

Таким образом, мы считаем необходимым подчеркнуть, что содержание патриотического воспитания имеет сложный, комплексный характер, поэтому его влияние на духовный мир личности студента происходит в различных плоскостях, включающих в себя как сознательный, и подсознательный уровни.

На втором этапе можно констатировать, что многие молодые люди и девушки уже имеют опыт участия в мемориальных соревнованиях по своему виду спорта. Некоторые из них являются призерами и победителями этих турниров. Их фотографии размещаются рядом с портретами именитых спортсменов. На занятиях преподаватели озвучивают их победы в одном ряду с олимпийскими чемпионами и всемирно известными тренерами. Таким образом, для студентов формируется идея личной причастности к традициям региона, к истории своего края. Но в этот период в ходе опытно-экспериментальной работы мы столкнулись с наибольшим количеством трудностей, связанных с тем обстоятельством, что у некоторых студентов-победителей соревнований начал складываться своеобразный «ореол славы», явно мешающий их самоопределению и тормозящий процесс их патриотического воспитания. Поэтому большое внимание мы уделяли реализации принципа рефлексии. На встречах со студентами тренеры и преподаватели старались построить взаимодействие таким образом, чтобы каждый студент имел возможность проанализировать свои достижения и неудачи, а также спланировать линию своего дальнейшего продвижения. При этом групповое обсуждение способствовало не только выявлению успехов и проблемных вопросов, но и объединяло воспитанников как участников одного общего дела, которое имеет большое значение не только для каждого из них лично, но и для факультета, университета, города, страны.

В этот период мы на основании рефлексивных встреч осознали необходимость изменения акцентов воспитательной работы в сторону ее индивидуализации. Нами были выстроены несколько возможных траекторий движения студентов в процессе их патриотического воспитания в рамках участия в мемориальных соревнованиях.

Для тех студентов, которые достигли высоких результатов как участники соревнований, ставились задачи: либо выступить в составе организаторской команды соревнований, либо подготовить начинающего спортсмена к соревнованиям. Данную задачу индивидуально решать достаточно сложно, поэтому деятельность осуществляется так называемыми рабочими группами. Другим студентам также давалась возможность самоопределиться либо как участники соревнований (в случае, если в их планы входила победа в соревновании), либо как тренеры начинающих спортсменов.

Социальная активность студентов, простимулированная нами на предыдущем этапе, вызвала к жизни и новые, не планируемые нами траектории интериоризации ценности спортивных мемориальных соревнований. Некоторые студенты (на пример Василий Б. и Иван В.) взяли на себя роль своеобразных «пропагандистов» идеи мемориальных соревнований. Они проводили факультативные занятия первого и второго курса по разработанному ими сценарию коллективного творческого дела «Я - продолжатель традиций костромского спорта». Основная цель данного мероприятия заключалась в эмоциональной презентации студентам идеи спортивных мемориальных соревнований как способа активно включиться в продолжение традиций костромского спорта. Первокурсники и второкурсники охотно участвовали в предложенном коллективном творческом деле. Анализ их отзывов показал известную в науке закономерность связанную с тем, что лучше всего материал усваивается в процессе взаимообучения. Повысилась включенность в соревнования первокурсников.

Таким образом, на втором этапе формируется осознание причастности к региональным традициям, патриотизм интериоризируется как ценность.

Третий этап (4-5 курс) - осознанное активное включение в продолжение и развитие спортивных традиций региона. На этом этапе основной акцент делается на развитие у студентов творческого отношения к продолжению спортивных традиций региона. На протяжении седьмого и восьмого семестра рабочими группами студентов разрабатываются социальные проекты программ спортивных соревнований, реализующие патриотические идеи и продолжающие спортивные и исторические традиции Костромской области. Данные проекты проходят многоуровневую экспертизу: экспертами выступают на первом уровне коллеги из другой рабочей группы, на втором - преподаватели, на третьем - тренеры. Завершающим этапом является защита наиболее удачных проектов в Областном спортивном комитете.

Одним из наиболее удачных проектов был признан экспертами областного спортивного комитета и факультета физической культуры «Проект проведения Всероссийского турнира по вольной борьбе, посвященного памяти Главного маршала авиации А. А. Новикова», разработанный студентами 4 курса факультета физической культуры Дмитрием К., Александром Н., Алексеем С. В качестве целей и задач турнира они выдвинули популяризацию и развитие вольной борьбы; повышение спортивного мастерства спортсменов; формирование здорового образа жизни; повышение эффективности патриотического воспитания молодёжи.

В качества места и времени проведения соревнований студены определили: соревнование проводится 18-19.03. 2006 года в г. Костроме, в зале ГОУДОД КОСДЮШОР им. А.В. Голубева по адресу Давыдовский-3 д. 44. Приезд иногородних команд 17.03.2006 г., взвешивание участников 17.03.2006 г. в 18.00, заседание судейской коллегии в 17.00 по адресу Давыдовский-3 д. 44.

 1. Участники соревнований.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены 1989 г. р. и старше, имеющие подготовку не ниже кандидата в мастера спорта.

Соревнования проводятся согласно действующим правилам ФИЛА с дополнениями и изменениями. Весовые категории: мужчины 50, 55, 60, 66, 74, 84, 96, 120 кг, женщины 48, 63, 72 кг.

2. Награждение победителей.

Победители соревнований, награждаются денежными призами, медалями и грамотами. Учреждаются специальные призы: «За волю к победе», «Лучшую технику», «Лучшему судье соревнований», «Самому молодому финалисту», «Приз зрительских симпатий». (Призы посвящены памяти А.А. Новикова.)

3. Программа соревнований.

1 этап - организационный. Приезд и размещение участников соревнований. Каждую команду сопровождают волонтёры, в качестве которых выступают студенты факультета физической культуры. Волонтёры предоставляют информацию, как по организации соревнований, так и по истории их проведения. Волонтёры сообщают о том, кому посвящен турнир, как давно он проводится, какие сильнейшие спортсмены принимали в нем участие.

2 этап - торжественное открытие соревнований. Соревнование открывает парад участников. После приветственной речи почетных гостей соревнований (заслуженные тренера, судьи, выдающиеся спортсмены) под гимн происходит подъем флага Российской Федерации.

С помощью современных технических средств демонстрируются видеоклипы (видеонарезки) и фотографии об истории проведения турнира. Для зрителей и участников соревнований организуется показательное выступление юных борцов (данные видеосюжеты студенты представили во время защиты проекта).

3 этап - основное соревнование. Предварительные и финальные бои (проводятся в течение двух дней). Проводятся по традиционной для турнира схеме. Особое внимание студенты уделили оформлению зала соревнований и раздевалок. Они разработали эскизы, учитывающие не только информирование участников, но и формирование у них особого отношения к данным соревнованиям.

4 этап - подведение итогов соревнований. Студенты предложили не только традиционные формы, но и новые творческие приемы, направленные на единение участников соревнований, установление между ними дружеских отношений.

5 этап - торжественное закрытие соревнований. Выступление организаторов и судей соревнований. Награждение призеров и победителей турнира. Вручение специальных призов памяти А. А. Новикова.

4. Оформление соревнований.

Программы турнира; рекламные афиши; специальный выпуск газеты или листовок, сообщающих об истории проведения турнира; технические средства; видеоклипы и фотографии, представленные в электронном варианте; портрет А. А. Новикова; грамоты, медали, памятные призы; специальная форма для волонтеров; таблички для парада участников.

Таким образом, многие из идей, выдвинутых студентами, находят свое отражение в организации мемориальных турниров, а их авторы становятся полноправными членами оргкомитета, отвечающими за собственный блок подготовки соревнований. Студенты самостоятельно активно включаются в продолжение спортивных традиций региона. Эта деятельность становится для них личностно значимой, они становятся носителями ценностей патриотического воспитания подрастающего поколения на примере спортивных традиций.

Желаемый конечный результат патриотического воспитания -сформировать у студентов факультета физической культуры чувство любви к Родине - это продукт учебно-воспитательного процесса в целом, всего комплекса педагогических влияний, всей деятельности с учетом личностно-ориентированного воспитания студентов, которое заключается в том, чтобы не только сформировать и даже не только воспитать, а найти, поддержать механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления патриота, его взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией; сохранения духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности.

Традиционные спортивные мемориальные соревнования как средство патриотического воспитания студентов направлены: во-первых, на получение и освоение каждым участником новой информации, приводит к повышению образованности, меняет отношение к жизни, его взгляды, влияет на изменение его духовных качеств; во-вторых, на высокий эмоциональный фон способствует развитию способности к сопереживанию, взаимопомощи, ответственности; в-третьих, на интегративные возможности, то есть традиционные соревнования обеспечивают связь между прошлым, настоящим и будущим. Таким образом, они воспитывают чувство причастности каждого студента к жизни общества и даёт общественную окраску деятельности и поведения личности.

Однако патриотическое воспитание средствами спортивных традиций региона должно быть подкреплено на уровне региональной политики, инициативами предпринимательских кругов, общественных организаций, учебных заведений.

Таким образом, патриотическое воспитание студентов факультета физической культуры средствами спортивных традиций региона, консолидированных в рамках традиционных мемориальных соревнований по различным видам спорта, осуществлялось нами в ходе опытно-экспериментальной работы поэтапно, исходя из идеи продвижения студентов в субъектности, их самоопределении по отношению к участию, организации и распространению идей данных соревнований.

 

Автор: Вятлева С.В.