24.08.2011 12208

Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье (статья)

 

Семьи могут по-разному реагировать на стресс. Поведение членов семьи в трудных жизненных ситуациях может проявляться как в форме психологической защиты от неприятных переживаний, так и в виде конструктивной активности личностей, направленной на разрешение проблем, то есть совладающего поведения.

Преобладание того или иного стиля реагирования (защитного или совладающего) характеризует проявление активности, точнее, проявление субъектности членов семьи. С точки зрения субъектно-деятельностного подхода саморегуляция человека, основывается на его собственных возможностях по организации своей активности в форме индивидуальной композиции психических ресурсов, избираемых в соответствии с жизненной ситуацией. Различная степень осуществления собственных планов связана с различной мерой активности, интегративности и самоопределения личности как субъекта деятельности и жизни (СЛ. Рубинштейн, 2001, К.А. Абульханова-Славская, 2002, А.В. Брушлинский, 2000, 2003, Е.А. Сергиенко, 2004).

Под психологической защитой современные авторы понимают подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира, либо вследствие потенциально стресогенных обстоятельств (Ф.Е. Василюк, P.M. Грановская, Л.И. Вассерман, В.Г. Каменская, Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева, И.М. Никольская, Н.А. Русина, Д. Паркер и Н. Эндлер, Ч. Райкрофт) [33,62,65,119,161]

Совладающее поведение мы рассматриваем как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и ситуации способам через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю, например, смертельная болезнь) (Т.Л. Крюкова, 2004). Зарубежное понятие «копинг» мы использовали как синоним понятию «совладающее поведение».

Некоторые исследователи объединяют понятия «защита» и «копинг». В то же время большинство авторов, в частности Л.И. Анциферова, Ф.Е. Василюк, P.M. Грановская, И.М. Никольская, N. Наап, указывают на существенные различия в смысловом содержании понятий. Как отмечает Л.И. Анцыферова, люди, прибегающие к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди же, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. N. Наап (1977) характеризует процессы копинга как целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процессы понимает как навязанные, ригидные и искажающие реальность. Если копинг-поведение индивидом может использоваться сознательно, выбираться им и изменяться в зависимости от ситуации, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и в случае их закрепления становятся дезадаптивными.

Совладание семьи (family coping), по утверждению Н. McCubbin, - это нечто большее, чем «сумма составляющих его элементов» (совладающего поведения всех членов семьи в отдельности. Оно включает в себя одновременно организацию различных действий членов семьи, вовлекает многие сферы семейной жизни, укрепляет внутрисемейное единство и сплоченность, является процессом достижения баланса семейной системы, продвигает личностный рост и развитие членов семьи.

Дисфункциональная семья, которую мы изучаем, склонна использовать скорее механизмы психологической защиты, чем стратегии сознательного совладания в трудных жизненных ситуациях (А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис). То есть, мы можем говорить, что дисфункциональная семья чаще не совладает с жизненными трудностями. Она обладает, в основном, дисфункциональными стабилизаторами равновесия семейной системы, которыми могут быть, например, дети, болезни, нарушения поведения.

Тем не менее, наряду с использованием механизмов психологической защиты в дисфункциональной семье существует совладающее поведение, которое имеет свои особенности.

Остановимся подробнее на основных понятиях психологической защиты и совладающего поведения.

Термин «защита» впервые появился в 1894 году в работах 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

А. Фрейд своей работой «Эго и Механизмы Защиты» сделала важный шаг в развитии и популяризации психоаналитических идей о механизмах психологической защиты. Заслуга А. Фрейд в том, что она впервые подробно описала различные способы защитного поведения. Она рассматривает механизмы защиты как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения; определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений. А. Фрейд выделила несколько критериев классификации защитных механизмов: локализация угрозы «Я», время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний критерий нашел дальнейшее развитие в современном делении механизмов защиты на первичные и вторичные, примитивные и развитые, менее или более осознанные, адаптивные и неадаптивные. Она же до конца развила идею З.Фрейда о связи между отдельными способами защиты и соответствующими неврозами, определила роль защитных механизмов в норме и патологии индивидуального развития. А. Фрейд дала первое развернутое определение защитных механизмов: «Защитные механизмы -это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием».

В отечественной советской психологии до недавнего времени термин «защита» тщательно избегался или подменялся другими терминами, такими как «психологический барьер» (Б.Г. Ананьев), «защитная реакция» (Л.С. Славина), «смысловой барьер» (Л.И. Божович), «компенсаторные механизмы» (В.Н. Мясищев, В.А. Ташлыков). Позднее феномен механизмов защиты стал предметом научного изучения в работах Ф.В. Бассина (19691988), М.К. Бурлаковой, В.Н. Волкова (1988), Б.В. Зейгарник (1986), А.А. Налчаджяна (1980-1988), Е.Т. Соколовой (1980).

По мнению Ф.В. Бассина, Б.В. Зейгарник, Е.Т. Соколовой, А.А. Налчаджяна, психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Ф.В.Бассин подчеркивал огромное значение защиты для снятия различного рода напряжений в душевной жизни.

Общая черта всех видов защиты - их независимость от сознательных желаний и намерений человека, поэтому можно наблюдать только их внешние проявления (P.M. Грановская, 1999).

В.Г. Каменская считает, что психологическая защита ослабляет противоречие между требованием социальных ролей и плохо осознаваемыми инстинктивными импульсами, способствует социальной адаптации индивида. «Социальная адаптация возникает благодаря нормальному функционированию психологической защиты, а любые формы дезадаптации связаны с ненормативным действием системы эго-защитных механизмов». Меры использования механизмов психологической защиты и качественная специфика этих механизмов определяют степень конструктивности/деструктивности защитного поведения индивида.

Б.В. Зейгарник выделяет деструктивные и конструктивнее меры защиты. Первые связываются с неосознанностью их субъектом, а вторые - с осознанным принятие и регуляцией.

Г. Вэйлант (G. Vaillant, 1971, 1977) предложил различать «зрелые» и «незрелые» защиты. Зрелые защиты определены как действия подобно сублимации, юмору, антиципации и сдерживанию, тогда как незрелые - это действия подобные проекции, пассивной агрессии. Так же был предложен промежуточный класс защит («невротические защиты»), который включает интеллектуализацию, вытеснение и формирование реакции. Вэйлант представляет, что те индивиды, которые используют зрелые защиты, имеют лучшее психическое здоровье и больше удовлетворяющих отношений с другими людьми, чем использующие незрелые.

Одной из наиболее полных концепций психологической защиты является структурная теория Р. Плутчика, которая не переведена на русский язык, но описана отечественными психологами Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенниковым, Е.В. Чумаковой. Концепция предлагает исчерпывающее теоретическое обоснование зарождения и функционирования защитных механизмов, дает новое основание для классификации последних и прослеживает связи между отдельными видами защит и типами клинической патологии и асоциального поведения. Кроме того, Р. Плутчик предлагает самостоятельный метод исследования некоторых (основных, с его точки зрения) механизмов психологической защиты, который мы используем в нашей работе. До сих пор методами исследования были наблюдение, самоотчет испытуемых, проективный метод, ограниченность и уязвимость которых неоднократно обсуждалась исследователями.

Р. Плутчик предлагает 5 постулатов теоретической модели защиты.

Постулат 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.

Постулат 2. Существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.

Постулат 3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности.

Постулат 4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.

Постулат 5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

В нашем исследовании, опираясь на классификацию Р. Плутчика, мы изучали выраженность восьми основных механизмов психологической защиты.

1. Отрицание - механизм, посредством которого отрицаются некоторый причиняющий страдания опыт, некоторые импульсы или стороны себя. Информация, противоречащая установкам, не принимается.

2. Вытеснение (подавление) - механизм, посредством которого неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.

3. Регрессия - избегание субъектом тревоги путем возвращения к онтогенетически более незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей.

4. Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).

5. Проекция - механизм приписывания окружающим различных негативных качеств, мыслей, чувств, что формирует рациональную основу для непринятия других и принятия на этом фоне себя.

6. Замещение (смещенная агрессия) - механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.

7. Интеллектуализация - механизм подмены чувственной основы логическими резонами, предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий с целью сформировать чувство субъективного контроля над ситуацией.

8. Формирование реакции (реактивное образование) - механизм трансформации импульсов и чувств, которые субъект по тем или иным причинам расценивает как неприемлемые, в их противоположности.

В 1960-х новое научное течение, первоначально относящееся к сфере изучения защитных механизмов, получило название исследования копинга или в русском переводе Л.И. Анциферовой - совладающего поведения. Проблема психологического совладания со стрессом, наряду с многочисленными исследованиями в мировой психологической науке (R.S. Lazarus, 1980,1986; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1984; N.S. Endler, J.D.A. Parker, 1990), с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых (Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И. Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, P.M. Грановская, И.М. Никольская, 2000, Т.Л. Крюкова, 2001, М.В. Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004). Важным и малоизученным является изучение совладающего поведения российской семьи как группы и особенностей совладающего поведения представителей различных типов семей (Т.Л. Крюкова, 2004).

Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое воздействие ситуации. Поэтому главная задача совладающего поведения - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями (Lazarus, Folkman, 1984).

Копинг может быть продуктивным и непродуктивным. Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы, трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Непродуктивный копинг связан с преобладанием эмоциональных реакций на ситуацию, своеобразном «застревании» на них и проявляется в виде погружения в переживания, самообвинении, обвинении друг друга, вовлечении одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. Такое поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего. Забегая вперед, мы можем отметить, что у девиантных матерей, представительниц дисфункциональных семей мы выявили все данные выше характеристики непродуктивного копинга.

Продуктивность совладания в семье зависит от наличия в ней семейных ресурсов. Факторами устойчивости семьи к стрессу являются: общие задачи по воспитанию детей, наличие работы, удовлетворенность членов семьи своей деятельностью, совместные интересы и дела, разделение ценностей, в том числе и духовных, любовь и верность друг другу, ответственность за семью, сексуальная гармония. Кроме того, большое значение имеют: умение членов семьи решать проблемы; налаженное общение; удовлетворенность взаимоотношениями и ролевой структурой в семье; социальная поддержка; хорошее здоровье; опора на себя и близких родственников.

В нашем исследовании мы опираемся на классификацию совладающего копинг-поведения, предложенную канадскими исследователями Э. Эндлером и Д. Паркером. Они выделяют три основных стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный копинг (направлен на решение задач); эмоционально-ориентированный копинг (ориентирован на регуляцию эмоций); копинг, ориентированный на избегание. В третьем стиле выделяют еще два вспомогательных, по мнению авторов, субстиля: отвлечение и социальное отвлечение.

Первый стиль, проблемно-ориентированный копинг, включает в себя: 1) Предварительный анализ проблемы; 2) Фокусирование на проблеме и поиск возможных способов ее решения; 3) Стремление лучше распределять свое время; 4) Выбор личных приоритетов; 5) Обращение к собственному опыту решения аналогичных проблем; 6) Стремление контролировать ситуацию; 7) Ориентация на необходимость решения проблемы; 8) Практическая реализация своих планов;

Ко второму стилю, ориентированному на эмоции, относятся: 1) Внутренняя агрессия; 2) Внешняя агрессия направленная на других; 3) Фиксация на переживании своей беспомощности, невозможности справиться с ситуацией; 4) Сосредоточение на собственных недостатках; 5) Раздражение или апатия; 6) Переживание непосильного нервного напряжения, эмоциональный шок.

Копинг, ориентированный на избегание, может выражаться в отвлечении от стрессовой ситуации или социальном отвлечении. К отвлечению принадлежат: 1) Стремление получить удовольствие от вещей, не имеющих отношение к конкретной ситуации, а именно: приятные покупки, любимая еда, чтение книг, просмотр телевизора, прогулки по любимым местам; 2) Стремление побыть в одиночестве, отдалится от тревожащей ситуации или наоборот стремление находиться в группе людей.

Социальное отвлечение реализуется: 1) Стремление выговориться, поделиться своими переживаниями с близкими людьми; 2) Обращение к профессиональной помощи.

При изучении совладающего поведения подростков, мы опираемся так же на классификацию видов копинга, преложенную Е. Frydenberg и R. Lewis (1993). Они выделяют 18 стратегий совладающего поведения, объединенных в три стиля. Первый стиль - продуктивное совладание, направленное на решение проблемы, включает в себя: 1) Фокусирование на решении проблемы - систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения; 2) Упорная работа, достижения - добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения; 3) Фокусирование на позитиве -птимистический взгляд на вещи, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении; поддержание бодрости духа; 4) Активный отдых -занятия физкультурой и спортом.

Ко второму стилю, (промежуточному) ориентированному на получение социальной поддержки относятся: 1) Поиск социальной поддержки -стремление поделиться своей проблемой с другими, заручиться поддержкой, одобрением; 2) Друзья - общение с близкими друзьями и приобретение новых друзей; 3) Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают о тебе другие и действия, направленные на получение одобрения; 4) Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем, посещение собраний; 5) Обращение за профессиональной помощью; 6) Поиски духовной опоры, молитвы о помощи и наставлении, чтение духовной литературы.

К третьему стилю непродуктивное совладание принадлежат: 1) Беспокойство - беспокойство о будущем вообще и о своем будущем в особенности; 2) Надежда на чудо - надежда на лучшее, на то, что все само по себе уладится, что случится чудо; 3) Несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния; 4) Разрядка -улучшение самочувствия за счет «выпускания пара»; вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты, наркотики; 5) Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы; 6) Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему; 7) Уход в себя - замкнутость, непосвящение других в свои заботы; 8) Стремление отвлечься, отдохнуть - отвлечение от проблемы, использование таких способов как чтение книг, просмотр телевизионных передач, развлечение в обществе;

По мнению Н.А. Русиной (1999), проявления механизмов психологической защиты и выбор стратегий совладания являют собой процесс непрерывного их чередования. Эффективным совладающее поведение может быть в том случае, когда эта цепочка прерывается на копинге. Именно тогда состояние личности улучшается, происходит изменение отношения к проблеме, формируется активная жизненная позиция. Степень совладания личности с трудностями проявляется как в скорости осознания механизмов психологической защиты и выборе конструктивных стратегий совладания, а также в уменьшении удельного веса механизмов защиты в целом.

Рассмотрим результаты исследований защитного поведения детей и взрослых, представителей дисфункциональных семей.

Одним из главных показателей дисфункциональности семьи является ее несостоятельность в процессе социализации ребенка. Дети, имеют особенности защитного поведения. Так, например, М.К. Бардышевская исследовала компенсаторные формы поведения у детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Ею выявлены три основных способа компенсации утраченного чувства безопасности: формирование привязанности к замещающему взрослому, стереотипные взаимодействия с предметами и формирование эмоциональных связей с другими детьми.

М.К. Бардышевская пришла к выводу: «чем сильнее тревога, вызванная нарушением базисного чувства безопасности (у «отказных» детей), тем сильнее она дезорганизует поведение, тем примитивнее те защитные механизмы, которые спонтанно использует ребенок для ее смягчения. Напротив, относительно легкие нарушения базисного чувства безопасности... могут быть хорошо скомпенсированы из-за сохранной способности такого ребенка к формированию достаточно глубоких и устойчивых замещающих привязанностей к другим людям».

Неудовлетворенность одной только потребности ребенка в безопасности дает целый арсенал чрезмерно и неэффективно используемых защитных механизмов. Дж. Боулби  приводит примеры подросткового воровства как способа компенсации неудовлетворенной потребности в любви. Так называемое «компенсирующее воровство» у подростков отличается от обычного тем, что украденные вещи им, как правило, не нужны: они могут их выбросить или спрятать и тут же об этом забыть. Лишь в некоторых случаях украденные вещи используются для «покупки» дружбы других людей.

Устойчивые страхи и тревоги у ребенка из дисфункциональной семьи, как результат негативного воздействия родителей, влияют на развитие и выраженность психологической защиты у детей.

Существует определенная связь между наличием в педагогическом арсенале родителей наказаний (особенно физических) и вероятностью формирования некоторых механизмов защиты.

Защитная агрессия и замещение могут сформироваться в случае, если физическое наказание используется с целью пресечь агрессию ребенка по отношению к другим детям или животным (например, отец бьет сына с требованием, чтобы тот не смел обижать маленьких). Даже единичных случаев такого воспитания достаточно, чтобы ребенок усвоил (не обязательно на осознанном уровне), что агрессия в отношении окружающих допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя.

Механизм защитного избегания может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей).

Изоляция (отделение чувства от ситуации) и формирование реакции развиваются у детей, пытающихся сопротивляться наказанию или справиться со страхом наказания. Ребенок может смеяться в лицо родителям, которые его шлепают (это одновременно и попытка мести), или изо всех сил демонстрировать свою невозмутимость тем, что происходит.

Вытеснение. Если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут вытеснять причину, породившую подобные действия родителей.

Защитная рационализация будет формироваться тем быстрее, чем чаще и сильнее ребенок будет испытывать субъективное ощущение несправедливости наказания.

Отрицание. Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.

И, наконец, дети, которым приходится часто ощущать на себе агрессивные действия родителей, склонны к развитию и интенсивному использованию проекции, т.е. к восприятию окружающего мира как источника постоянной угрозы.

Жизнь ребенка в дисфункциональной семье вызывает недовольство ребенка своим окружением, которое он вынужден скрывать. Но, чем больше он скрывает это чувство, «тем больше проецирует его на внешний мир, приобретая убеждение в том, что мир враждебен и страшен».

Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенниковым были проведены исследования среди взрослых людей. Они изучали связи между девиациями поведения и отклонениями от нормы в использовании механизмов психологической защиты (группы алкоголиков и осужденных) (1993). Нам интересны результаты этих исследований, так как взрослые и подрастающее поколение из дисфункциональных семей часто подвержены алкогольной зависимости и склонны к правонарушениям. Полученные результаты позволили исследователям сделать несколько интересных выводов:

1. Неадаптированные индивиды используют некоторые защиты в большей степени, чем адаптированные. Механизмы защиты искажают реальность, что отражается в поведении этих индивидов и сообщает ему защитный (девиантный, зависимый, патологический) характер. Это приводит к конфликту с реальностью, к общественному неодобрению и разным формам воздействия со стороны общества. Тогда реальность становится для индивида еще более враждебной, что грозит внутренним конфликтом и ведет к дальнейшей патологии защитного функционирования.

2. Содержательные характеристики механизмов защиты, ненормативно используемых правонарушителями и алкоголиками, соответствуют психологическим и поведенческим характеристикам лиц с данным типами поведения. Например, у правонарушителей внешний конфликт не допускается в систему, блокируется с помощью отрицания, поэтому стандартные меры общественного воздействия на таких лиц не имеют ожидаемого эффекта. Они, напротив, могут приводить к противоположному результату, так как выражаются в привлечении общественного внимания к лицам, которые бессознательно заинтересованы в нем.

Сравнительное исследование копинг-поведения трех групп подростков -здоровых, с аддиктивным поведением и воспитанников детского дома - было проведено Н.А. Сиротой. Дисфункциональное копинг-поведение, предполагающее исход в виде дезадаптации и социальной изоляции, было характерно для воспитанников детского дома. В их копинг-поведении прослеживалось преобладание пассивных копинг-стратегий над активными, несбалансированность функционирования когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов копинг-поведения, неразвитость его когнитивно-оценочных копинг-механизмов, дефицит социальных навыков разрешения проблем, использование базисной копинг-стратегий избегания в качестве ведущей, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией на достижение успеха, отсутствие направленности копинг-поведения на стрессор как причину негативного влияния, низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов.

 

Автор: Гущина Т.В.