24.08.2011 22622

Модель профессиональной компетентности учителя начальных классов (статья)

 

Специфика профессионализма в разных видах деятельности (профессиях) наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, содержащую указания на нормативные характеристики деятельности работника и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать работник для осуществления данного вида труда.

В качестве эталона «портрета профессии» выступает профессиограмма, которая принимается за основу квалификационной характеристики специалиста. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя.

Вопрос о разработке профессиограммы учителя был поднят в печати Ю.С. Алферовым и Е.Г. Оссовским. Ими была предпринята попытка определить функции профессиограммы, ее структуру и содержание. Наиболее глубоко проблема разработки профессиограммы учителя была исследована в фундаментальной работе В.А. Сластенина. Ученый рассматривает личность учителя как единое целостное образование, логическим центром которого является мотивационная сфера, определяющая профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Здесь по результатам анализа реальной образовательной деятельности учителя начальных классов и с учетом прогноза развития общих требований, предъявляемых обществом к квалифицированному учителю начальных классов, а также на основе анкетирования работодателей была разработана профессиограмма учителя начальных классов, которая представлена через описание видов деятельности учителя начальных классов и состоит из профессиональной компетентности и психограммы. Структурные компоненты профессиограммы являются важнейшими для определения содержания учебных планов и программ, а содержание профессиональной компетентности позволяет однозначно определить программу профессионального обучения студентов педколледжа.

При разработке профессиограммы учителя начальных классов учитывались следующие принципы:

– комплексный подход в изучении профессиональной деятельности;

– целенаправленное составление профессиограммы, подчиненное достижению конкретной практической цели;

– дифференциация профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

– отражение реального состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

– учет перспектив и профессионального роста;

– надежность и научность (профессиограмма разрабатывалась на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Разработка профессиограммы учителя начальных классов осуществлялась по следующей программе:

1. Изучение деятельности учителей начальных классов в школе: изучение предмета и цели деятельности, требований к результату труда, требований к уровню профессиональной компетентности;

2. Изучение организации профессионального обучения студентов в педколледже: изучение документации, учебно-методического обеспечения и программ обучения, анализ занятий;

3. Разработка программы обучения студентов педколледжа на основе разработанной профессиограммы;

4. Экспериментальная проверка программы профессионального обучения студентов в педколледжах г. Москвы.

По результатам многих исследований общую структуру профессиональных качеств (психограмму) учителя можно представить в таком виде:

– Высокие нравственные и гражданские качества учителя как передового человека своего времени.

– Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика.

– Педагогические способности, в частности, дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские (элементы), суггестивные, проективные, конструктивные, творческие и некоторые другие.

– Педагогическое самосознание учителя как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив.

– Ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и другие).

– Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.

Таким образом, учитывая, что психограмма учителя начальных классов (включающая психологические требования к специалисту, а также личностные и психофизиологические качества), изучена достаточно хорошо, наиболее детально в рамках данного диссертационного исследования разрабатывалась профессиональная компетентность учителя начальных классов.

Каждая страна, исходя из своих приоритетов в профессиональной сфере, выделяет определенные компетенции учителя. На сегодняшний день в нашей стране требования к сфере образования на уровне компетенций еще не достаточно сформулированы и находятся в стадии научной разработки. Тем более проблема формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов остается пока малоизученной. Назрела необходимость в выработке обобщенных критериев и показателей, определяющих качество профессиональной подготовки учителей в системе среднего профессионального образования.

В отечественной педагогике и психологии существуют различные подходы к определению сущности, содержания и структуры профессиональной компетентности педагога. Одни авторы (А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина и др.) предлагают рассматривать эту проблему с психологической точки зрения, другие (Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) делают акцент на развитие личностных характеристик, профессионально значимых качеств самого педагога, третьи (Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев, В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.) относят профессиональную компетентность к одной из пяти групп ключевых квалификаций, четвертые (А.А. Деркач, Г.Н. Подчалимова, и др.) определяют профессиональную компетентность в структуре профессионализма деятельности преподавателя.

Термин «профессиональная компетентность учителя» и иногда употребляющийся как тождественный «педагогическая компетентность» за последнее время получил множественное употребление в психолого-педагогической литературе.

В исследовании В.А. Адольфа профессиональная компетентность учителя представлена как обобщенное личностное образование. Он определяет профессиональную компетентность как готовность к продуктивной педагогической деятельности. Автор включает в структуру профессиональной компетентности: теоретико-методологический, культурологический, предметный, психолого-педагогический и технологический компоненты. Данная В. А. Адольфом характеристика компонентного состава профессиональной компетентности учителя помогает осмыслить логику этапов формирования профессиональной компетентности учителя, их содержание и уровневую структуру.

В других работах, посвященных исследованию профессиональной компетентности педагога различаются следующие ее виды:

– специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие (СБ. Елканов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.Г. Пишулин, К.К. Платонов и др.);

– социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничество, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда (Н.В. Бодягина, Н.Ю. Клименко и др.);

– аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции (Н.В. Кузьмина, МИ. Лукьянова и др.);

– экстремальная профессиональная компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов (О.Н. Шахматова и др.) и т.п.

Несмотря на такое разнообразие выделенных видов профессиональной компетентности, ни один из авторов не приводит основания обобщающего критерия, по которому можно было бы их классифицировать. Так, например, социальная и экстремальная компетентности имеют разные основания для классификации, а, следовательно, различаются по структуре, содержанию и условиям формирования. Очевидно, что данная проблема еще должна найти свое решение в трудах педагогов и психологов. Отметим лишь, что названные виды компетентности означают зрелость человека в профессиональной деятельности и общении, становление личности профессионала, его индивидуальности.

Существуют и иные подходы к определению структуры профессиональной компетентности педагога, основанные на выделении в ней инвариантного и вариативного компонентов. Так, рассматривая содержание педагогической подготовки студентов, О.А. Абдуллина видит в нем взаимосвязь общего (ядра), особенного (дополнение с учетом специфики факультета) и индивидуального (дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания). Первый компонент содержания - фундаментальные знания в области педагогики, приобретаемые в процессе изучения нормативных, обязательных педагогических дисциплин (марксистская концепция воспитания, знания о закономерностях, принципах и методах обучения и воспитания, о ребенке как объекте и субъекте воспитания). Второй компонент - дисциплины по выбору, факультативы с учетом специфики факультетов, альтернативные спецкурсы и различные варианты профильных дисциплин. Третий компонент содержания -самостоятельная работа студентов по интересам, направленная на развитие индивидуальных творческих способностей и индивидуального стиля деятельности. Движущими силами развития содержания и методов общепедагогической подготовки учителя, согласно автору, являются противоречия: между постоянным ростом требований к учителю и возможностями их учета в системе педагогической подготовки; между изменениями в содержании педагогического труда и их отражением в содержании и методах педагогической подготовки; между педагогической наукой и ее воплощением в практике подготовки учителя-профессионала.

Интересна точка зрения А.И. Пискунова, который выделяет в структуре профессиональной компетентности учителя: 1) инвариантное ядро (фундаментальные знания в области философских, психолого-педагогических и методических наук; технологические знания в области организации различных форм и видов учебной и внеаудиторной деятельности; профессионально-педагогические умения); 2) вариативную часть, которая предусматривает учет особенностей профиля научной подготовки студента, его личных интересов и склонностей. Анализируя подход А.И. Пискунова к понятию профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что базовые инвариантные знания и умения - это стандартный минимум для педагога любого профиля. Они выступают фундаментом для последующего самостоятельного углубления будущими специалистами в теорию и практику профессиональной деятельности.

Представляет интерес взгляд Т.М. Туркиной на структуру профессиональной компетентности, который был выработан на основе структурно-функционального подхода к педагогической деятельности и включал: (1) предметный аспект, который определяется содержанием передаваемого в педагогическом процессе опыта (знаний, умений, навыков); это ответы на вопросы, лежащие в сфере действия специалиста, типа: «чему учить?», «что формировать или воспитывать?»; (2) технологический аспект, в котором определяются методы, способы, приемы, средства обучения, воспитания и построения самого процесса усвоения знаний и смыслов; это ответ на вопрос: «как учить и воспитывать?»; (3) психологический аспект, который обусловлен необходимостью субъективных вариаций педагогического взаимодействия его участников; это ответы на вопросы «кто учит и воспитывает?», «кто учится?», сформулированные как в плане индивидуально-психологическом, так и в контексте изучения психологических механизмов всех составляющих целостного педагогического процесса.

Несмотря на то, что изучением профессиональной компетентности педагога активно занимались отечественные ученые 90-х годов XX в., в различных литературных источниках она трактуется по-разному, но при этом разные исследователи практически единодушны в исходных концептуальных позициях: формирование профессиональной компетентности педагога носит процессуальный и системный характер, фундамент которого составляет уровень собственного профессионального образования.

Наиболее близким является определение профессиональной компетентности педагога, данное Т.М. Туркиной «...важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять определенные трудовые функции».

Современный подход к структуре профессиональной компетентности предлагает рассматривать данный феномен как совокупность универсальных (общих, ключевых), общепрофессиональных (базовых) и специальных (частнопрофессиональных) компетенций.

Универсальные компетенции являются общими для большинства специальностей. К ним относятся: социальная, коммуникативная, информационная, проблемная кооперативная и другие компетенции. Они не являются предметом настоящего диссертационного исследования.

К базовым (общепрофессиональным) компетенциям относят комплекс универсальных компетенций общепрофессиональной категории. В педагогике это комплекс психологических и педагогических компетенций, характеризующих педагогических работников всех специальностей.

Специальные компетенции представляют собой совокупность характеристик определенной профессиональной деятельности конкретного специалиста. Из всех перечисленных компетенций в настоящей работе исследуются, прежде всего, некоторые специальные компетенции учителя начальных классов (в части обучения первоклассников технике письма), а также соответствующая общепрофессиональная - рефлексивная компетенция.

Соединенные воедино, все перечисленные виды компетенций являются частью профессиональной компетентности учителя начальных классов, формирование которой ставится целью подготовки будущего специалиста.

Источниками определения состава конкретных компетенций учителя начальных классов в данном диссертационном исследовании выступали обобщенные требования работодателей к профессиональным умениям учителей, профессиональные стандарты и квалификационная характеристика учителя начальных классов.

На основе теоретического анализа литературы, обобщения личного педагогического и управленческого опыта диссертанта, изучения массовой педагогической практики, мы находим возможным и конструктивным определить профессиональную компетентность учителя начальных классов как профессиональную характеристику, которая проявляется в характере его профессиональной деятельности, обеспечивает готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с предъявляемыми нормами, стандартами и требованиями, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне целей, содержания, технологий, а также понимание и видение целостного учебного процесса в начальной школе. Это позволяет представить структуру профессиональной компетентности учителя начальных классов в виде структуры, включающей в том числе компетенции: психолого-педагогическую, нормативно-правовую, рефлексивную, предметную и методическую.

Такая структура профессиональной компетентности учителя начальных классов отражает совокупность видов деятельности, обусловленных особенностями нашего века, социальным заказом общества, а также творческой стороной деятельности учителя.

Психолого-педагогическая, нормативно-правовая и рефлексивная компетенции имеют общий для педагогической профессии характер, т.е. являются общепрофессиональными, а предметная и методическая - специальными компетенциями, которые обусловлены способностью выполнять определенные специфические профессиональные обязанности, отличающие учителя начальных классов как специалиста от других педагогов. Все названные составляющие тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую профессиональную компетентность учителя начальных классов.

Содержание представленных компетенций представляет собой требования к профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Анализ общепрофессиональных компетенций позволил выявить их содержание. Так, психолого-педагогическую компетенцию мы рассматриваем как владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; владение разнообразными формами оценки качества образования школьников; умение выявить индивидуальные способности учащихся и строить образовательный процесс с их учетом; умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учениками, коллегами, родителями; создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе; умение проектировать вариативную и личностную ориентацию образовательного процесса.

Нормативно-правовая компетенция. В ее содержание мы включаем владение определенными нормативными отношениями в области учитель -ученик, учитель - родитель; знание и умение использовать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании»); владение этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения человека к человеку, к обществу и природе; обладание экологической и правовой культурой.

В содержание рефлексивной компетенции входят: умение анализировать и оценивать свою работу и действия школьников; способность к самопознанию, самопобуждению и самореализации. Она является регулятором личностных достижений педагога, а также побудителем профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства. Рефлексивная компетенция тесно интегрирована с отдельными специальными компетенциями.

Специальные компетенции отличают учителя начальных классов от других педагогов и требуют дополнительного изучения. Их содержание мы определили:

а) предметная компетенция - готовность к применению знания научных основ содержания курса начальной школы; позитивное отношение к учебной дисциплине; осознанное владение специальной терминологией в необходимом объеме во взаимосвязи с содержанием учебного материала; умение интерпретировать и систематизировать научную информацию по предмету; умение адаптировать содержание учебной дисциплины к возможностям учащихся.

б) методическая компетенция - готовность планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по учебному предмету; готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету; готовность реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовать учебную работу младших школьников; готовность к применению инновационных технологий обучения; квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения.

На основе анализа характера педагогической деятельности учителя начальной школы, включающей преподавание двенадцати различных учебных дисциплин (обучение чтению, обучение письму, русский язык, литературное чтение, математика, естествознание, изобразительная деятельность, художественный труд, музыка, физическое воспитание, информатика, иностранный язык) в настоящей работе были предложена обобщенная структура специальных компетенций учителя начальных классов, состоящая из предметной и методической компетенций.

Предложенная структура профессиональной компетентности учителя начальных классов должна послужить основой для получения наглядного и адекватного представления студента о его будущей профессиональной деятельности и проектирования эффективных технологий профессиональной подготовки к ней.

При таком подходе к определению структуры профессиональной компетентности учителя начальных классов появляется возможность использовать ее при разработке нового содержания образовании и новых учебных планов, программ, написания учебников, а также опираться на нее при разработке инновационных технологий по подготовке будущих учителей, которым предстоит работать в XXI веке, а также сократить период адаптации молодого специалиста.

Содержание специальной и методической компетенций требует уточнения применительно к конкретному учебному предмету, входящему в учебный план начальной школы. Это связано с тем, что учитель начальной школы по характеру педагогической деятельности - универсал, который преподает двенадцать различных учебных дисциплин. Кроме того, учитель начальных классов является классным руководителем и постоянным организатором детского коллектива, а также связующим звеном между школой и родителями учеников.

 

Автор: Герасименко Е.Н.