19.09.2011 3525

Тенденции развития государства и профсоюзов в пореформенной России

 

Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнажавший социально - экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально - трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально -партнёрских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекций труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Защитная функция профсоюзов: - обязанность, круг деятельности, назначение, роль профсоюзов. Необходимой и важной предпосылкой эффективного выполнения профсоюзами собственной роли является максимально чёткое определение круга функций каждого звена и института профсоюзов, преодоление неопределённости в их обязанностях.

Среди обязанностей, несомненно, самым главным, самым «святым» делом профсоюзов следует признать выполнение ими функции защиты законных интересов и прав трудящихся, понимаемой в самом широком смысле, то есть включающей в себя деятельность как по охране прав и недопущению административного произвола в отношении трудящихся, так и улучшению условий их труда и быта, по решению разнообразных социальных проблем. До последнего времени при всей значимости этой функции она всё- таки, как правило, упоминалась на втором месте, а на первом должна стоять забота о производстве, задача «мобилизации» усилий трудящихся в борьбе за улучшение производственных результатов. Для профсоюзов интересы трудящихся должны быть всегда на первом плане. В этом, собственно, и состоит основной смысл их существования и деятельности. Они исторически возникли как организация, призванная защищать интересы наёмных работников, прежде всего рабочих, и прежде всего интересы, связанные с их трудовой деятельностью. Исторически опыт пока не породил другой массовой неполитической организации трудящихся, более чем профсоюзы, нацеленной именно на защиту интересов трудящихся. Функции представительства работников прямо закреплены в статье 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнёрстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в статье 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально- трудовых прав и интересов работников» и в статье 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально - экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Вся правозащитная деятельность профсоюзов ориентирована на достижение определённых законодательством главных целей профессиональных союзов - представительство и защиту социально - трудовых прав и интересов граждан. На рубеже 80-90 годов прошлого века с началом проведения кардинальных реформ государство фактически отказалось от административной поддержки профсоюзов, предоставив им право самостоятельно, опираясь лишь на собственные возможности и результаты работы, доказывать необходимость существования профсоюзов, эффективность их деятельности и степень влияния на гражданское общество.

Особенность и преимущество профсоюзов заключаются в том, что, будучи по существу общественными организациями, они занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Осуществляя свою деятельность непосредственно в трудовом коллективе, профсоюзные работники в отличие от других органов имеют возможность быть очевидцами нарушений прав работников на рабочем месте, что позволяет оперативно фиксировать нарушение, проводить переговоры с работодателем, разъяснить работникам их права, принять меры к устранению нарушения.

Федеральным законом от 12 января 1996 года №10- ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и положениями Трудового кодекса РФ законодатель в числе иных общественных объединений подчеркнул особый статус профессиональных союзов, предоставив им множество полномочий. Следует признать, что права, отражённые в названном законе, имеют весьма концептуальный характер, чтобы понять реальную роль профсоюзов в обществе, необходимо обратить внимание на реализацию предоставленных прав на практике.

В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2003 года профсоюзы были наделены законодательством достаточно широкими полномочиями. Государством отводилась профессиональным союзам важнейшая роль как институту защиты и представительства граждан в гражданском судопроизводстве, в том числе при рассмотрении споров, возникших по поводу трудовых правоотношений.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2003 года не содержит упоминания о профсоюзах, в нём не фигурирует даже термин «профсоюз». Поэтому профсоюзы в настоящее время отстаивают нарушенные права и интересы работников на общих основаниях, то есть имеют возможность осуществлять правозащитные функции только по доверенности работника.

Одним из магистральных направлений деятельности профсоюзов всех уровней, от территориальных организаций до ФНПР, является нормотворческая деятельность, а именно участие в разработке и обсуждении проектов правовых актов либо непосредственное внесение на рассмотрение законодательных органов проектов законов, иных нормативных правовых актов, разработанных специалистами профсоюзов.

Несомненная заслуга ФНПР и её членских организаций состоит в том, что в результате длительных дискуссий, жёсткой и бескомпромиссной позиции профсоюзов был, в конечном счете, был принят Трудовой кодекс РФ с учётом мнения профсоюзов. В настоящее время работает согласительная комиссия по внесению в него новых поправок.

Только в течение 2003 года Краснодарским краевым советом профессиональных союзов разработаны и направлены предложения в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально -трудовых отношений по проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в Государственную Думу Федерального Собрания РФ подготовлены поправки в проекты ФЗ «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», «О внесении изменений в статьи 2и 5 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», «Об оплате труда работников бюджетных организаций», «О минимальном уровне почасовой оплаты труда работников внебюджетной сферы», «О потребительской корзине», «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, предложения в перечисленные законопроекты переданы депутатам Государственной Думы от Краснодарского края.

Творческий подход к развитию гражданского общества ФНПР проявила при разработке Концепции социального государства Российской Федерации, Статья 7 Конституции РФ отразила положение о том, что Российская Федерация признаётся социальным государством, но чёткого и полного понимания социального государства сформулировать не удавалось. Творческим коллективом учёных и специалистов заинтересованных министерств, авторитетных образовательных учреждений, ФНПР, других известных организаций на заседании круглого стола 19 ноября 2002 года принята и впоследствии направлена Президенту РФ, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, профсоюзам и предпринимателям Концепция социального государства Российской Федерации.

Юристы профсоюзов работают в тесном контакте с органами прокуратуры, Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае, В течение 2003 года специалистами территориальных организаций отраслевых профсоюзов и аппарата крайсовпрофа проведены проверки соблюдения трудового законодательства в 1735 организациях, по итогам которых в соответствующих представлениях изложены 2039 требований об устранении нарушений правовых актов. Фактически работодатели были вынуждены выполнить 1816 требований. В результате жёсткой позиции профсоюзных работников 24 руководителя привлечены в 2003 году к дисциплинарной ответственности, из которых для 10 руководителей нарушения прав работников привели к утрате руководящей должности, В отношении 25 должностных лиц подготовлены и направлены материалы в Государственную инспекцию труда по Краснодарскому краю для привлечения к административной ответственности, в результате чего 20 руководителей фактически были привлечены.

В современных условиях эффективность защиты работников от произвола работодателей в решающей степени зависит от того, насколько квалифицированно профсоюзные кадры способны оценить конфликт с правовой точки зрения, в связи, с чем возрастают требования к профессиональному уровню. Если в 2002 году практически не отмечались случаи, когда профсоюзные работники оказывали консультационную помощь в случаях приостановки работы в порядке статьи 142 Трудового кодекса РФ, то за 2003 год отмечен 841 случай оказания такого рода помощи.

Правовыми инспекторами оказана помощь при подготовке 694 исковых заявлений в суд. Следует отметить, что профсоюзные правовые инспекторы оказывают воздействие на формирование судебной практики. Реформа пенсионного законодательства породила всплеск конфликтов граждан с органами Пенсионного фонда РФ при назначении пенсии. Подобные ситуации особенно характерны для педагогов и работников здравоохранения, а также работников, работающих во вредных и опасных условиях труда. По инициативе и при непосредственной поддержке краевых и районных территориальных организаций отраслевых профсоюзов подавляющее большинство подобных споров разрешается в судебном порядке в пользу работников. Особенно эффективно в этой сфере оказывают помощь гражданам организации профсоюзов работников народного образования и науки, работников здравоохранения. Заслугой правовых инспекторов является в первую очередь то, что именно они одними из первых в крае в массовом порядке разрабатывали исковые заявления, представляли интересы работников непосредственно в судах, и в настоящее время их практика распространяется широко среди лиц, чьи права, как они считают, нарушены при назначении пенсий. Только в 2003 году профсоюзные работники представляли в судах интересы 342 человек. Однако в 2001-2005 годах профсоюзы от экономических требований стали переходить к политическим, требуя отставки отдельных министров и даже правительства.

Но в целом в период реформ профсоюзы продемонстрировали свою слабость и не способность неэффективно защищать права граждан, оперативно и квалифицировано реагировать на изменения в обществе, во-первых, в силу их малочисленности, сокращения членов профсоюзов, отсутствие этих организаций во многих коммерческих структурах, а также в силу их разобщённости во всероссийском масштабе. В 2004-2005 годах в акциях протеста профсоюзы от экономических требований всё чаще переходят к политическим.

 

Автор: Костина Н.И.