24.08.2011 15512

Особенности социально-психологического взаимодействия в семье (статья)

 

Семья - главный и основной компонент среды, в которой живет человек, как в коконе, в первую четверть жизни (если повезет) и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь (В.Н. Дружинин, 2000). Большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Согласно М. Аргайлу (1990), удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Напротив, неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими восприимчивость человека к негативному воздействию, снижающими его жизнестойкость.

Представленные в психологической науке типологии семей можно разделить на две группы (Н.Н. Посысоев, И.А. Можаровская, 2004)

Первая группа - типологии, учитывающие различия семейных структур.

– Принадлежность супругов к определенной социальной общности: эндогамия, экзогамия.

– Количество брачных партнеров: моногамия, полигамия, серийная моногамия.

– Юридическое оформление брачных отношений: официально зарегистрированный брак, фактический («гражданский») брак.

– Структура власти в семье: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархальная, неоматриархальная, эгалитарная.

– Количество поколений в семье: однопоколенная, нуклеарная, многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

– Наличие родителей: полная, неполная (материнская или отцовская), функционально неполная («квазинеполная»), особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе бинуклеарная.

– Количество детей в семье: малодетная, среднедетная, многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и, прежде всего, качество семейной жизни.

– Качество выполнения семейных функций: нормально функционирующая, дисфункциональная.

– Состояние психологического комфорта: благополучная, неблагополучная.

– Способность продуктивно разрешать семейные проблемы: зрелая, проблемная.

– Удовлетворенность супругов своим браком: оба удовлетворены браком, один из супругов удовлетворен браком, оба неудовлетворенны браком.

По мнению В.Н. Дружинина (2000), большинство психологических исследований посвящено реальной семье, но с точки зрения ее отклонения от нормы, т.е. изучают в основном реальную аномальную семью. Тем не менее, кажущаяся легкость и однозначность определения отклоняющегося поведения от нормального, аномальной (дисфункциональной) семьи от нормально функционирующей, является причиной многих заблуждений и поспешных категоричных выводов, влияющих в последствии на выбор методов работы с такой семьей.

Мы изучаем семью дисфункциональную, подразумевая низкое качество выполнения ею семейных функций (дисфункциональность), и состояние психологического дискомфорта (неблагополучие, включая сюда же неудовлетворенность браком), неспособность к продуктивному решению трудных жизненных ситуаций (проблемность). Большее внимание уделяется неполной по структуре семье, а точнее материнской семье. Кроме того, мы делаем акцент на особенностях семьи, в которой один или несколько ее членов больны алкоголизмом (для краткости будем называть такую семью алкогольной). Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессовые события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может жить нормально (В.Д. Москаленко, 1990). Нами рассматриваются особенности детско-родительских отношений в дисфункциональной семье с точки зрения нарушения функции социализации ребенка.

Семья, как любая система, реализует ряд важных функций: экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую; репродуктивную; функцию воспитания детей; сексуально-эротическую; функцию духовного общения; функцию эмоциональной поддержки и принятия; рекреативную (восстановительную); функцию социальной регуляции, контроля и опеки. Дисфункциональная семья - это семья, в которой в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии, жизненного цикла (О.А. Карабанова, 2004).

Факторами дисфункциональности семьи могут быть:

1. Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.

2. Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность, хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы, особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

3. Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

4. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

5. Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитирующий образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

По мнению С.А. Беличевой (2005), чем больше число факторов задействовано, тем выше степень дисфункциональности семьи наблюдается.

Приведем признаки дисфункциональной семьи по Bradshaw J. (1988): закрытость системы; непроницаемость или размытость границ личностей; замороженные правила и роли; вакуум интимности; секрет семьи, поддерживаемый всеми членами семьи; конфликтные взаимоотношения; абсолютизирование воли, контроля; склонность к полярности чувств и суждений; отрицание проблем и поддержание иллюзий.

О.А. Карабанова (2004) говорит о возможности последовательного нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду. В этом случае говорят о негармоничной семье, деструктогенной, распадающейся и распавшейся.

В нашем исследовании семьи, в основном относятся к распадающимся. Для них характерно хроническое состояние высокой конфликтности, захватывающей все более широкую область их жизнедеятельности. Члены семей прекращают выполнять ролевые обязанности и функции. Часто единство семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов жить вместе, и отсутствия юридического оформления прекращения брака.

В этом случае мы можем говорить о кризисе дисфункциональности, показателем которого является изъятие ребенка из семьи или его самовольный уход из дома. В своем исследовании мы опираемся на психологическую модель семьи, предложенную В.Н. Дружининым (2000). Он пишет, что семья, как институализированная группа, функция которой заключается в первичной социализации детей, скрепляется отношениями власти-подчинения, взаимоответственности и эмоциональной близости.

Пока есть система этих отношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей - она существует. «Между тремя видами отношений, характеризующих психологическую модель семьи, существуют определенные связи. Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность - власть над людьми для реализации ответственных задач. Психологическая близость обычно отрицательно коррелирует с отношением доминирования - подчинения: чем больше власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологическая близость, поскольку власть это принуждение». По мнению В.Н. Дружинина, «максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу».

Различают дисфункциональные - семьи с открытой и закрытой формой неблагополучия (В.М. Целуйко, 2003). К первой группе относят семьи с алкогольной зависимостью, конфликтные семьи. Конфликтные семьи характеризуются конфронтирующим типом отношений между супругами и между родителями и детьми. Для них характерны ссоры, взаимные оскорбления, угрозы или, наоборот, затяжное отсутствие контактов. Понятие «конфликтная семья» отличают от понятия «семейный конфликт».

Причины, порождающие конфликтность семьи: невротизация родителей, передающаяся детям; кризис супружеских отношений; нищета, низкий социально-экономический статус; педагогическая несостоятельность родителей. Конфликтная семья отчуждает ребенка, и он нередко ищет спасения в бегстве.

Причиной же потери родительского попечения и определения в специализированные учреждения чаще всего является алкогольная семья. В такой семье родители, страдающие алкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный, паразитический образ жизни, довольствуясь случайными заработками, проживают детские пособия, занимаются воровством, пренебрегают нуждами и потребностями детей. Родителям так же свойственны сексуальная распущенность, эмоциональная притупленность, грубый эгоцентризм, жестокость, безалаберность. Антисанитария, низкий нравственный, культурный и экономический уровень таких семей свидетельствует об их несостоятельности как института воспитания и социализации детей. Это неизбежно предопределяет переход ребенка в статус «оставшегося без попечения родителей». Подробнее особенности алкогольной семьи мы рассмотрим ниже.

Ко второй группе скрытого семейного неблагополучия относят семьи, ориентированные на успех ребенка, «псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи, семьи известных людей, семьи состоятельных людей. Отдельно выделяют «пограничные» семьи, к которым относят семьи с недееспособными членами, семьи с детьми инвалидами, семьи с нарушением структуры семейных ролей.

Взгляд исследователей на неполные семьи с точки зрения благополучия/неблагополучия неоднозначен. Многие считают, что неполная семья выступает как условно неблагополучная только из-за неполноты своей структуры. Исследования совладающего поведения в неполных семьях (2004) показало, что в них наблюдается тенденция продуктивного совладания с жизненными трудностями, что делает такие семьи вполне успешными, а значит нормально функционирующими.

Многие женщины из изучаемых нами дисфункциональных семей имеют формальный статус одинокой матери, то есть семья является неполной, но немногие, в действительности, живут одни, без партнера. Сожительство и гражданский брак - распространенные формы партнерства в дисфункциональных семьях. «В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой «семьи» расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств.... Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системы; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определены. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза».

В основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью (В.В. Кондратьева, 2000). Исследуемые нами женщины живут в гражданском браке по причине отсутствия финансово-экономической и социальной независимости. В большинстве случаев они либо не имеют постоянной работы, либо их труд низкооплачиваемый. Партнер в этом случае рассматривается ими как источник материальной поддержки. Для женщин так же характерна низкая самооценка, повышенная тревожностью, потребность в принятии. Внимание мужчины способно удовлетворить эту потребность, даже если оно выражено в крайне деструктивных формах (психологическое и физическое насилие). В неполных семьях на первое место, часто, выступают партнерские отношения. Мать «с разбитой судьбой» лишь временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради любимого мужчины. Если мать покинута мужем и/или у нее меняются партнеры, ребенок бывает заброшен и забыт. Он с раннего возраста попадает в компанию сверстников, «стремится преуспеть в сферах, не требующих самодисциплины, там, где можно быстро удовлетворить свои потребности».

Большое влияние на выбор гражданского брака оказывает история прародительской семьи, которое можно представить в форме двух стратегий построения семьи - стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи.

Стратегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторение модели родительских отношений (О.А. Карабанова, 2004).

Особое место среди дисфункциональных семей занимает семья с алкогольной зависимостью. Зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) - семейная болезнь. Во-первых, она может встречаться у нескольких членов одной и той же семьи, передаваться из поколения в поколение. Во-вторых, даже если в семье только один алкоголик, то все остальные ее члены психологически созависимы с ним (В.Д. Москаленко, 2004). Мы приведем одно из определений созависимости, предложенное Р. Сабби (1986). Созависимость - «это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате подверженности длительному стрессу и использования набора подавляющих правил - правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а так же прямо обсуждать личные и межличные проблемы».

Действительно, в семьях с алкогольной зависимостью, существуют три четко сформулированных правила. Это правила трех «не» (С. Black, 1981): не говори; не чувствуй; не доверяй.

Алкоголические семейные системы имеют определенную внутреннюю программу, так как в паттерне алкоголизации каждый член семьи имеет свою особую роль. Обычно распределение ролей достаточно строгое. Поведенческие циклы, т.е. переходы от пьянства к трезвости, жестко детерминированы и не дают возможности проявить гибкость в применении альтернативных подходов к решению проблем.

Стили общения в алкогольной семье специфические: со стороны непьющих - общение декларативно, со стороны алкоголика - оно колеблется в пределах самобичевания, самооправдания, бесконечных обещаний прекратить употребление спиртных напитков до угроз и открытой агрессии. Члены алкогольных семей, в целом, не умеют слушать друг друга, а говоря что-либо, не ожидают быть услышанными. Они не надеются, что их коммуникативное поведение (например, рассказ о трудностях на работе, в школе) будет иметь какой-либо эффект на остальных членов семьи, побудит их к ответу. Другие члены семьи не проявляют признаков вовлеченности, желания дать ответ. Если кто-то в семье отвечает, то это не обязательно в русле предшествующей коммуникации. Любой, не имеющий отношения к запросу, ответ может быть приемлемым. Существуют ответы, регулирующие иерархические отношения между членом, который говорил, и тем, который слушал. Например: «Ты всегда болтаешь». Тема обсуждения редко бывает приведена к какому-либо заключению. Небольшое количество взаимодействий вокруг одной темы обычно прерывается интервенцией другой, не имеющей отношения к.обсуждаемой. Так в процессе одного разговора может смениться несколько тем и не быть принято ни одной.

Темами для общения в дисфункциональных, в том числе алкогольных, семьях является все яркое, необычное, привлекающее внимание, динамичное. Как правило это криминальная хроника, а часто, из-за отсутствия телевизора, события собственной криминальной жизни.

Яркой иллюстрацией жизненных событий и коммуникаций семьи является детская сюжетно-ролевая игра. Приведем пример из наших наблюдений за игрой девятилетней девочки, находящейся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Пример 1: Убедившись, что на нее не смотрят, девочка кладет кукол друг на друга, они целуются (опыт свободного наблюдения за интимной жизнью родителей). Вдруг раздается страшный стук (девочка стучит по стулу). Одна кукла «говорит» другой: «Милый, лежи, я открою, это, наверное, милиция приехала». Далее разыгрывается сюжет сборов и ареста милицией куклы-мужчины.

Алкоголь способствует поддержанию семейного гомеостаза. За месяцы и годы соприкосновения с зависимостью новые семейные правила становятся устойчивыми. Члены семьи привыкают не доверять, контролировать, вытеснять свои чувства. Кроме того, члены алкогольных семей - часто сами выходцы из дисфункциональных семей с алкогольной зависимостью, поэтому бессознательно создают и поддерживают знакомую модель семейных отношений.

А.И. Тащевой (2003) были изучены особенности общения в семье взрослых дочерей из алкогольных семей. Полученные в исследовании результаты совпадают с нашими наблюдениями. Взрослые дочери из алкогольных семей чаще сверхвежливы, заискивающи, им сложнее отказывать окружающим, они избыточно надеются на близких, даже там, где пора принять активные действия,, они сверхзависимы (в том числе в сексуальной сфере), они верны своему партнеру, идеалам, ригидны, упрямы. Имеют много неопровержимых установок и авторитетов.

В то же время они. независимы, самостоятельны в принятии решений, ориентированы на собственную цель, игнорируют влияние ситуации, демонстративны, экстравертированы, жаждут общения с людьми. Нашим испытуемым, вышедшим из алкогольных семей, так же присущи эти качества, но независимость и самостоятельность в принятии решений выражена, чаще всего, в выборе пьянства, как способа существования. Большинство женщин, чьи дети попадают в социально-реабилитационные центры, приюты, а в последствии в детские дома, алкогольно зависимы. Они прекрасно знают, что расплачиваются своим временем, здоровьем, самой жизнью, но эту цену выбирают сами, в чем и проявляется их личная свобода (В.Ю. Завьялов, 2003).

Традиционно считается, что среди функций семьи главной является порождение и воспитание детей в семье. В.Н. Дружинин (2000), уточняет, что «семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Жизнь и минимальное экономическое воспомоществование может дать и государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не может дать никто».

Многие ученые указывали на роль семьи в социализации личности (Т. Парсонс и Р. Бейлз (Parsons Т., Bales R., 1955), Дж. Мид (Mead G.H., 1934),

И.С. Кон (1989), А.Я. Варга (1983). Именно в семье, как отмечали А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, социализация может выступать и как целенаправленный (воспитание), и как нерегулируемый (межличностное взаимодействие) процесс. Кроме того, в последней четверти 20 века в общественном сознании произошло важнейшее изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как к объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений с учетом его позиций как активного творца этих отношений (О.А. Карабанова, 2004).

Мы рассмотрим процесс социализации в дисфункциональной семье через призму детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения входят в понятие межличностных отношений. Межличностные отношения определяются как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте (Н.Н. Обозов, 1990).

Дисфункциональную семью, в некоторых случаях рассматривают как «институт десоциализации», по Т.В. Андреевой (2004), выделяя формы негативного воздействия родителей на детей, которые достаточно широко описаны и представлены в популярной литературе, научных исследованиях и клинических наблюдениях.

Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами, отметим сразу особенности этих отношений в дисфункциональной семье:

– Характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (А. Рое, М. Селигман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга) (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) и эмоциональное отношение к родителю.

Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон. В дисфункциональной семье имеет место недостаточный уровень эмоционального принятий ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности.

– Мотивы воспитания и родительства. В дисфункциональной семье низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания.

– Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения. В дисфункциональной семье низкий уровень вовлеченности родителей и детей в детско-родительские отношения, характеризующийся холодностью и дистантностью.

– Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя. В дисфункциональной семье имеет место недостаточное или чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка

– Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства. В дисфункциональной семье имеет место либо завышение требований к ребенку, либо недостаточная требовательность и вседозволенность.

– Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка. Для дисфункциональной семьи характерна повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком.

– Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг. Для дисфункциональной семьи характерен неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие.

– Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. В дисфункциональной семье имеет место высокий

уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми.

В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку выделяют варианты отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и аффилиации в отношениях с родителями.

Условное эмоциональное. принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами и поведением ребенка). Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

– Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

– Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

– Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

– Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

Из перечисленных вариантов эмоционального отношения родителя к ребенку мы можем только первый и, возможно, второй отнести к нормально функционирующей семье. Другие варианты характеризуют отношения в дисфункциональной семье, являются примером нарушения родительской любви. Причинами подобных нарушений могут быть:

– Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка.

– Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку.

– Негативное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания и психологической травмы.

– Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический стиль личности, неадекватный стиль привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства).

– Индивидуально-типологические особенности ребенка - «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, - опосредующие формирование родительского отношения.

– Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.

Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь как различающуюся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (3. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникот, И.С. Кон, Г.Г. Филиппова). С точки зрения М. Мид, нормальной является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, считают аномальными. В отечественной культуре, тем не менее, большее внимание всегда принадлежало отношениям матери и ребенка. По нашим наблюдениям, основная причина лишения детей родительского попечения - это потеря материнского воспитания (физическая смерть, алкогольная зависимость, игнорирование матерью родительских обязанностей). Отсутствие мужчины в семье не является причиной ее распада, множество современных женщин одни воспитывают своих детей. Пьющий мужчина в семье так же не повод к ее разрушению. Как показывает опыт изучения алкогольных семей, другие члены семьи сплачиваются в борьбе с зависимостью и главную роль обычно играет женщина-жена алкоголика. В случае если женщина больна алкоголизмом, мужчина, чаще всего, либо оставляет ее с неразрешимыми проблемами одну, либо они оба являются алкогольно зависимыми, и в этих случаях, воспитание ребенка отходит на второй план.

В дисфункциональных семьях мы чаще всего встречаемся с девиантным материнством. Девиантное материнство - отклоняющееся поведение матери, проявляющееся в эмоциональном и физическом отвержении ребенка, выраженное в различных формах (гипоопека, авторитаризм, гиперопека, физическое и психическое насилие, отказ от ребенка), имеет большое влияние на формирование дефицита в психическом и физическом развитии ребенка.

Девиантное материнство можно рассматривать и как причину, и как следствие семейного неблагополучия. Девиантная мать сама происходит из неблагополучной семьи. Основываясь на исследованиях, в частности В.И. Брутман, А.Я. Варги, И.Ю. Хамитовой (1994, 2002), собственных наблюдениях, мы пришли к выводу, что девиантное материнство это проблема не только нуклеарной семьи, это проблема многопоколенная. Причины девиантного материнства коренятся в драме женщины с девиантным поведением и ее собственной матери. Девиантная мать - это мать, которой недодали материнства, это та, которая отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью, как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущая потребность женщины с девиантным поведением - получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя в будущем стать матерью.

Особенность развития материнской сферы женщины в человеческом обществе состоит в том, что общество и сама мать частично осознают материнские функции, частично они представлены в форме поверий, примет, суеверий. В процессе детско-материнского взаимодействия мать наряду с сознательной регуляцией своей деятельности, пользуется интуицией и своими эмоциями (Г.Г. Филиппова, 2002). Борьба за равенство мужчины и женщины, как достижение идеалов социализма, и целенаправленная, на протяжении многих лет, политика государства в области семейных отношений привела к тому, что современная российская женщина несет на себе бремя ответственности за семью (В.Н. Дружинин, 2000). Женщина стала излишне «мужественна», недостаточно отзывчива и эмпатична, но требовательна и категорична. Подобное извращение ролевой структуры семьи А.И. Захаров (1995) рассматривает как одну из причин детских неврозов. «Модель материнского поведения, в которой ребенок должен быть только сыт-здоров-обут-одет, имела под собой реальные (и ужасные) основания: опыт миллионов женщин, для которых физическое выживание детей стало важнее всего остального. Игнорирование, отрицание травм и лишений, причиняемых отрывом от матери при помещении ребенка «в детские учреждения», играло роль пусть примитивной, но все же защиты от чувств боли и вины» (Е.Л. Михайлова, 1999).

Современная женщина - это стержень, основа, на которой держится благополучие семьи. Но именно женщина чаще всего в повседневной жизни сталкивается со стрессом и не всегда успешно с ним совладает. (G. Parry, 1990, S. Taylor, 1996, Е.Л. Михайлова, 1996). Возрастание обеспокоенности и, в итоге, постоянное стрессовое состояние современной женщины, отсутствие социальной поддержки, одного из мощных средовых копинг-ресурсов, все это оказывает пагубное воздействие на женщин, многим из которых личностных ресурсов недостаточно для эффективного совладания с жизненными трудностями, и является одной, пожалуй, самой важной причиной семейного неблагополучия. Несовладание или деструктивное совладание женщин приводит к саморазрушению, к нивелированию роли матери и больнее всего бьет по детям. Как было отмечено выше, женщины, поглощенные разрешением собственных проблем, с трудом воспринимают или вообще игнорируют сигналы, исходящие от ребенка, пренебрегают его потребностями и избегают контакта с ним.

В результате этого страдают, прежде всего, стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Отсутствие положительного самопринятия особенно заметно в поведении детей без семьи. По нашим наблюдениям и данным исследователей, оно выражается в избегании прямого зрительного контакта как с партнером по общению, так и собственным отражением в зеркале, а также в задержке развития графической деятельности (отказе детей 4-6 лет рисовать человека, в том числе свой портрет). Причиной этого явления является невыполнение матерью функций «биологического зеркала» и «биологического эха», когда её лицо, мимика, интонации служат подтверждением желательных форм поведения и отвержением нежелательных, формируют чувство «базисной уверенности» (Э. Эриксон). В первые недели и месяцы жизни ребенку необходимо общение с матерью, нужна ее помощь, он связывает с ней определенные ожидания, вправе по-своему «располагать ей». Кроме того, он хочет как бы «отражаться» в ней. Д. Винникот отмечал, как важно ребенку, вглядывающемуся в лицо матери, видеть там себя самого, а не отражение материнских проблем. «Достаточно хорошая мать» (Д. Винникотт) ежеминутно откликаясь на потребности ребенка, создает фундамент для его психического здоровья.

Дж. Боулби, основоположник теории привязанности, утверждал, что необходимым условием сохранения психического здоровья детей является наличие эмоционально близких, теплых, устойчивых и положительных отношений с матерью. Детерминантами надежной привязанности являются такие личностные свойства матери как эмпатия и эмоциональная доступность, способность разделять чувства ребенка и чувствительность к знакам, подаваемым ребенком, способность побуждать его к игре, гибкость воспитательного подхода, удовлетворенность своей материнской ролью.

С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко, изучая психологическую готовность к материнству как фактор развития последующих взаимоотношений матери и ребенка пришли к выводу, что стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству является субъектное отношение к ребенку, которое обеспечивает благоприятные условия для психического развития ребенка. В противоположность «объектному» отношению, когда ребенок выступает для матери преимущественно как объект ухода (педагогических, медицинских и других воздействий). На наш взгляд, поведение женщины, нацеленное на «объектные» отношения с ребенком могут быть рассмотрены как девиантные.

Такие женщины колеблются в принятии решения иметь детей, им свойственны негативные ощущения и переживания в период беременности. Они скупо отвечают на вопросы, касающиеся их отношения к будущему ребенку, ориентируются преимущественно на соблюдение жесткого режима. Чаще указывают на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение. Они редко отдавали предпочтение играм в куклы.

С момента рождения малыша женщины, ориентированные на «объектные» отношения мало разговаривают с ребенком в режимные моменты, не комментируют его и собственные действия, не используют «бэби-ток» (особо интонированную «детскую речь») и редко употребляют ласковые слова. Часто затрудняются в определении причины плача ребенка, не выражают ему сочувствия, иногда даже поддразнивают. При пеленании редко учитывают движения ребенка, практикуют кормление не на руках, а в кроватке. При укладывании спать редко напевают или укачивают. Обычно не замечают инициативных проявлений ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое поведение к поведению ребенка, не повторяют за ним звуков, не побуждают к улыбкам. Во время игры с ребенком не стремятся заинтересовать его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто просто молча показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком. Часто их взаимодействие проявляется в форме навязывания поведения или раздражения, с тенденцией избегать своих детей. То есть, матери данной группы чаще всего эмоционально отдалены, враждебны, не всегда доступны.

По мнению Э. Фромма, материнская любовь - это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Поддержание жизни имеет два аспекта: один - это забота и ответственность, абсолютно необходимые для обеспечения жизни и развития ребенка. Но другой аспект касается более важных проблем, чем просто сохранение жизни. Мать должна внушить ребенку любовь к жизни, ощущение, что жить - прекрасно, прекрасно быть мальчиком или девочкой, прекрасно жить на этой земле.

Земля - всегда символ матери, она «течет молоком и медом». Молоко -символ первого аспекта любви, то есть заботы и утверждения. Мед символизирует сладость жизни, любовь к жизни и счастье от того, что живешь на свете. Большинство матерей могут дать своим детям «молоко», но лишь немногие дают еще и «мед». Чтобы давать мед, женщина должна быть не просто «хорошей матерью», но счастливым человеком, а это - достижение немногих. Вряд ли можно преувеличить влияние этого аспекта на ребенка. Материнская любовь к жизни столь же заразительна, как и ее тревога.

Мать может дать жизнь, но может и отнять ее. Она возрождает, но она же и уничтожает; она может творить чудеса любви - никто не умеет ранить больнее, чем она. Понятие материнство, мать настолько воспеты в нашей культуре, что человеческому рассудку трудно смириться с амбивалентностью этого явления. Тем не менее, по мнению К.-Г. Юнга, архетип матери подвержен неприметному скольжению от положительного полюса к отрицательному: «Заботливая - убаюкивающая - обволакивающая -удушающая - пожирающая». На уровне психологической защиты происходит отрицание темной стороны матери как самой матерью, так и ее ребенком. Но сны, которые дают выход бессознательному, порождают чудовищ, в которых хорошо угадываются образы родителей, и, прежде всего, матери.

Пример 2. Сон 10-летнего мальчика, находящегося в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и остро переживающего конфликтные отношения с отчимом и холодность матери. Главное действующее лицо повторяющегося кошмарного сна - маленький человечек, всемогупций, злобный, который способен убить даже Бога и Ангела-хранителя, он постоянно угрожает мальчику. А рядом большая, плачущая, добрая в душе планета Земля, которую этот человечек заставляет быть злой. И далее, по сюжету сна возникает образ собаки, охраняющей ворота к счастью, собака злая, подчиняется маленькому человеку, она глухая и слепая, с ней невозможно договориться, разве только, если она проглотит мальчика и тот изнутри будет ей кричать и просить о помощи. В процессе психологической работы со снами, стабилизации жизни ребенка в Социально-реабилитационном центре, произошло примирение и прощение матери на символическом уровне (мать посещала ребенка крайне редко). Мальчику приснился сон, где он играет с собакой, катается на ней, гладит и обнимает ставшую доброй собаку.

Любая мать испытывает всю гамму чувств по отношению к своему ребенку, от огромной любви до раздражения и, порой, ненависти. Но, те матери, которые осознают и разрешают себе эти чувства, тем самым побеждают их, еще более укрепляя светлые стороны материнства.

Важно отметить, что проявление любви со стороны ребенка тоже может носить разный характер. На основании своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Г.Т. Хоментаускас выделяет четыре обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к себе:

1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже. В этом случае родительским отношениям с ребенком характерны такие три особенности: а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия; б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор; в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня. Такая позиция чаще всего возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг маленького идола.

3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам. Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне разнообразны. В одних семьях детям уделяется много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Например, таких, как появление ребенка вследствие нежелательной беременности, недовольство ребенком таким, каков он есть, чрезмерная требовательность, авторитарность родителей, отвержение ребенка в любой форме.

4. Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое. Ребенок может демонстрировать свою глупость, плохие привычки, неуклюжесть - все ради того, чтобы отпугнуть от себя взрослого.

В дисфункциональной семье у ребенка закрепляются две последние внутренние позиции. Тогда потребность заслужить родительскую любовь становится смыслом всей жизни.

Взрослые, родители, испытывая неудовлетворенность браком, семьей, проецируют ее на ребенка в форме навязывания ему определенной роли. Ребенок в семье становится своеобразным громоотводом для разрядки эмоционального напряжения взрослых, что травмирующее влияет на его психику и служит, в последствии, причиной личностной деформации. В.Д. Москаленко, ссылаясь на исследования Н. Вандербенга. К. Хенниган, Д. Хенниган (1989) представляет типологию ролей, принимаемых на себя детьми в дисфункциональной семье. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким являются, например, алкоголизм родителей.

Описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети:

1. Герой семьи, ответственные ребенок. Это ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на

первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в группе, активен в ситуациях, требующих действия. Аккуратен. Часто это старший ребенок в семье.

2. Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Часто попадает в трудные ситуации. Высок риск формирования зависимого и делинквентного поведения.

3. Потерянный ребенок, кроткий ребенок. Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями. Проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Может оказывать помощь другим людям, испытывая трудности в решении своих проблем. Существует риск формирования зависимого поведения с целью достижения психологического комфорта.

4. Любимец семьи, талисман семьи. Часто это младший ребенок в семье, его всерьез не принимают из-за небольшого возраста. Гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. С этой же целью играет роль клоуна.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель - выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.

Психологически выгодно для взрослых и травматично для ребенка принятие на себя роли взрослого. Ребенок становится перед необходимостью быть опорой какому-либо члену семьи, поддерживать, утешать, не огорчать, скрывать от семьи свои детские трудности, чтобы не расстроить. В ситуации семейного конфликта ребенок выполняет роль щита, а затем роль дипломатического посла, через которого взрослые ведут переговоры о перемирии. По мнению А. Миллер, ребенок, взявший на себя роль родителя по отношению к своим матери и/или отцу, исполняет ее до тех пор, пока, став взрослым, не обнаруживает, что у него есть собственные потребности, которые он ранее игнорировал, а теперь удовлетворяет, используя собственных детей.

Ценность ребенка в семье определяет мотивацию родительства и воспитания детей. В исследованиях Е.Н. Ачильдиевой (1990) было выделено три типа семей, в которых дети имеют различную ценность.

1. Высокая ценность ребенка. Воспитание в этих семьях -целенаправленная осознанная деятельность родителей.

2. Низкая ценность ребенка. Рождение есть результат внешних, сложившихся обстоятельств (позднее осознание нежелательной беременности, отсутствие планирования рождения детей и т.д.). Воспитание имеет стихийный характер.

3. Ребенок - средство получения благ и привилегий, социального признания и самоутверждения родителей.

Искажение образа ребенка может быть как следствием низкой психологической компетентности, так и результатом действия защитных механизмов, например проекции и рационализации (А.С. Спиваковская, 1988, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999, А.Я. Варга, 1997)

В исследуемых нами семьях ценность ребенка крайне низкая, особенно в момент его вынашивания. По данным А.И. Захарова, нежелательная беременность в 56% случаев выступает как причина аномальных отношений к ребенку и развития детских неврозов. Примером (Пример 3) может служить поведение молодой женщины, которая множество раз в течение беременности желала ее прервать. Ее желание возникало всякий раз, когда она конфликтовала с сожителем, отцом ребенка. На протяжении всей беременности женщина находилась под властью амбивалентных чувств и снимала напряжение с помощью алкоголя. В итоге ребенок появился на свет, и так как мальчик похож на мать и спокоен, женщина в данный момент испытывает к нему нежные чувства и заботится о нем. Но чувство привязанности у матери крайне неустойчиво, на него может повлиять любой стрессовый фактор.

Наиболее частыми вариантами воспитания в дисфункциональной семье являются: гипопротекция (недостаток заботы, внимания, интереса к ребенку) гиперпротекция (чрезмерная родительская забота), противоречивое воспитание (реализация разными членами семьи одновременно различных типов воспитания), воспитание по типу повышенной моральной ответственности (чрезмерность требований, предъявляемых к ребенку), гиперсоциализирующее воспитание (тревожно-мнительная концентрация родителей на социальном статусе ребенка, его здоровье), жестокое обращение с ребенком, воспитание в культе болезни (навязывание ребенку роли «больного члена семьи»), воспитание вне семьи.

Отсутствие заботы о ребенке и» жестокое обращение с ним - наиболее травмирующие факторы. Жестокое обращение с детьми является довольно распространенным в дисфункциональных семьях (Е.В. Куфтяк, 2003). Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Искаженные условия социализации ребенка в дисфункциональной семье возникают под негативным воздействием внутрисемейных конфликтов, стрессов, и по причине несовладания членов семьи с ними.

 

Автор: Гущина Т.В.