28.08.2011 8001

Учебная деловая игра как способ проведения педагогического эксперимента

 

Педагогический эксперимент представляет собой специально организованную деятельность с заранее заданными исследовательскими целями. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его интереса и желания изучать ту или иную проблему, а также от того, какие методы будут использоваться для его проведения. В качестве последних мы предлагаем рассмотреть анкетирование и учебную деловую игру, в качестве примеров традиционного и нетрадиционного способа исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

Метод анкетирования широко используется в педагогических исследованиях: анкета обладает жесткой структурой и состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов, а также охватывает большой круг респондентов. Однако, современное общество нуждается в новом типе педагога с высшим образованием, профессиональная подготовка которого требует овладения навыками исследовательской деятельности. Высшим учебным заведениям необходима обновленная практика обучения с использование методов активного обучения, в нашем исследовании мы говорим об учебных деловых играх. Последние экономят время и силы студентов и преподавателей вузов, способствуют рационализации их труда, рассматриваются как важнейшее средство повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов.

Основной целью нашего эксперимента было выявление отношения студентов педагогического вуза к основным проблемам по организации самостоятельной работы. К обследованию были привлечены студенты следующих факультетов: дошкольной педагогики и психологии, социологии, экономики и права, химического, филологического, факультета начальных классов, причем 90 человек - учащиеся 3-го курса; 76 человек - 4-го курса; 120 человек - 5 курса. Общий объем всей выборки - 286 человек. Предметом анализа были выбраны факультеты, на которых осваиваются методы активного обучения и читается курс «Методология проведения и практика конструирования деловых игр».

Самая большая исходная посылка нашего эксперимента заключается в том, что период обучения в вузе рассматривается нами как важнейших этап профессионального становления педагога, то есть приобретения навыков самостоятельной творческой деятельности, умения организовать самостоятельную работу своих будущих учеников.

С целью удовлетворения задач исследования нами была специально разработана анкета «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов», содержащая прямые и косвенные вопросы и стандартные варианты ответов. Вопросы были составлены таким образом, что отражали основные параметры процесса организации самостоятельной работы, представленные затем в учебной деловой игре.

Респондентами выступали те же студенты и преподаватели, которые принимали участие в учебной деловой игре «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов». Целью явилось выявление осознаваемых опрашиваемыми положительных и отрицательных моментов в процессе организации самостоятельной работы.

На вопрос «Нравится ли Вам самостоятельная работа, предусмотренная в ходе обучения?» были получены следующие ответы:

Скорее нравится / Скорее не нравится

3курс - 68,5% / 31,5%

4 курс - 63,7% / 36,3%

5 курс - 58,4% / 41,6%

Итак, более чем половина студентов довольна организацией самостоятельной работы. Это следует рассматривать как определенный успех высших учебных заведений. Однако все же остается довольно значительная группа студентов, которых пока не удалось по-настоящему вовлечь в интересную для них самостоятельную деятельность.

Данная тенденция наблюдается в той или иной степени на всех курсах. Следовательно, здесь имеет место определенная общая социально-психологическая закономерность. Однако, мы видим, что к 5 курсу наблюдается некоторое процентное снижение в сторону недовольства самостоятельной работой. Возможно, это результат того, что с процессом взросления, как личностного, так и профессионального, происходит некоторое смещение, кроме того, к окончанию вуза студенты приобретают уже собственное представление о том, каким образом они сами будут организовывать творческую самостоятельность своих будущих учеников.

Легко заметить, что вопросы анкеты фактически повторяют системные блоки - составляющие самостоятельной работы студентов педагогических вузов. В ходе обработки результатов анкетирования нами были выделены направления в организации изучаемого вида деятельности, требующие большего или меньшего внимания. Было получено, что наибольшие ожидания связаны с организацией процесса обучения, а наименьшие - с различными способами стимулирования.

Мы использовали анкетирование в своем исследовании как средство первой ориентировки в изучаемом вопросе, а также в связи с тем, что анкетирование является традиционным и общепризнанным методом проведения педагогического эксперимента. При подведении итогов анкетирования использовали математический метод, отмечая частоту даваемых ответов на вопросы. Чтобы компенсировать недостатки анкетирования (полученные материалы не могут дать исследователю представление о многих закономерностях и причинных зависимостях, носят поверхностный характер сведений и др.), мы применили более содержательный в исследовательском плане способ - учебную деловую игру.

Эта область применения деловых игр менее всего изучена, в ней накоплен еще незначительный опыт. Такое положение обусловлено, с одной стороны, недостаточной разработанностью теоретических вопросов применения учебных деловых игр в этих целях, а с другой - чрезвычайной сложностью использования деловых игр как метода педагогического эксперимента. Например, в тех случаях, когда в проведении какого-либо комплексного исследования участвуют ученые различных специальностей, которым бывает очень трудно найти общий язык, преодолеть так называемый коммуникационный разрыв, как иногда определяют это состояние.

В последние годы появились исследования, где учебные деловые игры выступают как метод исследования целостной деятельности [26]. Предметом анализа выступает моделируемая сложноорганизованная и многоуровневая деятельность человека. Обстоятельный методологический анализ различных деловых игр проделал В.М.Розин [168]. Он отмечает, что современные особые деловые игры не ограничиваются целями обучения, а могут быть в перспективе организованы в новую комплексную дисциплину «Теория деловых игр» [168]. В.М.Розин выделяет три основные цели и связанные с ними задачи, которые могут разрешаться в деловых играх:

1. Изменение профессионального сознания участников игры.

2. Исследование в широком смысле тех или иных объектов и систем.

3. Решение профессиональных задач, стоящих в различных областях деятельности.

Все эти задачи учитывались нами при разработке и использовании учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов». В своем исследовании мы попытались использовать данную учебную деловую игру как своеобразный активный метод подготовки выпускников педагогических вузов к самостоятельной работе, так как эта подготовка неизбежно включает в себя исследование в определенной его форме, а также тренинг и обучение.

Неоднократно упоминалось о том, что деловая игра благоприятно влияет на ее участников и способствует ослаблению их внутренней напряженности, повышению их уверенности в себе. Вследствие этого представляется возможным использовать игровое обучение студентов с целью формирования новых форм и способов их профессионального сознания. Кроме того поскольку игровой метод соответствует принципам развивающего обучения, то очевидна его значимость как психолого-педагогического метода активной подготовки специалистов, позволяющего найти достойное место в организации педагогического эксперимента.

И метод анкетирования и учебная деловая игра направлены на его организацию. Однако, учебная деловая игра обладает по нашему мнению рядом преимуществ. Так ее можно рассматривать как моделирование реальной деятельности специалиста в тех или иных специально созданных педагогических ситуациях, что помогает «прожить» исследуемую ситуацию, принять на себя определенную роль, в отличие от анкетирования, позволяющего достаточно формально высказать свое мнение по изучаемому вопросу. Это связано и с тем, что сущность учебной деловой игры заключается в том, что она является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для педагогического труда. То есть учебная деловая игра несет в себе также функции подготовки и адаптации к самостоятельной педагогической деятельности и социальным контактам, в том числе и внутри педагогического коллектива.

Уже само конструирование учебной деловой игры представляет собой творческий акт, несущий в себе отпечаток личности автора. Тогда как составление анкеты требует развития в большей мере логического мышления и аналитических способностей. Однако это не означает, что не нужны адекватные психолого-педагогические представления об учебной деловой игре, вытекающая из них методика конструирования и описания. Наличие такой методики позволит избавить разработчиков от ненужной затраты временных и интеллектуальных усилий на выработку собственного подхода и высвободит время и силы на действительно творческую работу. Это особенно важно, когда речь идет о подготовке студентов педагогических вузов к самостоятельной профессиональной деятельности, поскольку выпускники именно этих вузов в дальнейшем будут сами организовывать самостоятельную работу своих студентов. Следовательно, очевидна необходимость в обучении студентов педагогических специальностей навыкам конструирования учебных деловых игр и методики их применения в самостоятельной работе.

Проведение учебной деловой игры представляет собой развертывание особой игровой деятельности участников, построенное на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику функционирования изучаемой системы. Педагогика является областью, в которой часто нет возможности проверить то или иное суждение объективно, а организация системных исследований представляет собой сложную задачу, не имеющую стандартного решения, рассматривая которую необходимо зафиксировать идеальную и реальную ситуации. В педагогических исследованиях это представляется рядом авторов как создание модели «сущего» и «должного».

Итак, перед коллективом студентов-исследователей стоит задача исследования нового процесса или проблемы. Идеальная ситуация состоит в том, что исследователь имеет представление о том, как решить проблему, какие специалисты ему нужны, а каждый из них знает, что ему необходимо в исследовании поставленной руководителем проблемы. Реальная же ситуация отличается тем, что исследователи лишь приблизительно представляют содержание проблемы. Следовательно, необходима методика, которая обеспечивала бы перевод коллектива из реального в идеальное состояние.

До проведения самого исследования следует провести методологический эксперимент, имитирующий реальную исследовательскую деятельность. Такой эксперимент является учебной деловой игрой, так как служит для проверки и корректировки организационной гипотезы, которую формулируют совместными усилиями руководитель и студенты. В своем исследовании мы использовали анкетирование с целью погружения студентов в исследуемую проблему, а также мы хотели сосредоточить внимание участников эксперимента на тех аспектах организации самостоятельной работы, которые представляются нам наиболее актуальными.

Эксперимент заканчивается тогда, когда получена такая организационная структура, которая достаточно хорошо приближена к идеальному случаю. Только после этого возможно начать реальное исследование.

Успехи и преимущества игрового метода обучения становятся постепенно общепризнанными не на базе объективных критериев, а на основе массового субъективного убеждения преподавателей и студентов в достоинствах метода. Однако использование учебных деловых игр как метода педагогического эксперимента сопряжено с рядом трудностей. Если педагог задумывает провести учебную игру, то, не рассматривая в данном случае трудности по ее разработке, можно сказать, что главное в его распоряжении имеется, то есть собственно игроки. Ими становятся студенты учебной группы.

Вместе с тем, исследователю, молодому специалисту, выпускнику вуза, разработавшему и применяющему игровой эксперимент, совсем не просто организовать необходимый коллектив. Как правило, игру конструирует меньше сотрудников, чем намечено в ней игроков. Следовательно, даже пробные проигрывания разработчику провести крайне сложно.

Кроме того, организатор имитационного эксперимента зачастую не может рассчитывать на постоянный коллектив экспериментаторов, который был бы всегда готов разыграть проектируемую модель и участвовать в анализе итогов, каждый сотрудник, в данном случае студент, работает по своей теме, своему плану и далеко не всегда способен участвовать в игровом эксперименте. То же самое может происходить и в самостоятельной профессиональной деятельности выпускника вуза. Участие в имитационном эксперименте является утомительной работой, требующей затрат умственных и душевных сил. Создание имитационной модели само по себе требует творческого напряжения от своего создателя, способности организовать свою самостоятельную работу с позиций творчества. Процесс же использования уже созданных моделей является сравнительно простым делом. Однако для того, чтобы игровая модель работала и служила целям педагогического эксперимента, сами игроки должны проявлять творческую энергию, так же как и руководство игрой в процессе ее проведения, то есть собственно экспериментирования.

Практика применения игровых имитационных экспериментов еще не выработала достаточного количества методов формирования новых знаний, основанных на результатах их проведения. Современный педагогический эксперимент требует не только человеческих, материальных и временных ресурсов, но и игровой культуры экспериментатора, в которую входят методология постановки задач, технология экспериментирования, методы отбора команд экспериментаторов, способы формирования знаний и т. д.

При проведении игровых имитационных экспериментов трудности связаны и с невозможностью установить объективно, является ли точной имитационная модель, используемая в игре. Это связано с тем, что модель часто отражает проектируемую действительность, и непосредственное сравнение протекания процессов в модели и в реальности невозможно. Целесообразно конструировать модель таким образом, чтобы ее можно было настроить и на моделирование существующей реальности, и на моделирование проектируемого педагогического процесса. Если модель хорошо отображает реальность, то естественно считать, что она правдиво отражает проектируемую действительность.

Конструирование игровой имитационной модели и проведение эксперимента методом учебной деловой игры можно рассматривать как специфическую форму коллективной деятельности по исследованию психолого-педагогических проблем, принятию решений, проектированию систем и так далее. Игровой эксперимент в определенной степени является специально организованной экспертизой, где экспертами выступают участники игры. Особенностью проведения исследовательских деловых игр является то, что игрокам отводится активная позиция изучения моделируемой системы изнутри. Их экспертная деятельность разворачивается на общем фоне явлений, которые возникают в процессе функционирования игрового объекта. Знания и опыт, которыми владеют участники игры до ее начала, дополняются опытом, приобретенным ими совместно в ходе игрового эксперимента. На этой базе рождаются предпосылки для возникновения нового знания, истинность которого подтверждается результатами игрового эксперимента. Этот эксперимент может стать важным этапом в достижении конечной цели -обоснования нового знания на практике.

Моделируемая система представляется в игре в виде совокупности компонентов, часть из которых реализуется в виде ролей, принимаемых на себя игроками. С одной стороны структура игровой модели отображает структуру реального объекта, а с другой - каждый компонент модели правдоподобно отображает соответствующий компонент прототипа. Если между компонентами модели установлены связи, правдоподобно отображающие связи между компонентами прототипа, то можно считать, что функционирование модели, то есть проведение имитационной игры, правдоподобно отображает функционирование прототипа. Если студенты видят в ходе игры правдоподобное отображение моделируемого объекта, то они верят в те выводы, которые ими получены. Таким образом, в ходе проведения игровых экспериментов первоначальные представления разработчиков либо принимаются, либо подвергаются сомнению.

Свойства игры как инструмента познания дают основание надеяться, что игровая имитация может служить более эффективной платформой для координации познавательной деятельности, чем традиционные коллективные суждения, получаемые в ходе анкетирования.

Итак, учебная деловая игра представляет средство для генерации нового знания, которое само рождается в среде ее участников. Существующие методологические трудности применения метода учебная деловых игр не означают, что игровое моделирование бесперспективно для получения нового знания. Они лишь означают, что пока учебная деловая игра как способ проведения эксперимента еще развивается, процессы включения игр в исследования продолжаются. Необходимо переходить от использования отдельных игр в обучении к внедрению комплексов игр, охватывающих большие разделы учебного плана. Следует также привлечь внимание студентов педагогических специальностей к участию в играх, разработанных в сфере педагогики, в рамках которой они собираются самостоятельно работать.

Обучение в педагогическом вузе предполагает обязательное повышение грамотности специалистов в области обработки данных, полученных в результате педагогических исследований, и умение на основе полученных достоверных данных делать обоснованные заключения. С этой целью студентам предлагается использовать учебные деловые игры, которые позволяют не только разработать исследуемую проблему с теоретических позиций, но и проанализировать способы ее решения, благодаря присущим данному методу особенностям.

Процессы преобразования и интенсивное проникновение методов игрового обучения в сферу образования и педагогическую науку дают возможность специалистам выбирать и использовать в своей деятельности не только предлагаемые программы, но и создавать собственные авторские программы и применять на практике разнообразные методы, средства и формы обучения, искать эффективные пути оптимизации учебного процесса. В связи с этим следует отметить актуальность подготовки педагогов-исследователей, владеющих знаниями в области обработки результатов исследования с помощью учебных деловых игр.

Еще одним достоинством учебной деловой игры как способа проведения эксперимента является то, что игра представляет собой не только форму организации обучения, но и способ моделирования будущей самостоятельной профессиональной деятельности, которое в свою очередь предполагает самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и активное решение учебных задач, вытекающих из формулировки проблемы. На основе сформулированных теоретических положений, зависимостей и гипотез в соответствии с выбранными целями исследования и конструируется деловая игра. Она должна быть по возможности простой, чтобы обеспечить обозримость эксперимента, но и достаточно сложной, чтобы обеспечить необходимый уровень соответствия результатов эксперимента реальной действительности. Конечно, проверка гипотез в учебной деловой игре не может служить бесспорным доказательством истины, однако позволяет обработать результаты исследования, ограничить множество гипотез или построить новые.

При создании учебной деловой игры для проведения и последующего анализа научных исследований необходимо четко зафиксировать все ее упрощения по отношению к реальности, что позволит в дальнейшем планомерно изменять игровую модель для проверки усложненных гипотез или новых теоретических положений. Тогда как в случае с анкетированием мы не имеем возможности использовать данный метод аналогичным образом.

Говоря о проведении педагогического эксперимента, мы считаем необходимым остановиться на группах методов исследования функционирования систем, в данном случае, педагогических. Различают следующие группы методов исследования: экспертные, аналитические и экспериментальные. Наиболее полно комбинированное использование трех данных методов исследования проявляется в учебных деловых играх. Коротко остановимся на каждом:

1. Экспертные методы основываются на знаниях, интуиции, опыте и дают достаточно богатую и цельную характеристику исследуемых объектов. Привлечением профессионалов к деловой игре в качестве игроков и экспертов, моделирующих реакцию среды на принимаемые решения, активно используется потенциал экспертного метода.

2. Аналитические методы характеризуются глубоким и скрупулезным исследованием отдельных частей и сторон объекта исследования. С помощью аналитического метода конструируется учебная деловая игра во всех ее частях: модель системы, модель среды, экспериментальная ситуация и др. При таком конструировании разработчики игры, анализируя большой фактический материал, выделяют наиболее важные элементы и факторы в исследуемой системе, выявляют связи между ними, формулируют гипотезы и теоретические положения по поводу исследуемых явлений.

3. Экспериментальные же методы характеризуются целенаправленным воздействием на предмет изучения. Экспериментальный характер учебных деловых игр определяется тем, что сжатый масштаб времени позволяет многократно воспроизвести функционирование организации. Это дает возможность экспериментально проверять новые гипотезы и предложения по изучаемой проблеме.

Мы считаем, что эксперименты для исследования педагогических объектов могут иметь ограниченное значение, во-первых, потому, что весьма трудно выделить интересующий объект из общей педагогической системы, воздействующей на его функционирование, а, во-вторых, проведение эксперимента и анализ его результатов путем применения учебных деловых игр в ряде случаев вообще невозможно в желательном объеме.

Таким образом, у нас есть основания утверждать, что учебные деловые игры являются не разновидностью экспериментальных методов, но средством синтеза достоинств всех методов исследования. Каждая учебная деловая игра может включать как свои органически присущие ей элементы и экспертные оценки, так и аналитические исследования, и, конечно, эксперимент в широком смысле этого слова. А также учебные деловые игры являются средством изучения и анализа изучаемого процесса. Это изучение и анализ могут осуществляться со следующими целями:

1. В рамках обучения (изучение функционирования образовательных учреждений с учебной целью в педагогических вузах).

2. Для принятия решений (изучение функционирования организаций сферы образования руководителями и специалистами для выработки педагогически верных решений).

3. Для проектирования (изучение функционирования действующих и создаваемых учреждений в проектных целях).

4. Для проведения исследований (изучение функционирования образовательных учреждений, механизмов внутреннего функционирования в научных целях).

Очевидно, учебная деловая игра - весьма сложная вещь, ее реализация требует огромной предварительной подготовки. Не менее важна техника и технология проведения игры, а также анализ и оценка полученных результатов, для чего и создают игру. По трудозатратам деловые игры эквивалентны разработке и реализации автоматизированных средств управления. Более того, применение методов игрового обучения требует высокого мастерства со стороны организатора. Вместе с тем учебная деловая игра позволяет студенту также попробовать себя в качестве будущего специалиста. И с этой позиции моделирование самостоятельной работы в учебном процессе вуза можно считать желательным, позволяющим связать учебный процесс с практикой. В этом состоит еще одно ее преимущество перед методом анкетирования.

В процессе учебной деловой игры должно иметь место коллективное творчество всех участников, в том числе и игроков. Их роль не должна быть пассивной. Именно игроки во взаимодействии с другими участниками игры должны внести существенный вклад в решение поставленной исследовательской задачи.

Применение учебных деловых игр в научно-исследовательских целях, если и не приведет к каким-либо научным открытиям, то позволит: проверить те или иные гипотезы в условиях учебного эксперимента; организовать взаимодействие специалистов в междисциплинарных исследованиях в рамках педагогических наук; попытаться построить новые методологические концепции.

 

Автор: Змиевская Е.В.