24.08.2011 10219

Отечественный опыт дизайн-образования СССР и России (статья)

 

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, имажинистов и других последователей художественных и других творческих направлений, начала XX века, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы. Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать «конструктивную структуру» основой формообразования объединило в общем движении художников различных направлений.

Дизайн, как научное направление, стал развиваться в нашей стране только после 1917 года. До этого не существовало строгого научного подхода к этой научной дисциплине, хотя самобытность русского фольклора и стран, окружавших сначала Древнюю Русь, а затем Российскую Империю давала огромный потенциал к развитию дизайна.

Этапы становления и развития дизайна более подробно описаны в статье «Историческое значение развития науки о дизайне в РФ».

С середины 60-х гг. XX века и до начала 80-х гг. в нашей стране была апробирована на различных этапах и с использованием различных методик система дизайн-образования.

В 1983г. она была вынесена в числе прочих методик и концепций путей образования на Пленум ЦК КПСС. Решением Пленума система была одобрена к внедрению во всех формах образования на территории СССР, создав тем самым этапы обучения дизайна - начиная от развития творческих способностей на пропедевтическом и школьных уровнях, обучения технических специалистов в начальной и средней профессиональных учебных заведениях и заканчивая инженерами в высших. Период с 1985-1987гг. по 1989гг. характеризуется внедрением системы в учебный процесс.

В связи с политическими событиями, начиная, с 1989г. происходит ее постепенное сворачивание, и, с начала 90-х гг. XX века, происходит постепенное забывание о существовании данной модели однако, учитывая ее важность, остановимся на основных-чертах и особенностях.

Социальный заказ на специалиста в области дизайна. Стоящая перед дизайном задача совершенствования продукции относится к категории постоянных. Более того, роль, дизайна в этом деле все более возрастает. В этой связи, необходимо отметить, что впервые в. истории страны именно профессиональные дизайнерские аспекты отношения к промышленной продукции были зафиксированы в новой редакции Программы КПСС: «Советская продукция должна... соответствовать самым высоким технико-экономическим, эстетическим и другим потребительским требованиям».

Однако этим содержание социального заказа на дизайн-деятельность не ограничивается. В Программе КПСС в обобщенном виде косвенно указаны и другие направления этой деятельности. Среди них: полное удовлетворение возрастающего спроса населения на высококачественные и разнообразные товары народного потребления одежда, обувь, мебель, сложная бытовая техника, товары хозяйственного обихода и др.); создание современной высокоразвитой сферы обслуживания; увеличение объема, расширение ассортимента и повышение качества услуг - жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых и др.; эстетическое оформление и благоустройство городов и сел производственных зон, жилых районов, общественных и учебно-воспитательных учреждений, спортивных сооружений, торговых точек и т.п.); совершенствование системы здравоохранения; обеспечение возможностей для удовлетворения запросов и полноценного использования свободного времени (особенно для молодежи).

Данное содержание, во-первых, формирует колоссальный диапазон дизайн-деятельности специалистов в области дизайна. В сфере образования это сказывается, прежде всего, на проблеме универсализации - специализаций (направлений и видов) дизайнера. А во-вторых, специфики социального заказа на современном этапе - масштаб социальных заданий, их-* глубина, сложность, комплектность. В программе КПСС это обстоятельство зафиксировано следующим образом: «Сложный, комплексный характер современных проблем требует углубления, интеграции* общественных, естественных и технических наук, Должны получить более широкое развитие такие формы организации науки, которые обеспечивают междисциплинарное исследование актуальных проблем. Нужно повышать их роль в формировании и реализации планов экономического и социального развития».

Модель специалиста в области дизайна. Ключевыми теоретическими понятиями, определяющими профессиональную деятельность дизайнера, служат: символообразующее художественное моделирование, образ, композиция, социальный смысл, промышленное производство. Эти понятия дополняются понятиями потребитель - человек, которому предназначает дизайнер свои произведения, товар - ибо именно в такой форме как правило, к потребителю поступают ассортименты и потребительские комплексы как натуральная форма сочетания товаров на рынке, прежде чем они становятся предметом потребления.

Перечисленные понятия дают первое опорное представление о профессии дизайнера, а вместе с тем образуют тот костяк, который позволяет создать живой организм его профессиональных знаний, умений, навыков, социальных норм, профессиональной идеологии, определяясь в мировосприятие и отношение к действительности.

В связи с многообразием сфер деятельности специалиста в области дизайна, дизайнерские учебные заведения оказались вынуждены строить собственные модели специалистов, выпускаемых этими заведениями. В силу этого существовало несколько таких моделей, скоординированных между собой лишь документами, утвержденными Минвузом, - схематической профессиографической характеристикой художника-конструктора и типовым учебным планом.

В связи с этим, в СССР отмечалось сбалансированный подход к организации учебно-воспитательной работы по подготовки специалиста в области дизайна. «Под моделью специалиста понимается документально закрепленный образ, каким он (специалист) должен быть для определенного периода становления и средства его формирования. Модель включает в себя паспорт специалиста и структуру его подготовки.

В паспорте специалиста указываются требования общества применительно к сфере трудовой деятельности специалиста: должностные обязанности, социальные свойства политические, психологические, этические, деловые и общественно-политические качества (профессиональные знания, умения, навыки), актуальные свойства (мышление, ориентировка, творчество). Предполагается, что система подготовки в учебном заведении должна соответствовать заявленным в «паспорте» социально-профессиональным требованиям.

Подобные производственно-нормативные модели как бы программируются требования подготовки специалиста от динамических ресурсов развития той сферы деятельности, для которой он предназначен». Она задается, с одной стороны интересами наличной по отношению к времени обучения специалиста, а не будущей специальной практике, а с другой - реальностями системы образования как одной из наиболее инертных по своей специфике отраслей общественного производства - практике системы образования этот тип модели конкретизируется профессиографической, где основной путь построения модели того или иного как-то приближается к требованиям предстоящей сферы его - как правило, на основе анализа сложившегося в прошлом - сфере представления о его профессиональных задачах и функциях.

Утвержденная Минвузом СССР квалификационная характеристика дизайнера призвана стать основой для планирования потребности в этих специалистах, обоснования состава специальностей и специализаций, организации вузовского обучения, распределения специалистов. По этой характеристике, художник-конструктор получает профессиональную подготовку для художественно-конструкторского проектирования различного рода объектов и изделий промышленного производства, в частности, по специальностям: 2230-01 - преимущественно в области художественного конструирования промышленного оборудования - и средств транспорта; 2230-02 - преимущественно в области художественного конструирования изделий культурно-бытового назначения; 2230-03 - преимущественно в области промышленного трафика с учетом потребностей промышленного производства, общих градостроительных и архитектурных задач. Согласно определению, принятому для обозначения специалиста в области дизайна: «Художникконструктор предназначен для работы в отраслях народного хозяйства - машиностроение, приборостроение, транспорт, народное образование, предприятия местной промышленности - в первичных должностях: художника, старшего художника, художника-конструктора, научного сотрудника, художника-графика, художника прикладного искусства».

Следует отметить следующие профессии, играющие важную роль в современном образовании в РФ: художник-конструктор, художник и научный сотрудник. Дело в том, что дизайн-образование в РФ оставило только первую составную часть профессии, отдавая ей предпочтение и не уделяя внимания второй составляющей (конструктор). Что касается науки, то здесь вообще не было подготовлено ни одного специалиста.

Опережающее образование. Любой-системе образования, а в особенности высшего образования, свойственна определенная инертность по отношению к внешнему миру, тенденция отставания от темпов развития практики. Здесь нелишне привести высказывание теоретика образования И. Носаль: «Среди разных направлений критики (систем образования) важнейшим представляется такое, которое обращает внимание на то, что цели и организация систем обучения сегодня определяются в основном опытом прошлого (и, следовательно, являются системами ретроспективными) и только в малой степени соотносятся с состояниями вероятного будущего (не являясь, следовательно, ретроспективными)».

Есть определенный ряд объективных причин консервативности систем образования. Одна из них заключается в том, что консервативность проявляется здесь в медленной реакции-строгих методических систем (приемов преподавания, учебных планов, программ, пособий) на возрастание требований развивающегося общества.

Практика и теория отечественного художественного конструирования находится^ процессе становления, что, безусловно, влияет на педагогические воззрения и приемы (даже в кругу художников-конструкторов взаимоотношения практики и педагогики художественного конструирования зачастую трактуются неверно). Сфера действия художественного конструирования столь широка, что подготовка в специальной школе (средней, высшей) необходимого количества художников-конструкторов составляет задачу, весьма сложную. Специфика художественно-конструкторской деятельности, требует от будущего специалиста строгой логики мышления конструктора и эмоционально-образного восприятия художника, именно она не позволяет механически заимствовать достижения практики преподавания искусства и технического конструирования в деле воспитания художника-конструктора. К этому следует добавить, что в систему дизайнерского образования включена служба прогнозирования, являющаяся органической частью самой практики как динамично развивающейся частью системы образования.

Опережающее профессиональное образование П.Н. Новиков определяет как «системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной расположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирования инновационного, преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящий такой же характер деятельности человека».

Внутренний смысл проблемы опережающего дизайнерского образования состоит в том, что школа отстает от развивающейся; практики и как следствие отечественный дизайн сейчас развивается скорее вширь, чем вглубь. И, как следствие, имеет место выход нашего дизайна на метод дизайн-программирования. В связи с этим потребовались дизайнеры, подготовленные к иным условиям работы, способные решать задачи, которые раньше не стояли и вузовской подготовкой не предусматривались (проектирование функциональных систем деятельности, крупных предметных комплексов, систем обслуживания, образа жизни и т.п.), владеющие методами организационного проектирования, разработки концепции, сценарного моделирования, типологического моделирования средовых ситуаций и др.

Приведенное выше наглядно демонстрирует не только проблемы опережающего образования и фундаментальные исследования в области практики дизайна, но и обнажает острейшую проблему в РФ - отсутствие дизайна как науки. В связи с чем, в нашей стране может разговор идти только о развитии практики дизайна, но ни как о фундаментальных исследованиях в нем.

Метод дизайн-программ интенсивно развивался в СССР и широко распространялся в практике, особенно при разработке крупных комплексных объектов, таких как, например, метро. К сожалению, их огромный потенциал как основы дизайна ХХГ века был во многом забыт.

Многоступенчатая система подготовки дизайнеров в реализации концепции непрерывного дизайнерского образования. Задача поэтапного формирования, профессиональной деятельности в непрерывной подготовке выделяется как осевой процесс. В этом процессе идет развертывание деятельности от наиболее элементарных ее состояний до развитых структур деятельности специалиста. В самом начале обучения модель профессиональной деятельности задается сразу же, как целостная структура, но как бы «свернутая», в самом элементарном своем виде. Затем, в ходе дальнейшего обучения каждый из элементов этой первоначальной структуры в свою очередь развертывается и наполняется всем богатством профессионального содержания.. Базируясь на системе непрерывной практической подготовки, позволяет переходить от одного этапа становления профессиональной деятельности у студента к другому, более развитому, формируя у обучаемых полноценную и способную к дальнейшему развитию профессиональную деятельность. В субъектную часть профессиональной деятельности, входят средства, способности, цели и ориентации, интегрированные знания, т.е. той ее части, которая гораздо хуже поддается непосредственной внешней фиксации и для воспитания которой нужны специальные средства и методы. Развертываясь, эти структуры деятельности следуют уже не принципу «от простого к сложному», а в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному.

Задача состоит в том, чтобы подготовить человека так, чтобы он, владея деятельностью и будучи в нее погруженным, одновременно владел бы и взглядом на эту деятельность со стороны, то есть умением, способностью по-разному «поворачивать» набор своих знаний и умений, в зависимости от конкретной ситуации и от функционального места, занимаемого данным специалистом в системе производства. При этом обучаемый перестает становиться узким, частичным специалистом, умеющим реализовывать только одну какую-нибудь форму связывания знаний, умений, навыков в продуктивную последовательность, а овладевает способностями строить цепочки деятельности, - от того, какую функциональную позицию он занимает.

Сводя воедино и несколько упрощая вышеизложенное, можно сказать, что внедрение элементов дизайна в учебно-воспитательный процесс: до школы помогало развитию творческих способностей человека; в начальных классах школы помогало адаптации к учебному процессу; в средних классах общеобразовательных учебных заведениях формировало необходимые навыки и умения, развивало творческие способности, помогало усвоению знаний; в старших классах общеобразовательной школы подготавливало к профессиональной деятельности; начальная профессиональная школа готовила работников для различных сфер социальной жизни общества (зачастую, напрямую не связанных с дизайном); средняя профессиональная и высшая профессиональная школа готовила специалистов в области дизайна.

Получение теоретических знаний и их закрепление на практических занятиях. Непрерывность практической подготовки означает не только логическую взаимосвязь между последовательными видами производственной практики, но, прежде всего; интегральное включение производственной практики, всей профессионально-практической подготовки в общий ход процесса обучения, где практика, таким образом, выступает как неотъемлемая и равноправная часть учебного процесса.

Являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, практика на различных этапах непрерывного образования и. в различных типах и видах учебных заведений служила различным целям: развитию творческих и профессиональных способностей, применению и закреплению полученных теоретических знаний. [387, 444, 445]

Также следует отметить сбалансированный, в отличие от нынешней ситуации в РФ, подход к практическим занятиям, которые являлись инструментом закрепления теоретических знаний наравне с развитием творческих способностей дизайнера. В настоящий момент, в РФ основное внимание уделяется практике без учета не только теории, но и будущей специализации дизайнера.

Как видно из выше сказанного, многие черты системы дизайн-образования можно не просто рекомендовать, но и сделать обязательными к внедрению в различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Среди таких аспектов, можно назвать уроки труда в школе.

В настоящий момент, В РФ ситуация с дизайном и с дизайн-образованием в частности сложилась достаточно критическая. Совершенствование и развитие дизайна в нашей стране тормозится дефицитом или недостаточным уровнем квалификации специалистов. Несмотря на кажущееся большое число дизайнерских факультетов и кафедр в учебных заведениях профессиональной школы, в действительности в них готовят специалистов лишь узкого спектра специальностей и специализаций, в основном, по издательскому и средовому дизайну. Специалисты по другим направлениям, в частности промышленному дизайну, выпускаются в недостаточном количестве или вовсе не выпускаются.

Руководители всех уровней в промышленности, образовании, в торговле имеют о дизайне весьма приблизительное представление. Между тем, низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий, в том числе из-за ее недостаточной дизайнерской и эргономической проработки, беспрепятственный экспорт продукции в большом масштабе ведут к утрате национальной идентификации, к потере приоритетов российской культуры в разных сферах жизни.

Немаловажным фактором является то обстоятельство, что большая часть молодых людей после окончания учебного заведения не работают по специальности, а переходят сразу в другие области дизайна или иного художественного творчества, либо работают в сферах экономики, не связанных напрямую с дизайном. Старшее поколение, наиболее профессиональная часть всех отечественных специалистов, имеет пенсионный возраст и экономикой не востребована. Определение качественной стороны социального заказа на подготовку специалистов-дизайнеров промышленного профиля требует реалистичного подхода к оценке квалификации работающих сегодня промышленных дизайнеров, недавних выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

Если судить по уровню проектных разработок, то значительная их доля свидетельствует о недостатке компетентности и профессионализма, а часть вообще не может быть отнесена к дизайнерским. Речь, прежде всего, идет о низком уровне проводимых проектных исследований и художественного моделирования, о том, что почти не учитывается человеческий фактор, об отсутствии навыков профессионального дизайнерского мышления в категориях промышленного производства и массового потребления, умения выразить проектную мысль языком научно-технической документации.

В сферу проектирования и производства промышленных изделий приходят эрудированные в искусстве выпускники профессиональной школы, владеющие рисунком, цветом и композиционными приемами, но слабо представляющие себе современное производство, его организацию и структуру, реальное содержание процесса проектирования - от разработки технического задания до осуществления авторского надзора за постановкой продукции на производство. Остается нерешенной проблема правильного соотношения между подготовкой дизайнеров широкого профиля и дизайнеров узких специальностей и специализацией.

Одновременно не внедряются эффективные формы и методы обучения дизайнеров. Студентов не учат новым методам и средствам дизайнерского проектирования, связанным с новыми технологиями и новыми материалами. Например, действующий государственный образовательный стандарт выделяет на обучение студентов теории и методологии дизайна всего два-три десятка часов за все время их 5-6-летней подготовки в ВУЗе. Художественно-промышленные учебные заведения профессиональной школы не имеют современных опытных производств, макетной базы, без которой невозможно обучать промышленному дизайну, опорных промышленных предприятий (фирм) с передовой технологией и организацией производства.

В большинстве ВУЗов крайне слабо поставлена научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа. В учебных планах художественно-промышленных ВУЗов, исторически сложившихся на базе институтов прикладного искусства, не всегда выдерживается правильное соотношение между художественными дисциплинами, с одной стороны, и специальными дизайнерскими, инженерными, естественнонаучными, культурологическими - с другой. Заметный ущерб дизайнерскому образованию наносит его «чужеродность» в стенах учебных заведений, готовящих в основном по своему профилю художников для сферы изобразительного искусства, работников театра и т.п.

Современный дизайнер, ориентированный на сферу промышленного производства, должен обладать глубокими инженерно-техническими знаниями и хорошей художественной подготовкой, которые, в пределах существующего срока обучения и по существующим программам, согласно образовательному стандарту, дать невозможно. Необходима расширенная и сбалансированная по количеству часов и изучаемых предметов образовательная программа.

Следует отметить, что проведенная в ряде зарубежных стран реформа дизайнерского образования полностью сориентирована на переход к обучению в специализированных ВУЗах. Это закономерно отражает факт окончательного выделения профессии дизайнера из других видов художественной и технической деятельности. Отсутствие у нас специализированных ВУЗов, полностью занятых подготовкой дизайнеров различного профиля, отрицательно сказывается на качестве образования. По сути дела, игнорируются глубокие качественные изменения в профессиографии дизайна. Они связаны с интеграцией в этой сфере деятельности художественно-творческих аспектов с научным анализом и синтезом, а также с все более расширяющимся использованием дизайнера в создании целостных в структурном, функциональном и эстетическом отношении систем жизнедеятельности (включая космическую технику, робототехнику, электронную технику, сложные производственные, бытовые и обслуживающие комплексы в разных сферах).

В институтах повышения квалификации руководящих работников, за редким исключением, курсы по инженерной психологии и эргономике не читаются. Небольшие курсы по эргономике до недавнего времени читались в МИРЭА, МГТУ им. Баумана и Санкт-Петербургском электротехническом университете. В 2002 году утвержден образовательный стандарт по специальности «Эргономика», дающий основание осуществлять подготовку дипломированных специалистов по этой дисциплине. Однако до сих пор эта возможность в технических ВУЗах страны не реализуется, за редким исключением. Безусловно, это ставит перед высшим и средним профессиональным образованием совершенно новые задачи, которые требуют, в частности, структурных изменений. Говоря об эргономике, стоит пояснить, что в нашей стране принято рассматривать более широкую область знания - эргодизайн. Эргономика является частным случаем эргодизайна и в большинстве направлений дизайна она не в состоянии раскрыть весь комплекс оценки качества дизайнерского решения. Об этом говорил еще в 60-х годах XX века Ю.Б. Соловьев, первый директор ВНИИТЭ.

Сегодня возникает острая потребность в специализированном дизайнерском ВУЗе, приближающемся по своему виду к академии, с факультетами, охватывающими все направления проектно-художественного преобразования предметного мира - от одежды и жилища до материальной базы социально-культурной сферы, от производства до сложнейших систем обслуживания общегосударственного масштаба, имеющий в своем составе все формы образовательной деятельности. Такой центр позволил развернуть систему специализированных кафедр, без которых невозможна подготовка специалистов дизайна: кафедры эстетики, социологии, регионоведения, эргодизайна, экономики и организации проектирования и производства, теории и методов проектирования. В целом, отсутствует единая система непрерывного дизайнерского образования от дошкольного воспитания через среднюю школу и начальное профессиональное образование до ВУЗа и аспирантуры, систематического повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Поступающие в дизайнерские ВУЗы и ССУЗы абитуриенты не имеют ни необходимой подготовки, ни достаточного представления о будущей профессии. В отличие от других видов художественного творчества, к которым детей готовят с младших классов, в сфере дизайна нет ни специальных классов, ни специальных школ с соответствующей профориентацией.

В последние годы все более настоятельной становится потребность в создании системы повышения квалификации и периодической переподготовки кадров промышленных дизайнеров. Эта система тем более необходима, поскольку дизайнер работает в сфере техники, где постоянно появляются новые поколения конструкций, технологий, конструкционных материалов и т.п. Одновременно происходит и быстрая смена стилевых концепций, приемов формообразования, рождаются новые методы и средства проектирования.

В сложившейся ситуации острой нехватки дизайнеров недостаточно используются возможности для привлечения в дизайн наиболее подготовленных и талантливых людей. Например, незаслуженно забыт хорошо зарекомендовавший себя в 70-е годы опыт подготовки в художественно-промышленных ВУЗах дизайнеров из числа инженеров, обладающих художественными способностями, путем проведения специального курса обучения с выдачей диплома дизайнера. В 1983 году был ликвидирован курс художественного конструирования, введенный в 1960-х годах по постановлению Совмина СССР первоначально в 40 инженерно-технических ВУЗах, а уже в 1970 году он преподавался в 200 инженерно-технических ВУЗах для 45 специальностей (сейчас, для его восстановления необходимо решение некоторых организационных вопросов, никаких непреодолимых трудностей в себе не заключающих).

Нуждается в существенном улучшении система среднего профессионального образования в области дизайна. Численность и квалификация выпускаемых специалистов не соответствует потребностям экономики, причем этот уровень образования, с одной стороны, несет на себе отпечаток художественного прикладничества, а с другой - копирует в редуцированном виде высшее дизайнерское образование, воспроизводя при этом его упомянутые недостатки и не учитывая виды деятельности и специфические функции специалиста среднего звена в дизайнерском коллективе.

Тем не менее, положительным фактором, влияющим на развитие дизайн-образования в нашей стране, следует считать появление сети региональных государственных и негосударственных учебных заведений с факультетами и кафедрами дизайна. Эти учебные заведения смогли привлечь к процессу подготовки будущих дизайнеров новые квалифицированные педагогические кадры из числа практикующих дизайнеров, теоретиков и методологов дизайна.

 

Автор: Елочкин М.Е.