24.08.2011 4833

Психолого-акмеологические особенности развития личности подростка (статья)

 

Исследуя механизмы формирования и проявления способностей, психологи и педагоги приходят к проблеме развития личности. Общим для всех концепций развития личности (Л.И. Божович, Н.A. Менчинская, B.C. Мухина, А.В. Петровский и др.) является постепенный переход от внешней регуляции поведения, условий развития, элементов самосознания личности к произвольной психорегуляции личностью своей жизнедеятельности. Произвольность и сознательная саморегуляция - основа личностного развития ребёнка. Эта тенденция проявляется в умениях: управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая при этом возникающие трудности и препятствия.

В этом случае, на наш взгляд, в большей степени имеет смысл говорить о произвольной и творческой психорегуляции личностью своей деятельности и поведения. По мнению вышеупомянутых авторов «пик» развития личности, способной произвольно управлять своей деятельностью и поведением, приходится на переход между подростковым и юношеским возрастом.

Ключевым в описании подросткового возраста является понятие «противоречивость». Сказанное относится ко всем аспектам подросткового возраста, в том числе, и к его границам. Как известно, не существует единого мнения по вопросу о точных границах подросткового возраста (например, Д.Б. Эльконин и Э. Эриксон). По данным разных исследователей они колеблются от 10 до 17 лет.

Во всех подходах к исследованию подросткового возраста «во главу угла» ставится рассмотрение фундаментальных для молодых людей данного возраста характеристик, имеющих кардинальное значение для всего их последующего развития и становления как личности.

Противоречиво также понимание качественных характеристик подросткового возраста. В работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, развиваются идеи советской психологии 30-х годов о диалектической противоречивости перехода от одного возрастного периода к другому. Стыки двух возрастных периодов являются переломными, кризисными этапами, наиболее важными точками развития личное г и ребенка. В это время формируются новые психические черты, умения и навыки, а также новые существенные потребности. Представление о подростковом возрасте, как о периоде стрессов, тревог и конфликтов дают Ж.-Ж. Руссо, С. Холл, 3. Фрейд и другие (А.В. Петровский, 1987; И.В. Дубровина, 1987).

Исследования зарубежных психологов последних пятнадцати лет не подтверждают взглядов на подростковый возраст как на период кризисов и потрясений. Он характеризуется как специфический этап развития, но кризис для него исключение. По данным Шиланд (1978) меньше 20% «нормальных» респондентов столкнулись с сильным или умеренным эмоциональным прессом, аффективными реакциями, крахом Я, семейными и социальными конфликтами в подростковом возрасте. Кле М. отмечает, что процент таких психологически неблагополучных подростков такой же, как и в других возрастных группах.

Подтверждение тезиса о нормативном характере подросткового возраста дают результаты исследования Мастерсона и Уошберна. Отвергается тезис о «нормальной психопатологии» взросления на основании повторных обследований респондентов через 5 лет. У 66% из них установленные ранее симптомы тревог и депрессивных состояний сохранились в умеренной или легкой форме. Аналогичные выводы были сделаны Раттером М. и Граам Р. при сравнении девиантных подростков и подростков без отклонений.

Ф. Райе отмечает данные лонгитюдного исследования Оффера, которые дают основание утверждать, что конфликты не переживаются подростком одновременно. Это дает ему возможность постепенно, по мере надобности, решать встающие перед ним задачи (концепция непрерывного роста). Сходную концепцию фокального взросления предлагает Дж. Коулман. Она сводится к тому, что различные проблемы приходят в фокус в разное время. Это объясняет, как нормальному индивиду удается избежать кризиса, но вовсе не означает обязательности отсутствия его для каждого.

По мнению названных зарубежных психологов, тяжелые внутренние кризисы, конфликты с окружающими не являются для подросткового возраста неизбежными. Можно говорить лишь о повышенной утомляемости в начале подросткового периода и об относительно высокой эмоциональной возбудимости, чувствительности, неуравновешенности подростков. Только в этом смысле этот период можно назвать критическим. В остальном, степень эмоционального благополучия полностью зависит от отношений, складывающихся в семье и группе сверстников.

В противоположность вышеназванным точкам зрения, в отечественной психологии существует различение предподросткового кризиса, который сопровождается множеством негативных проявлений, и стабильного подросткового возраста (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б.). Бурное половое созревание подростков вызывает частые резкие перепады настроения, а также снижение самооценки. Организм подростка претерпевает значительные изменения, которые существенно влияют на все стороны биологического, психологического и социального развития. Происходят глубокие телесные изменения (Ф. Райе, 1991), новообразования в когнитивном развитии. Социальное развитие идет по двум основным линиям - освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Развитие самосознания характеризуется становлением идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций. Для подростков характерна повышенная эмоциональная возбудимость, большая чувствительность, обидчивость, ранимость, быстрая смена настроения.

Кризисными признаются также типичные характеристики поведения детей на протяжении подросткового возраста. Фельдштейн Д. И. разделяет подростковый период на три стадии:

Первая стадия (младшие подростки 10-11 лет) - характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, она определяется автором как «локально-капризная».

Вторая стадия («правозначимая», 12-13 лет) - характеризуется переживанием недовольства собой, сопровождающимся актуализацией потребности в самоуважении, общим положительным отношением к себе, как к личности, зависимостью самооценки от оценок окружающих, особенно сверстников.

В третьей стадии («утверждающе-действенной», 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Она основана на сопоставлении своих личностных особенностей с собственным идеалом. Эмоциональный фон будет зависеть от cтeпени их сходства.

Выявлено, что субъективно более сложным подростками воспринимается возраст 13-14 лет (A.M. Прихожан), на сложность которого влияет, в числе прочих факторов, темперамент. Л.С. Выготский трактует его как «кризис 13 лет».

Но данным болгарского психолога Пирьова Г. Д. в пубертатном возрасте доля возбудимых личностей растет. На протяжении многих лет в литературе появляются сообщения о большой распространенности депрессивных расстройств в пубертатном возрасте, особенно у делинквентных подростков (Алберт II., Бек А. (1975), Т. Ванган, Ч. Бологнинн (1977); Рассел X., Хард-ман Г. Л. (1980), Холл Б. (1981)). У них в этом возрасте помимо депрессии, наблюдаются нарушения контактности, гиперкинез, агрессия и враждебность.

Некоторые зарубежные исследователи указывают даже, что на протяжении определенного времени депрессия имеется у каждого подростка (Антони Е. И. 1970; Еазон В. М. 1970 и др.). Одним из проявлений депрессии в подростковом возрасте может быть антиобщественное поведение. О делинквентном поведении депрессивных подростков говорят Личко А. П., 1983, Кржечковский А.Ю., 1991) и др.

В старшем подростковом возрасте увеличивается возможность возникновения психических травм из-за акцентуации некоторых свойств характера (Личко А. Е.,1983).

В подростковом возрасте происходит изменение сферы интересов ребёнка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют постоянного значения. Ребёнок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношений к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности. Исследование конкретного соотношения мотивов, механизма построения и изменения их иерархии, условий и причин трансформации исключительно важно, поскольку структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий, с деловой коллективистской, лично-престижной направленностью.

Направленность личности подростка и ею отношений парадоксальна:

1) чёткая ориентация на деятельность сочетается с

– обращённостью в мир мечты, фантазии, а

2) ориентация на удовлетворение сегодняшних потребностей в общении, эмоциональном комфорте, плохое осознание будущею сочетается с

– ориентацией на разные интересы.

В период перехода в юношеский возраст формируется научное мировоззрение (И.С.Кон, 1984; Л.И. Божович, 1979; А.Г.Ковалев. 1988). В ранней юности в мировоззрении актуализируются научные знания, связанные с проблемой личности и общества, появляется осознание их ценности, они включаются в контекст опыта деятельности и общения ребенка. Формируется потребность применять усвоенные на предыдущем этапе развития знания в повседневной жизни. Особенность мировоззрения у юношества заключается в ею ориентации на этическую систему ценностей. На базе сложившихся в подростковом возрасте понятии о нравственно-психологических особенностях других людей и самого себя, у юношей складываются общие нравственные категории, вырабатываются собственные взгляды на мораль. Понимание норм начинает отличаться обобщенностью и стремлением к их операционализации. Переход в юношеский возраст означает «помещение» усвоенных норм поведения в широкий социальный контекст.

Анализ данных исследований показывает, что, практически, все исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки этого возрастного контингента, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в этом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их большой реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (Р. Бернс, 1986).

В. Кваде, В.П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывают достоверно сильная ориентация на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения ими норм морального поведения; повышенную самооценку - низкая оценка поведения сверстниками, пониженную самооценку - низкая психологическая устойчивость (определенная последовательность в поведении).

Для подростка главным является осознание собственного «Я», которое концентрируется вокруг таких вопросов, как:

- Кто «Я»?

- Какой «Я»?

- Каковы мои способности?

- За что я могу себя уважать?

Потребность подростка в самоанализе - признак развития личности, предпосылка целенаправленного самовоспитания. Определение себя в мире происходит в виде диалогов:

с самим собой;

с окружающими людьми;

с культурой;

с миром в целом.

Таким образом, культура (в том числе и художественная) выполняет функцию сокровищницы социального опыта многих поколений, которая способствует диалогическому процессу самоанализа старших подростков и юношей.

Если подросток хорошо осознаёт свои чувства, сопутствующие ею действиям, то старший подросток осознаёт себя во внешнем мире («Наибольшая реальность - Я САМ!»).

Вместе с тем подростковое «Я» всё ещё неопределённо и расплывчато. С одной стороны, для этого возраста характерно острое переживание внутренней пустоты, которую надо чем-то заполнить, а с другой - такая же острая потребность в избирательном общении, и (что наиболее парадоксально) потребность в уединении, сопровождающаяся чувством одиночества. Это чувство одиночества - следствие рождения у подростка богатой внутренней жизни. Здесь педагогам и психологам необходимо найти адекватные (культуросообразные) формы выражения и развития подростком своего внутреннею мира.

Как уже отмечалось выше, трудности в самовоспитании чаще всего возникают из-за пониженной самооценки:

- будущее кажется тревожным;

- нет веры в свои силы;

- каждое замечание ранит, убеждает в судьбе неудачника.

Противоречивость оценок разных сторон внутренней жизни подростков, данная в разных психологических исследованиях наводит на мысль о смене методологии организации таких исследований.

Отмеченная склонность подростков к рефлексии позволяет предположить эффективность применения метода выявления психолого-акмеологических качеств. Причины этого таковы: подростки могут сами назвать и оценить степень проявления актуальных для них качеств. Существует возможность сравнения самооценок подростков с экспертными оценками психолого-акмеологических качеств. Психолого-акмеологические качества связаны и проявляются в каком-либо значимом для подростка виде деятельности и в этом виде деятельности могут быть оценены.

Возможно, имеет смысл говорить о разных «наборах», о разных комплексах личностных характеристик, актуально развивающихся и преобладающих у конкретной группы испытуемых в личностной сфере. Возникает вопрос, какие качества ярче всею «показывают» рост, развитие личности подростка? На каких особенностях личности подростка необходимо строить её изучение?

Большую эффективность имели бы методики, основанные на включении подростков в наиболее свойственную для их возраста деятельность, менее формализованную, чем учебная, или труд, эффективность в которой также может измеряться. Мы предположили, что одним из наиболее продуктивных видов деятельности является творческая деятельность.

О каких видах деятельности может идти речь? По мнению К.А. Абульхановой в подростковом возрасте происходит творческое становление личности субъектом деятельности, отношений, жизни в целом. Поскольку творчество является сущностной характеристикой самоорганизующегося процесса развития личности, то новой осознаваемой потребностью подростков является потребность в творчестве. Если ребёнок не может удовлетворить свои новые потребности, эмоции приобретают отрицательную окраску (Л.С. Выготский, 1991; Л.И. Божович, 1971, 1979; Д.Б. Эльконин, 1971).

Сказанное позволяет предположить, что отношения (подростков, в частности) могут быть рассмотрены только в контексте определённой деятельности. Наиболее актуальной становится проблема поиска такой сферы активности подростков, которая могла бы удовлетворять их потребности в самопознании, моделируя происходящие при этом процессы (общение, активная деятельность в мире фантазии, удовлетворение самых разнообразных интересов, формирование идеала и т.д.), и в то же время обладала бы значительным психокоррекционным потенциалом.

Квинтэссенцией всех вышеперечисленных особенностей подросткового возраста является поиск себя в разных видах деятельности. Вид деятельности, позволяющий исследовать самого себя «глазами других», а именно - художественное творчество - может играть большую роль в жизни подростка.

Подростковый и юношеский возраст является этапом бурного развития творческих способностей (возможно, этот этап развития креативности охватывает период с 13 до 20 лет) и, собственно, творчества. Однако этот процесс имеет свои особенности. На основе «общей» формируется «специализированная» креативность, связанная с определённой сферой человеческой деятельности, как её дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Подросток или юноша определяет для себя «идеал» творчества, которому вначале он стремится подражать (вплоть до отождествления). Эта фаза завершается отрицанием собственной подражательной продукции и образа «идеального творца». Индивид либо навсегда остаётся в «подражательной» фазе, либо переходит к оригиналыюму творчеству.

Как следствие, именно в подростковом возрасте происходит изменение интересов в художественно-творческой деятельности. Можно отметить две особенности.

1. большая избирательность подростков к формам и содержанию художественно-творческой деятельности. Содержание ХТД должно быть ориентировано на познание и выражение художественными средствами сторон личности подростков. Формы должны быть недирективными (со стороны взрослого), свободными (со стороны художественно-выразительных средств) и активными и личностно-ориентированными (для подростков).

2. на переднем плане находятся ценностно-смысловые аспекты художественного творчества. Поэтому ХТД должна не только «отражать» внутренний мир подростков, но и воспитывать их, предоставляя высокие образны культуры поведения и чувств, быть ориентированной не только на «акме» подростков, но и на «акме» самой ХТД.

Психолого-акмеологические качества отношения подростков к художественно-творческой деятельности, очевидно, будут различаться в зависимости от конкретной группы подростков. Одни и те же качества будут варьировать в зависимости от степени включённости подростка в художественное творчество, что создаёт возможность для диагностики степени выраженности и динамики отношения подростка к ХТД. В большой степени в этих психолого-акмеологических качествах должна проявляться и их «специфическая» (обеспечивающая эффективность в данном виде деятельности) составляющая.

В целом можно сделать следующие обобщающие выводы:

1. Анализ содержательных характеристик подросткового возраста (отношение к себе, самооценка, успешность в различных областях жизни, уровень притязаний и т.д.) показывает, что основа этого периода - поиск себя в разных видах деятельности.

2. Анализ литературы позволяет предположить возможность и необходимость использования потенциала особым образом организованной ХТД для формирования «акме» подростков.

 

Автор: Глазков В.В.