28.08.2011 3067

Самостоятельная работа студентов и творческое развитие личности

 

Проблема развития творческого самостоятельного педагога характерна для всех периодов вузовского образования. Однако направления исследования данного вопроса, интенсивность, глубина и широта различны. Так в концепциях Дж.Дьюи, Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо и др. прослеживается спонтанное проявление самостоятельности и творческой деятельности. В отечественной педагогике проблемы организации творческой самостоятельности волновали Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и др. В дальнейшем происходит торможение в развитии педагогики, вследствие чего мало исследуются вопросы творчества в обучении. Однако, в последующие годы наблюдается подъем интереса к проблемам развития творческой самостоятельной работы в ракурсе усвоения накопленной человечеством культуры, что четко прослеживается в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др., но лишь в последнее время проблема сформировалась в виде специального объекта изучения. Для настоящего времени характерен спрос на творческого самостоятельного педагога, а значит и повышается интерес к формированию и развитию творческой самостоятельности личности в педагогическом процессе.

Для этого в педагогике разрабатывается общая теория творчества - теория становления творческой самостоятельной личности в педагогическом процессе, которая в настоящее время находится в стадии интенсивного развития.

В связи с этим очевидна необходимость уточнения понятия «самостоятельная работа», изучения сущности, определения места самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Выделением типов самостоятельных работ занимались многие дидакты. Прогрессивные педагоги дореволюционной России выдвигали требования о перестройке методов обучения в направлении развития активности, самостоятельности и инициативы учащихся, воспитания их творческого мышления и умений практического характера. Эти требования последовательно осуществляются сейчас в отечественной высшей школе. Значительный вклад в теорию и практику вопроса был привнесен исследователями Б.П.Есиповым, П.И.Пидкасистым, А.В.Усовой и др. Однако и сейчас отсутствует единое определение понятия самостоятельная работа. Так П.И.Пидкасистый определяет ее как «средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью». В связи с этим он выделяет характеристики самостоятельной работы, отмечая что данное средство обучения является «важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности; вырабатывает у обучающегося психологическую уставновку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политехнической информации при решении новых познавательных задач». Данный подход, на наш взгляд, раскрывает не все существенные признаки самостоятельной работы.

Попытки дать определение понятию самостоятельная работа встречаются также и у Р.Б.Срода, понимающего под самостоятельной работой «такую деятельность учащихся, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы». Однако, учащиеся могут не всегда проявлять данные качества в самостоятельной деятельности.

В теории и практике высшей школы встречаются самые разнообразные определения самостоятельной работы. Одни исследователи, отождествляя ее с самостоятельной деятельностью, считают, что самостоятельная работа в структуре учебного процесса в вузе выступает в системе лекционных, практических занятий, лабораторных работ и семинаров, в ходе восприятия и самостоятельного осмысливания студентами сообщаемой преподавателем информации, воспроизведения ее, участия в решении задач, расчетных работах и т. п. Другие самостоятельной работой студентов считают только такую, в ходе которой студент без помощи преподавателя самостоятельно продумывает, анализирует и обобщает учебный материал, проверяет свои выводы и результаты. Наконец, третьи, становясь несколько на формальную позицию, все свое внимание концентрируют на разделении учебной нагрузки студентов на обязательные занятия и внеаудиторную работу, квалифицируя только последнюю как самостоятельную.

В дидактике высшей школы самостоятельная работа студентов рассматривается как основной путь обеспечения творческой активности студентов в учебном процессе. Она развивает у студентов инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение самостоятельно анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, которое и приводит к творческому развитию. Самостоятельная работа служит главным средством превращения полученных знаний в умения и навыки.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа студентов подразумевает «многообразные виды учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного участия учителя» .

2. Продуманная организация самостоятельной работы студентов позволяет решать следующие задачи: развить творческую активность, наблюдательность, логическое мышление; привить культуру умственного и физического труда, учить самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом стремиться к достижению поставленной цели; готовить к совершенствованию в выбранной профессии после окончания вуза, а также данный вид деятельности играет решающую роль в формировании личности будущего специалиста, являясь необходимым условием развития его потенциальных возможностей выполнения творческой деятельности. При этом самостоятельная работа должна обеспечить не только усвоение студентами знаний, но и помочь формированию навыков самостоятельного их приобретения.

3. Изложенные выше исходные позиции в раскрытии сущности самостоятельной работы одновременно служат и обоснованием научных основ классификации типов и видов самостоятельных работ. Основой такой классификации является соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студента, в структуре которой воспроизводящие действия выступают по отношению к творческим, с одной стороны, как основание, а с другой как их следствие. Творчество же вытекает из воспроизводящей деятельности, является развитием последней и в то же время содержит в себе воспроизводящие процессы как одно из своих следствий.

 

Автор: Змиевская Е.В.