16.09.2011 42458

Понятие «политическая система современного российского общества»

 

Общество - это многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей. Так, определённую сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат, прежде всего, отношения собственности. Выделяют также духовную жизнь общества, то есть производство и распределение духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, обычаи, традиции, книги, произведения искусства и так далее.

Самостоятельную сферу составляют политическая система общества. Политическая система связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных государственных органов управления и принуждения. Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы.

В силу того, что государство является сложным динамичным социальными явлением, в юридической науке постоянно существует проблема уточнения понятия «политическая система».

Современную политическую систему в России во многом характеризуют черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России преждевременно.

В первую очередь это касается вопроса подбора и расстановки кадров. «По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции».Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего, в её институциональной подсистеме заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов, наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов, а сама законодательная власть на уровне федерации не имеет единого главы.

В России фактически установилась авторитарная политическая система, которая характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является Президент России и его Администрация, Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, фиксированной многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации. Причём сами субъекты находятся в неравном положении, если сравнить республики и края, области.

В этих условиях многое зависит от субъективных особенностей Президента России и глав субъектов федерации. Их воля, по сути, во многом определяет развитие событий, закрепляется в законодательстве.

Одной из примечательных особенностей российской политической системы является искусственное усиление роли политических партий. Об этом свидетельствуют поправки к избирательному законодательству 2005 года. По признанию председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.Л. Вешнякова руководство России проводит последовательно политику на повышение роли политических партий в избирательном процессе. Ныне государство увеличит средства в их финансирования, что будет способствовать достижению программных целей политических партий» усилению их конкурентоспособности, «Не политической конкуренции, - отметил А.А. Вешняков, - значит, не будет никакого развития нашего государства, так же, как и не будет конкуренции экономической, не будет и экономического развития государства». Эта особенность свидетельствуют о противоречии между политической структурой и её культурным основанием. Дело в том, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялось быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Новые институты не находят поддержки в обществе, поскольку в нём ещё господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения, но самое главное - они не сделали жизнь народа лучше. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы). Более того, печальные итоги многих реформ эпохи 1990-годов в подавляющей массе населения России породили негативное отношение к либерализму и его ценностям. В начале XXI века российская политическая система ещё не сформировала своё культурное основание в виде призванных в обществе и закреплённых в Конституции РФ либеральных принципов и норм, её возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность ограничены. Поэтому политическая система в России в настоящее время противоречива, существует угроза её дезинтеграции и распада. То есть угроза того, что произошло в Украине в конце 2004 года, весной 2005 года в Киргизии.

Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Современной политической системе России свойственны черты олигархичности. Это касается, прежде всего, процесса принятия решений, законов, в которых, по сути, выражена воля главы государства.

Недостатком политической системы России ещё в том, что она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов (например, можно назвать манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату, на события в ЮФО и т. д.).

Однако следует признать, что реформирование политической системы -процесс всегда сложный и длительный, сопряжённый с временными неудачами и просчётами.

Сам этот факт отражал нарастающее понимание системного характера политики. По - видимому, несмотря на успехи в развитии политической науки, нет устоявшегося, общепринятого подхода к трактовке и применению самого понятия «политическая система». Многие отечественные политологи считают, в частности, политическую систему общества понятием более широким, которое аккумулирует как политические институты и отношения, складывающиеся, прежде всего в (виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация общества представляет собой преимущественнее институционную характеристику политической системы.

Другие учёные придерживаются мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества. Наличие столь разных, даже противоположных позиций свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки проблемы политической системы общества и связанных с ней вопросов.

Чаще всего выделяют следующие особенности политической системы:

 1. связь с государственной властью;

2. отражение в ней происходящих в обществе политических процессов, в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;

3. управляющее и регулирующее назначение, то есть управление делами общества, выражение интересов существующих групп, слоев населения;

4. регулирование её деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.

Причём политическая система общества представляет собой всего лишь одну из частей совокупной общественной системы и в реальной жизни взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима, социально - политических отношений (стабильные или нет), (конфликтные либо консенсуальные), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), исторической и национальной традиций уклада политической жизни (политически активное либо пассивное население, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями).

Политическая система общества определяется как система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство. Политическая система общества - это совокупность отношений в системе государственных и негосударственных социальных институтов конкретного классового общества, осуществляющих определённые политические функции. Оценивая различные мнения можно сделать вывод о том, что политическая система включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер неинституциональных политических отношений. Политическая система - это сложный, динамичный механизм интегрирования выражения интересов различных социальных групп посредством политики и власти, обеспечивающий управление делами всего общества. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике, взаимосвязь граждан и государства. Под структурой политической системы понимается способ связи её элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

Политическая система, как целостность, состоит из подсистем, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти, У разных исследователей количество таких подсистем (элементов) неодинаково. Однако, если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то следует согласиться с теми авторами, которые выделяют 5 подсистем:

1. институциональную (организационный);

2. нормативную (регулятивный);

3. функциональную;

4. культурную;

5. коммуникативную подсистемы.

В структуру институциональной подсистемы обычно включают в себя:

1. Собственно политические организации к числу которых относят государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности -овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

2. Несобственно-политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, в других сферах жизни общества - экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы. Тем не менее, они оказывают определённое политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

3. Организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами, (то есть носителями) политической власти. Однако в последнее время количество институтов политической системы пытаются расширить.

Значительное место в структуре политической системы занимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьёзное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. Это позволило назвать СМИ четвёртой властью наряду с законодательной, исполнительной, судебной. СМИ стали по существу самостоятельной сферой политической деятельности, а государство, в свою очередь, без СМИ практически не может влиять на протекающие в стране общественные процессы.

В составе политической системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например, управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения-Органы местного самоуправления могут принимать решения и нормативные акты и несут ответственность перед населением за результаты своей деятельности, а также перед государством в случае нарушения конституции или иных законодательных актов- Государство устанавливает правовые, организационные, экономические и иные гарантии местного самоуправления. В частности, органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту от произвола государственной власти, а также на возмещение ущерба, причинённого местному самоуправлению.

В качестве компонента политической системы, возможно, выделить также органы социального партнёрства, которые могут создаваться на различных уровнях (федеральном, в субъектах Федерации, отраслевом и уровне отдельной организации) для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе социально - трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора и соглашения, для устранения разногласий, участия работников в управлении организацией. При этом представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации и ликвидации организации, изменения условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации работников.

По мнению профессора Сырых В.М., в политическую систему входят запрещённые ассоциации фашистского характера. Он также включает в состав политической системы преступные сообщества на том основании, что они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть. Учёный считает их самостоятельным компонентом политической системы. В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют: правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание; корпоративные нормы политического характера; политические традиции и политические обычаи; правила политической этики.

Характеризуя каждый из элементов нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. Важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы.

Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, то есть необязательный характер.

Важную часть корпоративных норм составляют религиозные нормы. Религия как особая форма общественного сознания воздействует не только на отношении при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воздействуют на поведение людей особыми механизмами.

Политические обычаи и традиции являются одной из разновидностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций - принцип разделения властей, многопартийность. В юридической литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством, В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично.

Профессор Марченко М.Н., разграничивая традиции и обычаи, указывает, что традиции охватывают главные, существенные политические отношения, но не предусматривают детальной их регламентации, характерной для политических обычаев. Правила политической этики содержат определённые требования к участникам политических отношений и процессов. Они служат определённым дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.

На протяжении истории государственно-организованного общества существовало и существует великое множество политических систем.

Исследователи классифицируют политические системы по различным основаниям.

С точки зрения формационного подхода к истории развития государства, можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества, В данном случае в основу классификации политических систем положен классовый принцип, то есть представление о том, интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Исходя из характера взаимоотношений политических систем с внешней средой, выделяют закрытые и открытые политические системы. Закрытые имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть ресурсы развития находятся внутри самой системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Общепризнанной в западной политологии является классификация политических систем, разработанная американским учёным Г. Алмондом. В качестве основания классификации здесь выступает тип политической культуры и разделения политических ролей между участниками политического процесса, В зависимости от названных критериев Г. Алмонд выделил четыре типа современных политических систем: англо - американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную или частично индустриальную, тоталитарную. Политическая система англо - американского типа (США, Великобритания) характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, политическими партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей (собственности, свободы, безопасности).

Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Италия) характеризуется расколостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, присущих различным классам, этносам, группам. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа - либеральные ценности.

Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многие страны Азии, Африки) имеют смешанную политическую культуру, В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Для данного типа политической системы свойственен авторитаризм, концентрация власти и влияния узкого круга лиц. Политическая система тоталитарного типа функционировала на основе приоритете классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них была сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока. Наиболее распространённой классификацией является такая, в основу которой положен политико-правовой режим. Дело в том, что политико-правовой режим не только представляет собой способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимодействия личности, власти и общества. По этому критерию выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, сё сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определённой идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером.

Авторитарная политическая система отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. При этом допускается весьма ограниченная многопартийность.

Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Её характеризует подлинный политический плюрализм.

Политические системы отличаются значительным многообразием. Это разнообразие предопределяется во многом особенностями той социальной среды, интересы которой они представляют и выражают. Так, в литературе различают распределительные, рыночные и смешанные политические системы. Распределительные системы характеризуются гиперболизацией роли государства во всех сферах общественной жизни. Весь процесс создания и распределения созданного национального продукта находится в его ведении. В таких условиях правящая партия фактически сливается с государством. Под её жёстким контролем находятся все иные общественные организации и движения. Признаётся только государственная идеология, поддерживаются только государственное образование, здравоохранение. Даже религия находится под контролем государства.

В то же время в некоторых странах (Иран, а ранее и в Ираке) религиозные организации сливаются с государством и занимают доминирующее положение в обществе.

Господствующее положение в такой системе занимают политическая элита и чиновничество, так как, занимаясь распределением материальных и духовных благ, они превращаются в распорядителей, демагогически прикрывающихся рассуждениями о благе народа.

Распределительные системы конфликтны, неустойчивы и малоэффективны, так как на фоне уравнительного распределения благ сковывают инициативу и творческий потенциал граждан.

В рыночных экономических системах, основанные на идеологии свободного предпринимательства и товарно-денежном распределении материальных и духовных благ, государства обеспечивают координацию деятельности различных субъектов, не вмешиваясь в производственные действия. Допускается плюрализм и местное самоуправление.

Положение человека в таких системах определяется его капиталом и предприимчивостью. Законодательно устанавливается приоритет прав и свобод личности над правами коллектива и общества в целом. Рыночные системы тоже конфликтны и несправедливы. Но они довольно устойчивы и эффективны, так как позволяют проявить творческий потенциал и инициативу каждому, кто на это способен.

Смешанные (конвергенционные) системы объединяют особенности рыночных и распределительных систем. Однако они неустойчивы и противоречивы, так как часто соединяют несоединимое.

Поэтому такие системы возникают в переходные периоды развития государственности и носят временный характер. Исторический опыт показывает, что постепенно они переходят либо в рыночную, либо в распределительную системы.

Вне зависимости от характера политической системы и от особенностей взаимоотношений с политическими партиями, профсоюзами, коммерческими, религиозными и иными организациями, а также органами местного самоуправления, государство, законодательно закрепляя их правовое положение, остаётся основной управляющей системой общества.

Своим существованием государство сглаживает противоречия между различными социальными группами, переводя политическую борьбу в цивилизованное русло и направляя её на конструктивное решение как классовых, так и общесоциальных задач, обеспечивая порядок и целостность общественной системы.

Кроме того, его управленческая и непосредственно производительная деятельность усиливается благодаря: политике социального партнёрства, выражающейся в сотрудничестве с различными негосудартсвенными организациями (коммерческими, профсоюзными, религиозными). Уровень таких взаимоотношений является показателем демократичности государственной власти.

Для эффективного управления общественной жизнью государству предоставляется возможность распоряжаться природными, человеческими и иными ресурсами, имеющими общенациональное значение, формировать и использовать право для регулирования наиболее значимых отношений. Итак, политические системы можно классифицировать по общественно-экономическим формациям на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические. По культурам политические системы могут быть европейскими, восточными и т.д. По государственному режиму можно выделить демократические и антидемократические политические системы. На основании изложенных характеристик можно определить понятие «политическая система российского общества».

Политическая система российского общества - совокупность политических отношений и политических институтов, в которых осуществляется политическая жизнь общества, обусловленная экономическими, культурными, субъективными факторами, не учитывающая проблемы глобализации и геополитических условий развития России.

Политическая система современного российского общества отказалась от прежних нравственных оснований и не сформировала новых в виде признанных в обществе и закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов и норм, а её возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность - отсутствуют, что может привести к её дезинтеграции и распаду. В правовом социальном государстве вся политическая система в идеале должна обеспечивать повышение уровня и качества жизни граждан, развивать институты гражданского общества. В связи с этим необходимо выяснить и то, как влияют профсоюзы на политические события современной России.

Для выявления путей совершенствования её политической системы необходимо выяснить её функции.

Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении её жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункция.

Исходя из наиболее общепризнанных классификаций функций политической системы, предложенной современными американскими исследователями Г. Алмондом и Дж. Пауэллом можно выделить следующие функции политикой системы:

1. Функция политической социализации.

2. Функция политикой адаптации.

3. Функция реагирования.

4. Экстракционная функция.

5. Дистрибутивная (распределительная) функция.

6. Регулирующая функция.

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живёт. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к, институтам власти, правопорядку, обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

Стабильность политической системы достигается тогда, когда её жизнедеятельность базируется на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Жизнедеятельность системы обеспечивается её способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, её возможностям. Функция политической адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования, то есть подготовки и отбора субъектов государственной власти, способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем политической жизни и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С её помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может стимулировать формирование «критической массы», способной привести к распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать па возникающие требования при наличии у неё ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней среды. Данная функция называется экстракционная.

Полученные ресурсы экономики, природной среды необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной (распределительной) функции.

Политическая система оказывает влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп с помощью правовых предписаний. Управленческие действия политической системы составляют содержание её регулирующей функции. Нарушители подвергаются политической и юридической ответственности.

Политическая система взаимодействует с другими подсистемами общества: экономической, культурной, социальной, экономической, а также с международной (то есть с другими государствами). Целью этого взаимодействия является аккумуляция политической системой ресурсов, которые она извлекает из внешней среды, и властное распределение их для достижения общезначимых целей.

Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики.

Таким образом, политическая система находится в отношениях устойчивой взаимозависимости с внешней средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия при условии, что она способна саморегулироваться. При этом политические процессы оказываются процессами преобразования информации. Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система производит в обществе изменения и одновременно поддерживает в нём стабильность.

Политическая система российского общества во всём многообразии её связей и зависимостей пока что находится в стадии становления и не в полной мере соответствует своему назначению как организационной формы, призванной обеспечивать неукоснительную реализацию прав и свобод граждан российского общества, характерных для правового и социального государства. Этому мешают, во - первых, недостаточный опыт деятельности всех компонентов политической системы; во- вторых, невысокая политическая и правовая культура граждан российского общества, и, в - третьих, отсутствие законодательной базы, обеспечивающей надлежащее регулирование политических отношений, а также неспособность государства покончить с организованной преступностью, оказывающими негативное воздействие на политический климат страны.

Преодоление названных и некоторых других недостатков, присущих политической системе общества, составляет основную задачу её дальнейшего развития как необходимого этапа на пути построения правового государства и создания такого политического режима, при котором каждый гражданин мог бы беспрепятственно реализовывать свои права, не нарушая прав других граждан и общества в целом. При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политикой системы российского общества: 1. совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы; 2. принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения; 3. расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства; 4. укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы общества.

В процессе совершенствования законодательства надлежит преодолеть пробелы и ликвидировать противоречия, присущие действующим федеральным законам и иным нормативно - правовым актам, принятым по вопросам организации и деятельности общественных организаций и иных институтов политической системы России.

В качестве первоочередной меры в этом направлении предстоит внести изменения в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., принять федеральный закон о трудовых коллективах, который позволил бы закрепить правовой статус этих важнейших субъектов политических отношений и обеспечить их активное участие в делах общества и государства. С учётом практики действия федеральных законов об общественных организациях и о некоммерческих организациях необходимо устранить противоречия между ними и ГК РФ, закрепив действенные правовые средства, препятствующие возникновению ситуаций, когда общественная организация превращается в ширму для ординарной коммерческой организации.

Повышение уровня политического и правового сознания населения РФ является необходимым условием эффективного действия всей политической системы, ориентированной на максимально полную реализацию политических прав и свобод каждого человека, его активное участие в делах государства и общества. Эта задача не может решиться быстро, а требует длительного времени, в течение которого население России должно не только получать основы политических и правовых знаний, но и на собственном опыте убедиться в полезности и необходимости активного участия в политической и правовой жизни страны, научиться грамотно использовать свои политические права и свободы. Многое здесь зависит и от власти, которая должна добиться уважения и доверия со стороны народа России.

Для осуществления действенной и целенаправленной деятельности государства, его органов и учреждений по политическому просвещению населения, надлежащему финансированию этой деятельности федеральным исполнительным органам государства надлежит принять специальную целевую программу, определив в ней как конкретные меры, так и непосредственных исполнителей. Особый упор должен быть сделан на вовлечение в деятельность по политическому просвещению населения средств массовой информации -прессы, радио, телевидения, а также образовательных учреждений.

Политически грамотное население, несомненно, проявит значительно больший интерес к деятельности политических партий и общественных организаций, в чем оно проявляет его в настоящее время. Однако политическим партиям и общественным организациям следует также значительно активизировать свою связь с населением, постоянно и последовательно проводить работу по вовлечению граждан в свои ряды. Без постоянной и прочной связи с населением, не имея твёрдой опоры в массах, ни одна политическая партия не может рассчитывать на сколько - нибудь значимые результаты в борьбе за места в представительных органах государства и иные успехи в политической борьбе и другими партиями и общественными организациями. Они, как и государство должны добиваться уважения в обществе, выполняя свои обещания, данные народу. После изменений в избирательном законодательстве, предусматривающих финансовую поддержку политическим партиям со стороны государства роль политических партий в политической системе возрастет.

Решающее значение в деле совершенствования политической системы России имеет деятельность государства по укреплению законности в сфере политических отношений. Без решения этой проблемы и создания прочного правопорядка в стране все иные меры в этой сфере не приведут к ожидаемым результатам. Необходимо, прежде всего, минимизировать деятельность организованной преступности, устранить её негативное влияние на политический климат страны. Задача правового государства состоит не только в том, чтобы ему самому не допускать нарушений прав и свобод граждан, не устанавливать легального террора и насилия, но и в том, чтобы своевременно пресекать подобные действия со стороны той части общества, которая в своих узкоэгоистичных целях использует террор и насилие. Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями и преступлениями (в первую очередь с коррупцией), совершаемыми государственными чиновниками.

Дело не только в том, что без решения этой проблемы нельзя будет сколько - нибудь успешно бороться с организованной преступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собственные законы, никогда не сможет построить правовое и социальное государство и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сделать его активным проводником своей политики. Об этом говорил и Президент РФ В.В. Путин 25 апреля 2005 года, выступая перед Федеральным Собранием с ежегодным Посланием. «Многим чиновникам кажется, что так будет всегда. Должен их огорчить, В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии».

Россия должна развиваться как свободное и демократическое государство. Безусловно, это предполагает усиление роли гражданского общества, его институтов и в первую очередь профсоюзов. Было бы правильно, если членами создаваемой общественной палаты были и представители профсоюзов. Они также могли бы участвовать в работе суда присяжных, в общественных палатах субъектов Федерации.

Совершенствование политической системы российского общества невозможно без формирования политических институтов, действующих на основе принципов законности и морали, способствующих построению справедливого гражданского общества. Участие членов профсоюзов в создаваемых общественных палатах и других структурах способствовало бы построению справедливого гражданского общества в России.

 

Автор: Костина Н.И.