24.08.2011 2647

Роль экспериментальной психосемантики в изучении образа нравственного человека (статья)

 

Хотя все люди имеют представление о социальных нравственных нормах, которые так или иначе усваиваются в процессе социализации, личностный смысл и субъективная оценка их, представленная в индивидуальном сознании, образ нравственного человека различны. Восприятие и оценка себя и общества с позиции нравственности, морали происходит через присущие конкретной личности социальные установки и стереотипы, отражающие ее субъективную картину мира.

В настоящее время широкие возможности для экспериментального изучения субъективной картины мира, обыденного сознания предоставляют методы психосемантики. Психосемантика - это область психологии, изучающая структуру и функционирование системы значений, присущих отдельному индивиду (Лурия А.Р., 1998; Артемьева Е.Ю., 1980, 1999; Петренко В.Ф., 1997; Шмелев А.Г., 1983; Улыбина Е.В., 2001; Серкин В.П., 2004 и др.). Психосемантика опирается на положение о том, что семантическая структура определяет основные категории, через которые происходит формирование субъективного образа мира. «Субъективная реальность - это тот образ мира, в котором конкретный человек живет, это система определенным образом структурированных, аффективно окрашенных знаний, воспринимаемых как истинные» (Улыбина Е.В., 2001, с. 12). Субъективный опыт, как и образ мира, имеет несколько уровней. С.Д. Смирнов (1996) предложил разделение поверхностных и ядерных структур: поверхностные структуры - это чувственное представление о мире, а ядерные - это находящиеся вне чувственности, амодальные, знаковые системы - отражение мира в целом.

Е.Ю. Артемьева (1999) выделяла три уровня субъективного образа мира. Первый слой - модальный, соответствующий сенсорно-перцептивному уровню отражения, второй уровень - семантический - это следы взаимодействия с объектами зафиксированы в виде субъективных отношений (хороший - плохой и т.д.), третий уровень - амодальные структуры, формирующиеся при влиянии абстрактного мышления.

Психосемантика изучает как общие способы категоризации (идентичные для всех людей), так и индивидуальные, специфические, присущие конкретному человеку. В первом случае - это структуры сознания, отражающие коллективные представления, т.е. обыденное, житейское сознание. Во втором - система представлений отдельного человека о мире, включающая его индивидуальные значения и личностные смыслы (Улыбина Е.В., 2001).

Следовательно, с помощью методов психосемантики можно изучить установки, социальные стереотипы восприятия, присущие обыденному сознанию. Современные исследования с помощью психосемантических методов связаны с изучением образа успешного человека, образа агрессивного человека, образа порядочного человека, явления этноцентризма как стереотипа обыденного сознания и др. Актуальным и представляющим большой интерес с психологической точки зрения является изучение образа нравственного человека. Практическая значимость изучения образа нравственного человека заключается в том, что с помощью методов психосемантики становится возможным выявление скрытой, имплицитной картины мира субъекта, его индивидуального мировосприятия, включающего в себя как сознательные, так и бессознательные аспекты, а также выявление степени усвоения и интеграции субъектом нравственного культурно-исторического опыта.

 

Автор: Дрожжина Н.Б.